Файл: Мотивации персонала и проектирование систем стимулирования труда (Понятие и сущность мотивации).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы мотивации персонала и проектирования системы стимулирования труда
1.1. Понятие и сущность мотивации
1.2. Методы мотивации трудовой деятельности
1.3. Обзор существующей ситуации формирования компенсационного пакета на предприятиях
2. Анализ системы мотивации предприятия
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Методы мотивации персонала предприятия
2.3. Анализ мотивационной системы предприятия
Система мотивации HR-консультантов предприятия должна соответствовать следующим принципам:
- гибкости, который означает, что система мотивации персонала должна иметь способность к оперативному реагированию на изменение внешних и внутренних условий функционирования;
- системности, означающий полное отражение индивидуального вклада человека в достижение конечных результатов предприятия через цепи «человек-должность-работа» и «лицо-группа-коллектив»;
- соответствия, заключающегося в установлении такого уровня мотивации персонала, который соответствует количеству, качеству и значимости затраченного труда;
- структурированности - характеризует разделение заработной платы на части, каждая из которых является отражением личного вклада работника в достижение текущих, конечных и отдаленных результатов;
- открытости системы мотивации персонала, которая отражает ее прозрачность и информационную доступность для каждого работника.
Мотив - это импульс и причина человеческой активности. Он включает в себя потребности, ожидания, стимулы и оценки.
Мотивы отличаются по своей силе и значимости для человека. Как правило, для HR-консультантов можно выделить наиболее сильный и значимый мотив. Для одного человека главным в работе будет заработок, для другого - карьера, еще для кого-то - приятная атмосфера и возможность общения в коллективе Датский психолог К. Б. Мадсон выделил четыре группы мотивов. «Первая группа - физиологические: голод, жажда, материнский инстинкт, ощущение боли, холода, жары, дискомфорт. Вторая группа - эмоциональные мотивы: стремление безопасности, страх или агрессивность».
Третья группа - социальные факторы: общение, стремление к власти и необходимость быть включенным в общественную работу. Четвертая группа - деятельные мотивы: необходимость приобретения опыта, потребность в физической деятельности, любопытство (интеллектуальная деятельность), потребность в возбуждении (эмоциональная деятельность), творчество (комплексная деятельность).
Направленность деятельности работников на удовлетворение различных групп потребностей определяет определенный тип мотивации:
ориентация на содержание работы и ее общественную значимость, ориентация на оплату труда и другие ее материальные стимулы, сбалансированность различных мотивов деятельности. Анализ индивидуальных мотивационных стратегий и реализации личностного подхода к оптимизации системы материального стимулирования позволяют выделить несколько типов работников:
- Профессионалы, в основе деятельности которых лежит реализация собственных знаний, умений и возможностей. Это творческие люди, которые ориентированы на успех, положительное решение поставленных задач и признание окружающими;
- Хозяева - предприниматели, которые идут на риск ради приумножения собственного богатства и роста благосостояния, создавая при этом новые продукты, услуги и дополнительные рабочие места;
- Инструменталисты – «работники, безразличные к формам собственности, работодателям и ориентированы только на заработок, хотят получить наличными и сразу по мнению» Ветлужских Е.Н.1 ;
- Патриоты, мотивация которых базируется на высоких человеческих и идейных ценностях, а деятельность направлена на добро и гуманизм; - Люмпены – «работники, которые предпочитают уравнительное распределение материальных благ, не любят ответственности и индивидуальных форм работы, но всегда недовольны оплатой» по мнению Кафидова В.В.
Отечественная экономическая наука выделяет следующие основные мотивы трудовой деятельности HR-консультантов: преданность профессии, своему делу; получение максимальной материального вознаграждения; осознание важности и необходимости своей работы. Зарубежные специалисты предлагают другую систему факторов, определяющих чувство удовлетворения работой: рабочая среда, вознаграждение, безопасность деятельности, личное развитие и профессиональный рост, чувство причастности, заинтересованность и вызов, которые определяют эффективное трудовое поведение.
Управление персоналом должно базироваться на принципах системного подхода и анализа с учетом факторов внешней и внутренней среды. Методы мотивации труда делятся на организационно - административные, экономические и социально-психологические. К организационноадминистративным методам относят применение трудового законодательства, приказы, распоряжения и другие нормативные документы; соблюдение правил внутреннего распорядка, соответствие должностным инструкциям. Важное место отводится аттестации персонала
Экономические методы направлены на материальное стимулирование коллектива или отдельных HR-консультантов и включают в себя премирования, участие в прибыли, бонусы, надбавки, единовременные выплаты и дополнительные льготы.
Социально-психологические методы обеспечивают мотивацию путем морального стимулирования HR-консультантов, участия в управлении предприятием, на личном примере руководителя, формальное и неформальное общение, профессиональный и карьерный рост, справедливость оценки руководителем результатов труда подчиненного, социальное развитие коллектива и формирования корпоративной культуры, обогащение содержательности труда и возможность новаторства, а также улучшение эстетических условий труда и формирование творческой атмосферы в коллективе.
Кроме того, решающую роль играют такие факторы как графики очередности отпусков, возможность пройти учебный курс по повышению квалификации или стажировку за рубежом, разработка и внедрение мероприятий политики дифференциального стимулирования. Не менее важное значение имеет процедура увольнения. Это сложный период как для работника, так и для работодателя. такие вопросы помогает решать процедура аутплейсмента, которая обеспечивает психологическое, финансовое и юридическое сопровождение высвобождения и поддерживает положительный имидж предприятия.
В каждом конкретном случае руководители, работа которых базируется на концепции мотивационного управления, должны находить оптимальные комбинации методов и способов, реализация которых приведет к росту уровня комфорта на рабочем месте работника, реализации его инициативы и творческих способностей, росте удовлетворенности от трудовой деятельности. Действенными направлениям мотивационного управления являются: индивидуально-социальные и группово-социальные мотивации, а также морально-статусное стимулирование 1 . Материальные мотиваторы являются доминирующими для HR-консультантов с невысоким уровнем заработной платы, где нагрузка на персонал превышает рациональную, где отсутствуют базовые условия для нормальной работы. В таких предприятиях, перед тем как выстраивать систему мотивации, необходимо обезвредить демотивирующие факторы.
Большинство из них лежат на поверхности - отсутствие осознания ответственности и полномочий, несоответствие квалификации сотрудника его должности, отсутствие внимания к инициативе и идей со стороны руководства, отсутствие признания.
Достаточное материальное обеспечение выводит на первое место социальные мотивы - реализацию творческого потенциала HR-консультантов, профессиональный рост и обеспечение прозрачности и дружеских отношений в коллективе. С целью повышения эффективности мотивационных мероприятий руководителям предприятий необходимо соблюдать определенные правила: развивать и поддерживать чувство самоуважения у работников, предоставлять им больше возможностей ощущение самостоятельности и контроля ситуации, поощрения за достижения промежуточных целей, проявление постоянного внимания со стороны руководства, поддержание разумной внутренней конкуренции и предоставление возможности сотрудникам почувствовать себя победителями.
Важно также проявлять интерес к внешним интересам и хобби, научить подчиненных измерять уровень успешности проведенной работы, усиливать взаимодействие в коллективе и мотивировать знаниями, регулярно проверять удовлетворенность персонала своей работой, проводить неформальные беседы и открытые встречи, наладить сбор отзывов и предложений. Руководству необходимо понимать, что именно заставляет людей работать, в чем они нуждаются и почему выбирают тот или иной образ действий.
1.3. Обзор существующей ситуации формирования компенсационного пакета на предприятиях
В современных условиях удовлетворение разнообразных потребностей и запросов работников предприятий реализуется с помощью большого количества методов мотивации деятельности. Методы мотивации могут иметь материальный или нематериальный характер.
Все эти стимулы на предприятии реализуются с помощью построения системы мотивации, которая является инструментом стимулирования желаемого поведения сотрудников.
Система мотивации на предприятии должна предусматривать несколько этапов.
Первый этап - разработка и внедрение методики материального и нематериального стимулирования. В зависимости от возможностей предприятия необходимо предусмотреть достаточно высокий уровень надбавок и премий для того, чтобы продемонстрировать реальную заинтересованность руководителя поддержать стремление к качественной работе персонала организации.
При оплате труда следует использовать такие зависимости:
- Между средствами на оплату труда и результатом экономических целей предприятия;
- Между качеством, результативностью труда каждого работника и заработной платой;
- Между уровнем заработной платы и возможностью удовлетворения основных потребностей работников (обеспечение так называемого социального минимума);
- Между результатами труда работников и их экономическим и моральным общественным признанием.
Эффективными факторами мотивации являются:
- воспитание личности, самоуважения работников;
- формирование системы лидерства и признания лидеров;
- осуществление принципов командной работы;
- доверие и делегирование полномочий;
- оценка качества работы работников со стороны руководства.
На втором этапе необходимо улучшение системы мотивации, которое, в свою очередь, будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятия.
Третий этап характеризуется созданием общей системы мотивации, предусматривающей глубокие изменения в понимании качества труда. Речь идет о формировании ценностей и установок персонала на более динамичное обновление всех аспектов деятельности для завоевания передовых позиций в конкурентной борьбе.
Как показывает практика, несоблюдение этих требований приводит к нестабильности в коллективе и оказывает сильный демотивирующий эффект, а это оказывает более негативное влияние на производительность труда персонала, чем отсутствие хоть каких-то механизмов вознаграждения за результаты труда.
Существуют три подхода к выбору мотивационной стратегии предприятия:
- стимул и наказание: люди работают за вознаграждение;
- мотивация с помощью труда: более интересная и разнообразная работа выполняется качественно и с большим удовольствием;
- систематическая связь с менеджером: мотивационная стратегия базируется на анализе, ситуации и используемом стиле взаимодействия с другими людьми.
Основные стратегические направления повышения эффективности применяемых методов усиления мотивации следующие:
- Совершенствование структуры имеющихся материальных и нематериальных стимулов, реформирование оплаты труда;
- Социальное обеспечение работников на основе инвестиций в их развитие;
- Привлечение потенциала социального партнерства, совершенствование коллективно-договорного регулирования труда и его оплаты;
- Внедрение оценки эффективности мотивационного механизма использования персонала.
Итак, механизм мотивации на каждом конкретном предприятии, должен включать те приемы, методы и системы стимулирования, которые в наибольшей степени соответствуют общепроизводственному процессу. Каждое предприятие имеет свободу выбора средств мотивации, основываясь на опыте других компаний, разрабатывая собственные идеи или основываясь на трудах классиков. Неизменным остается основное назначение мотивации - заставить человека работать лучше, ответственнее относиться к своим обязанностям, прилагать к выполнению работы больше усилий.
Итак, мотивация деятельности персонала, несмотря на разнообразие способов, является одним из главных методов управления персоналом, который побуждает HR-консультантов на достижение целей, которые стоят перед ними и предприятием. Развитие рыночных отношений в нашей стране заставляет руководителей изменять существующие методы и формы хозяйствования во всех сферах современного менеджмента и, в первую очередь, при мотивации труда персонала. Эти изменения должны базироваться на существующих потребностях работников, которые не ограничиваются только материальной составляющей, а представлены во всем многообразии. Задача хорошего руководителя - умело сочетать энтузиазм сотрудников и достойное вознаграждение.