Файл: Современные технологии планирования и прогнозирования социально-экономического развития территорий (Сущность, направления и функции социальной защиты населения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 226

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3. Проблемы финансирования и оценка эффективности социальной защиты населения Тюменской области

Согласно ст. 34 Конституции «законы о финансировании социального обеспечения определяют общие условия его финансового баланса и, учитывая прогнозы по доходам, устанавливают цели расходов в условиях ограничений, предполагаемых органическим законом».

Финансирование системы социальной защиты населения Тюменской области осуществляют все уровни бюджетной системы и федеральных и региональных внебюджетных фондов. Достаточно большая часть средств для проведения финансирования социальных гарантий с помощью межбюджетных трансфертов перераспределяется государством между элементами бюджетной системы (дотаций, субвенций, субсидий, иных межбюджетных трансфертов), вследствие этого финансирование социальной защиты располагает многоуровневым и многоканальным характером.

Источникам финансирования социальной защиты граждан свойствен главным образом налоговый характер. В последнее время совершились изменения в финансировании системы социальной защиты: НДФЛ в 2016 г. распределяли по бюджетам таким образом: 15% – местному бюджету, 85% – бюджету субъекта федерации; в 2017 г.: 30% – местному бюджету, 70% – бюджету субъекта федерации; акцизы: 28% – Федеральному бюджету, 72% – региональному; из налога на прибыль: 18 % – региональному бюджету, 2% – федеральному. Следовательно, этими тремя налогами пополняются преимущественно бюджеты субъектов федерации, на которые, главным образом, возлагаются социальные выплаты[36].

Анализируя влияние налогов на финансирование социальной защиты населения, нужно обратить внимание на значение НДФЛ, особенность которого в Тюменской обл. заключается в плоской шкале налогообложения, способствующей обострению социального расслоения общества. При таких обстоятельствах начисления НДФЛ нет минимального необлагаемого минимума заработной платы и прогрессивного порядка налогообложения, позволяющего изымать большие доходы и значительно пополнить бюджет страны. То есть, с учетом регрессивного характера страховых взносов и плоской шкалы налогообложения НДФЛ, население со сверхдоходами почти освобождается от платы социальных налогов, что способствует созданию чрезмерной нагрузки по социальным обязательствам на правительство государства.


Кроме налогов, система социальной защиты населения может финансироваться при помощи благотворительных фондов либо благотворительных инициатив организаций и предприятий, функционирование которых можно стимулировать посредством налоговых преференций.

Рассматривая благотворительность, необходимо остановится на корпоративной социальной ответственности бизнеса, которая является источником развития социально-экономических оснований общества, то есть ценностей в отношениях организаций с сотрудниками и внешней средой. Конечно государство является заинтересованным, чтобы предпринимательство ориентировалось на перспективные социальные программы.

Это можно рассматривать как дополнительный метод смягчить социальные различия и обеспечить социальную защищенность граждан.

Развитию социальной ответственности, кроме государства, должно содействовать общество, для чего нужна разработка механизмов результативного взаимодействия всех заинтересованных сторон. В качестве инструмента установления качества корпоративной социальной ответственности может быть социальный аудит.

Возвратимся к налоговому влиянию на социальную защиту населения. Кроме страховых взносов, определенная роль в финансировании социальной защиты населения принадлежит налогу на прибыль организаций (при ставке 20%), так как он выступает одним из главных источников пополнения доходов федерального (2%) и, прежде всего, регионального (18%) бюджетов, которым, в свою очередь, обеспечиваются много социальных расходов[37].

При изменениях в налоговом законодательстве, увеличивших доходы бюджетов субъектов РФ и делегировавших региональным бюджетам полномочия относительно исполнения социальных обязательств, перераспределились роли между федеральным и региональным бюджетом в сторону повышения роли регионального бюджета при осуществлении социальной политики государства.

Этот вывод подтверждается данными статистики: повышаются расходы бюджетов субъектов РФ на социальные программы на протяжении последних годов (за пять лет в 1,86 раза), при этом часть расходов в денежной форме неизменно увеличивается сравнительно с натуральной (2011 год – 55,31%; 2014 год – 59,18%; 2015 год – 69,24%; 2016 год – 69,36%; 2017 год – 70,23%).

Что касается оценки эффективности социальной защиты населения Тюменской области до здесь следует отметить следующее.

Департаментом социального развития Тюменской области с 2013 года реализуются программы по созданию независимой системы оценки качества оказания услуг со стороны организаций социального обслуживания.


Независимая оценка – это одна из форм контроля, который проводится, чтобы предоставить получателям социальных услуг информацию относительно качества предоставления услуг со стороны организаций социального обслуживания, а также, чтобы повысить качество их работы.

На сегодняшний день департамент, общественный совет при департаменте реализуют План мероприятий по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания на 2016-2018 гг., который сформирован на основании положений Федерального закона от 21.07.2014 № 256-ФЗ.

Общественный контроль при социальном обслуживании граждан в Тюменской области также реализуется:

  1. Общественным советом при департаменте социального развития Тюменской обл.
  2. Попечительскими советами.
  3. Родительскими комитетами (комитетами родственников).

На протяжении 2016-2017 гг. в соответствии с требованиями Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования»[38] независимую оценку качества оказания услуг организациями социального обслуживания было внедрено во все муниципальные и государственные учреждения, оказывающие социальные услуги и расположенные в Тюменской области.

Так, в 2016 году независимая оценка была проведена в отношении 25 комплексных центров социального обслуживания населения (из них 24 муниципальных центра и 1 центр областного уровня), что составило 53% от общего количества организаций, оказывающих государственные и муниципальные социальные услуги, в 2017 году – в отношении 22 организаций социального обслуживания (47%).

Согласно Плану Департамента социального развития Тюменской области по организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания на период 2016– 2018 годов (утв. приказом от 30.03.2016 № 69-п, согл. решением Общественного совета при Департаменте социального развития Тюменской области от 28.03.2016), принятому во исполнение приказа Минтруда России от 29.02.2016 № 80 «Об организации деятельности, связанной с функционированием системы независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере социального обслуживания»[39], в 2017 году проведение независимой оценки качества оказания социальных услуг не запланировано.


В перечень проверяемых организаций помимо государственных и муниципальных учреждений будут включены иные негосударственные организации, оказывающие государственные, муниципальные социальные услуги.

2.4. Направления совершенствования организации социальной защиты населения в Тюменской области

На сегодняшний день при проведении реформ в сфере социального обеспечения, государством должно быть гарантировано его предоставление, в частности при помощи негосударственных субъектов, так как собственно государство формирует условия для деятельности некоммерческих организаций, предоставляя возможности их финансировать из бюджетных средств.

В РФ есть нужный опыт осуществления гражданами конституционного права на социальное обеспечение, который признается Россией и международными нормами. На это указывает ратификация в России таких актов, как Декларация прав и свобод человека и гражданина[40], Международный пакт от 16 декабря 1966 г. «Об экономических, социальных и культурных правах»[41] и прочих международных правовых актов. Следовательно, основой конституционно-правового механизма осуществления населением права на социальное обеспечение являются международные документы, национальное законодательство и социальные институты, гарантирующие следование правам и свободам человека и гражданина.

Как подсистему механизма осуществления прав на социальное обеспечение можно отметить и «механизм ответственности». Демократическое государство вообще, а реформируемая Россия в особенности требуют жесткой регламентации ответственности государства, а вернее, всех его подсистем, всех элементов данных подсистем. Собственно, чтобы повысить прозрачность деятельности государственных органов и усилить контроль за ней, в РФ сформированы и функционируют общественные советы при органах социальной защиты населения, как федерального, так и регионального уровня.

Так, произошло учреждение Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты РФ.

В Тюменской обл. согласно распоряжению Правительства области от 7 декабря 2012 г. № 2527-рп при Департаменте социального развития сформирован постоянно действующий экспертно-консультативный орган – Общественный совет, наделенный полномочиями относительно проведения независимой оценки качества работы организаций, которые оказывают социальные услуги в области социального обслуживания граждан.


По итогам своей деятельности Общественный совет в 2013-2014 гг. сформировал рейтинг организаций отрасли «Социальная политика» (учитывая их типы и виды предоставляемых ими социальных услуг), а также подготовил предложения по усовершенствованию качества работы данных учреждений[42].

Один из важнейших элементов механизма реализации конституционных прав на социальное обеспечение – это его состав. Субъектами реализации в этом случае понимаются все участники правоотношений, которые возникают на основании правовых норм, закрепляющих конституционные права, свободы, обязанности и гарантии их реализации. Конечно, субъекты осуществления основных прав, свобод и обязанностей, прежде всего, представлены их носителями в личном качестве, то есть каждым человеком и гражданином, обладающим данными правами и обязанностями.

Проанализировав положения законов в области социального обеспечения нужно утверждать о фрагментарности правового регулирования разграничения полномочий в данной сфере и важности подробного закрепления этого разграничения, обязательно указав источники финансирования осуществляемого полномочия[43].

Еще один способ разграничения полномочий в области реализации конституционных прав населения на социальное обеспечение заключается в возможности заключить соглашение между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

На сегодня в Тюменской обл. проходит реализация отдельных федеральных полномочий согласно Соглашению между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Тюменской обл. относительно передачи Правительству Тюменской обл. реализации некоторых полномочий РФ по социальной защите инвалидов и отдельных категорий населения из числа ветеранов, а также оказания государственной социальной поддержке в виде предоставления при имеющихся медицинских показаниях путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда к месту лечения. Чтобы исполнить указанные полномочия, Правительством Тюменской обл. в пределах собственных компетенций было принято Постановление от 30 декабря 2010 г. № 394-п.

Таким образом, проведено в достаточной мере правовое урегулирование разграничения компетенций между РФ и ее субъектом относительно вопроса осуществления конституционных прав населения на социальное обеспечение в указанных полномочиях. При всем этом правоприменение, являясь частью правовой политики по этому вопросу, строго привязано к финансовому обеспечению реализации прав населения, выделению бюджетных ассигнований из федерального бюджета. Основная проблема, с которой встретились органы государственной власти Тюменской обл. при осуществлении данных полномочий, заключается недостаточности финансирования.