Файл: Особенности кадровой стратегии торговых организаций (Понятие и сущность кадровой стратегии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отдел оценки , мотивации и учета персонала

Отдел кадровой политики, планирования, отбора и подбора и кадров

Рис.3. Структура кадровой службы

Тип службы – линейная структура. Численность службы управления персоналом предприятия – 9 чел. Основным документом, регулирующим деятельность службы управления персоналом является положение о кадровой службе, разработанное генеральным директором, начальником службы управления персоналом и юристом.

Структура кадрового менеджмента, как процесса управления, предполагает выделение кадровых процедур по следующим направлениям: планирование, принятие управленческих решений, реализация и мониторинг, контроль и анализ.

Рассмотрев главные аспекты формирования кадровой стратегии

Основным методом адаптации новых работников является непосредственное обучение кадров на рабочих местах. Присутствует только процедура введения в должность, представления руководством нового работника членам коллектива - как часть процесс обеспечения того, чтобы новые работники органично вписались в трудовой коллектив.

Нехватка работников особенно ощутима во время отпусков и болезни. Это отражается на конечном результате деятельности предприятия в этот период времени (происходят сбои в работе, имеющемуся персоналу приходится выполнять сверхурочную работу).

Отсутствие кадрового резерва сказывается на работе предприятия, поскольку существует высокая текучесть кадров, а также трудности в найме нужных работников.

Структура кадрового менеджмента как системы отражает набор функций кадрового управления, непосредственно реализуемых на предприятии:

  1. планирование персонала.
  2. набор, отбор и подбор.
  3. оценка персонала.
  4. мотивация персонала.
  • материальное стимулирование;
  • нематериальное стимулирование;
  • мотивационная среда и внутриорганизационный климат.
  1. психологическое управление.
  2. управление конфликтами.
  3. управление стрессами.
  4. Обучение собственных кадров.
  • подготовка, переподготовка;
  • самообразование.
  1. Карьерный рост.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Подводя итоги исследования в данной главе выделим следующее. Общая система управления на рассматриваемом предприятии за счет научного подхода к менеджменту разделена на стратегический и оперативный менеджмент, как процессами, так и коллективом.

Стратегический менеджмент выражается в формировании общей и специализированных стратегий. Первоначальной базой стратегического управления является миссия.


В миссии предприятия заложены основные сферы и аспекты ее социальной направленности.

Текущий менеджмент является инструментом реализации стратегий, а также является способом реализации внутрифирменных процессов на основе оргструктуры и функций управления. Являясь линейно-функциональным типом структуры управления, оргструктура ООО «Движение» обеспечивает взаимодействия внутри коллектива на основе функционирования единой агрегированной информационной системы бизнес-процессов. Функции управления реализуются в полной мере на основе сочетания административных методов и методов либерального стиля руководства.

На основе общих стратегических целей была сформулирована стратегия развития персоналом.

Глава 3. Оценка эффективности кадровой стратегия ООО «Движение» и мероприятия по ее совершенствованию

3.1 Оценка эффективности системы управления персоналом

Оценка эффективности использования трудовых ресурсов во многом отражает эффективность кадровой стратегии и кадровой политики. В таблице 3.1 отражен анализ движения кадров предприятия за выбранный период исследования.

Таблица 3.1 - Показатели движения кадров за 2015-2017 гг.

Показатели

Годы

Отклонение, (+,-)

2015

2016

2017

2016 г. /

2015 г.

2017 г. /

2016 г.

1. Среднесписочная численность, чел.

104

108

117

4

9

2. Принято на работу, чел.

10

16

27

6

11

3. Уволено, чел., в том числе

2

12

18

10

6

4. По собственному желанию

2

12

18

10

6

5. За прогулы

0

0

0

0

0

6. Коэффициент оборота по приему

0,096

0,148

0,231

0,052

0,083

7. Коэффициент оборота по выбытию

0,019

0,111

0,154

0,092

0,043

8. Коэффициент общего оборота

0,115

0,259

0,385

0,144

0,126

9. Торговые работники, чел.

52

54

58

2

4

10. Специалисты, чел.

35

35

37

0

2

11. Руководители, чел.

17

19

22

2

3


Из табл. 1 видно, что в 2016 г. среднесписочная численность персонала возросла на 4 чел. За счет увеличения штата торговых работников на 2 чел. и руководителей на 2 чел. В 2017 г. последовало увеличение среднесписочной численности на 9 чел. Привлечение новых сотрудников вызвано формированием новых рабочих групп внутри подразделений кадровой службы и маркетинга.

Сравнение плановых и фактических данных численности коллектива - важнейший индикатор эффективности кадровой стратегии. Рассмотрим данные рисунка 3.1

а) Плановая численность персонала

б) Фактическая численность

Рисунок 3.1 - Плановая и фактическая численность персонала

Следует обратить внимание на тот факт, что фактические показатели численности несколько ниже запланированных, что указывает на следующее. За рассматриваемый период наблюдается нехватка специалистов, что связано с тем, что на предприятие не прибывают кадры требуемой именно для него профессиональной компетенции. Подбор и отбор кадров проводится в настоящее время постоянно: работники кадровой службы проводят необходимые тестирования и собеседования.

Далее на рисунке 3.2 рассмотрим в сравнении плановую и фактическую структуру персонала предприятия.

а) Плановая структура персонала

б) Фактическая структура персонала

Рисунок 3.2 - Плановая и фактическая численность персонала

Проводимый анализ структуры также указывает не невысокую эффективность кадровой стратегии, т.к. заданные параметры коллектива в соответствии со стратегией развития и спецификой деятельности не поддерживаются.

Обобщающим показателем эффективности системы управления кадров является уровень производительности труда (таблица 3.2).

Расчет производительности труда показал, что в 2017 г. прирост производительности труда гораздо менее интенсивен при росте среднесписочной численности.

Таблица 3.2 - Показатели производительности труда работников

ООО «Движение» за 2015-2017 гг.

Показатели

Годы

Отклонение,

(+,-)

Темпы изменения, %

2015

2016

2017

2016 г. /

2015 г.

2017 г. /

2016 г.

2016 г. /

2015 г.

2017 г. /

2016 г.

1. Выручка от реализации, тыс. руб.

28370

53520

66315

25150

12795

188,6

123,9

2. Среднесписочная численность, чел.

104

108

117

4

9

103,8

108,3

3. Производительность труда, тыс. руб./чел.

272,8

495,6

566,8

222,8

71,2

181,7

114,4


Главным критерием эффективности использования персонала является превышение темпов роста выработки работников над темпами оплаты труда (таблица 3.3)

Таблица 3.3 - Динамика соотношения темпов роста производительности труда и оплаты труда работников ООО «Движение»

Показатели

Годы

Отклонение,

(+,-)

Темпы изменения, %

2015

2016

2017

2016 г. /

2015 г.

2017 г. /

2016 г.

2016 г. /

2015 г.

2017 г. /

2016 г.

1. Производительность труда, тыс. руб./чел.

272,8

495,6

566,8

222,8

71,2

181,7

114,4

2. Среднегодовая заработная плата одного работающего, тыс. руб.

122,4

223,2

291,6

100,8

68,4

182,4

130,6

Главный критерий эффективности использования трудовых ресурсов за рассматриваемый период не соблюдается. Это самый важный показатель в оценке каких-либо мероприятий системы управления персоналом. Снова сделаем вывод о недостаточно высокой эффективности кадровой стратегии в текущем периоде. В п. 3.2. рассмотрим кратко мероприятия по совершенствованию кадровой стратегии.

3.2 Основные направления совершенствования кадровой стратегии

Невысокий уровень эффективности кадровой стратегии ООО «Движение» в первую очередь связан со следующими причинами:

1. Невысокий уровень методологического и методического обеспечения кадровой стратегии. Это выражается в том, что на предприятии отсутствует отдельный внутренний документ, определяющий все концептуальные основы воздействия на объекты управления в рамках кадровой стратегии. Сюда относится: отсутствие четких параметров взаимосвязи конкретных принципов с определенным объектом, отсутствие количественных показателей, отражающих качество развития данных объектов в соответствии с поставленными целями.

2. Недостатки самой системы управления персоналом, такие как:

- отсутствие концепции развития корпоративной культуры, как главного элемента, определяющего рамки и качество развития трудового коллектива в целом в рамках подхода к управлению им как кадровым потенциалом;


- неэффективная система адаптации сотрудников и отсутствие эффективной системы формирования кадрового резерва, что снижает заинтересованность работников в осуществлении своей трудовой деятельности в данном коллективе (а это увеличивает текучесть кадров);

- недостатки системы обучения персонала, что вызывает аналогичные негативные последствия, что и отсутствие эффективной системы адаптации.

3. Отсутствие системы оценки эффективности кадровой политики и кадровой стратегии, отсутствие количественных параметров, отражающих эффективность управленческой деятельности в сфере стратегического управления персонала.

С целью повышения эффективности кадровой стратегии на мой взгляд следует провести ряд организационных изменений следующего характера.

1. В первую очередь необходимо определить границы и сочетание подходов в системе управления персоналом, процедурах разработки и корректировки кадровой стратегии и кадровой политики.

Предприятию ООО «Движение» можно порекомендовать внедрение принципов когнитивного подхода. Это во многом облегчит впоследствии формирование эффективной системы управления корпоративной культурой.

В формате когнитивного подхода организационная культура рассматривается как набор знаний, верований и правил, усвоенных членами организации в ходе репрезентации внешних социальных и служебных взаимосвязей. Когнитивные шаблоны поведения формируются в процессе осуществления совместной трудовой деятельности работников и регулируют систему производственных отношений в организации. Сторонники данного подхода полагают, что стратегия управления организацией может и должна выстраиваться прежде всего с учетом этого обстоятельства. Управление культурой осуществляется путем проведения различных форм обучения, тренингов, информирования персонала и т.д. Таким образом, акцент делается на совершенствовании системы развития персоналом. В условиях данного подхода в любом случае происходят постоянные корректировки механизмов управления адаптацией, внутрифирменным образованием, внефирменным образованием и деловой карьерой. 

2. Следующим этапом для руководителей предприятия должен стать этап формирования ориентиров в работе с персоналом в рамках трудового коллектива, развивающегося по траектории развития кадрового потенциала.

Возможно предложить сочетание инновационного типа развития технологий работы с персоналом и проектного управления кадрами и внутриорганизационными процессами.