Файл: Мотивации персонала и проектирование систем стимулирования труда (Понятие и сущность мотивации).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы мотивации персонала и проектирования системы стимулирования труда
1.1. Понятие и сущность мотивации
1.2. Методы мотивации трудовой деятельности
1.3. Обзор существующей ситуации формирования компенсационного пакета на предприятиях
2. Анализ системы мотивации предприятия
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Методы мотивации персонала предприятия
2.3. Анализ мотивационной системы предприятия
– внедрять современные гибкие системы стимулирования труда.
Для того чтобы организация работала эффективно, необходимо совершенствовать систему стимулирования труда в салоне красоты «Ирэн».
В салоне красоты «Ирэн» используется в основном материальная система мотивации сотрудников. Такая система является эффективной, но чаще всего такое стимулирование подходит для среднеоплачиваемых категорий сотрудников. Как правило, они не удовлетворены уровнем своего дохода, и любую возможность его повышения, не требующую больших усилий, воспринимают как благо. С высокооплачиваемыми категориями и редкими специалистами дело обстоит иначе. Так как персонал салона красоты является категорией квалифицированных специалистов, обладающим уникальными навыками, имеет достаточно высокую самооценку. Он воспринимает зарплату, как адекватную оплату его труда, а не как особое благо. Специалист вполне может сменить салон, если конкуренты предложат большую зарплату, или он просто увидит для себя более интересные задачи и перспективы, или захочет создать свой бизнес. В целях повышения эффективности системы управления персоналом в салоне красоты «Ирэн» предлагается внедрить следующие мероприятия:
- производить оценку системы мотивации персонала по предложенной далее методике;
- осуществлять аттестацию персонала по предложенной методике составления профиля компетентности работника;
- по итогам аттестации персонала принимать решение об обучении, подготовке и повышении квалификации;
- производить расчет экономического эффекта от реализованных мероприятий.
Систему мотивации персонала на предприятии необходимо рассматривать в тесной связи с оплатой труда. С ростом производительности труда создаются реальные предпосылки для повышения уровня его оплаты. При этом средства на оплату труда нужно использовать таким образом, чтобы темпы роста производительности труда обгоняли темпы роста его оплаты.
В таблице 3 рассмотрим систему оплаты труда в салоне красоты «Ирэн»
Таблица 3 - Система оплаты труда в салоне красоты «Ирэн»
Специальность |
Оплата труда 2014 г. |
Оплата труда сверх норм % 2014 г. |
Оплата труда 2015 г. |
Оплата труда сверх норм % 2015 г. |
Администратор |
25000 |
15 |
25000 |
20 |
Парикмахеры |
20000 |
15 |
20000 |
20 |
Мастер маникюра |
20000 |
15 |
20000 |
20 |
Оплата труда мастеров сверх нормы увеличилась на 5 % с одной стороны это позитивный момент, так как увеличение фонда заработной платы положительно сказывается на материальном состоянии работников, повышает в какой-то степени мотивацию персонала, что в конечном итоге сказывается на производительности труда. А с другой стороны в других салонах области оплата труда сверх нормы выше составляет 35 % .
Таблица 4 - Новая система оплаты труда в салоне красоты «Ирэн» на 2018 год
Специальность |
Оплата труда |
Оплата труда сверх норм % |
Администратор |
25000 |
35 |
Парикмахеры |
20000 |
35 |
Мастер маникюра |
20000 |
35 |
При этом необходимо учитывать, что корректируется только переменная часть фонда заработной платы, которая изменяется пропорционально объему производства продукции. Необходимо скорректировать систему премирования рабочих и управленческого персонала.
Таблица 5 - Система премирования рабочих и управленческого персонала
Доплаты |
Администратор |
Парикмахеры |
Мастер маникюра |
Оклад |
25000 |
20000 |
20000 |
Доплата за выполнение плана |
35 % от выручки |
35 % от выручки |
35% от выручки |
Доплата за категорию и повышение квалификации |
10 % в виде премии |
10 % в виде премии |
10 % в виде премии |
Продолжение таблицы 5 - Система премирования рабочих и управленческого персонала
Доплаты |
Администратор |
Парикмахеры |
Мастер маникюра |
|
Скидки при покупке собственного продукта, услуг |
10 % |
10 % |
10 % |
|
Премия ко дню рождения и основные праздники |
2000 |
2000 |
2000 |
|
Оплата мобильной связи |
300 р. в месяц |
200 р. в месяц |
200 р. в месяц |
|
Оплачиваемое такси |
По факту |
По факту |
По факту |
Также немало важным фактором материального мотивирования сотрудников являются социальные льготы, стоит рассмотреть ввод таких льгот как:
- компенсация питания;
- оплата спортзала;
- частичная оплата обучения;
- частичная оплата путевок детям;
- материальная помощь;
- выплата по рождению ребенка.
Рассматривая систему организации трудовой мотивации персонала, отмечено, что данная работа находится на неудовлетворительном уровне. На предприятии система мотивации существует только в форме денежного вознаграждения, т.е. материального стимулирования и обеспечения некоторого количества социальных условий для производительного труда. Но, тем не менее, необходимо постоянное продолжение проведения работ в этой области, так как существующих факторов эффективной мотивации персонала недостаточно. В качестве положительных моментов в салоне красоты «Ирэн» можно отметить организацию мероприятий, предусмотренных внутренними документами салона, которые, в условиях современной экономики все более и более отстают от темпов развития менеджмента и руководства персоналом.
На предприятии предусмотрены следующие методы трудовой мотивации персонала, осуществляемые через обеспечение благоприятных социальных условий труда, организацию мероприятий по социальной защите трудящихся.
Существующая и система повышения квалификации работников салона, их подготовки и переподготовки, стороны руководства салона поддерживается предоставлением дополнительных отгулов. Так как опрос показал, что не все сотрудники салона относятся к повышению своей квалификации и профессионализм добросовестно.
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года №5487-1 и пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее Закон №128-ФЗ) работники, осуществляющие медицинскую деятельность должны повышать свою квалификацию не реже одного раза в пять лет по специальности, и проходить усовершенствование по вопросам медицинского обеспечения.
Управляющий салона красоты должен задумываться о повышении квалификации мастера с самого начала, во время оформления на работу. Каждый руководитель, владелец салонного бизнеса должен понимать, что дополнительное обучение сотрудников в любом случае положительно скажется и на имидже салона, и на прибыли.
Общая практика в индустрии красоты и здоровья такова: обслуживание у мастера, который прошел или регулярно проходит обучение, стоит несколько дороже. Парикмахер, косметолог, массажист, прошедший дополнительное обучение по одному из направлений своей деятельности, может называться vip-мастером и продавать клиенту свои услуги по более высокой цене.
Дополнительное обучение необходимо для специалистов всех профессий. Парикмахеры, бухгалтер и другие специалисты салона красоты обязаны время от времени проходить обучение. Это связано, несомненно, со спецификой работы. Множественные изменения, происходящие в той или иной среде, где задействован работник, не позволяют работать с информацией, полученной ранее. Постоянные изменения влияют на то, что информация быстро теряет свою актуальность, другими словами - устаревает. Изменения в законодательстве, в экономике, научный прогресс, всеобщая компьютеризация - факторы, не оставляющие возможности выбора: учиться или нет.
Среди причин, которые подталкивают работника на повышение профессионального уровня, можно назвать:
Необходимость в новых знаниях, навыках. Дополнительные знания позволят решать вопросы быстрее и качественнее, а востребованные навыки повышают ценность самого сотрудника в глазах клиента и руководства;
Поддержание положительного отношения к работе, коллективу салона красоты (касается в большей степени корпоративного обучения);
Формирование ощущения причастности к работе салона красоты в целом. Психологические тренинги, направленные на поддержание и укрепление корпоративного духа - не просто дань современности, а сложившаяся необходимость.
Выраженная необходимость в получении общих знаний и навыков, независимо от профессии, стимулирует на обучение технике продаж, получению консультативных и коммуникативных навыков. Это относится в равной степени к администратору и к мастеру парикмахерского зала. Представители многих профессий в той или иной степени связаны с необходимостью продавать. Будь то услуги по прейскуранту, упаковка с продукцией, необходимая клиенту для использования дома, рекомендация следующей процедуры или приема специалиста. Эффективное общение с клиентом, грамотная консультация и продажа без навязывания - навыки, полезные не только для работы, но и для повседневной жизни.
Для освоения информации недостаточно чтения литературы. Получение необходимых знаний, отработка навыков с оптимальной отдачей происходит на обучающих семинарах, тренингах. Курс обучения можно пройти в учреждениях, специализирующихся на дополнительном образовании, или посетить семинар, который предлагает поставщик, дистрибьютор продукции.
Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного образования «Академия красоты и здоровья» предлагает своим партнерам семинары по технике продаж и ведению салонного бизнеса. Кроме актуальной информации от практикующих специалистов слушатели получают живое общение и обмен информацией, что немаловажно для профессионалов индустрии красоты, работающих в ней длительный срок. Академия находится в г. Екатеринбург по ул. Малышева, д. 19, офис 1109, имеет разные направления обучения от административного персонала до мастеров парикмахеров. После обучения выдается диплом от негосударственного образовательного частного учреждения дополнительного образования, без права преподавания по данной деятельности, где указано: количество часов теории, практики и оценки. Администрации салона красоты «Ирэн» необходимо направлять на курсы своих сотрудников. В г. Заречный подобных учреждений не представлено, поэтому ближайший центр находится в г. Екатеринбург.
Но также необходимо и введение других способов мотивации персонала, кроме как решение социальных и индивидуальных потребностей при помощи материальных средств, таких как система морального вознаграждения, нематериального стимулирования, пробуждать чувство причастности, значимости и т.д., что, к сожалению, на исследуемом объекте проявилось очень слабо.
Традиции, ритуалы, мероприятия также имеют стимулирующую роль. Корпоративная культура должна не создавать проблемы, а служить ресурсом компании. Поддерживать и развивать нужно те ее элементы, которые работают на потребности в стабильности, удовлетворяют потребность в принадлежности к значимой социальной группе.
Улучшение условий труда, быта и отдыха являются важным мотивирующим фактором в трудовой деятельности работников в связи с тем, что обеденного перерыва как такового с 13.00 до 14.00 у мастеров салона красоты «Ирэн» нет, каждый мастер в день имеет час свободного времени. Стоит усовершенствовать условия труда. Следует реорганизовать комнату отдыха, сделав ее более уютной.
Проблемы, связанные со стрессом на работе и повышение процента отсутствия мастера на работе является проблемой многих салонов красоты. Поэтому они ищут низко затратные решения, позволяющие снизить уровень стресса у сотрудников, с разной периодичностью мастера салона красоты «Ирэн», как и любого другого салона, нуждаются в восстановлении и моральном отдыхе.
Стандартный набор мебели включает: удобные кресла, небольшой стол, лампы, небольшие часы, спокойные цвета на стенах (очень популярен зеленый) и ковер (оборудование комнаты отдыха предполагается, используя имеющуюся мебель салона красоты «Ирэн»). Некоторые преимущества от использования комнаты отдыха в салоне красоты:
Больше хороших отзывов от клиентов (мастера в стрессовом состоянии, очевидно без сил, часто кратки в разговоре с клиентом и не испытывают желания прилагать какие-то дополнительные усилия)
Ниже % отсутствия мастеров салона на рабочем месте по причинам, связанным со стрессом и эмоциональным выгоранием
Меньше жалоб на грубых мастеров и грубые ответы администратора.
Специалисты всегда высоко ценят то, что руководство салона и понимает опыт ежедневной работы мастеров, связанной с людьми и стрессами и обеспечение их комнатами отдыха говорит о том, что руководство «понимает их».
Также на предприятии важно организовывать отдых работников, а это значит необходимо выделять часть средств на проведение культурных мероприятий.