Файл: Особенности социального развития дошкольников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 368

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– поощрение инициативы детей при развертывании индивидуальных, парных и коллективных игр;

– создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня и др.

Под руководством взрослого и самостоятельно дети учатся отражать в играх несложный сюжет, представленный рядом последовательных действий. Постепенно игра становится не столько сюжетно-отобразительной, сколько сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевые игры помогают детям усвоить назначение и свойства предметов; понять логику простых жизненных ситуаций (кормим куклу обедом, купаем медвежонка, идем в гости и т.д.). В таких играх ребенок выражает свои эмоции и чувства, что в определенной мере позволяет ему в реальной жизни справляться с трудными ситуациями.

Воспитатель привлекает детей к участию в совместных с ним играх по сюжетам на темы окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте), а также по сюжетам литературных произведений (сказки «Теремок», «Репка», «Машенька обедает» С. Капутикян, «Мой Мишка» З. Александровой, «Айболит» К. Чуковского). Педагог формирует умения принимать игровую роль, выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью; поощряет игровую самостоятельность и инициативу, попытки подбирать атрибуты для роли и недостающий игровой материал, обозначать словом игровые действия, связанные с ролью. Взрослый поощряет использование предметов-заместителей (палочка – градусник, кубик – мыло), их поиск и применение в самодеятельных детских играх.

Игры старших дошкольников отличаются видовым и тематическим разнообразием. Этому способствует накопленный игровой опыт детей. Методика руководства играми направлена на: создание и реализацию детских игровых замыслов, обогащение умений сюжетосложения; формирование у детей умений согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, следовать игровым правилам; освоение ими позиции субъекта игровой деятельности; поощрение и стимулирование игровой самостоятельности, инициативы, творчества дошкольников и др.

В руководстве детскими играми воспитатель пользуется преимущественно опосредованными (косвенными) приемами, способствуя развитию самодеятельной игры как формы организации жизни детского общества, возникновению и укреплению устойчивых детских игровых объединений, формированию положительных межличностных отношений детей, а также воспитанию значимых мотивов образования игровых объединений. Наблюдая за детскими играми, воспитатель обращает внимание на то, чтобы очень активные дети не подавляли инициативы своих товарищей, помогает робким, застенчивым входить в игру, способствует применению правил и норм поведения в совместной деятельности (Рис.1).


В условиях игр совершенствуется умение детей общаться друг с другом, выражать свое отношение к поступкам сверстников, обосновывать свои действия и поступки, отстаивать собственное мнение; развивается умение в деликатной форме выражать несогласие с предложениями сверстника, его действиями по распределению ролей, игрушек, обязанностей.

Дети самостоятельно выбирают тему для игры, развивают сюжет на основе опыта, приобретенного при наблюдениях положительных сторон окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых людей, яркие социальные события), а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, сказок, просмотре детских телевизионных передач. Старшие дошкольники проявляют способность комбинировать знания, полученные из разных источников, и отражать их в едином сюжете игры. Появляются игры с элементами фантазирования: дети не только обобщают игровые действия в слове, но и переносят их во внутренний воображаемый план.

Воспитатель побуждает детей предварительно согласовывать тему игры, распределять роли, организовывать начальную предметно-пространственную ситуацию в игровой группе из 3–4 человек. По предложению воспитателя дети могут в начале игры обозначить примерное содержание своей роли и содержание ролей партнеров; умеют в ходе игры выполнять при необходимости и желании в одном сюжете попеременно 2–3 роли; знают правила ролевых взаимоотношений – подчинения, равноправия, управления.

Во взаимоотношениях по ходу игры педагог стимулирует следование детей усвоенным нормам поведения, правилам дружеских и коллективных взаимоотношений. В организационный период игры (при необходимости и по ходу ее) он помогает детям выделять нравственный смысл отношений, связанных с ролью; ориентирует на отражение в соответствующих игровых ролях таких качеств, как отзывчивость, стремление помочь другому, проявить заботу, выручить из беды, преодолевая препятствия, и т.п. Предметом заботы педагога является воспитание у детей ответственности за свое поведение в совместной игре, стремления реализовывать игровой замысел.

Каждый новый способ построения игры (на данном этапе – совместное сюжетное сложение) формируется достаточно легко и быстро, если он отделен от более простых, ранее усвоенных способов. Сделать именно совместное сюжетно сложение центром внимания детей можно в игре особого рода – совместной со взрослым «игре-придумывании», протекающей в чисто словесном плане. Игра-придумывание позволяет взрослому, будучи партнером детей, ненавязчиво и непринужденно стимулировать их к комбинированию и согласованию разнообразных сюжетных событий; причем придумывание, развертывание общего сюжета не замаскировано здесь для детей предметными и ролевыми действиями, открывается для них как бы в «чистом» виде.


Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения – «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.

При организации подготовительного периода можно использовать уже накопленный детьми опыт игры-придумывания, где все участники, дополняя друг друга, вводят новые сюжетные события, развивающие выбранную тему. Воспитатель подходит к группе детей и спрашивает; «Ребята, вы во что, собираетесь играть?» Получив ответ, предлагает: «Давайте все вместе придумаем, как играть интереснее, по-новому». Отталкиваясь от обозначенной детьми темы, воспитатель поощряет их к внесению двух-трех вариантов развития событий; сам предлагает дополнительный вариант (типа: «Может быть так… А может быть, по-другому… А как еще можно?»). Любая инициатива участников должна быть вне критики педагога, тогда дети почувствуют свободу, удовольствие от сотворчества. После того как предложено 6-7 событий с вариантами (в течение 3-5 минут), воспитатель говорит: «Вот видите, как можно по-новому, интересно играть», – и предлагает детям играть уже самостоятельно.

Всю работу по формированию совместного сюжета сложения можно начинать с детьми старшей группы и продолжать в подготовительной группе детского сада.

Таким образом, успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога.

Во-первых, педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создания предметно-игровой среды происходит с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребенок.

Правильная организация предметно игровой среды предполагает и выполнения воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности.

Во-вторых, сюжетно-ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю.

И наконец, в-третьих, организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приемы обучения детей игровым действиям, а в старшем дошкольном возрасте игровой цепочкой, согласно выбранной роли или игровому сюжету. Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативы детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Если игра затухает, педагог разнообразит ее новыми персонажами или игровыми действиями. Успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие ребенка-дошкольника.


Выводы: игры являются ценным, основным и ведущим средством развития умственной активности детей старшего дошкольного возраста. Использование игр в ходе образовательной деятельности в ДОУ благотворно влияет на социальное развитие дошкольников, способствует активному формированию социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста, повышению уровня развития детей.

2 Опытно-экспериментальная работа по социальному развитию дошкольников

2.1 Изучение уровня социального развития дошкольников

Работа по формированию социальных умений у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры проводилась в МБДОУ «Детский сад №9». Задачами данного этапа стали исследование развития социальных умений у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры ; изучение специфики развития социальных умений у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры и включала следующие этапы:

1 этап. Аналитико-диагностический. На этом этапе были проведены анализ теоретической и методической литературы, изучение передового опыта, подбор диагностического инструментария для проведения исследований в рамках работы над опытом, диагностика исходного состояния подготовленности старших дошкольников, их уровня интеллектуального развития.

2 этап. Практический, в ходе которого была проведена разработка системы сюжетно-ролевых игр с дидактической направленностью.

3 этап. Аналитико-обобщающий. В ходе этого этапа были подведены итоги работы, проведены итоговая диагностика, обобщение опыта.

Помимо этого, нами была выбрана группа детей (22 человека) старшего дошкольного возраста. Для определения влияния сюжетно-ролевых игр с дидактической направленностью на развитие дошкольника мы проводили 12 сентября 2019г. и 30 апреля 2020г. диагностику усвоения знаний ребятами. В качестве критериев оценки уровня развития использовалась десятибалльная система.

Высокий уровень – ребенок оперирует свойствами объектов, обнаруживает зависимости и изменения в группах объектов в процессе группировки, сравнения; сосчитывает предметы в пределе 10. Устанавливает связи увеличения (уменьшения) количества, чисел, размеров предметов по длине, толщине, высоте, и т.д. Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы действия в иной обстановке, социальные умения.


Средний уровень – ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам. Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Обобщает группы предметов по количеству (числу), размеру. Считает в пределе 3-7. Самостоятельно осуществляет действия, ведущие к изменению количества, числа, величины. Затрудняется в высказываниях, пояснениях, показывает социальные навыки.

Низкий уровень – ребенок различает предметы по отдельным свойствам, называет их, группирует в совместной с взрослым деятельности. Пользуется числами в пределах 2-5, допускает ошибки, теряется в выполнении правил. Выполняет игровые практические действия в определенной последовательности; связи между социальными действиями не устанавливает.

На констатирующем этапе опытная группа дошкольников показала такое процентное соотношение, как: высокий уровень социального развития показали 10% детей ЭГ и 20% детей КГ, средний - 70% детей ЭГ и 70% детей КГ, низкий - 20% детей ЭГ и 10% детей КГ.

Результаты констатирующего эксперимента представлены в Таблице 1. Таблица 1. Соотношение уровней социального развития (в %), констатирующий эксперимент

Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Высокий

20

10

Средний

70

70

Низкий

10

20

Анализ оценки показал, что уровень социального развития детей из контрольной и экспериментальной групп почти одинаковый, что дало возможность продолжить экспериментальное исследование (Рис. 1).

Рисунок 1 – Соотношение уровней социального развития, констатирующий эксперимент

Необходимо отметить, что дошкольники обеих групп осознают необходимость социального развития, имеют определенный объем знаний в этой области, в основном проявляют интерес и заинтересованность в повышении уровня собственного социального развития.

В практической работе по формированию социальных умений, в свободной деятельности нами были определены следующие сюжетно-ролевые игры (см. также Приложение 1) и этапы работы с детьми старшего дошкольного возраста:

Таблица 2. План работы с детьми старшего дошкольного возраста

Этапы

Формы работы с детьми и родителями

Задачи

Время проведения

Месяц

Режим дня

1

2

3

4

5

I

Анкетирование родителей

Проанализировать участие родителей в процессе формирования социальных умений

Сентябрь

2-я половина дня

Сюжетно-ролевые игры с цифрами и числами

Обучение детей счету в прямом и обратном порядке

Сентябрь

Сюжетно-ролевые игры с правилами – путешествие во времени

Знакомство детей с днями недели

Сентябрь

1-я половина дня

Родительское собрание, ознакомление родителей с целями и задачами родительского клуба «МатеМАтика и ПАПАрацци», оригинальными формами сюжетно-ролевых игр, применяемых в домашних условиях

Знакомство с результатами анкетирования, пропаганда сюжетно-ролевых игр, применяемых в домашних условиях

Октябрь

2-я половина дня

Сюжетно-ролевые игры на ориентирование в пространстве

Развитие координации движений, расширение пространственных представлений детей и закрепление их в процессе всех видов деятельности, научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях, определять свое место по заданному условию

Октябрь

Рекомендации родителям

Правильный выбор сюжетно-ролевых игр

Октябрь

2-я половина дня

Сюжетно-ролевые игры с геометрическими фигурами

Формирование у дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предмета

Ноябрь

Сюжетно-ролевые игры на логическое мышление

Развитие логического мышления, формирование умения рассуждать, делать свои умозаключения, тренировка мышления при выполнении действий

Ноябрь

Диагностика усвоения знаний ребятами

Проанализировать сформированность социальных умений у детей

Конец ноября

1-я половина дня

II

Проведение занятий с применением сюжетно-ролевой игры в ходе развития речи ребенка

Развитие у детей слухового внимания

Декабрь-январь

1-я половина дня

Работа кружка «Мир звуков»: игры «Испорченный телефон», «Переезжаем на новую квартиру», «Размытое письмо», «Кто больше заметит небылиц?»

Познавательно-речевое развитие детей

Февраль-март

1-я половина дня

Презентация итогов работы родительского клуба «МатеМАтика и ПАПАрацци»

Проанализировать сформированность социальных умений у детей после занятий с родителями

Апрель

2-я половина дня

Работа математической секции «Играем в сказку»

Изучение влияния сюжетно-ролевых игр на процесс обучения детей старшей группы детского сада

Апрель-май

1-я половина дня