Файл: Особенности социального развития дошкольников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 347

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Особенности социального развития в дошкольном возрасте в процессе сюжетно-ролевой игры

К особенностям социального развития в дошкольном возрасте в условиях реализации ФГОС можно отнести следующие: новый подход к системе повышения квалификации воспитателя, способного овладеть технологиями, обеспечивающими социальное развитие и достижение планируемых результатов, мотивированного на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение; создание новой образовательной среды, организация и осуществление процесса социального развития, обеспечивающего формирование у детей компетенций, соответствующих требованиям ФГОС, создание эффективных систем оценки индивидуальных достижений дошкольников.

В соответствии с ФГОС социальное развитие, прежде всего, нацелено на интеллектуальное воспитание, развитие мышления дошкольников, необходимого для их адаптации к условиям жизни в современном социуме. Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию творческих способностей детей, формированию логико-языковой культуры, духовно- нравственному становлению личности.

В ходе сюжетно-ролевых игр формируются качественные характеристики личности: способность к самопознанию; воля к победе; трудолюбие; самостоятельность, оригинальность; осознанность выбора, ответственность за его результаты; интерес к исследовательскому познанию окружающего мира.

Задача воспитателя, работающего по ФГОС нового поколения, заключается в создании условий для социального развития, развития творческих способностей и самостоятельной активности дошкольников.

Для формирования успешных дошкольников Б. Ливер, чью точку зрения мы разделяем, воспитателям необходимо пользоваться определенной формулой организации игровой деятельности. Она помогает предсказать факторы риска для каждого из ребят. То есть речь идет об определенной последователь­ности действий: определить стиль организации сюжетно-ролевой игры каждого ребенка; отметить место каждого ребенка на карте стилей; определить, какие стили входят в усредненный стиль старшей группы детского сада; выяснить, кто не соответствует стилю большинства; определить стиль воспитателя и отметить случаи конфликта со стилями организации сюжетно-ролевой игры в группе; определить методы творческого использования возможностей работы в малых группах; создания возможности выбора заданий; индивидуальных заданий; консультирования детей[5].


Успешность ребят зависит от уме­ния воспитателя определять психофизиологические особенности детей и выстраивать с их учетом организацию сюжетно-ролевой игры, принимая во внимание их подготовленность, склонности, интере­сы, способности и индивидуальные динамические особенности.

В настоящее время воспитатели обладают возмож­ностью использовать многочисленные индивидуальные формы. Самая распространенная на сегодня в России модель принадлежит М. Акимовой и В. Козловой, сделавшим акцент на особенностях организации игровой деятельности[6]. Мы согласны с точкой зрения авторов модели, что успешность деятельности полностью зависит от умения воспитателя ориентироваться на динамические типы детей по темпу их усвоения и длительности работоспособности.

Резюмируя все вышесказанное, следует отметить, что на сегодняшний день перед ДОО стоит одна из важнейших задач – не просто «снабдить» дошкольников багажом знаний, а активно включать их в творческую, исследовательскую деятельность тем самым привить умения, позволяющие детям самостоятельно добывать информацию.

1.3 Руководство сюжетно-ролевой игрой на разных возрастных этапах развития ребенка и ее роль в формировании социального развития детей

Игра формирует мотивационный компонент обучения, т.к. в ней как отмечал А.Н. Леонтьев, «развиваются новые психологические прогрессивные образования, и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе. Нет игры у дошкольника – нет интереса к учебе у школьника»[7].

В ходе игры ребенок воспроизводит в наглядно-действенной, активной форме сцены из жизни окружающих, их отношение друг к другу, к своим обязанностям, их труд, тем самым получает возможность полнее осознать окружающую действительность, ярче пережить изображаемые события, оценить их.

Также во многих исследованиях подчеркивается, что игра формирует ценностные ориентации, деятельность, где более успешно усваиваются дошкольниками нравственные формы поведения, развиваются творческие силы, эстетические чувства. В ходе игровой деятельности складываются благоприятные условия для перехода от наглядно-действенного мышления к образному, к элементам словесно-логического мышления, развивается способность создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их, проявляется способность по собственной инициативе подчиняться различным требованиям.


Самостоятельная творческая игра дошкольников применяется как метод обучения: в игре дети активно формируют социальные представления, знакомятся с окружающим миром, с принципами работы несложных машин, упражняются в счете, узнают причины плавания тел и т.п.

В старшем дошкольном возрасте у детей расширяется круг человеческих предметов, овладение которыми является для ребенка условием осознания мира. Мир осознается детьми в процессе дальнейшего психического развития, расширение круга предметов, с которым ребенок хочет действовать самостоятельно, считается вторичным: т.е. он «открывает» новый мир, мир взрослых с их деятельностью. При этом ребенок поступает в соответствии со своим желанием, объективно ставит себя в положение взрослого, эмоционально-действенно ориентируясь в отношении взрослых, смыслах их деятельности.

Наблюдая за действиями ребенка в ходе игры легко отметить, что ребенок старшего дошкольного возраста уже действует как созидатель – обладая знанием предметов, но опираясь на материальные заменители – игрушки. В процессе развития действий в игре опора на предметы – заменители, действия с ними уменьшаются в числе.

В ходе игровой деятельности осуществляется перестройка поведения ребенка на произвольное, т.е. на поведение, протекающее в соответствии с образом и контролируемое путем сопоставления с этим образом как с этапом.

Игра является первой доступной дошкольнику формой деятельности, предполагающей сознательное воспитание, совершенствование новых действий.

При приближении к старшему дошкольному возрасту ребята начинают отражать в играх как внешнюю сторону человеческих действий, так и внутреннее содержание – смысл и их значение.

То есть развитие игры разворачивается в виде перехода от операциональной схемы отдельного действия к вложенному в него смыслу. Эволюция, по мнению Д.Б. Эльконина, проходит следующий путь: сначала ребенок ест ложкой сам. Потом он кормит ложкой кого-то другого. Затем он кормит ложкой куклу, как ребенка. Потом он кормит ложкой куклу, как мама кормит ребенка. Таким образом, именно отношение одного человека к другому (в данном случае мамы к ребенку) становится главным содержанием игры и задает смысл игровой деятельности[8].

В старшем дошкольном возрасте творческая сюжетная игра переходит на более высокий уровень развития, их содержание – богаче, разнообразней. Творческие игры дополняются развивающими, дидактическими. Дошкольники теперь действуют по правилам, подчиняя активность определенным задачам, стремясь к озвученным достижениям, результатам[9].


Сюжетно-ролевая игра – один из видов творческих игр, где дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими воображаемых, игровых условиях воспроизводят/моделируют деятельность взрослых и отношения между ними. Здесь наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

В старшей группе рекомендуется выделять игровые зоны, где дети разворачивают любые сюжетно – ролевые игры, создавая небольшие группы. Педагог при этом занимает позицию включенного партнера, обращаясь к ребенку пояснить смысл действий, произнести ролевую речь и выполнить определенную роль.

Педагогическое сопровождение игр нацелено на сохранение самостоятельной игры, стимулирование игрового творчества. Педагоги стараются пробудить у детей способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями[10].

Среди всего многообразия игр для старшего дошкольного возраста особенное место принадлежит дидактическим играм. Функции дидактической игры в учебном процессе довольно обширны. К ним относятся:

- функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

- формирования психических новообразований;

- формирования собственной учебной деятельности;

- формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

- формирования навыков самоконтроля и самооценки;

- формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Структура дидактических игр базируется на взаимосвязи пяти основных компонентов: дидактической задачи, игровой задачи, игровых действий, правил игры, результата (подведения итогов). 

Сюжетно-ролевая игра относится к особенному виду деятельности, специфика которой заключается в условном, замещающем характере по отношению к настоящей и серьезной деятельности: ребята воссоздают окружающий мир, действия, отношения людей, происходящие события, активно социализируются. Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста происходит за счет игровых ролей, игровых действий, игровой предметной ситуации, позволяющих детям реализовывать сюжетные события, смысловой контекст игры.

Центральным компонентом сюжетно-ролевой игры является роль – способ поведения людей в различных ситуациях, которые соответствуют принятым в обществе нормам. Роль объединяет все направления игры: в ее реализации находит свое выражение сюжет и содержание.


Сюжетно-ролевая  игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка, вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность, самостоятельность, активность, увлеченность детей, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, - окружающий его мир, жизнь, деятельность взрослых, сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры как средства успешного социального развития детей старшего дошкольного возраста является наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей.

В сюжетно-ролевой игре как средстве социального развития дети вступают в реальные организационные отношения. В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения.

Особенностями сюжетно-ролевой игры являются: социальный мотив игр; соблюдение правил; эмоциональное развитие; развитие интеллекта дошкольника; развивается воображение, творчество, речь.

К видам сюжетно-ролевых игр относят:

- игры на бытовые сюжеты: в «семью», «дом», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях;

- игры на общественные и производственные темы, где отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни;

- игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа;

- игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач. В данных играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение;

- «режиссерские» игры, где ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в 2-х планах – за куклу за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого закладывают эпизоды из знакомых сказок, рассказов, собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными, воображаемыми признаками.

Для того, чтобы сообщество дошкольников стало играющим, требуется направленное педагогическое влияние:

– оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта;

– расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;