Файл: Сумма психоанализа. Антология. Том 11.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2019

Просмотров: 4332

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

36

неблагоприятным

 

стечению

 

обстоятельств

можно

 

хоть

 

что

-

то

 

противо

-

поставить

 

его

 

предательской

 

ловкости

 

и

 

хитрости

с

 

которой

 

он

 

гонит

 

нас

 

через

 

красные

 

флажки

 

морали

 

и

 

культуры

 

в

 

расставленные

 

тут

 

и

 

там

 

либидонозно

 

притягательные

 

капканы

 

удовольствия

 

и

 

агрессии

Я

 

больше

 

не

 

буду

 

утомлять

 

читателя

 

дополнительными

 

экскурсами

 

в

 

обоснование

 

творческих

 

находок

 

или

 

ошибок

 

Фрейда

так

 

как

 

основная

 

задача

 

первой

 

части

а

 

именно

 — 

показать

как

 

тяжело

 

его

 

идеи

 

обретали

 

и

 

все

 

еще

 

обретают

  (

во

 

всяком

 

случае

 — 

у

 

нас

 

в

 

России

право

 

на

 

существование

как

 

мне

 

представляется

 

выполнена

и

 

теперь

 

я

 

лишь

 

ограничусь

 

еще

 

некоторыми

 

уже

 

общепризнанными

 

констатациями

постулированными

 

создателем

 

или

 

органически

 

вытекающими

 

из

 

психоаналитической

 

теории

Каждый

 

конкретный

 

человек

 

как

 

биосоциальное

 

существо

и

 

это

 

было

 

уже

 

частично

 

продемонстрировано

 

мной

 

на

 

конкретных

 

примерах

исходно

 

вовсе

 

не

 

является

 

кладезем

 

добродетелей

 

и

 

по

 

своей

 

природе

 

агрессивен

эгоистичен

самовлюблен

асоциален

совершенно

 

не

 

имеет

 

спонтанной

 

любви

 

к

 

труду

стремится

 

получать

 

удовольствие

в

 

том

 

числе

 

удовлетворять

 

свои

 

сексуальные

 

потребности

 

в

 

их

 

естественных

 

или

 (

также

 

основанных

 

на

 

жажде

 

удовольствия

сублимированных

 

формах

к

 

каковым

 

принадлежат

 

практически

 

все

 

виды

 

стремления

 

к

 

достижению

карьере

власти

побуждение

 

к

 

художественному

 

или

 

научному

 

творчеству

.  

Обобщая

 

эти

 

характеристики

психоанализ

 

объективно

 

признает

каждый

 

отдельный

 

человек

 

является

 

врагом

 

культуры

потому

 

что

 

независимо

 

от

 

того

 

осознается

 

это

 

или

 

нет

каждый

 

хотел

 

бы

чтобы

 

именно

 

для

 

него

 

все

 

запреты

 

были

 

сняты

чтобы

 

только

 

он

 

мог

 

избрать

 

своим

 

сексуальным

 

объектом

 

любую

 

желаемую

 

им

 

женщину

  (

или

наоборот

, — 

мужчину

), 

иметь

 

все

что

 

только

 

захочется

стать

 

обладателем

 

всех

 

несметных

 

богатств

титулов

 

и

 

званий

устранить

 

каждого

кто

 

соперничает

 

с

 

ним

 

за

 

ту

 

же

 

женщину

власть

 

или

 

богатство

 

и

 

т

.

д

.  

И

 

если

 

преодолеть

 

невротическую

 

тревогу

 

и

 

страх

 

темной

 

бездны

 

подсознания

многие

 

смогут

 

обнаружить

 

у

 

себя

 

эти

 

или

 

подобные

спонтанно

 

появляющиеся

 

мысли

 

и

 

фантазии

Мы

 

не

 

каемся

 

в

 

них

так

 

как

 

они

 

действительно

 

спонтанны

 

и

вроде

 

бы

и

 

не

 

наши

 

даже

И

к

 

счастью

чаще

 

всего

 

они

 

остаются

 

только

 

глубоко

 

спрятанными

 

в

 

подсознании

 

мыслями

 

и

 

фантазиями

лишь

 

изредка

 

прорываясь

 

в

 

наших

 

сновидениях

 

и

 

некоторых

 

других

 

непроизвольных

 

психических

 

актах

  (

ошибках

описках

оговорках

мимике

 

и

 

жестах

). 

Но

 

оставаясь

 

неосознаваемыми

они

 

нередко

 

определяют

 

особенности

 

нашего

 

сознательного

 

поведения

которым

 

мы

естественно

не

 

находим

 

объяснения

и

 

потому

 

привносим

 

его

выстраивая

 

не

 

имеющие

 

ничего

 

общего

 

с

 

реальными

 

мотивами

 

наших

 

поступков

 

логические

 

цепи

 

из

 

слов

  «

потому

 

что

», «

так

 

как

», «

из

-

за

 

того

 

что

» 

и

 

т

.

п

Безусловно

прав

 

был

 

Платон

когда

 

говорил

что

 «

хороший

 

человек

 — 

это

 

тот

кто

 

довольствуется

 

снами

в

 

то

 

время

 

как

 

другие

 

действуют

». 

Что

 

же

 

удерживает

 

большинство

 

от

 

порочного

 

примера

 

этих

 

других

Многие

 

считают

что

 

законы

но

 

это

 

не

 

так

Фрейд

 

отвечает

 

на

 

этот

 

вопрос

В

 


background image

 

37

стремлении

 

к

 

реализации

 

своих

 

неуемных

 

желаний

 

каждый

 

человек

 

сталкивается

 

с

 

одним

  «

маленьким

» 

затруднением

глубоко

 

в

 

подсознании

интуитивно

он

 

скорее

 

чувствует

чем

 

знает

что

 

каждый

 

другой

 

имеет

 

точно

  

такие

 

же

 

или

 

подобные

 

желания

 

и

 

хотел

 

бы

 

обращаться

 

с

 

ним

 

столь

 

же

 

«

нелюбезно

», 

и

 

как

 

бы

 

силен

 

он

 

ни

 

был

всегда

 

найдется

 

кто

-

то

 

болеет

 

сильный

 

и

 

столь

 

же

 

властно

 

побуждаемый

 

к

 

действию

С

 

точки

 

зрения

 

психоанализа

 

именно

 

это

 

еще

 

задолго

 

до

 

появления

 

законов

 

как

 

юридических

 

актов

которые

 

всегда

 

вторичны

привело

 

нас

 

к

 

негласному

 

общественному

 

договору

я

 

не

 

буду

 

делать

 

по

 

отношению

 

к

 

тебе

 

того

-

то

 

и

 

того

-

то

но

 

при

 

условии

что

 

и

 

ты

 

будешь

 

поступать

 

так

 

же

Скрупулезное

 

выполнение

 

этого

 

никем

 

не

 

подписанного

 

договора

 

мы

 

находим

 

уже

 

в

 

животных

 

сообществах

А

 

в

 

человеческом

 

сообществе

 

из

 

этого

 

же

 

общественного

 

договора

 

рождается

 

культура

а

 

затем

 

и

 

совестливость

при

 

этом

 

последняя

 — 

понятие

 

чисто

 

культуральное

приобретаемое

в

 

основе

 

которого

 — 

вначале

 

родительские

исходно

 

апеллирующие

 

преимущественно

 

к

 

генитальной

 

сфере

запреты

 («

нельзя

», «

некрасиво

», 

«

некультурно

», «

стыдно

»). 

Затем

в

 

процессе

 

индивидуализации

эти

 

запреты

 

последовательно

 

трансформируются

 

в

 

структуру

 

совести

проявления

 

которой

 

всегда

 

глубоко

 

индивидуальны

а

 

источник

 

один

 — 

страх

 

осуждения

 

социумом

И

таким

 

образом

понятие

 

культуры

 

в

 

психоанализе

 

приобретает

 

качественно

 

иное

 

содержание

культура

 — 

это

 

то

что

 

налагает

 

запреты

А

 

теперь

прежде

 

чем

 

вернуться

 

к

 

идее

вынесенной

 

в

 

заголовок

 

статьи

попробуем

 

мысленно

 

суммировать

 

все

 

сказанное

Не

 

возникает

 

ли

 

у

 

читателя

 

ощущение

что

 

все

 

это

 

уж

 

очень

 

знакомо

что

 

где

-

то

 

мы

 

уже

 

слышали

 

это

хотя

 

и

 

в

 

несколько

 

по

-

иному

 

сформулированном

 

виде

Вообще

форма

 

подачи

 

материала

 

играет

 

огромную

 

роль

 

как

 

в

 

его

 

индивидуальном

 

восприятии

так

 

и

особенно

в

 

его

 

публичной

 

рецензии

В

 

науке

да

 

и

 

в

 

обыденной

 

жизни

предлагая

 

новую

 

достаточно

 

острую

 

идею

редко

 

прибегают

 

к

 

испытанному

 

способу

 

избежать

 

встречи

 

ее

 

в

 

штыки

 — 

подают

 

тупым

 

концом

Фрейд

в

 

отличие

 

от

 

многих

 

других

, — 

и

 

предшественников

и

 

последователей

 — 

очень

 

редко

 

следовал

 

этому

 

правилу

Естественно

это

 

не

 

облегчало

 

его

 

жизнь

одни

 

переставали

 

здороваться

другие

 

сочувственно

 

рекомендовали

 

ему

 

самому

 

пройти

 

обследование

 

у

 

психиатра

один

 

за

 

другим

 

уходили

 

самые

 

талантливые

 

ученики

однако

не

 

отрекаясь

 

от

 

идей

 

Мэтра

а

 

лишь

 

находя

 

для

 

них

 

более

 

общественно

 

приемлемые

 

и

 

индивидуально

 

трансформированные

 

формы

 

изложения

Но

 

Фрейд

 

продолжал

 

настаивать

 

на

 

своем

Что

 

же

 

все

-

таки

 

было

 

для

 

него

 

тем

 

неисчерпаемым

 

источником

 

уверенности

 

в

 

своей

 

правоте

Я

 

еще

 

раз

 

вернусь

 

к

 

тезису

 

о

 

том

что

 

все

 

открытия

 

Фрейда

 — 

неискоренимая

 

агрессивность

 

человека

лживость

антагонизм

 

по

 

отношению

 

к

 

родителям

склонность

 

к

 

посягательству

 

на

 

чужую

 

собственность

жажда

 

сексуальных

 

удовольствий

которые

 

вызвали

 

столь

 

бурное

 

неприятие

 

научным

 

и

 

культурным

 

сообществом

были

 

хорошо

 

известны

 

тому

 

же

 

обществу

 

уже

 

на

 

протяжении

 

почти

 

двух

 

тысяч

 

лет

 

и

 

принимались

 

им

 

самым

 

смиренным

 

и

 

восторженным

 

образом

Теперь

 

проницательный

 

читатель

конечно


background image

 

38

догадался

что

 

речь

 

идет

 

о

 

шести

 

последних

 

из

 

десяти

 

заповедей

 

Бога

которые

 

я

 

приведу

 

ниже

снабдив

 

их

  (

в

 

скобках

некоторыми

заимствованными

 

из

 

современных

 

религиозных

 

изданий

комментариями

5. 

Почитай

 

отца

 

твоего

 

и

 

матерь

 

твою

... (

то

 

есть

 

не

 

проявляй

 

антагонизма

 

и

 

непозволительных

 

мыслей

 

в

 

отношении

 

родителей

). 

6. 

Не

 

убивай

 (

сдерживай

 

свою

 

агрессивность

). 

7. 

Не

 

прелюбодействуй

 (

не

 

поддавайся

 

плотскому

 

соблазну

). 

8. 

Не

 

кради

 (

преодолевай

 

стремление

 

к

 

присвоению

 

чужого

). 

9. 

Не

 

лжесвидетельствуй

 (

старайся

 

не

 

лгать

). 

10. 

Не

 

желай

 

жены

 

ближнего

 

твоего

и

 

не

 

желай

 

дома

 

ближнего

 

твоего

ни

 

поля

 

его

ни

 

раба

 

его

 

и

 

т

.

д

. (

как

 

в

 

прямом

 

смысле

так

 

и

 

в

 

смысле

 — 

не

 

будь

 

завистливым

). 

Итак

Бог

  (

а

 

кто

 

же

 

знает

 

нас

 

лучше

 

Творца

предупреждает

 

нас

конечно

не

 

случайно

и

 

не

 

против

 

каких

-

то

 

отвлеченных

 

вещей

а

 

именно

 

против

 

тех

 

пороков

которые

 

скрыты

 

в

 

самой

 

нашей

 

природе

заложены

 

в

 

самой

 

сущности

 

человека

которые

 

были

 

и

 

остаются

 

нашими

 

неизменными

 

характеристиками

Но

 

это

 

еще

 

не

 

все

Что

 

же

 

Бог

 

предлагает

 

нам

 

в

 

качестве

 

нравственного

 

идеала

того

к

 

чему

 

человек

 

должен

 

стремиться

а

 

следовательно

 — 

чем

 

исходно

 

не

 

обладает

Обратимся

 

еще

 

раз

 

к

 

Библии

к

 

Нагорной

 

проповеди

и

 

я

 

еще

 

раз

 

использую

 

некоторые

 

современные

 

комментарии

— 

Блаженны

 

плачущие

  (

то

 

есть

 

скорбящие

 

или

 

раскаивающиеся

 

в

 

своих

 

проступках

 

или

 

мыслях

). 

— 

Блаженны

 

нищие

 

духом

 (

признающие

 

свою

 

греховность

). 

— 

Блаженны

 

кроткие

  (

смиренно

 

переносящие

 

обиды

 

и

 

не

 

держат

 

зла

 

на

 

других

). 

— 

Блаженны

 

алчущие

 

и

 

жаждущие

 

правды

  (

усердно

 

стремящие

 

праведной

 

жизни

). 

— 

Блаженны

 

милостивые

 (

всегда

 

готовые

 

прийти

 

на

 

помощь

 

другому

). 

— 

Блаженны

 

миротворцы

 (

избегающие

 

ссор

 

сами

 

и

 

примиряющие

 

других

). 

— 

Блаженны

 

изгнанные

 

за

 

правду

  (

принявшие

 

муки

преследуя

 

скорее

 

общественные

нежели

 

личные

 

интересы

). 

Итак

независимо

 

от

 

того

считать

 

ли

 

Библию

 

Божественным

 

откровением

 

или

 

сводом

 

накопленной

 

человечеством

 

за

 

тысячелетия

 

мудрости

можно

 

констатировать

 

в

 

дополнение

 

к

 

вытекающему

 

из

 

Десяти

 

заповедей

человек

 

по

 

своей

 

природе

 

вовсе

 

не

 

склонен

 

особенно

 

скорбеть

 

и

 

раскаиваться

 

в

 

своих

 

поступках

признавать

 

свою

 

греховность

 

и

 

стремиться

 

к

 

праведной

 

жизни

приходить

 

на

 

помощь

 

и

 

избегать

 

ссор

обрекая

 

себя

 

на

 

муки

 

без

 

лишней

  (

или

 

личной

необходимости

Таким

 

образом

мы

 

становимся

 

людьми

 

в

 

высоком

 

смысле

 

этого

 

слова

 

не

 

столько

 

благодаря

сколько

 

вопреки

 

нашей

 

природе

преодолевая

 

ее

Была

 

ли

 

последовательная

 

импликация

 

божественного

 

откровения

 

в

 

психиатрическую

 

практику

 

сознательной

 

или

 

неосознаваемой

 — 

установить

 

практически

 

невозможно

Неисчерпаемая

 

уверенность

 

Фрейда

 

в

 

своей

 


background image

 

39

правоте

 

также

 

могла

 

быть

 

как

 

сознательной

так

 

и

 

бессознательной

Но

 

то

что

 

Фрейд

с

 

его

 

критическим

 

умом

 

и

 

энциклопедическим

 

знанием

ни

 

разу

 

не

 

апеллировал

 

к

 

этому

 

источнику

 

доказательства

 — 

поражает

В

 

завершение

 

хочу

 

сказать

что

 

я

 

вовсе

 

не

 

преследовал

 

цель

 

доказать

что

 

первым

  «

фрейдистом

» 

был

 

Господь

 

Бог

так

 

же

как

 

и

 

не

 

пытался

 

обвинить

 

Фрейда

 

в

 

плагиате

.  

Я

 

лишь

 

попытался

 

провести

 

некоторые

 

внеисторические

 

параллели

 

и

 

еще

 

раз

 

на

 

конкретных

 

примерах

 

продемонстрировать

что

 

шокирующие

 

откровения

 

Фрейда

истинность

 

которых

 

все

 

еще

 

нередко

 

становится

 

предметом

 

то

 

заинтересованной

то

 

малопродуктивной

 

дискуссии

действительно

 

базируются

 

на

 

объективных

 

характеристиках

 

парадоксальности

 

человеческой

 

культуры

 

и

 

человеческого

 

сознания

Во

 

всяком

 

случае

как

 

убеждает

 

нас

 

клинический

 

и

 

обыденный

 

опыт

, — 

они

 

справедливы

 

для

 

нашей

 

эпохи

.  

Что

 

сулит

 

нам

 

будущее

 — 

пока

 

не

 

известно

но

оставаясь

 

оптимистом

я

 

не

 

могу

 

в

 

этой

 

связи

 

удержаться

чтобы

 

в

 

заключение

 

не

 

процитировать

 

одно

 

из

 

наиболее

 

известных

 

изречений

 

Фрейда

: «

Голос

 

разума

 

негромок

но

 

он

 

заставляет

 

себя

 

слушать

Царство

 

разума

 

далеко

Но

 

не

 

недосягаемо

 

далеко

». 

 
 

Российский

 

психоаналитический

 

вестник

1994, 

 3–4, 

с

. 91–100 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


background image

 

40

К

 

вопросу

 

о

 

месте

 

и

 

роли

 

психоанализа

 

в

 

современной

 

культуре

 

 

С

Г

Аграчев

 

 

1. 

Приступая

 

к

 

разговору

 

на

 

столь

 

серьезную

 

тему

наверно

лучше

 

всего

 

было

 

бы

 

сначала

 

определить

 

предмет

 

обсуждения

то

 

есть

 

психоанализ

а

 

потом

 

уже

 

рассуждать

 

о

 

его

 

связях

 

с

 

культурой

Однако

 

здесь

 

нас

 

сразу

 

же

 

ожидают

 

трудности

что

на

 

мой

 

взгляд

далеко

 

не

 

случайно

 

и

 

имеет

 

прямое

 

отношение

 

к

 

делу

общепринятого

 

определения

 

психоанализа

 

до

 

сих

 

пор

 

не

 

существует

 (

вернее

их

 

существует

 

очень

 

много

что

 

то

 

же

 

самое

). 

Это

 

тем

 

более

 

интересно

что

 

Международная

 

психоаналитическая

 

ассоциация

которую

 

можно

 

обвинить

 

в

 

чем

 

угодно

но

 

не

 

в

 

пренебрежении

 

к

 

формальной

 

стороне

 

дела

прилагала

 

значительные

 

усилия

 

для

 

определения

 

того

чем

 

же

 

она

 

все

-

таки

 

занимается

Еще

 

в

 60-

е

 

годы

 

она

 

создала

 

специальную

 

комиссию

 

с

 

задачей

 

составить

наконец

эту

 

злополучную

 

дефиницию

Комиссия

 

проработала

 8 (!) 

лет

но

 

без

 

всякого

 

успеха

 — 

определить

 

психоанализ

 

так

чтобы

 

это

 

всех

 

устроило

ей

 

не

 

удалось

Этот

 

неуспех

 

показателен

 

и

 

кое

-

что

 

говорит

 

об

 

интересующем

 

нас

 

предмете

а

 

именно

что

 

психоанализ

 

относится

 

к

 

областям

 

человеческой

 

деятельности

четкого

 

определения

 

не

 

имеющим

Первое

что

 

из

 

этого

 

следует

психоанализ

 — 

не

 

совсем

 

наука

поскольку

 

наука

 

начинается

 

тогда

когда

 

выработано

 

определение

 

ее

 

предмета

И

 

хотя

 

со

 

времен

 

Фрейда

 

психоаналитики

 

яростно

 

боролись

 

за

 

то

чтобы

 

считать

 

свое

 

занятие

 

наукой

мы

 

вправе

 

поставить

 

этот

 

тезис

 

под

 

сомнение

И

 

если

 

уж

 

мы

 

занялись

 

вопросом

 

о

 

претензиях

 

психоанализа

 

на

 

статус

 

научной

 

дисциплины

мы

 

можем

 

выдвинуть

 

еще

 

один

 

аргумент

 

против

на

 

сей

 

раз

 

опираясь

 

на

 

авторитет

 

знаменитой

 

книги

 

Т

Куна

 

«

Структура

 

научных

 

революций

»

1

Кун

 

утверждает

что

 

наличие

 

в

 

рамках

 

одной

 

дисциплины

 

различных

 

школ

не

 

согласных

 

друг

 

с

 

другом

 

по

 

кардинальным

 

ее

 

вопросам

говорит

что

 

данная

 

область

 

знания

 

в

 

лучшем

 

случае

 

находится

 

в

 

донаучном

 

состоянии

либо

 

же

 

вообще

 

на

 

статус

 

науки

 

претендовать

 

не

 

может

На

 

последнее

 

утверждение

правда

можно

 

возразить

что

 

как

 

раз

 

психоаналитики

объединенные

 

в

 

Международную

 

ассоциацию

весьма

 

бдительно

 

следят

 

за

 

чистотой

 

своих

 

рядов

 

и

 

своей

 

теории

 

и

 

всех

 

несогласных

 

немедленно

 

изгоняют

а

 

упомянутые

  «

другие

 

школы

», 

то

 

есть

 

юнгианцы

лаканисты

 

и

 

т

.

п

., 

к

 

психоанализу

 

вообще

 

не

 

относятся

Но

 

для

 

внешнего

 

наблюдателя

в

 

общем

-

то

справедливо

 

отождествляющего

 

психоанализ

 

как

 

явление

 

культуры

 

с

 

любой

 

глубинной

 

психологией

 

и

 

психотерапией

такое

 

возражение

 

только

 

ярче

 

выявляет

 

глубину

 

противоречий

 

и

 

накал

 

межфракционной

 

борьбы

а

 

замечание

 

насчет

  «

чистоты

 

теории

» (

особенно

 

милое

 

сердцу

 

бывшего

 

советского

 

человека

еще

 

не

 

забывшего

 

борьбу

 

за

 

                                                 

1

 

Кун

 

Т

Структура

 

научных

 

революций

М

., «

Прогресс

», 1975

.