Файл: Адаптация ребенка к школе (Определение социальной адаптации).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 272
Скачиваний: 3
Затем вместе с детьми обсуждаются картинки.
11 занятие.
упражнение.
«Играем в приключения!»
Детям предлагается придумать сказку, затем выбрать похожих на них
персонажей, и разыграть перед другими детьми (водящие - изображающие
историю, 2-3 ребёнка). Другие дети внимательно смотрят и пытаются
проследить, получилось ли у «актёров» вжиться в образ героев сказки.
Затем проводится беседа, насколько было сложно изобразить персонаж и
передать содержание сказки.
12 занятие.
1 упражнение.
«Подведение итогов: каким бы я хотел быть и какой я сейчас».
Детям предлагают нарисовать себя сейчас и таким, каким бы он хотел
стать. После показа рисунков, с каждым участником обсуждается, что нужно
предпринять, чтобы соответствовать своему образу, какие черты надо развить.
После этого каждый ребёнок рисует для себя «дорожку – лестницу»,
изображая себя на каждом этапе восхождения, какие качества он прибавляет
себе, чтобы быть лучше.
По окончанию курса проводится отдельная консультация с родителями.
На консультации родителям даются рекомендации относительно их ребёнка.
Приветствуется участие родителей в школьной жизни.
Данная программа может иметь вариативный вид при реализации.
Главным является соблюдение комплексности работы и участие в процессе
адаптации всех категорий специалистов.
Таким образом, в данной программе запланированы семинары,
консультации, родительские собрания по социальной адаптации, педсоветы,
педагогические консилиумы, игры, упражнения для первоклассников, что будет
способствовать благоприятной социальной адаптации первоклассников к школе.
Представленная программа включает в себя следующие направления
работы: работа с родителями, работа с педагогами, работа с детьми.
Цель программы: совершенствование процесса социальной адаптации
первоклассников к школьному обучению.
Срок реализации: 2019-2020 учебный год.
Заключение
Изучив психолого-педагогическую характеристику первоклассника,
можно сделать вывод о том, что переход в школьный возраст связан с
решительными изменениями в деятельности обучающегося, общении,
отношениях с другими людьми. Происходит изменение уклада жизни,
появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения
первоклассника с окружающими.
Ведущей деятельностью первоклассников становится учение. В этом
возрасте у ребенка есть желание и возможность учиться, его нужно научить
верить в свои силы, он открыт ко всему новому.
Социальная адаптация - это процесс активного приспособления субъекта
к условиям новой среды на основе выработки общих норм, ценностей,
регламентированных правил поведения, в результате чего происходят
определенные изменения личности, позволяющие ей отождествлять себя с
носителями ценностных ориентаций данного социума.
Результатом успешной социальной адаптации первоклассника является
адаптированность ребенка в социальной среде. Мы считаем, что наиболее
важными показателями адаптированности являются следующие: статусное
место ребенка в группе; социальные переживания, отражающие его отношение
к нормам, ценностям и правилам поведения и его эмоциональное состояние;
самооценка; уровень общения и взаимодействия.
Поэтому необходимо использовать такие формы и методы, которые
будут способствовать социальной адаптации первоклассников. Системное и
профессиональное применение указанных форм и методов является залогом
обеспечения успешной социальной адаптации первоклассников. Активное
усвоение ими новой социальной среды позволяет быстрее и с меньшими
издержками приспособиться к новым условиям жизни, изменившемуся
социальному статусу, сложностям учебы и особым требованиям учебной
деятельности.
Проблемы социальной адаптации первоклассников к школе являются
актуальными для всей системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых – родителей и учителя. Главная задача, которая должна быть решена в этот период–сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка.
Анализ деятельности школы по социальной адаптации первоклассников
позволяет сделать вывод о том, что в школе ведется работа по организации
благоприятной социальной адаптации первоклассников. Целенаправленная
деятельность осуществляется совместной работой психолога, социального
педагога, классного руководителя, а также ведется работа с родителями и
первоклассниками.
Совместные усилия педагогов, родителей, врачей, школьного психолога
и социального педагога способны снизить риск возникновения у ребенка
школьной дезадаптации и трудностей обучения.
Первичная диагностика социальной адаптации первоклассников
показала, что процесс адаптации у многих детей завершен (поскольку их
внешнее поведение благополучно), на самом деле у 27% детей в классе
имеются проблемы с социальной адаптацией. Они испытывают тревожность,
негативные эмоции.
Поэтому для благоприятной социальной адаптации ребенка к условиям
школьного обучения требуется организация специальной программы,
включающей в себя следующие направления работы: работа с родителями,
работа с педагогами, работа с детьми. Предполагаемый результат программы:
благоприятная и быстрая социально-психологическая адаптация
первоклассников к обучению в школе.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Список использованной литературы
1. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. Екб., 1993. Т. 3. с. 140.
2. Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации. М.: 2000
3. Андромонова И. М. Воспитание социальной активности школьников в
теории и практике отечественной педагогики. Казань, 1999.187 с.
4. Байбородова Л.В. Методика изучения мотивов участия школьников в
деятельности. URL: http://gigabaza.ru/doc/15773.html (14.10.2017)
5. Безрукова С.Б. Особенности работы с детьми младшего школьного
возраста. Начальная школа / Воспитательная работа. 2014 №3.20 с. URL:
http://nsportal.ru// (27.11.2017)
6. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М.:1991.
7. Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к
школе и по какой программе лучше учиться. М.: 1994.
8. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: 1991.
9. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М., Просвещение, 1991.
10.Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное
здоровье России, 1994. 224 с.
11.Варламова А.Я. Школьная адаптация. Волгоград, 2005.
12. Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке. Изд.: Генезис. 2016.
13.Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей школьного
возраста. 2007
14.Верёвкина Т.А. Педагогические условия развития межличностных
отношений учащихся СПб, 2007. 56 с.
15.Вершинина Т.Н. Взаимосвязь текучести и производственной адаптации.
Новосибирск. 2006
16. Возрастные особенности младших школьников. URL: http://gimnazia5.ucoz.net/pdf
17.Выготский Л.С. Педагогическая психология. Под ред. В.В.Давыдова. М.:
Педагогика, 1996. С. 405-408.
62
18. Глушкова Н.Г. Активность младшего школьника // Материалы
педагогической конференции, 2009.
19. Гузеватова Е.Н. Организация коллективной деятельности школьников.
Абакан, 2007. 140 с.
20. Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте.
М.: 2006. 234 с.
21. Дамаданова Х.Д. Социальная адаптация первоклассников // Современная
наука: Актуальные проблемы теории и практики. №3. 2011.
22.Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. М. 2007. С. 152.-12
23. Зеленова М.Б. Психологические особенности педагогического влияния
на адаптацию ребенка в начальной школе: Канд. дис. М.: 1991.
24. Игнатенко Ж.И. / Нравственное воспитание в начальной школе //
Начальная школа. №3. 2010.
25. Ильина Т.А. Проблемное обучение. М.: 2004 г.
26. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы
психологии. 1984. № 4.
27. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя / М.:
Просвещение, 1987. 190 с.
28. Караваев Г.А. Внутренний мир и социальная активность личности //
Вопросы преподавания философии и общественных наук. 2001. с.64-69
29. Каргаполова Ю. В. Теоретический анализ основных подходов к
определению понятия «социальная активность» // Молодой ученый. 2014.
№21. С. 575-577.
30. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Минск , 1989. 478 с.
31. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников // Начальная школа.
2006. №1.
32. Коровкин В.Ю. Совместная деятельность школы и родителей. М.:
Издательство МГУ, 2011. 167 с.
33. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.:
ПЕР СЭ, 2002. 192 с.
63
34.Лаптева М.Д. Воспитание у школьников ответственности и
самостоятельности // Воспитание школьников. №4, 2011.
35.Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении.
М.: 2009.
36.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2003
37. Маслов П.А. Самореализация младших школьников в проектной
деятельности // Начальная школа плюс До и После. 2007. № 5
38. Матюхина Л.Г. Мотивы учения младшего школьника и их формирование.
М.: Просвещение, 2005. 232 с.
39. Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление /
И.А. Милославова // Социальная психология и философия. Л.: Наука,
2011. Вып.2. С.13.
40. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М.: 2003
41. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник
для студентов вузов: Психология. Общая психология. Психология возраста.
Екб.: Академия, 2011. 696 с.
42. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная педагогика. Учебное пособие.
М.: Флинта. 2016
43. Никоненко В. К Адаптация первоклассников к школе. // Интернетресурс: Netparents. ru., 02.10 2006.
44. Обухова Л.Ф. Возрастная психология, М., 2001.
45. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. 2005
46. Педагогика. URL: http://allrefs.net/c13/1lfcn/p2/ (07.11.2017)
47. Петров А.П. Формирование социально активной личности: Сущность,
проблемы: Сб. научных трудов / М.: 1995. с.3
48. Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Психология. М.: Академия, 2002.312 с.
49. Пилипчевская Н. В. Изучение социальной активности: теория и практика
//Вестник Томского государственного педагогического
университета. Томск. 2008. Серия «Педагогика». с. 15–19.
64
50.Пиаже Ж. Психология интеллекта. Избранные психологические труды.
М.:1969
51.Подласый И.П. Педагогика. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 518 с.
52. Подласый И.П. Педагогика начальной школы М., 2005 С. 19.
53. Степанов С.С. Большой мир маленьких детей. М.: 2016
54. Сирс Р. Здоровье ребенка от докторов Сирс. М.: 2017
55. Ушинский К.Д. Педагогика. М., 1990.
56. Шаталова О.А. Диагностика уровня сформированности универсальных
учебных действий у учащихся начальной школы. Методическое пособие.
Русское слово. Москва, 2012.
57. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.:2008. 360 с.60
58.https://nsportal.ru/konkursy-olimpiady-viktoriny-dlya-mladshikh-shkolnikov
59. https://studfiles.net/preview/3568861/page:3/
60. http://webkonspect.com/?room=profile&id=8503&labelid=160628
65
Приложение 1
Проективная методика «Краски» (автор Р.П.Ефимкина)
Цель методики: изучение эмоционального отношения ребенка к школьному
обучению.
Оборудование: набор красок или цветных карандашей; бланки – листы с
изображением кружков, в которых вписаны слова, ассоциирующиеся у ребенка со школой:
книга, звонок, портфель, учитель, физкультура, класс, урок, одноклассники, тетрадь,
домашнее задание.
Описание процедуры проведения: учащимся раздаются бланки. Далее
экспериментатор предлагает прочитать слова, которые вписаны в кружках, и раскрасить
кружки.
Инструкция: Перед вами листы с кружками. В кружках написаны слова. Читайте по
порядку слова, которые написаны в кружках. Каждый кружок раскрасьте в какой-нибудь
цвет. Выбирайте каждый раз тот цвет, который хочется.
Анализ результатов: выбор темных цветов по отношению к большинству кружков
свидетельствует о негативных эмоциях ребенка по отношению к школьному обучению в
целом.
66
Приложение 2
Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (автор Н.Г. Лусканова)
Цель: выявить отношение ребенка к школе и его мотивационную готовность.
Инструкция: Нарисуйте то, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что
хотите. Рисуйте, как сможете.