Файл: Сумма психоанализа. Антология. Том 11.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2019

Просмотров: 4248

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

126

взрывов

 

в

 

развитых

 

странах

жертвенного

 

превращения

 

в

 «

первичную

 

сцену

» 

формирования

 

чужого

 

невроза

  (

программа

 

Троцкого

), 

либо

 – 

для

 

формирования

 

фобийного

шокового

 

импульса

 

к

 

саморазвитию

к

 

психологическому

 

отрыву

 

от

 

матери

т

.

е

от

  «

русскости

» 

как

 

наследуемой

 

схемы

 (

программа

 

Сталина

).  

Деятельно

 

реализуемая

 

идея

 

о

 

собственной

 

исключительности

самобытности

 

и

 

несравнимости

представление

 

себя

 

как

 «

венца

 

творения

», 

в

 

качестве

 

эталонного

 

образца

 

для

 

всех

 

и

 

для

 

каждого

Напряженный

 

динамизм

 

материнского

 

комплекса

 

неизбежно

 

порождает

 

своего

 

рода

 

психологический

 

гомеостазис

способность

 

к

 

устойчивой

 

самодостаточности

 

в

 

режиме

 

самоотношения

Ощущение

 

собственной

 

исключительности

 

позволяет

 

легко

 

выдерживать

 

любые

 

лишения

 

и

 

спокойно

 

переживать

 

любые

 

потери

Какое

 

русское

 

сердце

 

не

 

забьется

 

от

 

интимного

 

сопереживания

 

при

 

чтении

 

истории

 

о

 

том

как

 

Человек

-

Волк

  (

по

 

совету

 

друзей

!) «

поправлял

» 

свои

 

денежные

 

дела

отдавая

 

последние

 

средства

 

игроку

моту

 

и

 

кутиле

 

доктору

 

Д

.! 

Но

 

в

 

подобных

зачастую

 

сверхпрочных

 

психических

 

организациях

 

неизбежны

 

невротические

 

срывы

периодически

 

случающиеся

 

по

 

причине

 

своего

 

рода

  «

нарциссической

 

недостаточности

», 

связанной

 

обычно

 

с

 

насильственным

 

соприкосновением

 

с

 

иными

 

культурными

 

сообществами

в

 

результате

 

чего

 

рушится

 

иллюзия

 

исключительности

25

Эффект

 

уязвленного

 

самовозвеличивания

связанный

 

с

 

резкой

 

и

 

неожиданной

 

ломкой

 

иллюзий

 

исключительности

 

и

 

всемогущества

создает

 

основу

 

типической

 

симптоматики

 

людей

-

волков

Они

 

просто

 

не

 

в

 

состоянии

 

просто

 

жить

 

и

 

работать

как

 

это

 

делают

 

прочие

 

люди

Раз

 

так

то

 

лучше

 

вообще

 

не

 

вставать

 

с

 

дивана

Быть

 

же

 

надо

 

или

 

великим

  (

музыкантом

художником

юристом

в

 

крайнем

 

случае

 – 

великим

 

пациентом

 

великого

 

психоаналитика

), 

или

 

никем

Иногда

 

даже

 

поражаешься

 

тому

каким

 

же

 

образом

 

Фрейду

 

удалось

 

превратить

 

типичного

 

носителя

 

данного

 

качества

 

в

 

скромного

 

служащего

 

страховой

 

компании

пунктуально

 

отсиживающего

 

положенное

 

время

 

за

 

своим

 

рабочим

 

столом

Скорее

 

всего

в

 

этом

 

преображении

 

вовсе

 

не

 

было

 

заслуги

 

психоаналитика

а

 

еще

 

точнее

 – 

не

 

было

 

никакого

 

преображения

Панкеев

 

как

 

типичный

 

Человек

-

Волк

 

нашел

 

для

 

себя

 

привычную

 

нишу

 

исключительной

 

личности

художника

принесшего

 

себя

 

в

 

жертву

 

несчастной

 

женщине

положившего

 

всю

 

свою

 

жизнь

 

на

 

алтарь

 

великой

 

любви

Даже

 

самоубийство

 

Терезы

 

не

 

отрезвило

 

его

не

 

превратило

 

якобы

 

облагодетельствованную

 

им

 

прекрасную

 

и

 

гордую

 

испанку

 

в

 

испуганную

 

еврейскую

 

старушку

давно

 

потерявшую

 

дочь

 - 

единственного

 

близкого

 

ей

 

человека

и

 

ушедшую

 

из

 

жизни

 

из

-

за

 

невозможности

 

поделиться

 

своими

 

вполне

 

реальными

 

страхами

 

с

 

мужем

живущим

 

в

 

мире

 

иллюзий

 

и

 

фантазий

.  

Жертвенность

 

и

 

мазохистичность

навязанные

 

изначально

 

в

 

качестве

 

культурно

 

предписанных

 

вариантов

 

искупления

  «

первородного

 

греха

» 

непреодолимой

 

зависимости

 

от

 

матери

О

 

ярком

 

примере

 

жертвенности

 

мы

 

уже

 

только

 

что

 

говорили

Рассматриваемый

 

случай

 

демонстрирует

что

 

мазохистическое

 

стремление

 

к

 

самонаказанию

 

у

 

людей

-

волков

 

настолько

 


background image

 

127

глубоко

 

засело

 

в

 

бессознательном

что

 

не

 

поддается

 

обычным

 

методам

 

изоляции

 

и

 

рациональной

 

проработки

В

 

частности

сам

 

Сергей

 

Панкеев

 

совершенно

 

правильно

 

истолковывал

 

судороги

 

в

 

правой

 

руке

сделавшие

 

для

 

него

 

невозможными

 

занятия

 

любимой

 

живописью

проявлением

 

бессознательной

 

потребности

 

заниматься

 

самобичеванием

И

 

что

 

же

 – 

понимание

 

не

 

принесло

 

избавления

ибо

 

оно

 

не

 

властно

 

над

 

сферой

 

филогенетического

 

материала

Умом

  «

русскость

» 

понимать

 

конечно

 

же

 

стоит

но

 

это

 

тот

 

самый

 

случай

когда

 

от

  «

многия

 

знания

» 

родятся

 

лишь

 

«

многия

 

печали

»

26

.  

Особым

 

образом

 

символически

 

организованное

 

детство

концентрирующее

 

компенсаторно

-

защитные

 

механизмы

 

психики

 

на

 

проблеме

 

орально

-

каннибалистской

 

платы

 

за

 

счастье

 

симбиотичности

Основы

 

защитных

 

механизмов

 

Эго

-

активности

 

ребенка

психика

 

которого

 

формируется

 

под

 

воздействием

 

русской

 

филогенетической

 

схемы

закладываются

 

в

 

раннем

 

детстве

в

 

период

 

начала

 

процесса

 

индивидуации

сказочными

 

сюжетами

 

типа

  «

Колобка

», «

Репки

», «

Курочки

 

Рябы

» 

и

 

пр

Материал

 

подобного

 

рода

 

не

 

прорабатывался

 

Фрейдом

 

в

 

анализе

 

Человека

-

Волка

но

 

тем

 

не

 

менее

 

его

 

следует

 

учитывать

 

в

 

комплексе

 

со

 

всплывшими

 

в

 

анализе

 

вторичными

 

сказочными

 

символическими

 

рядами

  (

типа

  «

Красной

 

Шапочки

» 

или

 «

Козы

 

и

 

семерых

 

козлят

»). «

Русскость

» 

основана

 

на

 

аксиоме

диктуемой

 

наследуемой

 

схемой

: «

Ты

 

рожден

 

для

 

того

чтобы

 

тебя

 

сожрали

». 

Ты

 – 

продукт

 

питания

предназначенный

 

для

 

поглощения

 

и

 

переваривания

 

в

 

однородную

 

массу

Но

 

трагедии

 

в

 

этом

 

никакой

 

нет

поскольку

 

в

 

роли

 

людоедов

 

выступают

как

 

правило

родные

т

.

е

породившие

 

тебя

 

люди

Слившись

 

с

 

массой

 

тебе

 

подобных

 

ты

 

завершишь

 

индивидуальное

 

развитие

вернувшись

 

в

 

райское

 

блаженство

в

 

счастье

 

материнского

 

симбиоза

Сказка

 

оставляет

 

только

 

две

 

возможности

 

как

-

то

 

разнообразить

 

фатальный

 

исход

 

так

 

и

 

не

 

начавшейся

 

толком

 

индивидуации

ты

 

можешь

как

 

Колобок

избирать

 

того

кто

 

тебя

 

проглотит

опираясь

 

на

 

накопленный

 

травматический

 

опыт

 

сепарации

или

 

же

как

 

Репка

сопротивляться

 

индивидуальным

 

попыткам

 

поглощения

стремясь

 

сразу

 

же

 

частичкой

 

войти

 

в

 

тело

 

массы

 

(

Дедки

Бабки

Внучки

Жучки

Кошки

 

и

 

маленькой

 

Мышки

). 

От

 

попыток

 

же

 

нарциссического

 

сопротивления

 

поглощению

подобно

 

предпринятой

 

Панкеевым

сказки

 

строго

 

отвращает

 

ужасами

 

сюжета

 

о

 

Золотом

 

Яичке

О

 

символике

 

же

 

Волка

-

людоеда

 

у

 

нас

 

еще

 

будет

 

разговор

 

в

 

конце

 

доклада

.  

Ложный

или

скорее

искусственный

 

отцовский

 

комплекс

символическое

 

содержание

 

которого

соответственно

срабатывает

 

с

 

«

точностью

 

наоборот

». 

Человек

-

Волк

 

вырастает

 

в

 

атмосфере

 

тотального

 

феминного

 

окружения

будучи

 

полностью

 

изолирован

 

материнским

 

телом

 

массы

 

от

 

естественных

 

импульсов

 

первичного

инстинктивного

 

ядра

 

бессознательного

При

 

этом

 

даже

 

кастрационные

 

страхи

 

оказываются

 

производными

 

от

 

образов

 

старой

 

няньки

 

и

 

молоденькой

 

служанки

Отец

 

как

 

таковой

 

является

 

при

 

этом

 

фигурой

 

настолько

 

трансцендентной

что

 

ребенку

 

приходится

 

психологически

 

прорываться

 

к

 

нему

  (

кстати

абсолютно

 

безуспешно

), 

организуя

 

сложную

 

систему

 

ритуалов

 

религиозного

 

культа


background image

 

128

Тотальная

 

безотцовщина

как

 

непременное

 

условие

  «

русскости

», 

закрывает

 

мальчику

 

дорогу

 

на

 

генитальную

 

стадию

лишая

 

его

 

цели

т

.

е

объекта

 

для

 

идентификации

Для

 

формирования

 

идентичности

 

остается

правда

широкий

 

простор

 

анальных

 

игр

которым

 

в

 

фрейдовском

 

изложении

 

случая

 

Человека

-

Волка

 

отведено

 

центральное

 

место

Что

 

же

 

касается

 

героических

 

перипетий

 

Эдипова

 

комплекса

то

 

филогенез

 

ничем

 

не

 

замутненной

  «

русскости

» 

оставляет

 

своему

 

носителю

 

исключительно

 

вариант

 

Садко

героя

-

утопленника

подменяющего

 

отцовский

 

мир

 

силовых

 

отношений

 

водной

 

стихией

 

материнского

 

комплекса

черпая

 

из

 

него

 

силу

 

и

 

мощь

 

для

 

победоносного

 

анального

 

накопления

.  

Манифестируемый

 

анальный

 

тип

 

компенсаторных

 

реакций

причем

 

реализуемых

 

не

 

в

 

косвенном

характерологическом

  (

черты

 

так

 

называемого

 

«

анального

 

характера

» 

русским

 

не

 

свойственны

), 

а

 

в

 

прямом

не

 

сублимированном

 

виде

Описывать

 

анальные

 

проявления

  «

русскости

» – 

значит

 

конкурировать

 

с

 

Фрейдом

явно

 

уделившим

 

этому

 

аспекту

 

представляемого

 

им

 

случая

в

 

силу

 

собственной

 

предрасположенности

27

гораздо

 

больше

 

внимания

чем

 

это

 

было

 

реально

 

необходимо

  (

стоит

 

особо

 

отметить

 

его

 

исследование

 

истоков

 

и

 

результатов

 

подмены

 

кастрационного

 

комплекса

 

анальной

 

эротикой

которому

 

он

 

посвятил

 

седьмую

 

главу

 

своей

 

книги

). 

Но

 

анальная

 

доминанта

 

психики

 

сама

 

по

 

себе

 

еще

 

ничего

 

не

 

определяет

она

 

дает

 

лишь

 

некую

 

массу

 

психического

 

материала

организация

 

которого

 

зависит

 

от

 

тех

 

ритуальных

 

возможностей

от

 

той

 

канализации

 

энергетики

 

анальных

 

желаний

которые

 

предоставляет

 

тип

 

культурной

 

среды

И

 

вот

 

именно

 

в

 

данном

 

пункте

 

Фрейд

 

обнаружил

 

исток

 

и

 

тайну

 

культурной

 

чуждости

 

русской

 

и

 

западноевропейской

 

цивилизаций

Обе

 

они

 

основаны

 

на

 

коллективном

 

невротическом

 

отреагировании

 

анальных

 

компенсаций

 

базовых

 

инфантильных

 

травм

  (

филогенетических

 

прафантазий

). 

Но

 

если

 

западноевропейский

 

стандарт

 

организации

 

личного

 

бессознательного

  (

Человек

-

Пчела

ориентирован

 

на

 

анально

-

накопительные

 

тенденции

 

и

 

связан

 

с

 

соответствующими

 

характерологическими

 

особенностями

 – 

упорством

экономностью

 

и

 

чистоплотностью

то

 

описываемая

 

Фрейдом

  «

русскость

» 

Человека

-

Волка

 

стоит

 

на

 

совершенно

 

иных

анально

-

продуктивных

 

основаниях

за

 

описанием

 

проявлений

 

которых

 

я

 

отсылаю

 

вас

 

к

 

тексту

 

фрейдовской

 

книги

Не

 

знаю

стоит

 

ли

 

здесь

 

плодить

 

новации

 

и

 

конструировать

 

методом

 

оборачивания

 

триаду

 

качеств

 

анально

-

продуктивного

 

характера

Давайте

 

не

 

будем

 

торопиться

мысленно

 

приложим

 

эти

 

качества

 – 

безволие

расточительность

 

и

 

нечистоплотность

 – 

к

 

Родине

 

и

 

к

 

себе

а

 

затем

если

 

нам

 

этого

 

захочется

сделаем

 

выводы

28

.  

Эротичность

 

как

 

психическая

 

ориентация

понимаемая

 

в

 

платоновском

 

ее

 

смысле

 

как

 

неодолимая

 

тяга

 

к

 

людям

в

 

массу

 

себе

 

подобных

как

 

роевой

 

тип

 

психики

Божественная

 

сила

 

Эроса

 

настолько

 

доминантна

 

в

 

психическом

 

мире

 

носителя

  «

русскости

», 

что

 

разрывает

 

изнутри

 

любые

 

нарциссические

 

преграды

Панкеев

 

негативно

своим

 

невротическим

 

страданием

 

выразил

 

это

 

свойство

 

людей

-

волков

страх

 

поглощения

 

массой

 

и

 

утери

 

индивидуальности

 

не

 

давал

 

ему

 

возможности

 


background image

 

129

отдаться

 

на

 

волю

 

божественному

 

Эросу

 

и

 

злобный

 

по

 

отношению

 

к

 

одиночкам

 

бог

 

буквально

 

терзал

 

его

неоднократно

 

ставя

 

на

 

порог

 

самоуничтожения

Особенно

 

в

 

этом

 

плане

 

характерен

 

эпизод

случившийся

 

с

 

Панкеевым

 

в

 1951 

году

 

в

 

период

 

союзнической

 

оккупации

 

Вены

Непонятная

 

ему

 

самому

 

сила

 

затащила

 

его

 

с

 

мольбертом

 

и

 

этюдником

 

в

 

русскую

 

зону

где

 

он

естественно

был

 

задержан

 

как

 

иностранный

 

шпион

И

 

что

 

же

Несколько

 

дней

 

спустя

 

после

 

задержания

уже

 

отпущенный

 

и

 

забытый

он

 

вновь

 

возвращается

 

в

 

советскую

 

комендатуру

 

и

 

долго

 

разыскивает

 

того

 

офицера

который

 

не

 

верил

 

ему

 

и

 

хотел

 

видеть

 

его

 

картины

 

в

 

доказательство

что

 

перед

 

ним

 

действительно

 

художник

Собственное

 

поведение

 

настолько

 

потрясло

 

Панкеева

 (

ведь

 

речь

 

шла

 

о

 

добровольном

 

неодолимом

 

стремлении

 

стать

 

жертвой

 

советского

 

ГУЛАГа

), 

что

 

он

 

описал

 

его

 

Мюриел

 

Гардинер

 

и

 

письменно

и

 

устно

29

Произошла

 

же

 

совершенно

 

естественная

 

вещь

 – 

оставшись

 

на

 

долгие

 

годы

 

без

 

психоаналитической

 

поддержки

Сергей

 

Панкеев

 

потихоньку

 

опять

 

начал

 

перерождаться

 

в

 

Человека

-

Волка

 

и

 

звериная

 

тяга

 

в

 

стаю

  (

даже

 

через

 

единение

 

в

 

смерти

на

 

мгновение

 

вновь

 

захватила

 

власть

 

над

 

ним

.  

Итак

мы

 

выслушали

 

все

 

эти

  «

новости

» 

о

 

себе

 

из

 

уст

 

человека

авторитет

 

которого

 

для

 

нас

 

с

 

вами

 

не

 

подлежит

 

никакому

 

сомнению

Что

 

же

 

теперь

 

делать

 

с

 

этим

 

знанием

?  

Для

 

начала

 

давайте

 

решим

, – 

а

 

насколько

 

он

 

все

 

же

 

был

 

прав

Ведь

 

даже

 

в

 

границах

 

самого

 

психоаналитического

 

сообщества

 

выводы

сделанные

 

на

 

основании

 

анализа

 

может

 

быть

 

и

 

весьма

 

неординарного

но

 

все

 

же

 

единичного

 

клинического

 

случая

с

 

большим

 

трудом

 

могут

 

быть

 

представлены

 

в

 

качестве

 

универсалий

претендующих

 

на

 

общекультурную

 

значимость

Для

 

их

 

обоснования

 

явно

 

требуется

 

вторая

 

точка

 

опоры

подобная

 

той

которую

 

дал

 

Фрейду

 

анализ

 

библейских

 

текстов

 

в

 

работе

 

о

 

Моисее

посвященной

в

 

конечном

 

счете

тем

 

чертам

 

филогенетического

 

наследия

 

его

 

родного

 

еврейского

 

народа

 (

Человека

-

Агнца

), 

которые

 

он

 

перед

 

смертью

 

предъявил

 

своим

 

собратьям

 

для

 

осознания

 

и

 

отречения

К

 

сожалению

тексты

 

архаического

 

наследия

 

русского

 

народа

 

по

 

ряду

 

причин

 

оказались

 

недоступными

 

исследователям

И

 

потому

 

Фрейду

 

пришлось

уже

 

не

 

скрывая

 

этого

 

как

 

обычно

выискивать

 

подтверждения

 

своих

 

выводов

 

об

 

истоках

 «

русскости

» 

в

 

самоанализе

в

 

собственных

 

интуитивных

 

прозрениях

которые

 

он

 

жанрово

 

обозначил

 

как

  «

психоаналитические

 

спекуляции

». 

На

 

этом

 

можно

 

было

 

бы

 

и

 

завершить

 

обоснование

поскольку

 

сам

 

Фрейд

 

звал

 

за

 

собой

 

по

 

дороге

 

подобного

 

рода

 

спекулятивных

 

размышлений

 

только

 

своих

 

учеников

 

и

 

последователей

людей

 

с

 

конгениальными

 

интуитивными

 

предпосылками

В

 

рамках

 

же

 

избранной

 

группы

 

единомышленников

 

любого

 

рода

 

сомнения

 

в

 

изначальной

 

истинности

 

его

 

идей

 

он

 

квалифицировал

 

как

 

проявление

 

индивидуально

 

детерминированного

 

сопротивления

Но

 

избранный

 

мною

 

жанр

 

супервизии

 

не

 

приемлет

 

догматизма

 

и

 

авторитарной

 

неприкосновенности

Пред

 

ним

 

все

 

равны

Придется

поэтому

 

добавить

 

еще

 

один

 

аргумент

 

в

 

пользу

 

правоты

 

фрейдовского

 

анализа

 «

русскости

», 

а

 

далее

 

пусть

 

каждый

 

из

 

вас

 

самостоятельно

 

делает

 

выводы

В

 

своем

 

самоанализе

 


background image

 

130

Фрейд

 

еще

 

в

 90-

е

 

годы

 

выявил

 

пласт

 

инфантильного

 

материала

характеризующегося

 

теми

 

же

 

чертами

  (

устойчивая

 

зависимость

 

от

 

матери

пассивность

 

по

 

отношению

 

к

 

отцу

неспособность

 

выйти

 

на

 

генитальную

 

стадию

 

развития

и

 

приводящего

 

к

 

тем

 

же

 

последствиям

  (

нарциссическая

 

самозамкнутость

черты

 

анального

 

характера

мазохистичность

ревностно

 

оберегаемая

 

иллюзия

 

исключительности

аффективно

 

окрашенное

 

бегство

 

от

 

массы

сопряженное

 

с

 

тягой

 

к

 

единению

 

с

 

себе

 

подобными

), 

что

 

и

 

описываемые

 

им

 

глубинные

 

особенности

 

людей

-

волков

30

Спроецировав

 

совокупность

 

патогенных

 

ресурсов

 

своего

 

собственного

 

бессознательного

 

на

 

весьма

 

подходящую

 

для

 

этого

 

фигуру

 

пациента

персонифицировав

 

их

 

как

 

Человека

-

Волка

 

и

 

истолковав

 

их

 

как

 

нормальные

 

в

 

рамках

 

определенной

 

культурной

 

среды

доктор

 

Фрейд

 

осуществил

 

серьезный

 

прорыв

 

в

 

своем

 

самоанализе

одновременно

 

подключив

 

его

 

достижения

 

к

 

методике

 

терапии

 

пациента

.  

Второй

 

вопрос

 

более

 

перспективен

, – 

а

 

что

 

сам

 

Фрейд

 

собирался

 

делать

 

с

 

этим

 

знанием

 

о

 

нас

 

с

 

вами

Он

 

собирался

 

на

 

его

 

основе

 

описать

 

типическое

 

расстройство

наметить

 

перспективную

 

терапевтическую

 

схему

 

и

 

провести

 

лечение

Причем

 

это

 

было

 

лечение

 

конкретного

 

пациента

рассматриваемого

 

как

 

личностная

 

модель

как

 

персонификация

 

типического

 

культурального

 

невроза

Сергей

 

Панкеев

 

стал

 

прототипом

 

Человека

-

Волка

 

по

 

той

 

же

 

самой

 

причине

по

 

которой

 

психологически

 

искалеченный

 

своим

 

психоаналитически

 

ориентированным

 

отцом

 

и

 

невротичной

 

матерью

 

Герберт

 

Граф

 

стал

 

прототипом

 

маленького

 

Ганса

случай

 

которого

 

рассматривался

 

Фрейдом

 

как

  «

типичный

 

и

 

образцовый

 

детский

 

невроз

»

31

Панкеев

 

индивидуально

 

проявил

 

в

 

своих

 

симптомах

сновидениях

 

и

 

патогенных

 

фантазиях

 

те

 

глубинно

-

психологические

 

черты

 

родной

 

ему

 

культуры

которые

 

в

 

норме

 

отыгрывались

 

в

 

недоступных

 

ему

 

массовых

 

ритуалах

 

и

 

лишь

 

в

 

особых

 

обстоятельствах

 

эмиграции

смены

 

культурной

 

идентичности

проявлялись

 

как

 

неодолимое

 

родовое

 

начало

препятствующее

 

нормальной

 

адаптации

 

к

 

новой

 

культурной

 

среде

На

 

аналитической

 

кушетке

 

он

 

был

 

первым

 

представителем

 

тех

 

миллионов

 

русских

 

людей

которых

 

разбросала

 

по

 

свету

 

великая

 

война

 

и

 

великая

 

революция

.  

Стоит

 

вспомнить

что

 

психоанализ

 

изначально

 

создавался

 

как

 

психологическое

 

подспорье

 

для

 

иммигрантов

пытающихся

 

вжиться

 

в

 

культурную

 

среду

не

 

соответствующую

 

их

 

филогенетическим

 

схемам

 

и

/

или

 

инфантильным

 

установочным

 

сценариям

Причем

 

иммиграция

 

могла

 

быть

 

вполне

 

реальной

как

 

результат

 

переселения

и

 

Вена

 

давала

 

многочисленные

 

случаи

 

подобного

 

рода

  «

выламывания

» 

из

 

родной

 

среды

 

обитания

  (

в

 

качестве

 

примера

 

достаточно

 

назвать

 

семью

 

самого

 

Фрейда

). 

А

 

могла

 

быть

 

и

 

чисто

 

психологической

связанной

 

с

 

резким

 

изменением

 

культурного

 

статуса

 

и

 

обихода

 

жизни

  (

таковыми

 

были

 

истоки

 

проблем

 

первых

 

фрейдовских

 

пациентов

представителей

 

богатых

 

еврейских

 

семейств

только

 

поколение

 

назад

 

проживавших

 

в

 

изолированной

 

культуре

 

гетто

). 

Таким

 

образом

случай

 

Человека

-

Волка

написанный

 

Фрейдом

 

в

 

годы

 

первой

 

мировой

 

войны

при

 

его

 

адекватном

 

понимании

 

открывал

 

перед

 

аналитиками

 

широчайшие