ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.11.2019
Просмотров: 3678
Скачиваний: 21
6. Создание форума, на котором руководители и представители профсоюзов могут регулярно обмениваться информацией.
Руководители региональных профсоюзов обязаны ежедневно встречаться с менеджерами для обмена информацией и сотрудничества, но дело в том, что уровень активности у всех людей разный. Чтобы улучшить эту ситуацию, было бы эффективным институционализировать форум для регулярного обмена информацией между обеими сторонами. Один из менеджеров написал следующее: «Размышляя о своих обязанностях, я понял, что ничего не знаю о роли «руководителей профсоюзов на местах» и не общаюсь с ними. Это люди, которым приходится слышать истинные мнения работников и в будущем, я бы хотел выкроить время для общения с ними, но не как начальник и подчиненный, а как представитель администрации и представитель профсоюза». (Отдел управления производством).
Даже если профсоюзные лидеры решительно будут настаивать на том, что «ежедневный обмен информацией очень важен», никакого реального прогресса ожидать не следует, если местные представители профсоюза и менеджеры действительно не осознают данную необходимость. Единственный способ понять эффективность ежедневного обмена информацией - начать применить ее на практике. И встречи желательно проводить примерно раз в неделю или раз в две недели. Руководители на местах обязаны докладывать о реально происходящей картине на рабочих местах. Менеджеры, в свою очередь, должны с пониманием относиться к существующим на рабочих местах проблемам и не забывать оценивать, насколько руководитель местного профсоюза осведомлен о проблемах.
7. Необходимо обучать менеджеров развивать взаимоотношения между профсоюзами и руководством.
По данным проведенного опроса, менеджеры, имеющие в отделе представителей профсоюза, ежедневно обменивающиеся с ними мнениями и имеющие возможности часто встречаться, могут построить хорошие взаимоотношения, что, по мнению администрации, может позитивно отразится на местном управлении производством. И наоборот, менеджеры, не имеющие в штате представителей профсоюза, с кем можно было обсудить текущие проблемы, редко когда имеют возможность встретиться и пообщаться с ними. В результате, склонны полагать, что общение с представителями профсоюза не имеет никакой пользы для местного управления на производстве.
Различного рода трудности возникают ежедневно на рабочем месте. Проблемы возникают даже там, где менеджеры никак не могли ожидать. Именно представители профсоюза обнаруживают и способствуют их разрешению. Не должно возникать никаких сомнений, что если менеджеры начнут чаще обмениваться информацией с представителями профсоюза и вырабатывать единый подход к разрешению проблем, то это будет только способствовать местному управлению на производстве.
Тем не менее, создается впечатление, что многие руководители до сих пор не умеют сотрудничать с представителями профсоюза. И именно на отдел кадров возлагается роль разрешения данной проблемы. Необходимо воодушевить их на проведения различного рода тренингов и презентаций на тему «Как построить хорошие взаимоотношения с профсоюзами», где более опытные менеджеры поделятся своим опытом, доказывающим как выгодно и полезно сотрудничать с профсоюзами в плане местного управления на производстве.
8. Необходимость увеличения количества неформальных обсуждений на рабочем месте.
Отношения между работниками и администрацией, как правило, закладываются на рабочих местах. По результатам опроса менеджеров и представителей профсоюзов на вопрос: «Соответствующая ли атмосфера на рабочих местах, для того, что бы каждый мог выразить свои мысли вслух, т.е. действительно мог сказать, то что считает нужным», было выявлено следующее: количество респондентов, ответивших «да» или «Если бы я был обязан ответить, я бы ответил - да», больше всего оказалось среди руководителей профсоюза и советников в отделе клерков – 84.0%, тогда как в техническом отделе среди руководителей профсоюза и советников показатели оказались чуть ниже – 29.3%. Относительно отрицательных ответов – «Я так не считаю» или «Если бы я должен был бы ответить на этот вопрос, я бы ответил - нет», 29.3% были даны представителями профсоюза и 31.1% руководителями профсоюзов и советниками технического отдела. С другой стороны, менеджеры, давшие положительный ответ «да », составляют 21,8% тогда как 61,4 % ответили «Если бы я должен был бы отвечать на этот вопрос я бы ответил - да». В итоге количество положительных ответов составило более 80 %.
Основой положительной атмосферы на рабочих местах, когда каждый сотрудник может выразить свои мысли свободно, является доверие между коллегами. Доверительные отношения формируется посредством повседневной работы. Обмениваясь информацией, сотрудники восполняют пробелы в знаниях и рождаются новые идеи, что способствует созданию прочных доверительных отношения между сотрудниками. Благодаря прогрессу в области информационных технологий, можно приобрести различную информацию по низкой стоимости, но по-настоящему важная информация может передаваться только от человека к человеку. В этом отношении, человеческое общение должно цениться превыше всего. Согласно проведенному опросу, данной точки зрения придерживаются и представителя профсоюзов и руководство компаний. Мнения некоторых из них предоставлены ниже.
9. Повышение заинтересованности членов профсоюзов в трудовой деятельности профсоюза.
В ходе опроса руководителей профсоюза о заинтересованности членов профсоюза в деятельности их организации (т.е. профсоюза), количество респондентов, которые дали положительные ответы: «Многие люди сильно заинтересованы», было очень низким, а среди представителей профсоюза и советников отдела клерков, оно составило 0%. А на вопрос «Если бы я должен был бы отвечать на этот вопрос я бы ответил - да», группа, показатель которой составил - 40%, состояла из руководителей профсоюза и советников профессионального отдела. Но если рассматривать ответы всех респондентов, то можно вывести главную проблему «Члены профсоюза не демонстрируют заинтересованности в деятельности своей организации».
Дело в том, что рядовые члены профсоюза не заинтересованы в деятельности профсоюзов. Люди демонстрируют заинтересованность к предметам, напрямую касающиеся их, но не проявляют интереса глобальным вопросам. Если бы профсоюзы прекратили свою деятельность, то у членов данной организации, вряд ли бы сразу же возникли проблемы. Тем не менее, последствия не заставили бы себя ждать, например, связь между сотрудниками и руководством перестала бы быть такой налаженной, информация, которая должна была бы быть передана, не передавалась бы вовремя, а так же много важной информации осталось бы без внимания. Лучше предотвратить появление проблем, чем решать их. В этом смысле, профсоюзы играют важную роль.
Один из респондентов, отвечая на вопросы, выразил свое мнение: «Если бы профсоюзные руководители посетили бы массовое собрание работников, создали бы больше возможностей им, чтобы бы можно было прийти и прямо рассказать о своих проблемах, то понимание и принятие деятельности профсоюзов среди его членов возросло бы. Как уже было отмечено, для увеличения интереса к деятельности профсоюза среди работников разного ранга, руководителям профсоюзных организаций, следует находить возможности организовывать встречи руководителей профсоюзных организаций и администрации с рядовыми работниками компании, проводить форумы, дискуссии между руководителями и сотрудниками. Ключевое слово «развитие прямого и открытого диалога».
10. Профсоюзы должны напоминать руководству о социальной роли компании.
Когда бизнес находится под угрозой, руководство становится интровертным и возрастает необходимость внутренней оптимизации. И если на данном этапе, профсоюзы начнут дискуссии с руководством о внутренних проблемах, это не приведет к их разрешению. Такого мнения придерживаются респонденты, занимающие руководящие должности. «Я надеюсь, что профсоюз будет рассматривать проблемы в широком спектре, уделяя особое внимание не только сотрудникам компании Тойота (Toyota), но и его субподрядчикам, учитывая статус компании, как одной из ведущих в мире, профсоюзы, надеюсь, будут направлять всю свою деятельность на развитие компании и общества в целом, и личного благосостояния каждого сотрудника в частности ». (Отдел науки и развития)
«Мне бы хотелось, чтобы профсоюзы получали во время точное представление о проблемах, возникающих повсеместно, как в окружающей среде, так и при различных обстоятельствах и ситуациях и применяли активные меры по их устранению (есть ряд проблем, не касающихся профсоюзов напрямую). Кроме того, когда доходы компании падают, перспективы, как правило, сужаются, в этой связи мне бы хотелось, чтобы профсоюзы продолжали содействовать компании в выполнении социальной роли и обязанности перед обществом, учитывая огромное влияние компании на общественную жизнь в стране». (Отдел технологического производства). «Одна из функций профсоюзов заключается в том, чтобы напоминать руководству о той роли, которую компания должна выполнять в обществе в целом. Несмотря на то, что руководство неизменно повторяет: «компания – это государственное учреждение, служащая во благо общества», при снижении показателей производительности, менеджеры склонны вести себя таким образом, что фактически идет в разрез с тем, что они обычно «проповедуют». В таких случаях, роль профсоюзов заключается в том, чтобы, учитывая основополагающие принципы существования компании, контролировать поведение руководства. Автомобильная промышленность является отраслью с широкой базой и не возможно, что бы на всех этапах производства, до окончательной сборки автомобиля, компания только получала доходы и процветала. Не исключены убытки и в этой налаженной системе. Следовательно, в обязанности головной компании входит решения не только своих трудностей, но и проблем субподрядных ей компаний». Слова менеджера отдела исследования и разработки, приведенные выше, выделяют именно этот момент [158].
В данной работе, мы обозначили современное положение и состояние профессиональных союзов Японии, проблемы с которыми они сталкиваются в последние годы, а также особенность взаимоотношений работодателя и работников. Конечно же, не существует такой организации или системы, целиком свободных от проблем. Даже там, где на первый взгляд все кажется идеальным, наступает определенный момент, когда в силу природных условий или общественно - политических изменений, происходит сбой и система перестает идеально функционировать. Профсоюзы Японии не являются исключением, но в тоже время нельзя забывать о существующих положительных особенностях. Таких как, например сотрудничество между работниками и администрацией, что положительно сказывается на производительности труда, проведение коллективных переговоров в спокойной форме, что существенно снижает уровень трудовых конфликтов, в результате чего профсоюзы отказываются от проведения забастовок и тем самым предпочитая решать возникшие проблемы в рамках переговоров на рабочем месте.
Япония переживает серьезные социально-экономические изменения в связи с увеличением возраста трудоспособного населения страны и снижением рождаемости, что негативно сказывается на рынке труда. Профсоюзы охватывают около 20% всего трудоспособного населения, но что они могут сделать действительно и что они должны делать в данной ситуации? Этот вопрос должен рассматриваться не только национальными центрами и профсоюзами отдельных компаний, но и на уровне союзов всех предприятий [158, с.9].
Мы надеемся, что пример многолетнего опыта профсоюзов Японии изложенный в данной работе в определенной степени, поможет казахстанским профсоюзам правильно представлять, отстаивать интересы работников при проведении переговорных процессов с работодателями, тем самым сохраняя и повышая свой авторитет перед членами профсоюза. Оказывать содействие руководителю компании в управлении человеческими ресурсами компании для дальнейшего успешного функционирования той организации, в которой они осуществляют свою трудовую деятельность. Ведь бесспорным является тот факт, что профсоюзы и руководство являются двумя составляющими успеха компании. А от успеха компании зависит и уровень жизни самого работника, т.е. чем выше уровень доходности, тем выше заработная плата и более широкий социальный пакет работников компании, следовательно, уровень конфликтов значительно снижается.
Также считаем, что данный материал полезен и современным управленцам (менеджерам) тем, что, применяя опыт Японии в совместной работе с представителями профсоюзов организации (и не воспринимая их оппозиционерами, как сегодня их ассоциируют менеджеры) в корпоративном управлении, управлении человеческим капиталом, можно на наш взгляд, повысить доходность компании и в перспективе выйти на более высокую ступень развития компании. Известно, чем выше корпоративная культура в компании, тем счастливее сотрудники, следовательно, повышенная работоспособность таких работников способствует более высокой производительности труда.
На основе проведенного исследования можно выделить следующие стадии развития профсоюзной защиты трудовых прав работников на мировом уровне:
-
Начало XIV века – создание прообразов профсоюзов в форме ассоциации ремесленников и общин подмастерьев;
-
XIX век – появление английских трейд-юнионов;
-
Начало XX века – создание Всемирной конфедерации свободных профсоюзов.
Отмечаются особенности развития профсоюзных органов Японии и предлагается применение положительного опыта Японии в вопросах организации и деятельности работы профессиональных союзов и их правового статуса.
2.3. Профессиональные союзы в Казахстане периода (1917-1991)
Принимая во внимание историю и опыт профсоюзов в защите трудовых прав работников зарубежных стран, возникает вполне логичный вопрос: когда же возникли первые профсоюзы Казахстана и как они защищали труд работников?
Так как Казахстан был местом не только активной переселенческой политики царского правительства, но и местом ссылки политических, революционных деятелей и эти люди играли важную просветительскую, организационно-революционную роль в крае. Во второй половине XIX века в Казахстане возник ряд народнических кружков, а в 1896 году в Атбасаре ссыльным рабочим с Урала А. Д. Ушаковым был организован первый марксистский кружок в Казахстане. В начале XX века марксистские кружки возникли в Акмолинске, Петропавловске, Уральске, Костанае, Семипалатинске, Верном и других городах. На их основе оформились организации РСДРП - Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков). Стали возникать профессиональные союзы. В 1905 году одним из первых был создан профсоюз железнодорожников в Уральске, наиболее крупным был профсоюз железнодорожников Оренбургско-Ташкентской железной дороги. Состоявший из 68 организаций рабочих был «Русско-киргизский Союз против капитала» на Успенском руднике, им руководили П. Топорнин, Л. Байчагаров, С. Невзоров и другие. Поводом к революционным выступлениям в Российской империи послужили события «кровавого воскресенья» 9 января 1905 года в Петербурге, весть о которых достигла и Казахстана. В феврале 1905 года в ряде населенных пунктов края в Туркестане, Перовске, Джусалах, Шалкаре и других состоялись выступления трудящихся в знак протеста против расправы над демонстрантами. Под воздействием выступлений рабочих Петербурга, Москвы и других городов России в Казахстане стало нарастать революционное движение среди рабочих, все активнее оно распространялось на жителей казахского аула и переселенческой деревни. В мае 1905 года прошли рабочие стачки в Верном, Кустанае [160].
Рабочие Казахстана поддержали Всероссийскую стачку, которая прошла в октябре, стачечные комитеты были созданы на Успенском руднике, в Уральске, Кустанае, Перовске, Верном. 18-19 октября прошли массовые политические стачки в Оренбурге, 25 октября политическая демонстрация в Омске, 16-28 ноября забастовка почтово-телеграфных служащих в Семипалатинске. К революционным выступлениям рабочих, крестьян, шаруа присоединились солдаты. 6-7 ноября протест против антинародных действий выразили солдаты Западно-Сибирского полка, а 21 ноября солдаты Жаркентского гарнизона. Самым крупным выступлением казахских и русских рабочих стала забастовка на Успенском руднике, где было занято более 300 рабочих, в том числе 265 казахов. Руководил забастовкой «Русско-киргизский союз против капитала». Ее поддержали рабочие Караганды, всего в ней приняли участие 360 человек. 6 декабря 1905 года рабочие составили петицию, где были требования повышения заработной платы, улучшения условий труда и быта, отстранение чинившего произвола служащих, 10 декабря некоторые из их требований были частично удовлетворены, забастовка была ослаблена, продолжалась она 12 дней, после чего ее подавили, а организаторов арестовали [160].