ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.11.2019

Просмотров: 3892

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

нические сады («аптекарские огороды»). 

Клинические дисциплины преподавались в госпитальных отделениях, 

первостепенным считалось обучение хирургии. В курс внутренних болезней 

входило ознакомление учеников с инфекционными, кожно-венерическими и 

детскими болезнями. С 1763 г. было введено изучение акушерства. Старший 

и младшие доктора госпиталя вели лекционные курсы по терапии, 

фармакологии и анатомии, главный лекарь читал курс хирургии, оператор 

госпиталя руководил анатомической и хирургической практикой. Лекари 

вели с учениками практические занятия по хирургии и внутренним болезням. 

В госпитальных школах учились не только по книгам, ученики регулярно 

работали в госпитале, «где повседневно от ста до двух сот больных суть». 

Учащиеся ухаживали за больными, помогали при перевязках, работали в 

аптеке, в аптекарском огороде по выращиванию лекарственных растений, 

присутствовали на операциях, судебно-медицинских и 

патологоанатомических вскрытиях. Благодаря этому учащиеся получали 

широкие знания  и практические навыки. 

Характерными особенностями госпитальных школ XVIII века 

являлось: высокий общеобразовательный уровень учащихся, приходивших 

из чебных заведений духовного ведомства, знакомых с латинским языком, 

нлософией, многими классическими произведениями греческих и латинских 

писателей и философов, демократическое их происхождение, так как в 

госпитальные школы поступали выходцы из мало обеспеченных слоев 

населения (дети мелкого духовенства, лекарей, казаков, придворных певчих, 

купцов, солдатские дети и т. п.). Обучение в госпитальных школах 

продолжалось от 5 до 7 лет и заканчивалось строгим публичным экзаменом: 

экзаменующийся, кроме ответов на вопросы по анатомии, физиологии, 

хирургии и внутренним болезням, собственноручно в присутствии 

экзаменаторов производил 3—4 операции на трупе. 

Врачи,  получившие  образование  в  госпитальных  школах,  занимали 

немалое место в русской медицине, особенно в середине и второй половине 


background image

XVIII  века.  Они  находились  в  составе  действующих  армий,  были  участ-

никами  многих  научных  экспедиций  (Камчатской  Беринга,  Бразильской)  и 

кругосветных путешествиях 

Русские ученые в XVIII веке впервые в мире разработали и 

осуществили на практике новую систему медицинского образования, 

обеспечив подготовку высококвалифицированных врачей. Выпускники 

госпитальных школ составили в России XVIII века основную массу деятелей 

медицины и сыграли большую роль в развитии отечественного   

здравоохранения. 

Большую роль в развитии медицинского образования сыграла 

деятельность П.З. Кондоиди. Став во главе медицинской канцелярии он 

проводит реформу медицинского образования: семилетнее образование, 

экзаменационная система, введение клинического изучения больных. 

Большое значение имело для развития медицины открытие Московского 

университета в 1755 году по плану и инициативе М.В. Ломоносова.  

М. В. Ломоносов – гениальный ученый, философ, поэт, географ, 

естествоиспытатель. Ему очень близки и интересны были проблемы 

медицины.  

Надо сказать, что Ломоносов относил медицину к области физики: 

«Великая часто физики и полезнейшая роду человеческому наука есть 

медицина…» Дело в том, что физики в те времена имела широкое значение – 

естествознание в общем. Так, М. В. Ломоносов, по сути, вводил медицину в 

круг естественных наук. Ломоносов тщательно изучал анатомию, физику, 

физиологию, а также другие науки, которые бы могли стать полезными для 

медицины.  

Ломоносов считал необходимым изучение химии для познания 

медицинской науки, он пишет, что «медик без довольного познания химии 

совершенен, быть не может. Ею познается натуральное смешение крови и 

питательных соков, ею открывается сложение здоровых и вредных пищей. 

Ею не только из разных трав, но и из ядра земного взятых материалов 


background image

приготовляются полезные лекарства. 

Нужно отметить, однако, что прогрессивные врачи того периода следовали 

заветам Ломоносова. 

 С 1765 года первый русский профессор-медик Семен Герасимович 

Зыбелин (1735–1802) начинает читать курс лекций теоретической медицины 

и химии на русском языке. Лекции С. Г. Зыбелина включали широкий спектр 

теоретической и практической медицины,  

Так же преподавание фармации  входило в круг обязанностей Семена 

Герасимовича Зыбелина и включало в себя достаточно большой по объему 

курс рецептуры, курсы аптекарского искусства, курс фармацевтической 

химии и т. д. В то время, в университете не имелось специализированных 

клиник, в которых студенты могли бы получать клинические знания и опыт, 

и Семен Герасимович организовал так называемые курсы медицинской 

консультации, на которых демонстрировал больных. 

Александр Михайлович Шумлянский (1748–1795) сделал большое 

открытие в морфологии и физиологии почек. Это открытие легло в основу 

его докторской диссертации «О строении почек» в 1783 г. 

Много сделал для улучшения родовспоможения в России Нестор 

Максимович Амбодик-Максимович.  С 1781 г.  Максимович Амбодик-

Максимович вел в качестве профессора курс хирургии, физиологии, 

фармакологии. В этот курс входили также сведения о акушерстве, 

гинекологии, здоровье детей и т. д. В 1784–1786 гг. Амбодик-Максимович 

опубликовал фундаментальное руководство «Искусство повивания или наука 

о бабичьем деле», которое долгие годы считалось одним из лучших пособий 

по акушерству, гинекологии и здоровью ребенка. Нестор Максимович ввел в 

практику родовспоможения акушерские щипцы, для обучения практике 

акушерского дела – фантомы. 

Первостепенной задачей русской медицины в XVIII веке было борьба с 

эпидемиями. Огромный вклад в эту борьбу внес Данила Самойлович 

Самойлович.  С начала 1770-х гг. Самойлович занимался изучением и 


background image

искоренением чумы в Москве, Молдавии.  

Самойлович утверждал, что существуют возможности излечения и 

профилактики чумы. Он возражал против повального сжигания домов, вещей 

людей, которые были больны чумой, считая, что это наносит большой 

экономический урон. Самойлович предлагал методы дезинфекции одежды 

больных, методы дезинфекции домашней утвари и т. п. Самойлович 

предлагал также делать врачам, которые заняты в ликвидации чумных 

эпидемий, профилактические прививки из чумных бубонов, где он полагал 

наличие ослабленного вируса. 

 

XVIII век в России стал веком создания отечественного медицинского 

образования и медицинской науки. 

 

4.  Борьба  с  эпидемиями  особо  опасных  инфекций.  Разработка  проблем 

вакцинации. 

 

XVIII  век  обычно  считается  веком  просвещения,  рационализма    и 

расцвета науки.  Но  это и  золотой  век знахарства,  шарлатанства и  суеверий, 

изобилия секретных чудодейственных снадобий, пилюль и порошков. Франц 

А.  Месмер  (1734-1815)  демонстрировал  свой  «животный  магнетизм» 

(предвестник  гипнотизма)  вызвав  чрезвычайное  увлечение  им  в  светском 

обществе.  Беспринципные  шарлатаны  делали  состояния  на  «храмах 

исцеления», 

«небесных 

ложах», 

разнообразных 

чудодейственных 

«электрических»  приспособлениях.  Несмотря  на  свои  заблуждения,  XVIII  

век вплотную подошел к одному из самых важных медицинских открытий – 

вакцинации. В течение столетий оспа была бичом человечества; в отличии от 

других  эпидемических  заболеваний  она  не  исчезала  и  оставалась  столь  же 

опасной,  как  и  прежде.  Только  в  XVIII  веке  она  унесла  60  млн.  жизней. 

Искусственное  слабое  заражение  оспой  уже  применялось  на  Востоке, 

особенно  в  Китае  и  Турции.  В  Китае  оно  проводилось  посредством 

ингаляции.  В  Турции  небольшое  количество  жидкости  из  оспенного 


background image

пузырька  вводили  в  поверхностный  разрез  кожи,  что  обычно  вело  к 

заболеванию  в  легкой  форме  и  последующему  иммунитету.  Такой  тип 

искусственного заражения был введен в Англии уже в 1717 году, и подобная 

практика получила распространение, но результаты не всегда были надежны. 

Иногда  заболевание  протекало  в  тяжелой  форме.  Более  того,  это  не 

позволяло избавиться от самой болезни. 

 Наблюдения 

во 

время 

эпидемий 

и 

опыт 

проведения 

противоэпидемиологических  мероприятий  являлись  в  течении  длительного 

времени  одним  из  главных  источников  накопления  знаний  в  области 

гигиены.  Видную  роль  в  развитии  учения  о  заразных  болезнях  сыграла  во 

второй  половине  XVIII  века  английская  школа  клиницистов  во  главе  с 

Джоном  Гунтером  –  врачом  и  естествоиспытателем,  одним  из 

основоположников экспериментальной патологии.  

Ученик  Дж.  Гунтера  Эдвард  Дженнер  на  основе  20-летних  клинических 

наблюдений, многочисленных экспериментов на животных  и проведенного в 

1796  году  опыта  на  человеке  предложил  для  борьбы  с  оспой  вместо 

применявшейся  в  XVIII  веке  вариоляции  прививку  коровьей  оспы  и  тем 

положил начало современному оспопрививанию.  

 

XVII  –  XVIII  века  –  время  создания  нового  естествознания,  период 

становления  научной  физиологии,  клинической  и  профилактической 

медицины.  Что послужило фундаментом для развития  медицины  XIX –  XX 

веков.