Файл: Особенности социального развития дошкольников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 378

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо этого, нами также была разработана программа «Веселый математик», основанная на позиции З.В. Мануйленко по поводу механизма игры, придающему большое значение мотивации детской деятельности. Эмоционально привлекательное для детей выполнение роли стимулирует к выполнению действий, в которых роль находит свое воплощение[11].

Цель программы состояла в создании комплекса сюжетно-ролевых, направленных на формирование социальных умений и одновременное речевое развитие дошкольников, основываясь на проанализированных нами психолого-педагогических характеристиках сюжетно-ролевых игр, в практической реализации игр в образовательном процессе ГБОУ «Лицей» №2010 им. Героя Советского Союза М.П. Судакова ДО «Радость».

С учетом этого были поставлены следующие задачи: изучить влияние сюжетно-ролевых игр на формирование социальных умений; специфику развития социальных умений у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.

На наш взгляд, все это прекрасно реализуется через естественную игровую среду, а именно через использование в процессе обучения сюжетно-ролевых игр с дидактической направленностью, взаимодействие с родителями в процессе формирования социальных умений у дошкольников, привлечение родителей к совместным формам взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста, таких как: «Добро пожаловать в мир математики»; «Играем в математику, развиваем речь» (развитие мелкой моторики посредством разных видов деятельности); «Считай, отгадывай, смекай» (развитие интеллектуальных способностей ребенка в ходе игры); «Сам себе логопед» (коррекция нарушений речи посредством игр и упражнений); «Хочу все знать» (развитие познавательной сферы ребенка); «Наказывать или стимулировать» (о формах взаимодействия с ребенком в различных ситуациях)[12].

В рамках программы «Веселый математик» нами также была запланирована работа кружка «Мир звуков», нацеленная на проведение занятий с применением сюжетно-ролевых игр в ходе развития речи ребенка, состоящая из комплекса игр, направленных на формирование социальных умений, развитие речи старших дошкольников. В частности, нами были использованы сюжетно-ролевые и настольно-печатные игры, т.к. именно они закрепляют и уточняют словарь, развивают навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.


Время проведения программы: 2 раза в неделю по 30 минут; 8 занятий, 4 часа; количество детей – 22, возраст 4-7 лет.

Таблица 3. График проведения занятий

Дни недели

Время

Среда

Пятница

11.00-11.30

11.00-11.30

При организации сюжетно-ролевых игр в кружке «Мир звуков» придерживались следующих требований: правила игры должны быть простыми, точно сформулированными; материал игры должен быть посилен для всех дошкольников; дидактический материал должен быть прост по изготовлению и по использованию; игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок; подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.

Помимо этого, программа «Веселый математик» включала работу математической секции «Играем в сказку» по формированию интереса и желания старших дошкольников заниматься математикой, закладыванию у детей основ социальных умений.

Задачами образовательного плана в рамках секции были обозначены: обеспечение усвоения систематизированных знаний по математике; формирование социальных умений; развитие интеллектуальных способностей.

2.2 Содержание опытно-экспериментального исследования

В течение года с 22 дошкольниками старшей группы проводилась работа согласно намеченного нами перспективного плана. Задачи решались посредством проведения занятий 2 раза в неделю по темам: «Хочу быть волшебным математиком»; «Как устроен сказочный мир математики»; «Волшебники-математики».

Формы работы секции: сюжетно-ролевая игра «Составные картинки», нацеленная на закрепление представлений детей о разновидностях геометрических фигур, анализ изображений предметов сложной формы; занимательная игра «Волшебный круг»; игра с цифрами и числами «Пирамидка», направленная на определение детьми количества слогов в слове, развитие слухового, зрительного внимания, восприятия; параллельное проведение работы с родителями: консультаций на различные темы, формирование папок передвижек, бесед, рекомендаций и т.п.

Современное дошкольное образование направлено на всестороннее развитие личности ребенка. Меняются образовательные программы, появляются инновационные формы, технологии взаимодействия со старшими дошкольниками, совершенствуются стандарты дошкольного образования. Взаимодействие МБДОУ «Детский сад №9» с социальными партнерами содействует выстраиванию единого информационно-образовательного пространства как залога успешного развития и адаптации ребенка в современном мире[13].


В ходе выстраивания партнерских отношений в образовательной среде МБДОУ «Детский сад№9» нами были определены 3 этапа: определение общих целей, ценностей и ресурсов; совместная деятельность, взаимодействие; собственно партнерство в образовательной среде МБДОУ «Детский сад№9».

Таблица 4. Основные направления взаимодействия в образовательной среде МБДОУ «Детский сад№9»

Совместная деятельность

Результаты

Обсуждение стратегии и тактики образовательного процесса в ДУ

Модель, концепция, ресурсы

Проектирование образовательного процесса

Основные и дополнительные образовательные программы

Реализация образовательного процесса

Творческие мероприятия, конкурсы, соревнования, праздники и т.д.

Взаимоподдержка

Психологический комфорт партнеров

Социальное партнерство заключалось в сотрудничестве МБДОУ «Детский сад№9» с различными общественными институтами и структурами, местным сообществом для достижения общественно значимых результатов. Расширение круга социальных партнеров привело к общности форм, видов, содержания деятельности; к совпадению интересов в образовательной политике и ее результатах.

Механизмами взаимодействия стали исследовательская деятельность; социально-значимые мероприятия.

Основными направлениями совместной деятельности: совместная (коллективная) деятельность; сотрудничество МБДОУ «Детский сад№9» и общественных организаций на приемлемых условиях; формирование активной жизненной позиции у старших дошкольников.

В число социальных партнеров МБДОУ «Детский сад№9» вошли: Благотворительный  фонд «Детские Домики»; Благотворительный фонд «Поделись теплом»; Центр молодежи.

Для повышения эффективности образовательного процесса было организовано   взаимодействие МБДОУ «Детский сад№9» с учреждениями образовательной, благотворительной, культурной, профилактической направленности, активное включение детей старшего дошкольного возраста в эту деятельность.  Социальное партнерство активизировало мотивацию его участников на совершенствование качества образовательного процесса.

Самым значимым партнером являлись родители как активные участники образовательного процесса, которым были делегированы полномочия в управлении МБДОУ «Детский сад№9» как непосредственным организаторам,  участникам  праздников, соревнований, иных мероприятий.  


Итак, как отмечалось ранее, для определения влияния разработанных нами программ, кружков, секций, клубов, базирующихся на сюжетно-ролевых играх, на развитие старшего дошкольника мы провели диагностику усвоения знаний и представлений ребятами. В качестве критериев оценки уровня социального развития на контрольном этапе эксперимента, как уже отмечалось ранее, использовали десятибалльную систему.

Цель контрольного эксперимента - проверка гипотезы, педагогических условий, эффективности разработанной методики использования сюжетно-ролевых игр в ходе социального развития. Для достижения поставленной цели был выбран комплекс адекватных возрасту и уровню развития детей методов исследования, аналогичных проведенным в констатирующем эксперименте, но в несколько измененном виде.

В контрольном эксперименте были использованы те же задания, что и на констатирующем этапе, но детям предоставлялась большая самостоятельность при их выполнении.

В ходе контрольного эксперимента: выявлялась динамика нарастания социального развития у детей в результате опытного обучения, сравнивались результаты.

Анализ результатов контрольного эксперимента показал следующую динамику изменения уровней социального развития:

Таблица 5. Соотношение уровней социального развития (в %), формирующий эксперимент

Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Высокий

20

40

Средний

70

50

Низкий

10

10

Графически это выглядит следующим образом (Рис. 2):

Рисунок 2 – Соотношение уровней социального развития, формирующий эксперимент

Исходя из данных, отраженных в диаграмме, можно констатировать, что в экспериментальной группе детей с высоким уровнем социального развития стало 40%, в контрольной – осталось на прежнем уровне - 20%; со средним уровнем в экспериментальной группе - 50%, в контрольной – осталось без изменений - 70%, детей с низким уровнем социального развития в экспериментальной группе - снизилось в половину - 10%, в контрольной – осталось на прежнем уровне - 10%.

Судя по возросшей процентной доле старших дошкольников с хорошими показателями баллов, можно резюмировать, что дошкольник в ходе применения сюжетно-ролевых игр постепенно привыкает к деятельности, начинает решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети находят ответы, догадываются, сравнивают, делают правильные выводы, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели. 


В результате нашей опытной работы дети стали более активны во время образовательной деятельности; действовали в соответствии с обозначенным воспитателями планом социального развития; использовали полные ответы, подкрепляли высказывания доказательствами. Дети стали более самостоятельными в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать.

Таким образом, разработанный нами комплекс проявил себя в МБДОУ «Детский сад№9» в ходе обмена опытом, адекватного взаимодействия с детьми, совместной реализации социальных инициатив, передачи традиций, совершенствования образовательной среды МБДОУ «Детский сад№9». Данная деятельность расширила круг общения всех участников образовательного процесса ДУ, позволила старшим дошкольникам получить социальный опыт, сформировать их мировоззрение.

Нами также решались такие приоритетные задачи образовательного плана, как: повышение качества образования; развитие личности дошкольника; взаимодействие детей в сюжетно-ролевых играх.

2.3 Контрольная диагностика уровня социального развития дошкольников

В ходе работы со старшими дошкольниками мы основывались на методических рекомендациях Николаевой Э.Ф., Родиной Е.В., Корнеевой Г.А. (Кафедра педагогики и психологии дошкольного воспитания МШУ), О.В. Пустовайт и А.А. Смоленцевой (Нижегородский педагогический университет), Михайловой З.А. (РГПУ им. Герцена, Санкт-Петербург) по проведению сюжетно-ролевых игр, игровых занятий, упражнений по математике. Авторы рекомендуют тесно увязывать такие игры с практическими жизненными задачами, делами старших дошкольников. Такие игры с правилами как на развитие пространственных представлений о величине, цвете предметов, форме, надо переносить в свободную игровую деятельность занятий математикой[14].

Все занятия в соответствии с методикой В.П. Новиковой, применяемой нами в ходе образовательной деятельности в МБДОУ «Детский сад№9», осуществлялись в занимательной игровой форме, что содействовало быстрому запоминанию математических категорий детьми. Большую часть внимания мы уделяли самостоятельной работе детей, четко формулировали правила игры, активизировали словарный запас, дети запоминали, понимали материал, могли объяснить понятое. В этой методике учитываются все возрастные особенности, дидактический принцип развивающего обучения. Согласно этой методике занятия проходили индивидуально, фронтально и по подгруппам. Сочетание форм организации определялось нами. Развивающие задачи решались с основой на индивидуальные возможности ребенка. В конце года проводили диагностику – с подгруппой детей либо индивидуально в игровых упражнениях.