Файл: диссертация Б.Ш.Нурашевой готовая.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2019

Просмотров: 3679

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В декабре 1905 года волнения прошли в ряде городов и населенных пунктов в Усть-Каменогорске, Павлодаре и других. Требования участников революционного движения все более становились политическими, наряду с лозунгами повышения зарплаты, улучшения условий труда также раздавались призывы свержения самодержавия, изменения существующего строя. В феврале 1906 года в Семипалатинске состоялся съезд казахов, который выдвинул требования о прекращении переселения в край, признания земли собственностью казахского населения, свободы вероисповедания и равенства языков, развития образования на родном языке. 3 июля 1906 года состоялась крупная стачка рабочих в Семипалатинске, число ее участников достигло 500. В это время проходит подъем крестьянского движения против аграрной колониальной политики. В частности, свой протест выразили крестьяне в Жаркентском, Аулиеатинском, Шымкентском уездах, а также в ряде уездов и волостей Уральской и Тургайской волостей. Революционные события в России длились около двух с половиной лет. Участие населения Казахстана в революционном движении 1905-1907 годов было большой школой, обретением опыта в борьбе за национальное и социальное освобождение [160].

Известно, что Казахстан на заре советской власти входил в состав РСФСР как автономная республика. В связи с этим историческим фактом, конституционно правовое регулирование деятельности общественных объединений берет начало в Конституции РСФСР от 10 июля 1918 года. Статья 16 данной Конституции гласила: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы союзов, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, сложив экономическую и политическую власть имущих классов и этим устранив все препятствия, которые до сих пор мешали в буржуазном обществе рабочим и крестьянам пользоваться свободой организации и действия, оказывает рабочим и беднейшим крестьянам всяческое содействие, материальное и иное для их объединениями организации» [161]. Эта норма стала первым примером граждан на объединение, создавая тем самым возможность создания «Общественных организаций трудящихся».

О трудящихся и их организациях через нали­чие прав и свобод упоминается также во второй партийной программе, принятой VIII съездом РКП (б) в 1919 г.: «...Советская власть экспроп­риирует у буржуазии помещения, типографии, склады бумаги и т.п., предоставляя их в полное распоряжение трудящихся и их организаций». Впервые в законодательстве СССР подобный нормативный акт появился в 1930 году с приня­тием Постановления ЦИК и СНК СССР «О по­рядке учреждения и ликвидации Всесоюзных об­ществ и союзов, не преследующих цели извлече­ния прибыли» от 6 января 1930 года [162].

Постановление в основной своей части регу­лировало порядок регистрации «обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли». Однако оно не раскрывало указанного понятия, и, тем не менее, вывод о том, что с его принятием появился первый, законодательно закрепленный аналог используемого сейчас понятия «некоммер­ческая организация», вполне правомерен, посколь­ку в основу его выделения положен один и тот же критерий - цель деятельности. Следует отметить, что еще до принятия По­становления 1930 года на территории СССР дей­ствовали два Постановления ПИК и СНК СССР: 1) «О трудовых кассах взаимопомощи» от 22 ок­тября 1926 года, 2) «О клубах рабочих и служа­щих» от 2 января 1929 года. Первое было посвя­щено «трудовым кассам взаимопомощи, пресле­дующим цель оказания материальной товарищес­кой помощи своим членам», второе - «клубам ра­бочих и служащих, преследующим цель сплоче­ния рабочих, служащих и членов их семей вокруг задач профессиональных союзов». Сложно пред­положить, насколько правомерно относить данные виды юридических лиц к юридическим лицам, «не преследующим цели извлечения прибыли», по­скольку ни одно из упомянутых постановлений не приводило их определения. Думается, что клубы рабочих и служащих можно, не задумываясь, отне­сти к некоммерческим формированиям. Относи­тельно трудовых касс взаимопомощи этого так однозначно утверждать нельзя, однако следует иметь в виду, что более позднее законодательство прямо относило указанные виды организаций к общественным организациям [163, с.18].


Также в этой области действовало Постанов­ление ВЦИК и СНК РСФСР «Об утверждении Положения о добровольных обществах и союзах» от 10 июля 1932 года. В соответствии с пунктом 1 Положения, доб­ровольные общества и их союзы являлись орга­низациями общественной самодеятельности тру­дящихся масс города и деревни, главной задачей которых было активное участие в социалистичес­ком строительстве Союза ССР, а также содей­ствие укреплению обороны страны. Конституция КазССР 1937 года, отражала принципы, положенные в основу союзной конституции, что было обусловлено приоритетом закона перед законами союзной республики. В главе VIII Конституции, закреплявшей основные права и обязанности граждан, декларировались права граждан на свободу слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, а также на объединение в различного рода общественные организации [163, с.18].

Под социалистической политической организацией понималась система государственных органов и учреждений, общественно-политических организаций, работающих под руководством марксистко-ленинской партии. К числу этих организаций относятся профессиональные союзы, кооперации, союзы молодежи и другие организации и общества трудящихся. Эти организации являются формой выражения самодеятельности рабочих, крестьян, интеллигенции, людей разных возрастов, профессий и наклонностей. Самыми массовыми общественными организациями в рассматриваемый период были профсоюзы, поскольку почти каждый рабочий и служащий являлся членом профсоюза. Профсоюзы СССР имели широкие права в осуществлении функций управления производством, в вопросах приема и увольнения рабочих и служащих, назначения и смещения руководящих должностных лиц. Они ведали социальным страхованием, участвовали в назначении пенсий органами социального обеспечения, следили за строительством жилищ и участвовали в распределении жилищного фонда, контролировали работу предприятий торговли, общественного питания, коммунального и бытового обслуживания и т.д. С 1969 года в ведение профсоюзов была передана вся система санитарно-курортного обслуживания.

Право на объединение закреплялось и в Конституции СССР 1977 года, которая определяла роль общественных организаций как важной части политической системы [164].

В 80-х годах в профсоюзах появилась позитивная тенденция демократизации внутри профсоюзной жизни, расширение гласности в деятельности всех профорганов, повышение роли и значения органов. Вошло в практику обсуждение в профсоюзных организациях проектов решений ВЦСПС и Казсовпрофа, участие членов профсоюзных выборных органов всех уровней и активов в подготовке и проведении важнейших общепрофсоюзных мероприятий. Стало уделяться внимание улучшению индивидуальной работы с членами профсоюзов, повышению их ответственности за выполнением уставных требований. Этому в значительной степени способствовал обмен профсоюзных документов, завершившихся в 1988 году [165, с.63].


Затем, «кризис в экономике, резкое падение жизнен­ного уровня населения, медленный, трудный, болезненный ход преобразований вызвали рост социальной напряженности, заставили рабочих открыто и серьезно вступить в борьбу за общече­ловеческие права на труд, социальную защищен­ность, уверенность в своем будущем» [166, с. 193].

Доведенные экономическим кризисом до от­чаяния, шахтеры бывшего СССР решились на забастовку, и в июле 1989 г. началась забастовка шахтеров Кузнецкого угольного бассейна. 20 июля рабочие шахт Караганды «Тентекская», «Долинская» им. 50-летия СССР, «Абайская» также остановили работу. Тогда рабочие выдви­нули ряд требований по вопросам улучшения организации труда, его оплаты, улучшения усло­вий труда, быта. Позднее в забастовку включи­лись все 26 шахт бассейна [166, c. 193].

В своей борьбе шахтеры использовали и дру­гие формы выражения своих требований и воз­действия на администрацию и правительство: митинги, демонстрации, мирные шествия, выбор­ные кампании, манифестации. К забастовкам они прибегали лишь в исключительных случаях. Шахтеры Советского Союза, казахстанские в том числе, искали новые формы защиты интересов. Они осознали, что их интересы должна выпол­нять обновленная профсоюзная организация. Необходимо отметить, что на рубеже 80-х гг. проф­союз работников угольной индустрии объединял один республиканский (украинский), 58 терри­ториальных и 3665 первичных профсоюзных орга­низаций. В отрасли работали 2505,2 тыс. трудя­щихся, 99,7% являлись членами профсоюза [167]. В Экибастузе профсоюз угольщиков насчитывал 23,5 тыс. членов, в Караганде — более 114 тысяч [167].

Как правильно отмечает Ж.М. Асылбекова «советские профсоюзы тогда переживали глубокий, затянув­шийся кризис. Они не решали своей главной задачи — защиты интересов трудящихся. Подоб­ная ситуация сложилась в результате господства однопартийной политической системы, админи­стративно-командного руководства всеми сфера­ми жизни общества, жесткого однопартийного диктата, отсутствия реальной демократии. В ус­ловиях неограниченной власти партократии про­фессиональные союзы не смогли удержаться на принципиальных позициях защиты интересов рабочего человека и постепенно превратились в государственную чиновничье-бюрократическую структуру. Все это было характерно и для проф­союзов угольной промышленности. Здесь эта организация также играла роль проводника по­литики администрации предприятия» [166, с. 194].

Она также указывает, что в отраслевой профорганизации сложилась неоднозначная ситуация. Членами профсоюзов являлись все, кто работал под руководством Министерства угольной промышленности. Это сковывало борьбу шахтеров, прежде всего в кон­кретизации своих программ. Кроме того, в состав профорганизации входила и администрация предприятий. Таким образом, профсоюз, члена­ми которого были руководители предприятий, заключал трудовые договоры с тем же руковод­ством, со своей администрацией. Объединение с администрацией не позволяло самостоятельно выработать свои конкретные требования по защи­те интересов шахтеров. Поэтому естественно у рабочих появилась идея создания независимого профсоюза [166, с. 194].


После мощного всплеска забастовок и других форм борьбы отраслевая профорганизация Кара­гандинского угольного бассейна вынуждена была пойти на перевыборы профактива. Здесь после забастовки 1989 г. состав профкомов обновился на 16 из 26 шахт. Во вновь избранные органы выбрали членов рабочих комитетов [168].

Забастовочная волна шахтеров СССР вынуди­ла руководство союзного отраслевого профсою­за созвать внеочередной съезд работников уголь­ной промышленности. В руководящие органы — Центральный Совет, исполкомы были избраны прежние функционеры, в составе делегатов, а их было 606, только 123 человека представляли ра­бочих-шахтеров [169]. Все это сказалось на слабых результатах работы съезда. Сами горняки назва­ли этот форум «съездом профсоюзных аппарат­чиков».

В рабочих коллективах созрело решение со­звать самостоятельный шахтерский съезд. Воп­реки строгому запрету созывать подобный форум со стороны высшего руководства союзного Ми­нистерства угольной промышленности, ЦК от­раслевого профсоюза 1-й Всесоюзный съезд шахтеров начал свою работу 11 июня 1990 г. в Донецке [166, с. 194].

На II съезде был образован Независимый профсоюз горняков СССР (НПГ). Это означало отделение шахтерской организации от профсою­за работников угольной промышленности с пос­ледующим разделением имущества, бюджета и штатами прежнего профсоюза в соответствии с численностью и финансовым вкладом. В этот же период угольная индустрия республики перешла под юрисдикцию республики. На этом основа­нии горняки и шахтостроители Карагандинско­го и Экибастузского угольных бассейнов созва­ли 1-й республиканский съезд профсоюза работ­ников угольной промышленности, который про­ходил в Караганде 17 апреля 1991 г. Здесь были разработаны состав и принцип устройства Казах­станского угольного профсоюза, сформированы штаты и структура нового органа. Центральный комитет профсоюза должен был концентрировать требования шахтеров, обобщать взгляды, форми­ровать позиции, готовить совместно акции. Съезд уполномочивал его проводить переговоры и зак­лючать соглашения от имени трудовых коллекти­вов с республиканскими органами государствен­ной власти. Именно с профсоюзом правительство должно было согласовывать решения о сокраще­нии производства и закрытии угледобывающих предприятий [170].

Таким образом, во второй половине 80-х гг. отмечался значительный рост общественно-поли­тической активности горняков всего Советского Союза, казахстанских в том числе. Шахтерское движение оказывало мощное воздействие на раз­витие всей страны. На первом этапе движения горняки прибегали к крайнему средству борьбы за свои права — к забастовкам, несомненно осоз­навая мощное их воздействие на создание эконо­мической и политической ситуации в обществе, на усугубление социальной напряженности. В нача­ле своего развития движение шахтеров было не­достаточно организованно, не были отработаны формы воздействия рабочих на государственную власть. Позднее оно приняло организованный характер, стало использовать законные средства выражения своих требовании через создание организаций, в том числе профсоюзов, а также через представительство в парламенте и местных органах власти.


На рубеже 90-х — начале 2000-х гг. проявил­ся рост классового сознания и организованно­сти у казахстанских рабочих, особенно занятых в различных иностранных компаниях, специа­лизирующихся на добыче природно-сырьевых ресурсов.

Принимались меры по расширению прав и самостоятельности первичных профсоюзных организаций. В 1998 году на III Пленуме ВЦСПС принимается решение оставлять первичным организациям в своем распоряжении 65% суммы поступивших членских взносов. Это решение, к сожалению, пагубно отразилось на проблеме финансирования профсоюзного движения в целом, в вопросах солидарности и обучения кадров, в частности. Это решение привело к появлению местничества, ослаблению внутрипрофсоюзной дисциплины, стало характерным явлением в последующие годы, что в конечном итоге ослабило движение. Но все же расширялись демократические начала при формировании профсоюзных органов. Большинство респуб­ликанских, областных комитетов профсоюзов, областных межсоюзных объединений созда­вались путем прямого делегирования. Чаще стали практиковаться выборы руководителей профсоюзов на альтернативной основе [170, с.23].

Июньский 1989 года Пленум ЦК Компартии Казахстана уже в обстановке большей от­крытости, выдвинул Н.А. Назарбаева на должность главы республиканской партийной организации. В ходе дальнейшего развития событий Верховный Совет избрал его Прези­дентом Республики. Изменившаяся ситуация потребовала созыва совещания с председа­телями областных советов и РК профсоюзов в сентябре 1989 года. Здесь уже было заметно, что профсоюзы стали выходить из-под опеки партии, приобретать свое лицо. На совещании отмечалось, что страну раздирают националь­ные противоречия, идет безработица, людей увольняют в связи с переходом на хозрасчет и арендные отношения, отсутствуют продукты и моющие средства. В попытках определить задачи профсоюзов в изменившихся условиях проявились и радикальные тенденции. Секретарь РК профсоюза рабочих автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения кон­статировала, что профсоюзы, создаваемые как альтернатива правительству, забыли свои функции и погрязли в разборке отношений. Для объединения сил трудящихся прозвучал призыв к образованию единого, мощного профсоюзного органа. Также было озвучено предложение «найти противника», который виделся в лице правительства. Партия, хотя и признавалась противником, одновременно с этим призна­валась и партнером. В борьбе с противником назывались легитимными и оправданными любые методы, вплоть до стачки. При этом профсоюзы должны были организовать за­бастовки и возглавить их [170, с.64].

Вопрос о забастовках все больше и больше привлекал внимание профсоюзов. Прошедший 5-6 сентября 1989 года VI Пленум ВЦПС счел необходимым, чтобы все профсоюзные ор­ганизации сделали глубокие и принципиальные выводы и извлекли уроки из прошедших забастовок. В марте - апреле 1989 года в республике состоялось свыше 20 отказов от работы. Эти конфликты были разрешены с участием профсоюзов. Затем последовали массовые беспорядки в ряде населенных пунктов Гурьевской области и забастовки в Караганде. После этих событий начался процесс выдвижения трудовыми коллективами со­циально-экономических требований. Причиной, возникшей на момент забастовок стал тот факт, что власть больше обращало внимание на развитие производства, нежели вопросам социальной сферы [171].