Файл: Сумма психоанализа. Антология. Том 11.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2019

Просмотров: 4266

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

81

интенциональности

ни

 

динамически

-

энергетических

 

характеристик

 

и

 

могут

 

вернуться

 

в

 

символический

 

ряд

Символы

 

относительно

 

независимы

 

от

 

реальной

 

ситуации

в

 

них

 

различимы

 

значение

 

и

 

объект

они

 

дают

 

возможность

 «

проиграть

» 

ситуацию

 

в

 

уме

оттянуть

 

действие

инструментально

 

его

 

опосредствовать

Клише

 

срабатывают

 

автоматически

ситуация

 

действует

 

как

 

стимул

вызывающий

 

принудительную

 

реакцию

объект

 

и

 

значение

 

не

 

различаются

Действие

 

происходит

  «

за

 

спиной

» 

индивида

безотчетно

 

переходя

 

в

 

моторное

 

поведение

В

 

навязчивых

 

симптомах

 

легко

 

ощутима

 

строгая

 

детерминация

необратимость

 

действия

, «

неизнашиваемость

» 

клише

 — 

они

 

стереотипны

один

 

и

 

тот

 

же

 

образец

 

заявляет

 

о

 

себе

 

в

 

различных

 

сновидениях

фантазиях

действиях

Тут

 

нет

 

изменчивости

гибкой

 

приспосабливаемости

 

к

 

ситуации

клише

 

напоминает

 

этим

 

инстинкты

 

животных

Впрочем

это

 

сходство

 

не

 

идет

 

дальше

 

внешних

 

проявлений

и

 

клише

и

 

инстинкт

 

как

 

бы

 

автоматически

 

спускают

 

курок

 

действия

 

в

 

ответ

 

на

 

ту

 

или

 

иную

 

ситуацию

Клише

 

при

-

надлежит

 

миру

 

человеческой

 

деятельности

Лоренцер

 

избегает

 

прямо

 

критиковать

 

Фрейда

 

в

 

связи

 

с

 

теорией

 

инстинктов

но

 

он

 

опирается

 

на

 

труды

 

современных

 

этологов

пока

 

речь

 

идет

 

об

 

инстинктах

 

животных

а

 

там

где

 

речь

 

идет

 

о

 

влечениях

 

человека

просто

 

игнорирует

 

многие

 

доктринальные

 

положения

 

Фрейда

Клише

 

были

 

некогда

 

символами

они

 

так

 

или

 

иначе

 

осознаются

входят

 

в

 

символический

 

ряд

но

 

не

 

в

 

своем

 

истинном

 

значении

В

 

случае

 

невроза

 

на

-

вязчивых

 

состояний

 

или

 

истерии

 

невротик

 

осознает

 

совершаемое

 

им

 

действие

оно

 

бессмысленно

непонятно

иррационально

Но

 

мир

 

человека

 

всегда

 

осмыслен

и

 

смыслы

  «

не

 

терпят

 

пустоты

»: 

для

 

клишированных

 

действий

 

невротик

 

находит

 

рационализации

 — 

ложные

 

объяснения

мотивы

 

своих

 

поступков

Отколовшись

 

от

 

коммуникации

утратив

 

символическую

 

форму

клише

 

сохранили

 

направленность

 

на

 

тот

 

же

 

объект

они

 

интенциональны

Десимволизация

 

объекта

 

означает

что

 

одновременно

 

было

 

вытеснено

 

и

 

какое

-

то

 

представление

 

о

 

самом

 

себе

в

 

клише

 

исчезают

 

оба

 

полюса

 

интенционального

 

акта

но

 

он

 

остается

 

человеческим

 

действием

а

 

не

 

инстинктивным

 

поведением

 

животного

Имеется

 

и

 

другая

 

линия

 

трансформации

 

символов

 — 

в

 

знаки

С

 

обеднением

 

содержания

ослаблением

 

эмоционального

 

соучастия

 

субъекта

 

появляются

 

знаки

 

в

 

собственном

 

смысле

 

слова

Рост

 

денотации

 

и

 

уменьшение

 

коннотации

объективируемость

практически

 

полная

 

независимость

 

от

 

объекта

 

и

 

произвольность

 

знака

уже

 

не

 

вызывающего

 

никаких

 

аффектов

, — 

вот

 

путь

 

превращения

 

символа

 

в

 

знак

Символы

 

чувственно

-

конкретны

многозначны

знаки

 

абстрактны

означаемое

 

и

 

означающее

 

относятся

  «

один

 

к

 

одному

». 

Взаимоотношение

 

субъекта

 

и

 

объекта

 

утрачивает

 

богатство

 

красок

 

и

 

сводится

 

к

 

интеллектуальной

 «

игре

 

в

 

бисер

». 

Если

 

в

 

науке

 

и

 

технике

 

такая

 

объективность

 

и

 

абстрактность

 

знаковых

 

систем

 

необходимы

то

 

в

 

иных

 

областях

 

контроль

 

рассудка

 

над

 

«

жизненным

 

миром

» 

может

 

иметь

 

психопатологический

 

характер

Вы

-

теснение

 

какого

-

либо

 

символа

превращение

 

его

 

в

 

клише

 

сопровождается

 

и

 


background image

 

82

появлением

 

пустых

лишенных

 

эмоционального

 

содержания

 

знаков

Шаб

-

лонные

 

мысли

эмоциональное

 

опустошение

 

играют

 

в

 

жизненном

 

мире

 

невротика

 

не

 

меньшую

 

роль

чем

 

клишированные

 

действия

В

 

культурологических

 

работах

 

Лоренцера

 

дана

 

резко

 

критичная

 

оценка

 

интеллектуализации

 

жизненного

 

мира

Диктат

 

фигур

 

сознания

вторжение

 

в

 

жизненный

 

мир

 

знаковых

 

систем

 

приводят

 

к

 

образованию

  «

ложного

 

Я

». 

Идеально

-

всеобщие

 

фигуры

 

мышления

 

подобны

 

колониальной

 

власти

узурпирующей

 

личную

 

жизнь

Господствующие

 

формы

 

сознания

 

принудительно

 

включают

 

индивида

 

в

 

коллективную

 

знаковую

 

систему

Символическое

 

мышление

в

 

отличие

 

от

 

дискурсивного

артикулирует

 

целостное

 

видение

 

и

 

переживание

 

ситуации

Подобно

 

тому

 

как

 

невозможен

 

дискурсивный

 

пересказ

 

музыкального

 

или

 

поэтического

 

произведения

мы

 

не

 

можем

 

свести

 

к

 

языку

 

науки

 

и

 

экономико

-

технической

 

рациональности

 

наш

 

жизненный

 

мир

 

в

 

целом

Человек

 

душевно

 

нищает

делается

 

автоматом

реагирующим

 

по

 

схеме

 «

стимул

 — 

реакция

» 

на

 

воздействия

 

пропаганды

 

или

 

рекламы

У

 

Лоренцера

как

 

у

 

психотерапевта

на

 

первом

 

месте

 

стоят

 

не

 

общие

 

оценки

  «

инструментального

 

разума

», 

а

 

те

 

психические

 

расстройства

которые

 

порождаются

 

экспансией

 

подобной

 

рациональности

Еще

 

Хоркхаймер

 

писал

 

о

 

том

что

  «

научное

» 

воспитание

 

детей

вмешательство

 

различных

 

государственных

 

инстанций

 

в

 

первичную

 

социализацию

 

ребенка

 

ведет

 

к

 

формированию

 

нарциссического

 

характера

 

«

с

 

предрасположенностью

 

к

 

тоталитарным

 

жизненным

 

формам

». 

Согласно

 

Лоренцеру

инструментализация

 

воспитания

 

на

 

еще

 

доязыковой

 

стадии

 

социализации

вмешательство

 

в

  «

диаду

 

мать

 — 

ребенок

» 

в

 

первые

 

годы

 

жизни

 

способствует

 

росту

 

уже

 

не

 

неврозов

а

 

психозов

Не

 

эдипов

 

конфликт

вызывающий

 

невротические

 

симптомы

а

 

повреждение

 

самой

 

доязыковой

 

матрицы

 

человеческой

 

психики

 

характерно

 

для

 

современных

 

психопатоло

-

гических

 

феноменов

Эдипов

 

конфликт

 

требует

 

сильного

 

Сверх

-

Я

тогда

 

как

 

у

 

нарциссической

 

личности

 

эта

 

инстанция

 

ослаблена

невелика

 

и

 

диф

-

ференциация

 

Я

 

и

 

Не

-

Я

  (

Я

 

вообще

 

расплывчато

диффузно

без

 

четких

 

контуров

). 

Несовместимые

 

с

 

языковой

 

коммуникацией

 

формы

 

интеракции

 

хаотично

 

стыкуются

 

с

 

языковыми

 (?), 

клише

 

со

 

знаками

образуя

 

фигуры

которые

 

вообще

 

невозможно

 

перевести

 

на

 

язык

 

символов

Рост

 

числа

 

пси

-

хозов

психопатий

 — 

это

 

тоже

  «

достижение

» 

рациональной

 

цивилизации

Она

 

производит

 

человека

 

не

 

с

 

психическими

 

конфликтами

но

 

с

 

дефектами

а

 

потом

  «

лечит

» 

его

 

психофармакологией

 

и

 

бихевиористской

 

психотехникой

Эти

 

размышления

 

о

 «

психологической

 

нищете

 

масс

» 

сближают

 

Лоренцера

 

и

 

с

 

Фроммом

и

 

с

 «

антипсихиатрией

». 

Примером

 

психоаналитической

 

культурологии

 

может

 

служить

 

книга

 

Лоренцера

  «

Собор

 

бухгалтеров

Разрушение

 

чувственности

», 

в

 

которой

 

проводится

 

анализ

 

реформы

 

литургии

 

в

 

католической

 

церкви

 

после

 II 

Ватиканского

 

собора

Любопытно

что

  «

левый

» 

автор

 

книги

 

приходит

 

к

 

выводам

которые

 

во

 

многом

 

близки

 

католикам

-

традиционалистам

Реформа

 

является

 

для

 

него

 

примером

 

разрушения

  «

чувственно

-

символических

 

форм

 


background image

 

83

интеракции

», 

которые

 

играют

 

определяющую

 

роль

 

в

 

формировании

 

человеческой

 

личности

В

 

символике

 

мифа

 

и

 

ритуала

этих

 

древнейших

 

коллективных

  «

формах

 

жизни

», 

артикулируются

 

основополагающие

 

ситуации

 

человеческого

 

бытия

в

 

них

 

нераздельно

 

даны

 

телесность

 

жеста

 

и

 

миросозерцание

мышление

 

и

 

аффекты

. «

Чувственно

-

символические

 

формы

 

интеракции

» 

образуют

 

личностную

 

структуру

опосредствующую

 

связь

 

чувственного

 

и

 

рационального

Творческая

 

фантазия

синтезы

 

воображения

 

связаны

 

именно

 

с

 

этим

 

уровнем

 

психической

 

организации

Сегодня

 

он

 

оказывается

 

объектом

 

агрессивного

 

вмешательства

идеологически

-

дисциплинарного

 

принуждения

, «

педагогизирования

», 

словесной

 

регламентации

Реформа

 

церковной

 

литургии

 

является

 

одним

 

из

 

примеров

 

«

духа

 

времени

», 

разрушительно

 

вторгающегося

 

в

 

жизненный

 

мир

То

что

 

церковь

 

отрекается

 

от

 

своих

 

древнейших

 

форм

 

организации

 

символического

 

универсума

идет

 

вслед

 

за

 

техникой

 

телевизионной

 

рекламы

 

и

  «

товарной

 

эстетикой

», 

означает

 

победу

  «

культурмодернизма

», 

предполагающего

 

систему

 

манипуляции

 

индивидами

-

потребителями

Однако

 

в

 

центре

 

внимания

 

Лоренцера

 

находится

 

не

 

столько

 

критика

 

культуры

сколько

 

проблемы

 

психоаналитического

 

метода

Попытки

 

фрейдо

-

марксистов

 

превратить

 

психоанализ

 

в

 

социальную

 

теорию

 

и

  «

критику

 

идеологии

» 

он

 

считал

 

неадекватными

 

предметной

 

области

 

психоанализа

Последний

 

не

 

может

 

быть

 

общей

 

социальной

 

теорией

 

уже

 

потому

что

 

его

 

предметом

 

являются

 

субъективные

 

психические

 

структуры

а

 

не

 

общество

 

в

 

целом

По

 

методу

 

психоанализ

 

представляет

 

собой

 

герменевтическую

 

науку

которая

 

вообще

 

не

 

содержит

 

номологических

 

обобщений

Начиная

 

с

 

Фрейда

психоаналитики

 

неоднократно

 

предавались

 

спекуляциям

основой

 

которых

 

были

 

неправомерные

 

и

 

наивные

 

перенесения

 

открытий

 

в

 

области

 

психологии

 

на

 

общество

 

и

 

культуру

Смысловые

 

структуры

 

тем

 

самым

 

объективируются

становятся

 

какими

-

то

 

сущностями

закономерностями

И

 

биологисты

 

с

 

их

 

«

судьбами

 

влечений

», 

и

 «

культуралисты

» 

от

 

психоанализа

 

равно

 

повинны

 

в

 

таких

 

экстраполяциях

. «

Старый

 

академический

 

вопрос

 

о

 

конституировании

 

личностных

 

структур

 

через

 «

предрасположенность

» 

или

 «

внешнее

 

влияние

» 

не

 

решается

 

ни

 

биологистской

ни

 

социологически

-

культуралистской

 

сторонами

». 

Психоанализ

 

не

 

должен

 

и

 

не

 

может

 

подменять

 

науки

исследующие

 

объективные

 

социальные

 

структуры

Он

 

не

 

является

 

и

 

«

критикой

 

идеологии

», 

как

 

то

 

полагал

 

Хабермас

поскольку

 

работает

 

на

 

другом

 

уровне

Аналитик

 

в

 

силах

 

показать

как

 

социальные

 

противоречия

 

проникают

 

в

 

психику

 

индивида

 

и

 

деформируют

 

ее

какие

 

функции

 

берут

 

на

 

себя

 

идеологические

 

шаблоны

 

в

 

жизненном

 

мире

 

личности

как

 

взаимодействуют

 

индивидуальные

 

патологии

 

и

 

иррациональные

 

мировоззренческие

 

системы

 

в

 

душе

 

конкретного

 

человека

Но

 

своим

 

делом

 

психоаналитик

 

занимается

когда

 

лечит

 

пациента

а

 

не

 

рассуждает

 

о

 

«

больном

 

обществе

», 

которое

 

якобы

 

можно

 

исцелить

 

на

 

кушетках

 

у

 

психоа

-

налитиков

Психотерапевт

 

имеет

 

дело

 

с

 

социальными

 

и

 

идеологическими

 

явлениями

 

опосредствованно

через

 

страдания

 

индивида

Он

 

остается

 

на

 

уровне

 

субъективных

 

структур

 

и

 

переживаний


background image

 

84

Некоторые

 

сторонники

 

герменевтической

 

трактовки

 

психоанализа

в

 

частности

 

Хабермас

видят

 

цель

 

психоанализа

 

в

 

связном

 

рассказывании

 

пациентом

 

своей

 

жизненной

 

истории

Ликвидировав

 

все

 

пропуски

систематизировав

 

свою

 

биографию

пациент

 

освобождается

 

и

 

от

 

невроза

и

 

от

 «

систематического

 

искажения

 

коммуникации

» 

со

 

стороны

 

идеологии

Для

 

Лоренцера

 

психоаналитическая

 

терапия

 

имеет

 

мало

 

общего

 

со

 

связной

 

наррацией

В

 

центре

 

внимания

 

аналитика

 

находится

 

не

 

действительная

 

история

 

жизни

 

пациента

а

 

те

 

точки

 

конфликта

которые

 

вызывают

 

страдания

Действительная

 

история

 

жизни

 

зачастую

 

имеет

 

лишь

 

косвенное

 

отношение

 

к

 

тем

 

смысловым

 

связям

которые

 

сложились

 

в

 

психике

 

индивида

. «

Жизненный

 

мир

проблематичная

 

жизненная

 

драма

 

пациента

 — 

таков

 

предмет

 

психоанализа

». 

Смысловые

 

связи

 

могут

 

быть

 

достаточно

 

независимы

 

от

 

фактических

 

событий

 

прошлого

Глубинная

 

герменевтика

 

не

 

является

 

сообщением

 

умершего

 

смысла

реставрацией

 

прошедшей

 

жизни

 — 

всякая

 

реставрация

как

 

писал

 

Гадамер

представляет

 

собой

 

бессильное

 

начинание

 

перед

 

лицом

 

историчности

 

нашего

 

бытия

Психоаналитик

 

занят

 

не

 

восстановлением

 

изначальных

 

обстоятельств

 

раннего

 

детства

 

пациента

а

 

избавлением

 

его

 

от

 

нынешних

 

страданий

Психоанализ

 

определяется

 

Лоренцером

 

и

 

как

  «

герменевтика

 

телесного

», 

и

 

как

 

учение

 

о

  «

формах

 

интеракции

». 

В

 

телесном

 

страдании

 

встречаются

 

природа

 

и

 

общество

влечение

 

и

 

смысл

чувственный

 

и

 

рациональный

 

опыт

травмирующее

 

воздействие

 

извне

 

и

 

реакция

 

одушевленной

 

плоти

Та

 

же

 

сексуальность

занимающая

 

столь

 

большое

 

место

 

во

 

фрейдизме

является

 

составной

 

частью

  «

жизненного

 

мира

», 

а

 

не

 

чисто

 

природным

 

инстинктом

Влечение

 

представляет

 

собой

 «

жизненный

 

проект

», 

это

 

форма

 

интеракции

место

 

встречи

 

индивидуальных

 

особенностей

 

и

 

коллективных

 

норм

Все

 

психоаналитические

 

термины

 

переосмысливаются

 

Лоренцером

 

в

 

духе

 

интеракционизма

 

и

 

десубстанциализируются

Но

 

интеракция

 

не

 

сводится

 

к

 

коммуникации

так

 

как

 

язык

 

не

 

охватывает

 

всех

 

форм

 

взаимодействия

Имеются

 

предшествующие

 

языковым

 

формы

 

интеракции

 — 

в

 

первые

 

месяцы

 

жизни

 

ребенок

 

еще

 

не

 

включен

 

в

 

языковое

 

сообщество

Далеко

 

не

 

все

 

формы

 

практического

 

взаимодействия

 

целиком

 

выразимы

 

в

 

языке

  (

идет

 

ли

 

речь

 

об

 

отношениях

 

в

 

любовной

 

паре

 

или

 

о

 

функционировании

 

завода

система

 

отношений

 

не

 

сводится

 

к

 

языковой

 

коммуникации

). 

Вербальная

 

регуляция

 

поведения

 

вообще

 

характерна

 

для

 

современного

 

общества

 

с

 

его

 

рационализацией

 

межчеловеческого

 

общения

 

и

 

нескончаемой

 

болтовней

 

в

 

средствах

 

массовой

 

информации

Но

 

и

 

сегодня

 

реальная

 

жизнь

 

не

 

похожа

 

на

 Talk-Show, 

а

 

в

 

традиционном

 

обществе

 

словесная

 

регламентация

 

играла

 

заметно

 

меньшую

 

роль

Именно

 

потому

что

 

психоанализ

 

выходит

 

за

 

пределы

 

языковых

 

игр

он

 

способен

 

их

 

изменять

Аналитик

 

оперирует

 

языком

чтобы

 

выйти

 

к

 

той

 

скрытой

 

реальности

которая

 

еще

 

или

 

уже

 

не

 

имеет

 

языковой

 

формы

а

 

затем

 

помочь

 

пациенту

 

ввести

 

ее

 

в

 

символическую

 

коммуникацию

Как

 

языковые

так

 

и

 

доязыковые

 

формы

 

интеракции

 

называются

 

Лоренцером

 

то

 

«

жизненными

 

проектами

», 

то

  «

практиками

», 

то

  «

формами

 

жизни

». 

Тут

 


background image

 

85

несомненно

 

влияние

 

на

 

него

 

и

 

позднего

 

Витгенштейна

и

 

марксизма

Как

 

подчеркивает

 

сам

 

Лоренцер

введение

 

понятия

  «

практика

» 

в

 

психоанализ

 

заставляет

 

распрощаться

 

со

 

многими

 

положениями

 

классического

 

фрейдизма

прежде

 

всего

 

с

 

биологической

 

онтологией

 

Фрейда

Оно

 

уже

 

не

 

может

 

мыслиться

 

как

 

природно

 

данное

 

и

 

аисторичное

: «

бессознательное

 

должно

 

быть

 

понято

 

как

 

социально

 

установленное

», 

поскольку

 

является

 

итогом

 

процесса

 

социализации

начинающейся

 

еще

 

в

 

то

 

время

когда

 

ребенок

 

находится

 

во

 

чреве

 

матери

Реакции

 

матери

 

на

 

движение

 

плода

 

являются

 

социально

 

обусловленными

как

 

и

 

ее

 

взаимодействие

 

с

 

новорожденным

В

 

«

диаде

 

мать

 — 

ребенок

» 

происходит

 

особого

 

рода

  «

производство

» — 

формирование

 

человеческой

 

субъективности

Каждая

 

интеракция

 

обусловливает

 

последующую

а

 

в

 

результате

 

их

 

повторения

  «

выпадают

 

в

 

осадок

» 

стабильные

 

формы

 

интеракции

субъективные

 

структуры

некая

 

организация

 

«

практик

». 

Природа

 

человека

 

является

 

всегда

 

социализированной

но

 

эти

 

формы

 

интеракции

 

включают

 

в

 

себя

 

телесно

-

чувственные

сенсомоторные

 

элементы

Будучи

 

образцами

 

для

 

всего

 

дальнейшего

 

поведения

 

индивида

они

 

выступают

 

как

  «

субъективный

 

фактор

» 

для

 

историка

исследующего

 

взаимодействие

 

данного

 

индивида

 

с

 

объективными

 

структурами

«

Первичной

 

социализации

» 

в

 

раннем

 

детстве

 

посвящена

 

работа

 

Лоренцера

 

«

К

 

обоснованию

 

материалистической

 

теории

 

социализации

». 

В

 

ней

 

развитие

 

ребенка

 

предстает

 

как

 

одновременно

 

естественно

-

природный

 

процесс

 

и

 

социальная

 

история

 

формирования

 (soziale Bildungsgeschichte). 

Понятно

что

 

психоаналитическая

 

теория

 

социализации

 

отличается

 

от

 

той

 

психологии

 

развития

которая

вслед

 

за

 

Пиаже

уделяет

 

основное

 

внимание

 

когнитивным

 

процессам

Аффективное

 

взаимодействие

 

с

 

людьми

 

и

 

предметами

 

играет

 

решающую

 

роль

 

в

 

психоанализе

а

 

потому

 

для

 

Лоренцера

 

центральным

 

предметом

 

исследования

 

являются

 

влечения

понятые

 

как

 

изначальные

 

проекты

 

таких

 

взаимоотношений

Доязыковые

 

формы

 

интеракции

 

постепенно

 

включаются

 

в

 

языковую

 

коммуникацию

и

 

как

 

раз

 

в

 

это

 

время

 

происходит

 

образование

 

клише

если

 

нарушения

 

относятся

 

к

 

более

 

ранней

доязыковой

 

стадии

то

 

возникают

 

дефекты

 

личности

которые

 

в

 

еще

 

большей

 

степени

 

нарушают

 

практическое

 

взаимодействие

 

с

 

другими

с

 

миром

 

и

 

с

 

самим

 

собой

Частности

 

данной

 

теории

 

социализации

 

нас

 

в

 

данном

 

случае

 

не

 

интересуют

Важно

 

то

что

 

Лоренцер

 

является

 

противником

  «

тупика

 

психоаналитического

 

фамилиализма

», 

столь

 

характерного

 

для

 

тех

кто

 

сводит

 

все

 

социальные

 

процессы

 

к

 

отношениям

  «

папа

мама

 

и

 

я

» (

как

 

говорил

 

Делез

). 

Способы

 

социализации

, «

стратегии

 

воспитания

» 

заданы

 

гос

-

подствующими

 

социальными

 

отношениями

которые

как

 

правило

не

 

осознаются

 

проводящими

 

социализацию

 

ребенка

 

родителями

 

или

 

воспитателями

В

 

качестве

 

примера

 

Лоренцер

 

приводит

 «

функциональность

» 

практик

 

социализации

 

в

 

семьях

 

низших

 

социальных

 

слоев

 

современного

 

общества

приучение

 

к

 

беспрекословному

 

подчинению

 

и

  «

порядку

», 

«

дрессировка

» — 

все

 

это

 

орудия

 

адаптации

 

к

 

социальной

 

реальности

То

что