ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2019
Просмотров: 4349
Скачиваний: 6
126
взрывов
в
развитых
странах
,
жертвенного
превращения
в
«
первичную
сцену
»
формирования
чужого
невроза
(
программа
Троцкого
),
либо
–
для
формирования
фобийного
,
шокового
импульса
к
саморазвитию
,
к
психологическому
отрыву
от
матери
,
т
.
е
.
от
«
русскости
»
как
наследуемой
схемы
(
программа
Сталина
).
*
Деятельно
реализуемая
идея
о
собственной
исключительности
,
самобытности
и
несравнимости
,
представление
себя
как
«
венца
творения
»,
в
качестве
эталонного
образца
для
всех
и
для
каждого
.
Напряженный
динамизм
материнского
комплекса
неизбежно
порождает
своего
рода
психологический
гомеостазис
,
способность
к
устойчивой
самодостаточности
в
режиме
самоотношения
.
Ощущение
собственной
исключительности
позволяет
легко
выдерживать
любые
лишения
и
спокойно
переживать
любые
потери
.
Какое
русское
сердце
не
забьется
от
интимного
сопереживания
при
чтении
истории
о
том
,
как
Человек
-
Волк
(
по
совету
друзей
!) «
поправлял
»
свои
денежные
дела
,
отдавая
последние
средства
игроку
,
моту
и
кутиле
доктору
Д
.!
Но
в
подобных
,
зачастую
сверхпрочных
психических
организациях
неизбежны
невротические
срывы
,
периодически
случающиеся
по
причине
своего
рода
«
нарциссической
недостаточности
»,
связанной
обычно
с
насильственным
соприкосновением
с
иными
культурными
сообществами
,
в
результате
чего
рушится
иллюзия
исключительности
25
.
Эффект
уязвленного
самовозвеличивания
,
связанный
с
резкой
и
неожиданной
ломкой
иллюзий
исключительности
и
всемогущества
,
создает
основу
типической
симптоматики
людей
-
волков
.
Они
просто
не
в
состоянии
просто
жить
и
работать
,
как
это
делают
прочие
люди
.
Раз
так
,
то
лучше
вообще
не
вставать
с
дивана
.
Быть
же
надо
или
великим
(
музыкантом
,
художником
,
юристом
,
в
крайнем
случае
–
великим
пациентом
великого
психоаналитика
),
или
никем
.
Иногда
даже
поражаешься
тому
,
каким
же
образом
Фрейду
удалось
превратить
типичного
носителя
данного
качества
в
скромного
служащего
страховой
компании
,
пунктуально
отсиживающего
положенное
время
за
своим
рабочим
столом
.
Скорее
всего
,
в
этом
преображении
вовсе
не
было
заслуги
психоаналитика
,
а
еще
точнее
–
не
было
никакого
преображения
.
Панкеев
как
типичный
Человек
-
Волк
нашел
для
себя
привычную
нишу
исключительной
личности
,
художника
,
принесшего
себя
в
жертву
несчастной
женщине
,
положившего
всю
свою
жизнь
на
алтарь
великой
любви
.
Даже
самоубийство
Терезы
не
отрезвило
его
,
не
превратило
якобы
облагодетельствованную
им
прекрасную
и
гордую
испанку
в
испуганную
еврейскую
старушку
,
давно
потерявшую
дочь
-
единственного
близкого
ей
человека
,
и
ушедшую
из
жизни
из
-
за
невозможности
поделиться
своими
вполне
реальными
страхами
с
мужем
,
живущим
в
мире
иллюзий
и
фантазий
.
*
Жертвенность
и
мазохистичность
,
навязанные
изначально
в
качестве
культурно
предписанных
вариантов
искупления
«
первородного
греха
»
непреодолимой
зависимости
от
матери
.
О
ярком
примере
жертвенности
мы
уже
только
что
говорили
.
Рассматриваемый
случай
демонстрирует
,
что
мазохистическое
стремление
к
самонаказанию
у
людей
-
волков
настолько
127
глубоко
засело
в
бессознательном
,
что
не
поддается
обычным
методам
изоляции
и
рациональной
проработки
.
В
частности
,
сам
Сергей
Панкеев
совершенно
правильно
истолковывал
судороги
в
правой
руке
,
сделавшие
для
него
невозможными
занятия
любимой
живописью
,
проявлением
бессознательной
потребности
заниматься
самобичеванием
.
И
что
же
–
понимание
не
принесло
избавления
,
ибо
оно
не
властно
над
сферой
филогенетического
материала
.
Умом
«
русскость
»
понимать
конечно
же
стоит
,
но
это
тот
самый
случай
,
когда
от
«
многия
знания
»
родятся
лишь
«
многия
печали
»
26
.
*
Особым
образом
символически
организованное
детство
,
концентрирующее
компенсаторно
-
защитные
механизмы
психики
на
проблеме
орально
-
каннибалистской
платы
за
счастье
симбиотичности
.
Основы
защитных
механизмов
Эго
-
активности
ребенка
,
психика
которого
формируется
под
воздействием
русской
филогенетической
схемы
,
закладываются
в
раннем
детстве
,
в
период
начала
процесса
индивидуации
,
сказочными
сюжетами
типа
«
Колобка
», «
Репки
», «
Курочки
Рябы
»
и
пр
.
Материал
подобного
рода
не
прорабатывался
Фрейдом
в
анализе
Человека
-
Волка
,
но
тем
не
менее
его
следует
учитывать
в
комплексе
со
всплывшими
в
анализе
вторичными
сказочными
символическими
рядами
(
типа
«
Красной
Шапочки
»
или
«
Козы
и
семерых
козлят
»). «
Русскость
»
основана
на
аксиоме
,
диктуемой
наследуемой
схемой
: «
Ты
рожден
для
того
,
чтобы
тебя
сожрали
».
Ты
–
продукт
питания
,
предназначенный
для
поглощения
и
переваривания
в
однородную
массу
.
Но
трагедии
в
этом
никакой
нет
,
поскольку
в
роли
людоедов
выступают
,
как
правило
,
родные
,
т
.
е
.
породившие
тебя
люди
.
Слившись
с
массой
тебе
подобных
ты
завершишь
индивидуальное
развитие
,
вернувшись
в
райское
блаженство
,
в
счастье
материнского
симбиоза
.
Сказка
оставляет
только
две
возможности
как
-
то
разнообразить
фатальный
исход
так
и
не
начавшейся
толком
индивидуации
:
ты
можешь
,
как
Колобок
,
избирать
того
,
кто
тебя
проглотит
,
опираясь
на
накопленный
травматический
опыт
сепарации
;
или
же
,
как
Репка
,
сопротивляться
индивидуальным
попыткам
поглощения
,
стремясь
сразу
же
частичкой
войти
в
тело
массы
(
Дедки
,
Бабки
,
Внучки
,
Жучки
,
Кошки
и
маленькой
Мышки
).
От
попыток
же
нарциссического
сопротивления
поглощению
,
подобно
предпринятой
Панкеевым
,
сказки
строго
отвращает
ужасами
сюжета
о
Золотом
Яичке
.
О
символике
же
Волка
-
людоеда
у
нас
еще
будет
разговор
в
конце
доклада
.
*
Ложный
,
или
,
скорее
,
искусственный
отцовский
комплекс
,
символическое
содержание
которого
,
соответственно
,
срабатывает
с
«
точностью
наоборот
».
Человек
-
Волк
вырастает
в
атмосфере
тотального
феминного
окружения
,
будучи
полностью
изолирован
материнским
телом
массы
от
естественных
импульсов
первичного
,
инстинктивного
ядра
бессознательного
.
При
этом
даже
кастрационные
страхи
оказываются
производными
от
образов
старой
няньки
и
молоденькой
служанки
.
Отец
как
таковой
является
при
этом
фигурой
настолько
трансцендентной
,
что
ребенку
приходится
психологически
прорываться
к
нему
(
кстати
,
абсолютно
безуспешно
),
организуя
сложную
систему
ритуалов
религиозного
культа
.
128
Тотальная
безотцовщина
,
как
непременное
условие
«
русскости
»,
закрывает
мальчику
дорогу
на
генитальную
стадию
,
лишая
его
цели
,
т
.
е
.
объекта
для
идентификации
.
Для
формирования
идентичности
остается
,
правда
,
широкий
простор
анальных
игр
,
которым
в
фрейдовском
изложении
случая
Человека
-
Волка
отведено
центральное
место
.
Что
же
касается
героических
перипетий
Эдипова
комплекса
,
то
филогенез
ничем
не
замутненной
«
русскости
»
оставляет
своему
носителю
исключительно
вариант
Садко
,
героя
-
утопленника
,
подменяющего
отцовский
мир
силовых
отношений
водной
стихией
материнского
комплекса
,
черпая
из
него
силу
и
мощь
для
победоносного
анального
накопления
.
*
Манифестируемый
анальный
тип
компенсаторных
реакций
,
причем
реализуемых
не
в
косвенном
,
характерологическом
(
черты
так
называемого
«
анального
характера
»
русским
не
свойственны
),
а
в
прямом
,
не
сублимированном
виде
.
Описывать
анальные
проявления
«
русскости
» –
значит
конкурировать
с
Фрейдом
,
явно
уделившим
этому
аспекту
представляемого
им
случая
,
в
силу
собственной
предрасположенности
27
,
гораздо
больше
внимания
,
чем
это
было
реально
необходимо
(
стоит
особо
отметить
его
исследование
истоков
и
результатов
подмены
кастрационного
комплекса
анальной
эротикой
,
которому
он
посвятил
седьмую
главу
своей
книги
).
Но
анальная
доминанта
психики
сама
по
себе
еще
ничего
не
определяет
;
она
дает
лишь
некую
массу
психического
материала
,
организация
которого
зависит
от
тех
ритуальных
возможностей
,
от
той
канализации
энергетики
анальных
желаний
,
которые
предоставляет
тип
культурной
среды
.
И
вот
именно
в
данном
пункте
Фрейд
обнаружил
исток
и
тайну
культурной
чуждости
русской
и
западноевропейской
цивилизаций
.
Обе
они
основаны
на
коллективном
невротическом
отреагировании
анальных
компенсаций
базовых
инфантильных
травм
(
филогенетических
прафантазий
).
Но
если
западноевропейский
стандарт
организации
личного
бессознательного
(
Человек
-
Пчела
)
ориентирован
на
анально
-
накопительные
тенденции
и
связан
с
соответствующими
характерологическими
особенностями
–
упорством
,
экономностью
и
чистоплотностью
,
то
описываемая
Фрейдом
«
русскость
»
Человека
-
Волка
стоит
на
совершенно
иных
,
анально
-
продуктивных
основаниях
,
за
описанием
проявлений
которых
я
отсылаю
вас
к
тексту
фрейдовской
книги
.
Не
знаю
,
стоит
ли
здесь
плодить
новации
и
конструировать
методом
оборачивания
триаду
качеств
анально
-
продуктивного
характера
.
Давайте
не
будем
торопиться
,
мысленно
приложим
эти
качества
–
безволие
,
расточительность
и
нечистоплотность
–
к
Родине
и
к
себе
,
а
затем
,
если
нам
этого
захочется
,
сделаем
выводы
28
.
*
Эротичность
как
психическая
ориентация
,
понимаемая
в
платоновском
ее
смысле
как
неодолимая
тяга
к
людям
,
в
массу
себе
подобных
,
как
роевой
тип
психики
.
Божественная
сила
Эроса
настолько
доминантна
в
психическом
мире
носителя
«
русскости
»,
что
разрывает
изнутри
любые
нарциссические
преграды
.
Панкеев
негативно
,
своим
невротическим
страданием
выразил
это
свойство
людей
-
волков
;
страх
поглощения
массой
и
утери
индивидуальности
не
давал
ему
возможности
129
отдаться
на
волю
божественному
Эросу
и
злобный
по
отношению
к
одиночкам
бог
буквально
терзал
его
,
неоднократно
ставя
на
порог
самоуничтожения
.
Особенно
в
этом
плане
характерен
эпизод
,
случившийся
с
Панкеевым
в
1951
году
в
период
союзнической
оккупации
Вены
.
Непонятная
ему
самому
сила
затащила
его
с
мольбертом
и
этюдником
в
русскую
зону
,
где
он
,
естественно
,
был
задержан
как
иностранный
шпион
.
И
что
же
?
Несколько
дней
спустя
после
задержания
,
уже
отпущенный
и
забытый
,
он
вновь
возвращается
в
советскую
комендатуру
и
долго
разыскивает
того
офицера
,
который
не
верил
ему
и
хотел
видеть
его
картины
в
доказательство
,
что
перед
ним
действительно
художник
.
Собственное
поведение
настолько
потрясло
Панкеева
(
ведь
речь
шла
о
добровольном
неодолимом
стремлении
стать
жертвой
советского
ГУЛАГа
),
что
он
описал
его
Мюриел
Гардинер
и
письменно
,
и
устно
29
.
Произошла
же
совершенно
естественная
вещь
–
оставшись
на
долгие
годы
без
психоаналитической
поддержки
,
Сергей
Панкеев
потихоньку
опять
начал
перерождаться
в
Человека
-
Волка
и
звериная
тяга
в
стаю
(
даже
через
единение
в
смерти
)
на
мгновение
вновь
захватила
власть
над
ним
.
Итак
,
мы
выслушали
все
эти
«
новости
»
о
себе
из
уст
человека
,
авторитет
которого
для
нас
с
вами
не
подлежит
никакому
сомнению
.
Что
же
теперь
делать
с
этим
знанием
?
Для
начала
давайте
решим
, –
а
насколько
он
все
же
был
прав
.
Ведь
даже
в
границах
самого
психоаналитического
сообщества
выводы
,
сделанные
на
основании
анализа
может
быть
и
весьма
неординарного
,
но
все
же
единичного
клинического
случая
,
с
большим
трудом
могут
быть
представлены
в
качестве
универсалий
,
претендующих
на
общекультурную
значимость
.
Для
их
обоснования
явно
требуется
вторая
точка
опоры
,
подобная
той
,
которую
дал
Фрейду
анализ
библейских
текстов
в
работе
о
Моисее
,
посвященной
,
в
конечном
счете
,
тем
чертам
филогенетического
наследия
его
родного
еврейского
народа
(
Человека
-
Агнца
),
которые
он
перед
смертью
предъявил
своим
собратьям
для
осознания
и
отречения
.
К
сожалению
,
тексты
архаического
наследия
русского
народа
по
ряду
причин
оказались
недоступными
исследователям
.
И
потому
Фрейду
пришлось
,
уже
не
скрывая
этого
как
обычно
,
выискивать
подтверждения
своих
выводов
об
истоках
«
русскости
»
в
самоанализе
,
в
собственных
интуитивных
прозрениях
,
которые
он
жанрово
обозначил
как
«
психоаналитические
спекуляции
».
На
этом
можно
было
бы
и
завершить
обоснование
,
поскольку
сам
Фрейд
звал
за
собой
по
дороге
подобного
рода
спекулятивных
размышлений
только
своих
учеников
и
последователей
,
людей
с
конгениальными
интуитивными
предпосылками
.
В
рамках
же
избранной
группы
единомышленников
любого
рода
сомнения
в
изначальной
истинности
его
идей
он
квалифицировал
как
проявление
индивидуально
детерминированного
сопротивления
.
Но
избранный
мною
жанр
супервизии
не
приемлет
догматизма
и
авторитарной
неприкосновенности
.
Пред
ним
все
равны
.
Придется
,
поэтому
добавить
еще
один
аргумент
в
пользу
правоты
фрейдовского
анализа
«
русскости
»,
а
далее
пусть
каждый
из
вас
самостоятельно
делает
выводы
.
В
своем
самоанализе
130
Фрейд
еще
в
90-
е
годы
выявил
пласт
инфантильного
материала
,
характеризующегося
теми
же
чертами
(
устойчивая
зависимость
от
матери
,
пассивность
по
отношению
к
отцу
,
неспособность
выйти
на
генитальную
стадию
развития
)
и
приводящего
к
тем
же
последствиям
(
нарциссическая
самозамкнутость
,
черты
анального
характера
,
мазохистичность
,
ревностно
оберегаемая
иллюзия
исключительности
,
аффективно
окрашенное
бегство
от
массы
,
сопряженное
с
тягой
к
единению
с
себе
подобными
),
что
и
описываемые
им
глубинные
особенности
людей
-
волков
30
.
Спроецировав
совокупность
патогенных
ресурсов
своего
собственного
бессознательного
на
весьма
подходящую
для
этого
фигуру
пациента
,
персонифицировав
их
как
Человека
-
Волка
и
истолковав
их
как
нормальные
в
рамках
определенной
культурной
среды
,
доктор
Фрейд
осуществил
серьезный
прорыв
в
своем
самоанализе
,
одновременно
подключив
его
достижения
к
методике
терапии
пациента
.
Второй
вопрос
более
перспективен
, –
а
что
сам
Фрейд
собирался
делать
с
этим
знанием
о
нас
с
вами
?
Он
собирался
на
его
основе
описать
типическое
расстройство
,
наметить
перспективную
терапевтическую
схему
и
провести
лечение
.
Причем
это
было
лечение
конкретного
пациента
,
рассматриваемого
как
личностная
модель
,
как
персонификация
типического
культурального
невроза
.
Сергей
Панкеев
стал
прототипом
Человека
-
Волка
по
той
же
самой
причине
,
по
которой
психологически
искалеченный
своим
психоаналитически
ориентированным
отцом
и
невротичной
матерью
Герберт
Граф
стал
прототипом
маленького
Ганса
,
случай
которого
рассматривался
Фрейдом
как
«
типичный
и
образцовый
детский
невроз
»
31
.
Панкеев
индивидуально
проявил
в
своих
симптомах
,
сновидениях
и
патогенных
фантазиях
те
глубинно
-
психологические
черты
родной
ему
культуры
,
которые
в
норме
отыгрывались
в
недоступных
ему
массовых
ритуалах
и
лишь
в
особых
обстоятельствах
эмиграции
,
смены
культурной
идентичности
,
проявлялись
как
неодолимое
родовое
начало
,
препятствующее
нормальной
адаптации
к
новой
культурной
среде
.
На
аналитической
кушетке
он
был
первым
представителем
тех
миллионов
русских
людей
,
которых
разбросала
по
свету
великая
война
и
великая
революция
.
Стоит
вспомнить
,
что
психоанализ
изначально
создавался
как
психологическое
подспорье
для
иммигрантов
,
пытающихся
вжиться
в
культурную
среду
,
не
соответствующую
их
филогенетическим
схемам
и
/
или
инфантильным
установочным
сценариям
.
Причем
иммиграция
могла
быть
вполне
реальной
,
как
результат
переселения
,
и
Вена
давала
многочисленные
случаи
подобного
рода
«
выламывания
»
из
родной
среды
обитания
(
в
качестве
примера
достаточно
назвать
семью
самого
Фрейда
).
А
могла
быть
и
чисто
психологической
,
связанной
с
резким
изменением
культурного
статуса
и
обихода
жизни
(
таковыми
были
истоки
проблем
первых
фрейдовских
пациентов
,
представителей
богатых
еврейских
семейств
,
только
поколение
назад
проживавших
в
изолированной
культуре
гетто
).
Таким
образом
,
случай
Человека
-
Волка
,
написанный
Фрейдом
в
годы
первой
мировой
войны
,
при
его
адекватном
понимании
открывал
перед
аналитиками
широчайшие