ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.11.2019
Просмотров: 7787
Скачиваний: 41
ровья
и
здоровом
образе
жизни
,
детерминирует
склонность
к
безответ
-
ственному
медицинскому
и
гигиеническому
поведению
,
выступая
ус
-
ловием
возникновения
факторов
риска
ухудшения
здоровья
или
факто
-
ром
риска
«
второго
порядка
».
Для
ряда
исследований
характерен
иной
вариант
подмены
поня
-
тий
,
когда
в
один
ряд
ставятся
социальные
факторы
риска
ухудшения
здоровья
и
непосредственные
причины
развития
заболеваний
.
На
-
пример
,
Всемирной
организацией
здравоохранения
в
качестве
веду
-
щих
факторов
риска
здоровью
наряду
с
курением
,
злоупотреблением
алкоголем
и
небезопасным
сексом
обозначаются
высокий
уровень
холестерина
,
дефицит
железа
,
избыточный
вес
и
т
.
п
.,
причем
первые
относятся
к
поведению
индивида
и
имеют
,
безусловно
,
социальную
природу
,
а
вторые
–
характеризуют
состояние
организма
человека
,
имея
физиологическую
природу
.
Более
того
,
например
,
такая
харак
-
теристика
,
как
избыточный
вес
,
может
быть
детерминирована
в
од
-
них
случаях
действием
социальных
факторов
(
малоподвижный
образ
жизни
,
неправильное
питание
и
пр
.),
а
в
других
быть
генетически
обусловленной
.
Контекстуализация
социальных
факторов
риска
выступает
важ
-
нейшим
методом
понимания
особенностей
их
воздействия
на
здоро
-
вье
человека
и
предполагает
осознание
условий
,
детерминирующих
существование
,
интенсификацию
или
,
напротив
,
исчезновение
соци
-
альных
факторов
риска
,
непосредственно
связанных
с
состоянием
здоровья
человека
,
позволяя
выработать
эффективные
инструменты
управления
ими
,
сформировать
действенные
стратегии
повышения
качества
индивидуального
и
общественного
здоровья
.
Таким
образом
,
социальные
факторы
(
факторы
риска
/
антириска
),
формирующие
здоровье
,
представляют
собой
относительно
близкие
причины
изменения
состояния
здоровья
человека
.
Данные
факторы
мы
будем
называть
первичными
.
Первичные
социальные
факторы
нахо
-
дятся
под
воздействием
социальных
условий
,
влияющих
на
их
изменение
(
интенсификацию
,
распространение
и
пр
.).
Социальные
условия
не
оп
-
ределяют
напрямую
состояние
здоровья
человека
,
но
влияют
на
воз
-
никновение
позитивных
/
негативных
последствий
опосредованно
,
вы
-
ступая
условиями
формирования
первичных
факторов
устойчивости
и
96
факторов
риска
.
Социальные
условия
формирования
первичных
факто
-
ров
риска
мы
будем
называть
обусловливающими
или
контекстуаль
-
ными
факторами
.
Первичные
факторы
риска
ухудшения
здоровья
можно
разделить
на
несколько
подгрупп
.
Первая
подгруппа
отражает
особенности
ме
-
дицинского
поведения
индивида
.
К
факторам
риска
ухудшения
здо
-
ровья
,
входящим
в
данную
группу
,
относятся
несвоевременное
об
-
ращение
к
врачу
,
невыполнение
рекомендаций
врача
и
«
недолечива
-
ние
»,
самолечение
,
игнорирование
профилактических
осмотров
,
зло
-
употребление
лекарствами
и
фармакофобия
.
Вторая
подгруппа
свя
-
зана
с
гигиеническим
поведением
индивида
и
включает
такие
факто
-
ры
риска
,
как
несоблюдение
правил
личной
и
бытовой
гигиены
(
мы
-
тье
тела
,
чистка
одежды
,
уборка
помещений
),
небезопасное
сексу
-
альное
поведение
,
игнорирование
средств
защиты
от
внешних
угроз
(
например
,
отказ
от
марлевой
повязки
или
респиратора
).
В
третью
подгруппу
входят
факторы
риска
,
связанные
с
двигательной
актив
-
ностью
человека
.
Здесь
следует
отметить
U-
образный
характер
от
-
ношений
между
данными
факторами
и
заболеваемостью
.
Так
,
факто
-
рами
риска
следует
считать
как
недостаточную
,
так
и
избыточную
двигательную
(
физическую
)
активность
.
Гиподинамия
ведет
к
сни
-
жению
функциональных
возможностей
мышечной
системы
,
порож
-
дает
проблемы
опорно
-
двигательного
аппарата
,
влечет
сердечносо
-
судистые
заболевания
(
ишемическая
болезнь
сердца
,
артериальная
гипертония
),
изменяет
состояние
центральной
нервной
системы
.
Из
-
быточная
двигательная
активность
также
негативно
влияет
на
сер
-
дечнососудистую
систему
,
вызывая
нарушения
ритма
,
увеличение
размеров
сердца
(
гипертрофия
),
и
на
опорно
-
двигательный
аппарат
,
выступая
значимым
фактором
риска
для
здоровья
детей
и
подрост
-
ков
.
Помимо
указанного
в
данную
группу
факторов
риска
входит
занятие
травмоопасными
(
экстремальными
)
видами
спорта
и
досуга
(
альпинизм
,
спелеология
,
езда
на
велосипеде
по
горным
трассам
и
т
.
п
.).
Четвертая
подгруппа
факторов
риска
касается
различных
ас
-
пектов
питания
.
Сюда
следует
отнести
нарушение
режима
питания
,
несбалансированность
питания
,
нарушение
энергетического
равно
-
весия
,
а
также
злоупотребление
диетами
и
пренебрежение
требова
-
97
ниями
безопасности
в
отношении
продуктов
питания
.
В
пятую
под
-
группу
входят
факторы
риска
,
связанные
с
режимом
и
ритмом
жиз
-
ни
.
Это
нарушения
режима
сна
и
бодрствования
,
режима
дня
,
а
также
нарушения
режима
труда
и
отдыха
как
в
узком
(
чередование
перио
-
дов
работы
и
перерывов
на
отдых
в
течение
рабочего
дня
или
сме
-
ны
),
так
и
в
широком
(
сочетание
рабочих
и
выходных
дней
,
длитель
-
ность
и
регулярность
отпуска
)
смысле
.
Шестая
подгруппа
факторов
лежит
в
области
стрессозащитного
поведения
индивида
.
Сюда
вхо
-
дит
отсутствие
навыков
сопротивления
действию
стрессоров
,
игно
-
рирование
профилактики
стрессов
,
пренебрежение
доступными
ме
-
тодами
нейтрализации
стрессов
.
Седьмая
,
последняя
,
подгруппа
фак
-
торов
риска
затрагивает
область
девиантного
поведения
.
К
данной
подгруппе
относятся
такие
факторы
риска
,
как
курение
,
злоупотреб
-
ление
алкоголем
,
употребление
наркотиков
и
токсикомания
.
Условия
,
определяющие
существование
прямых
(
первичных
)
фак
-
торов
риска
здоровью
(
курение
,
злоупотребление
алкоголем
,
гиподи
-
намия
,
неправильное
питание
и
т
.
п
.),
проявляются
как
на
микро
-,
так
и
на
макроуровне
.
Первые
касаются
самого
индивида
и
его
ближайше
-
го
социального
окружения
(
семья
,
друзья
,
коллеги
).
Вторые
характе
-
ризуют
такие
макросоциальные
образования
,
как
территория
,
регион
,
общество
в
целом
,
выражаясь
в
уровне
их
социально
-
экономического
и
социокультурного
развития
,
специфике
функционирования
различ
-
ных
социальных
институтов
,
особенностях
политической
,
экономиче
-
ской
и
прочих
сфер
.
Микросоциальные
условия
развития
факторов
риска
здоровью
можно
разделить
на
две
группы
.
Первая
включает
социально
-
демографические
характеристики
индивида
–
пол
,
возраст
,
нацио
-
нальность
и
т
.
п
.
Данные
условия
определяют
,
в
первую
очередь
,
рас
-
пространенность
поведенческих
факторов
риска
здоровью
.
Так
,
для
мужчин
более
характерны
безответственное
медицинское
и
гигиени
-
ческое
поведение
,
занятия
экстремальными
видами
спорта
;
среди
них
чаще
распространены
вредные
привычки
(
курение
,
злоупотреб
-
ление
алкоголем
,
употребление
наркотиков
).
Люди
более
старшего
возраста
реже
занимаются
физической
культурой
и
спортом
,
чаще
демонстрируя
низкий
уровень
двигательной
активности
,
но
их
меди
-
98
цинское
поведение
,
как
правило
,
более
ответственное
–
пожилые
люди
скорее
склонны
следовать
рекомендациям
врача
и
«
долечи
-
ваться
»,
нежели
молодежь
.
Детерминированность
факторов
риска
социально
-
демографическими
характеристиками
индивидов
наблю
-
дается
и
в
отношении
условий
труда
и
быта
.
Так
,
мужчины
чаще
за
-
няты
на
вредном
производстве
,
чем
женщины
,
их
работа
чаще
со
-
пряжена
с
высоким
уровнем
ответственности
,
необходимостью
при
-
нятия
решения
,
следовательно
, –
более
стрессогенна
.
Вторая
группа
«
рисков
рисков
»
микросоциального
уровня
вклю
-
чает
такие
компоненты
социально
-
экономического
статуса
индивида
и
его
семьи
,
как
низкий
уровень
материального
благополучия
и
низ
-
кий
уровень
образования
.
Первый
определяет
существование
прак
-
тически
всех
типов
первичных
социальных
факторов
риска
.
Так
,
лю
-
ди
,
принадлежащие
к
низшим
социальным
слоям
,
чаще
курят
и
зло
-
употребляют
алкоголем
,
хуже
питаются
,
имеют
плохие
жилищные
условия
,
заняты
тяжелым
трудом
,
ограничены
в
возможностях
полу
-
чения
качественной
медицинской
помощи
,
не
имеют
доступа
к
ин
-
фраструктуре
спорта
и
отдыха
.
Низкий
уровень
материального
бла
-
гополучия
во
многом
определяется
уровнем
образования
.
Например
,
стратификационная
система
современного
западного
общества
непо
-
средственно
связывает
такие
основания
социального
неравенства
,
как
доход
,
образование
,
власть
и
престиж
:
высокий
уровень
образо
-
вания
дает
возможность
заниматься
престижной
,
а
значит
хорошо
оплачиваемой
работой
,
занимать
управленческие
должности
и
,
сле
-
довательно
,
принадлежать
к
более
высоким
социальным
слоям
.
Од
-
нако
для
российского
общества
подобная
связь
не
вполне
характер
-
на
.
Так
,
работники
бюджетной
сферы
,
зачастую
имеющие
высокий
уровень
образования
(
например
,
врачи
,
учителя
),
имеют
низкий
уро
-
вень
дохода
.
Не
принимая
во
внимание
связь
образования
и
матери
-
ального
благополучия
,
отметим
,
что
низкий
уровень
образования
,
определяющий
низкий
уровень
информированности
,
гигиенической
и
валеологической
грамотности
,
медицинской
культуры
индивида
,
повышает
риск
реализации
им
безответственного
медицинского
и
гигиенического
поведения
.
99
Условия
макроуровня
,
представляющие
собой
наиболее
широ
-
кий
контекст
социальных
факторов
риска
здоровью
,
можно
разде
-
лить
на
четыре
группы
в
зависимости
от
сферы
их
воздействия
.
Пер
-
вая
группа
характеризует
социально
-
экономическое
развитие
терри
-
тории
(
региона
,
общества
).
Здесь
можно
выделить
такие
факторы
,
как
низкий
уровень
экономического
развития
территории
,
высокий
уровень
безработицы
и
высокий
уровень
урбанизации
.
Влияние
дан
-
ных
условий
на
существование
факторов
риска
здоровью
неодно
-
значно
.
Так
,
экономическая
неразвитость
территории
,
с
одной
сторо
-
ны
,
определяет
низкий
уровень
жизни
населения
,
недостаточное
фи
-
нансирование
здравоохранения
,
сферы
рекреации
и
оздоровления
,
высокий
уровень
безработицы
,
с
другой
стороны
,
подобные
террито
-
рии
отличаются
более
благоприятными
экологическими
условиями
,
так
как
деятельность
промышленных
предприятий
,
осуществляю
-
щих
,
например
,
вредные
выбросы
в
атмосферу
,
менее
активна
.
Урба
-
низированные
территории
,
характеризующиеся
высокой
плотностью
населения
и
интенсификацией
социального
взаимодействия
,
посто
-
янным
шумом
вследствие
развития
транспортной
сети
,
с
одной
сто
-
роны
,
имеют
более
стрессогенную
и
загрязненную
среду
,
нежели
сельские
территории
,
с
другой
–
обеспечивают
больший
доступ
к
квалифицированной
медицинской
помощи
.
Вторая
группа
условий
макроуровня
отражает
уровень
развития
социальной
инфраструктуры
на
территории
.
Сюда
входят
:
а
)
нераз
-
витость
медицинской
инфраструктуры
(
низкая
доступность
и
низкий
уровень
оснащения
учреждений
здравоохранения
,
отсутствие
спе
-
циализированных
учреждений
и
пр
.);
б
)
неразвитость
спортивной
инфраструктуры
(
отсутствие
стадионов
,
бассейнов
,
спортивных
площадок
;
отсутствие
и
экономическая
недоступность
спортивных
и
оздоровительных
секций
и
пр
.);
в
)
неразвитость
рекреационной
инфраструктуры
(
отсутствие
условий
для
летнего
отдыха
детей
,
эко
-
номическая
недоступность
домов
отдыха
,
санаториев
и
пр
.).
Дейст
-
вие
данных
факторов
может
отягощаться
недостаточной
развитостью
транспортной
сети
,
определяющей
невозможность
достижения
тех
или
иных
объектов
социальной
инфраструктуры
.
Зависимость
суще
-
ствования
условий
данной
группы
от
уровня
экономического
разви
-
100