Файл: Особенности социального развития дошкольников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 365

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для успешного руководства сюжетно-ролевыми играми, необходимо строго отбирать и продумывать программное содержание, четко определять задачи, правила выполнения игровых действий, определять место и роль в воспитательном процессе, степень взаимодействия с иными видами игр, формами обучения, направлять на поощрение и развитие познавательной активности, детской инициативы, применение ими разных способов решения игровых задач, доброжелательное отношение между участниками, готовность оказать помощь друзьям[15].

В ходе формирования интереса к игровой деятельности мы ставили усложняющиеся задачи, не торопились подсказывать игровые действия для более осознанных результатов. Наша практическая работа в ДО отразила, что руководство играми должно сохранять определенное эмоциональное настроение детей, непринужденность действий, состояние переживания радости от участия, чувство удовлетворения от решения задач.

В сюжетно-ролевых играх мы старались гармонично сочетать наглядность, инструктирующие слова воспитателя и действия детей с игрушками, предметами, игровыми пособиями, картинками и т.п.

Мы нацеливали словесными ориентирами детей на направление их внимания, уточнение определенных представлений, расширение их опыта. В ходе сюжетно-ролевых игр обогащали их словарь, использовали различные формы обучения, совершенствовали игровые действия старших дошкольников.

Ход игры зависел от темпа их умственной активности, успешности выполнения игровых действий, степени увлеченности, уровня усвоения правил, эмоциональных переживаний. Этап усвоения характеризовался более замедленным темпом. В дальнейшем мы четко следили за темпом, т.к. дети быстрее утомляются, однообразие снижает их эмоциональный подъем[16].

По окончании сюжетно-ролевой игры важно вызывать у старших дошкольников интерес к продолжению, выстраивать добрую перспективу.

Сюжетно-ролевая игра, будучи формой обучения в основном проводится во время занятий. Игра чередовалась с занятиями, для усиления их самостоятельной деятельности применяли усвоенное в игровой деятельности, обобщали изученный материал.

Задания игр подбирались таким образом, чтобы обеспечить сотрудничество детей, адекватное взаимодействие, совместный отбор ролей, сюжетов, игрушек, маршрутов, картинок, обсуждение особенностей предметов, их сравнение, способов классификации, способов применения их в реальной, условной ситуациях. При совместном выполнении заданий в итоге происходил взаимообмен опытом, знаниями.


Осуществлялась периодическая оценка действий, решений сверстников, взаимный контроль. Будучи воспитателями, содействовали правильному выбору ребенка, активизации положительного влияния старших дошкольников друг на друга, предупреждению/нейтрализации отрицательного. Поэтому важно предоставлять старшим дошкольникам объективную, доброжелательную оценку предстоящих его действий, что повышает эффективность использования сюжетно-ролевых игр.

Выводы: применение сюжетно-ролевых игр в обучении дошкольников способствует повышению качества усвоения материала, активному развитию социальных умений. Игры вызывают у детей живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности каждого ребенка, воспитывают познавательную активность; на занятиях и в свободной деятельности способствуют расширению возможности применять детьми на практике полученные знания за счет приобретенных в игре навыков логического мышления и построения рассуждений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С введением ФГОС для дошкольников иначе стал протекать процесс обучения в ДОУ, став более познавательным и развивающим для детей. Смысл социального подхода состоит в том, чтобы сделать естественный процесс более эффективным и интенсивным.

Изучение теоретического материала по данному вопросу позволило сделать выводы о том, что применение игры в обучении дошкольников способствует повышению качества усвоения материала. Игры вызывают у детей живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности каждого ребенка, воспитывают познавательную активность. Игры на занятиях и в свободной деятельности способствуют расширению возможности применять детьми на практике полученные знания за счет приобретенных в игре навыков логического мышления и построения рассуждений.

Сюжетно-ролевая игра относится к особенному виду деятельности, специфика которой заключается в условном, замещающем характере по отношению к настоящей и серьезной деятельности: ребята воссоздают окружающий мир, действия, отношения людей, происходящие события. Воссоздание происходит за счет игровых ролей, игровых действий, игровой предметной ситуации, позволяющих детям реализовывать сюжетные события, смысловой контекст игры.

Центральным компонентом сюжетно-ролевой игры является роль - способ поведения людей в различных ситуациях, которые соответствуют принятым в обществе нормам. Основываясь на проведенных учеными и практиками исследованиях, нами была разработана система сюжетно-ролевых игр для актуализации знаний по развитию речи и математике, социального развития дошкольников.


Судя по возросшей процентной доле старших дошкольников с хорошими показателями баллов, можно резюмировать, что созданная в МБДОУ «Детский сад№9» программа «Веселый математик» с применением широкого спектра сюжетно-ролевых игр постепенно привела детей к четкому, и самостоятельному решению разнообразных мыслительных задач: описанию предметов, группировке по различным свойствам и признакам, отгадыванию предметов и действий по описанию, придумыванию рассказов. Дети находили ответы, догадывались, сравнивали, делали правильные выводы, используя имеющиеся знания и опыт.

Данная работа со старшими дошкольниками показала реальную возможность повышения эффективности их обучения в обычных детских садах с помощью сюжетно-ролевых игр, которые должны организовываться при соблюдении условий: сюжетно-ролевые игры должны быть увязаны с практическими жизненными задачами и делами детей; занятия должны проводиться в занимательной игровой форме, необходимо уделять больше внимания самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса; надо ставить перед детьми постепенно усложняющиеся правила и задачи, воспитатель не должен торопиться подсказывать игровые действия; необходимо соблюдать правильное сочетание наглядности, слов воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями и т.д.; надо использовать разнообразные формы организации детей, социального развития; рекомендуется вызывать у детей интерес к продолжению игры, создавать радостную перспективу на следующую игру; диагностику надо проводить индивидуально или с подгруппой детей в форме игровых упражнений.

Таким образом, в результате нашей совместной с родителями, педагогами, соцпартнерами работы дети стали более активны во время образовательной деятельности; следовали обозначенному воспитателями образцу; использовали полные ответы, подкрепляли высказывания доказательствами; сформировали социальные умения. Дети стали более системными, самостоятельными в решении проблемных ситуаций, улучшилась дисциплина мысли, память, мышление, умение рассуждать, думать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования: забота поддержка - консультирование. - Вып. 6. - М.: Инноватор, 2006, с. 71-88.
  2. Артемова Л.В. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре. // Психология и педагогика игры дошкольника, (материалы симпозиума). - М.: Просвещение, 2006, с. 188-205.
  3. Асмолов А.Г. О педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях // Дошкольное воспитание. 2005, № 9, с. 3 - 5.
  4. Бабаева Т.Н. Игра в социокультурном развитии дошкольников // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сб. под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михаиловой. СПб.: «Детство-Пресс, 2004, с. 3 -15.
  5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.– М.: Просвещение, 2009. – 192 с.
  6. Блогцицина Т.С. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх: автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2003. -19 с.
  7. Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей дошкольников в условиях дидактической игры. / Психология и педагогика игры дошкольника, (материалы симпозиума). - М.: Просвещение, 2006, с. 254-269.
  8. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2012, с.67.
  9. Боришевский М.И. Особенности отношения ребенка к правилам поведения в игровой ситуации // Вопросы психологии. 2005, №4.
  10. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального педагогического образования, подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. – М.: МАКС Пресс, 2010. – 80 с.
  11. Буре Р.С. К характеристике структуры детской совместной деятельности // Новые исследования в педагогических науках. - М., 2009, с. 79-86.
  12. Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2011, с. 8.
  13. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – Москва, 2011.
  14. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика - Синтез, 2014, 336 с.
  15. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания: сб. науч. трудов / Ред. сост. С.Г. Якобсон, Ф.Т. Михайлов. - М: НИИ ОД, 2006, 190 с.
  16. Вольцис К.Я. Взаимоотношения детей в малых группах, возникающие на основе игровой деятельности // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии.- М, 2002, №2 (6), с. 80 - 84.
  17. Глушкова И.Г. Календарно-тематическое планирование по теме: Работа с родителями – планы. Режим доступа: [http://nsportal.ru/detskii-sad/].
  18. Горбачева В.А. К освоению правил поведения детьми дошкольного возраста // Известия РАН. Вып. 1, 2005, с. 125-164.
  19. Гузман Р.Л. Роль совместной деятельности в решении учебных задач// Вопросы психологии. 2000, № 3, с. 133-136.
  20. Давидович В.Н. Формирование положительного взаимовлияния детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности: автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2004, 16 с.
  21. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – СПб.: Питер, 2011, 544 с.
  22. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / под ред. Т.А. Репиной. М.: Педагогика, 2007, 191 с.
  23. Джуринский А.Н. История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов педвузов. – М.: Юрайт-Издат, 2012, 688 с.
  24. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под ред. Е.А. Левановой. - СПб.: Питер, 2006, 208 с.
  25. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности:/ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. СПб.: «Детство-Пресс», 2004, 192с.
  26. Калунина Е. Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду. – 2012, № 5, с. 73.
  27. Кларин М.В. Технология обучения. Идеал и реальность. - СПб.: Питер, 2011, 180 с.
  28. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2010, 405 с.
  29. Комплексная программа развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» в образовательной системе «Школа 2100» под научной редакцией А.А. Леонтьева, – М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2010.
  30. Корнетов Г.Б. Педагогика. Теория и история. - М.: УРАО, 2011, 296 с.
  31. Короткова Н.А. Особенности взаимодействия детей в игре. // Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. - М.: Педагогика, 2007, с. 32-47.
  32. Кустова Н.И. Педагогические условия формирования организаторских умений у детей шестого года жизни (На материале настольно печатных игр): атореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2009, 15 с.
  33. Левитес Д.Г. Автодидактика: Теория и практика конструирования собственных технологий обучения.- М.: МПСИ, 2009, 320 с.
  34. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.- Спб.: Питер, 2011, 224 с.
  35. Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности. - М.: Смысл, 2013, 440 с.
  36. Лопатина О.Г. Развитие сотрудничества у дошкольников в дидактической игре. // Игра и развитие личности ребенка: сб. н. тр. М., 2000, с. 122 -132.
  37. Маневцова Л.М. Управление инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства//Учебно-методическое пособие изд. 2 доп., перераб. изд. Детство-Пресс, 2012.
  38. М. В. Матюхина, Возрастная и педагогическая психология. М.: Академия, 2013 – 237 с.
  39. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т.А. Марковой. – М., 2012, 145 с.
  40. Механева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми. ТЦ Сфера, 2011.
  41. Новая философская энциклопедия / В. Степин, Г. Семигин и др.- М.: Мысль, 2010, 2816 с.
  42. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2010.
  43. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. М., 2010, с. 290.
  44. Погудкина И.С. Что делать и чем заняться с детьми дошкольного возраста. Сборник игр и упражнений. Книголюб, 2010.
  45. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp?ob_no=19811 (дата обращения: 30.08.2016).
  46. Саймон Б. Общество и образование. М., 2010, с. 94.
  47. Самые маленькие в д/с. (Из опыта работы московских педагогов)/Авт.-сост. В.Сотникова. Линка-Пресс, 2011.
  48. Селевко Г.К. Технологии развивающего образования.- М.: Астрель, 2010.- 192 с.
  49. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем.- М.: Книга по требованию, 2012, 272 с.
  50. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_154637/.
  51. Целенко З.С. Общение старших дошкольников в условиях совместной деятельности: автореф. канд. псих. наук. Л., 2006, 16 с.
  52. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 2011, 160с.
  53. Эльконин Д.Б. Основные вопросы теории детской игры// Психология и педагогика игры дошкольника: Материалы симпозиума / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М.: Просвещение, 2006, с. 11-37.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Конспект игры-занятия «Шутки и потешки» (в рамках праздничного мероприятия «Творите добро»)

Цели: приобщить детей к русской народной традиции; показа возможности лепной свистульки; познакомить с русскими народными сказками в театре лепной игрушки; побуждать детей к ролевому воплощению; учить отчетливо и эмоционально говорить прибаутки и потешки.

Материал и оборудование: декорации русской избы; лепные свистульки для театра игрушек (дождик, божья коровка); русские костюмы для детей и взрослых.

Ход занятия: В комнате для театральных занятий - декорации русской избы.

На полках и на столах - расписные подносы, изделия из глины. Дети в русских костюмах проходят в избу и садятся на лавки. Воспитатель выполняет роль сказительницы. При помощи лепной свистульки ведет диалог с дождиком, божьей коровкой и детьми, воспитатель поддерживает этот диалог, будучи сказительницей. Постепенно разучиваются с детьми потешки.

Приложение 2. Конспект игры «Переезжаем на новую квартиру»

Цели: выработка навыков различения предметов, сходных по назначению, похожих внешне, запоминания их названий; активизация в речи детей соответствующего словаря.

Игровой материал: предметные картинки - парные: чашка-стакан, масленка-сахарница, чайник-кофейник, кружка-чашка, кастрюля-сковородка, платок-косынка, брюки-шорты, свитер-безрукавка, шапка-шляпа, носки-гольфы, ранец-портфель, чулки-носки, перчатки-варежки, туфли-босоножки, тапочки - сандалии, платье-сарафан, люстра-настольная лампа; коробочки для картинок.

Для игры отбирались 6 детей, вручали каждому ребенку 2-3 пары картинок, сообщали, что мы получили новую квартиру, необходимо собрать вещи, упаковать для переезда, просила помочь и передавать только ту вещь, которую я называла. Просила быть внимательнее и не перепутать называемые предметы.

Когда ребенок ошибался, картинка оставалась у него. В конце игры у дошкольников не должно было оставаться ни одной картинки. Проигравший тот, у кого остались картинки. Для активизации в речи словаря предлагалось вынимать из коробки аккумулированные картинки и называть, что он доставал, другие дети – сообщали предмет, объединенный с предъявляемым.

Приложение 3. Конспект игры «Первая охота»

Цель: узнать у детей – насколько они запомнили названия птиц из произведений В.Д. Берестова, научить наблюдательности, развивать речь, память, умение отвечать на вопросы.


Ход игры: дети сидят на скамейке, педагог бросает детям мячик / шарик от пинг-понга и называет названия птиц, якобы встречавшихся в рассказе, дети угадывают – были эти названия в рассказе или нет. Обсуждение с детьми - где и когда дети встречали в своей жизни этих птиц (у бабушки в деревне, на даче и т.д.).

Приложение 4. Индивидуальный план самообразования воспитателя на 2019-2020 учебный год

Цель. Развить социальные способности каждого ребенка, воспитать познавательную активность; подвести к осознанию детьми потребности в сюжетно-ролевых играх.

Задачи: сформировать у детей потребность в сюжетно-ролевых играх; расширить возможности детей применять на практике полученные знания за счет приобретенных в игре навыков логического мышления и построения рассуждений; привить интерес детей к социальной деятельности.

Формирование правильной и чистой речи, полноценной фонетической системы языка; повышение компетентности родителей по вопросам социального развития; формирование устойчивого интереса детей к сюжетно-ролевым играм, желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.

Работа по данной теме начата в сентябре 2019 года.

Основные вопросы, намеченные для изучения

Основные вопросы

Этапы проработки,

2019- 2020 гг.

1. Изучение научно-методической литературы по формированию социальных умений у детей в МБДОУ «Детский сад№9»;

2019 г.

2. Знакомство с диагностическим инструментарием;

2019 г.

3. Создание программы формирования социальных умений с исполь­зованием эффективных приемов и методов работы с детьми;

2019-2020 гг.

4. Введение в практику запланированных сюжетно-ролевых игр;

2019- 2020 гг.

5. Разработка консультаций для педагогов, родителей.

2019- 2020 гг.

Работа по самообразованию велась по следующим направлениям:

- Программно-методическое обеспечение: приобретение новых методических разработок по сюжетно-ролевым играм; выпуск памяток: «Сюжетно-ролевые игры в домашних условиях»; «Использование подвижных сюжетно-ролевых игр в математическом развитии детей»; «О правильном формировании логического мышления и построении рассуждений»; «Математика в игровой форме»; «Подвижные сюжетно-ролевые игры и с математическим уклоном на игровой площадке»;