Файл: Современные технологии планирования и прогнозирования социально-экономического развития территорий (Сущность, направления и функции социальной защиты населения).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 228
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РФ
1.1. Сущность, направления и функции социальной защиты населения
1.2. Отечественный и зарубежный опыт социальной защиты населения
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Сравнительная характеристика социальной защиты населения Тюменской области и других регионов РФ
2.2. Основные направления развития социальной защиты населения в Тюменской области
2.3. Проблемы финансирования и оценка эффективности социальной защиты населения Тюменской области
2.4. Направления совершенствования организации социальной защиты населения в Тюменской области
По итогам проведенного анализа эффективности данной работы установлено, что на всей территории Тюменской области запланированные мероприятия выполнены в полном объеме (100%), а именно:
-
-
- организовано более 50 встреч с руководителями территориальных общественных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, по вопросам реализации Федерального закона на территории Тюменской области, в которых приняли участие более 600 представителей общественности;
- состоялось 30 заседаний межведомственных комиссий по вопросам повышения качества жизни пожилых людей, на которых обсуждались вопросы эффективности «социального сопровождения» и профилактики обстоятельств, обуславливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании, количество участников более 300 чел.;
- организована работа по разъяснению посетителям клубов, функционирующих на базе организаций социального обслуживания, университетов третьего возраста, школ по уходу за тяжелобольными гражданами, школ активного долголетия на базе медицинских организаций, вопросов реализации Федерального закона, охват более 3000 участников;
- проведено около 50 собраний коллективов организаций социального обслуживания для обсуждения актуальных вопросов, выявленных по итогам - 2016 года, реализации Федерального закона, в которых приняло участие более 1200 сотрудников организаций;
- проведено более 25 заседаний попечительских советов организаций социального обслуживания, родительских комитетов, созданных в психоневрологических интернатах Тюменской области, на которых проходило обсуждение вопросов реализации в учреждениях Федерального закона, выдано более 400 информационных материалов (буклеты, листовки), а также другие мероприятия, предусмотренные Планом.
-
В рамках исполнения Плана Департаментом на областном уровне проведен ряд широкомасштабных информационно-разъяснительных мероприятий, а именно:
- организована работа общественной приемной заместителя губернатора Тюменской области, директора Департамента на сайте «Мой портал» в онлайн-режиме, в ходе работы которой пользователям были даны разъяснения о новой системе социального обслуживания, ее преимуществах для граждан;
- организована работа телефона горячей линии по социальным вопросам (поступило более 120 обращений о системе социального обслуживания);
- проведен пресс-тур в ходе, которого журналисты СМИ Тюменской области познакомились с предоставлением социальных услуг семьям с детьми, в том числе семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями;
- подготовлены и размещены в областных, районных и городских СМИ материалы, посвященные разъяснению актуальных для населения Тюменской области вопросов, связанных с реализацией Федерального закона, в т.ч. о деятельности негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги населению (опубликовано 30 материалов);
- опубликованы ответы на поступающие от населения области в редакции газет вопросы (подготовлены ответы на 40 вопросов, поступивших в редакции областных газет «Ямская слобода», «Тюменская область сегодня», «Трудовая Тюмень»);
- подготовлены в региональный телеэфир новостные сюжеты, посвященные предоставлению социальных услуг в рамках нового законодательства (вышло 15 новостных сюжетов);
- создан на официальном портале органов государственной власти Тюменской области (www.admtyumen.ru) на странице Департамента раздел, посвященный реализации Федерального закона. В разделе, в том числе, размещаются федеральные и региональные нормативные правовые акты, реестр поставщиков социальных услуг, регистр получателей социальных услуг, а также новости по данному направлению;
- организованы встречи с руководителями областных общественных организаций по вопросам реализации Федерального закона на территории региона, в т.ч. по вопросам развития рынка социальных услуг путем привлечения негосударственных организаций (4 встречи);
- ежемесячно проводилось в соответствии с поручением Минтруда России анкетирование получателей социальных услуг (по итогам 1 полугодия 2018 года 100% опрошенных удовлетворены полученными услугами и не испытывали трудностей при их получении, 100% опрошенных граждан удовлетворены доступностью информации об оказываемых услугах и информации о Федеральном законе);
- продолжено обеспечение бесперебойной работы телефона горячей линии по социальным вопросам Информационно-справочной службы по Тюменской области, а также другие мероприятия, предусмотренные Планом. Пользователи интернет-портала nashgorod.ru в режиме онлайн имеют возможность получать консультацию заместителя директора Департамента по интересующим их вопросам, связанным с реализацией Федерального закона (в 1 полугодии 2018 года подготовлены и опубликованы ответы на 31 обращение). С 2014 года для пользователей официального портала органов государственной власти Тюменской области работает электронный сервис
«Интернет-приемная департамента социального развития Тюменской области». С помощью данного сервиса граждане могут направить личное обращение в адрес руководителя Департамента, поделиться мнением по поводу работы поставщиков социальных услуг, выразить пожелания и предложения по поводу организации работы.
В 2015 году в социальной сети «В контакте» создана официальная группа Департамента, в которой публикуются новости и видеосюжеты по направлениям деятельности Департамента, в том числе по реализации Федерального закона (в группе состоит 466 пользователей, количество записей на стене – 1334).
Также в 2015 году запущен информационный портал для людей золотого возраста «Старшее поколение», работает в регулярном режиме. Одни из важнейших разделов портала – «Медицина», «Социальное обслуживание», «Пенсия и финансовая грамотность», «Юридическая помощь», «Трудоустройство старшего поколения» и т.д. В среднем за день портал посещают около 100 человек.
В области с 2005 года ведется работа по усилению принципов адресности и нуждаемости. При предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан (сегодня их в регионе почти 450 тыс. человек) активно используются электронные базы данных, в которые в настоящий момент уже занесены данные о 84% населения региона.
Особое внимание, как и в других субъектах, уделяется старшему поколению и, в первую очередь, ветеранам Великой Отечественной войны (их в области более 15 тыс. человек). Комплексная поддержка ветеранов включает предоставление и ремонт жилья, санаторно-курортное лечение, материальную и социальную помощь.
В Тюменской области значительные меры принимаются и по обеспечению социального благополучия семьи и детства – именно это лежит в основе стабильности всего общества. Проводимая региональным правительством системная политика поддержки семей с детьми, формирования перспектив развития каждого ребенка – его образования, воспитания, самореализации – работает на результат.
Также выстроена система инновационной деятельности, направленной на профилактику семейного неблагополучия, преступлений среди несовершеннолетних. Реализуются дополнительные меры по противодействию преступности среди несовершеннолетних. Так, с апреля 2016 года на базе учреждений социального обслуживания населения действует Служба инспекторов по охране детства, в которую входит около 60 специалистов, работающих во всех муниципальных образованиях. Уже первые месяцы работы новых специалистов привели к снижению подростковой преступности среди учащихся общеобразовательных организаций. В 2016 году стартовали еще 2 крупных областных проекта, направленных на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних. За полгода проведено свыше 3,2 тыс. мероприятий, в которые были вовлечены около 4 тыс. семей с детьми, что в два раза больше запланированного.
Еще один момент, о котором стоит сказать, – естественный прирост населения. Количество семей с детьми увеличилось с 2014 года почти на 5% и сейчас их более 228 тыс. Увеличивается и количество многодетных семей – с 8 тыс. в 2008 году до 21,5 тыс. к концу 2017 года. Этому способствует введение на региональном уровне дополнительных мер социальной поддержки: с 2012 года в виде регионального материнского (семейного) капитала, а с 2013 года в виде ежемесячной денежной выплаты на 3-го ребенка и последующих детей, а также единовременной выплаты на приобретение (улучшение) жилья семьям при рождении одновременно 3 и более детей.
Опыт Тюменской области ярко продемонстрировал реальную возможность решения проблемы социального сиротства. С 2008 года 95,6% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, живут в семьях. С 2012 года в регионе работает передвижная фотовыставка «Галерея детства», благодаря которой за 5 лет почти 120 детей обрели семью. Впервые в 2016 году была апробирована новая форма общественного контроля – проведен мониторинг соответствия организаций для детей-сирот требованиям, установленным действующим законодательством с выездом в организации.
С 2010 года в регионе создана специализированная служба по организации отдыха и оздоровления населения. Благодаря работе по укреплению материально-технической базы, в том числе строительству, реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений, установке новейших систем автоматических пожарных сигнализаций, а также медицинского и реабилитационного оборудования, сохранена и развивается сеть оздоровительных организаций. Все это помогает обеспечить один из самых высоких в России уровней эффективности оздоровления – 96%. В 2013 году после завершения строительства начал работу детский загородный оздоровительный центр «Олимпийская Ребячка» на 240 мест.
В Тюменской области ведется системная работа по социальной и медицинской реабилитации людей с ограниченными возможностями, причем с самого рождения ребенка. Уже доказали свою эффективность службы ранней помощи детям с нарушениями в развитии.
Важное направление – создание комфортных условий для инвалидов. Сегодня в регионе ни один вновь строящийся или реконструируемый объект не принимается в эксплуатацию без соблюдения требований доступности для маломобильных групп населения. В целях адаптации уже построенных зданий сформирован единый областной реестр объектов социальной инфраструктуры, в настоящее время идет активная работа по их дооборудованию. Вопросы формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Тюменской области решаются в рамках программы «Доступная среда». За время реализации удалось увеличить процент приоритетных объектов, доступных для инвалидов, с 33 до 54,2%.[35]
В рамках проведения оценки и мониторинга информационной работы с гражданами, получателями социальных услуг, работниками организаций сферы социального обслуживания, общественными организациями, осуществляющими деятельность в данной сфере, и другими заинтересованными органами и лицами по вопросам реализации положений Федерального закона за 1V полугодие 2017 г. установлено следующее.
В отчетном периоде запланированные Планом мероприятия выполнены в полном объеме, проведен комплекс широкомасштабных мероприятий как на областном, так и на муниципальном уровнях. Отмечу, что проведение вышеперечисленных мероприятий создаёт возможность популяризации деятельности организаций социального обслуживания, в том числе в рамках работы в новом правовом поле, способствует формированию положительного общественного мнения об их деятельности, повышает социальную активность населения, развивает интерес коммерческих структур к деятельности социальной сферы.
Мероприятия по информационно-разъяснительной работе среди населения, получателей социальных услуг, поставщиков социальных услуг, проводимые ранее, будут продолжены в следующем отчетном периоде.
Отметим, что социальное обслуживание в Тюменской области сложилось в систему, которая включает в себя большую сеть социальных организаций (52 организации). Благодаря этому, гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также семьям с детьми оказываются услуги по уходу на дому и в отделениях дневного пребывания, предоставляется возможность проживания в домах-интернатах. В Тюменской области на протяжении семи лет очередность на социальные услуги по всем формам социального обслуживания отсутствует.
Но при всем этом, систему социального обеспечения области не можно считать идеальной.
Многими законами задекларировано права граждан на получение различных видов социальных выплат, но через сложное экономическое положение, по факту они не осуществляются и по сути выступают экономически не обеспеченными обязательствами. Вследствие этого изменению политики льгот принадлежит особая актуальность, она стает центральной в реформировании системы социальной защиты общества.
При наличии положительных моментов финансирования отрасли, нужно отметить и негативные стороны, что во-первых отражаются на небольшой зарплате сотрудников подведомственных учреждений. Даже учтя повышение почти в 1,5 раза тарифных ставок, заработная плата большей части сотрудников остается за пределом прожиточного минимума.
Кроме этого, существенную часть населения на юге Тюменской области можно отнести к категории малообеспеченных. Многие пенсионеры, инвалиды имеют доход меньше среднего уровня по области, что составляет 21% от общей численности населения.
Невзирая на уменьшение показателей уровня бедности населения, каждый 5-й гражданин требует оказания социальной помощи. Помимо этого, тысячи человек каждый год претерпевают стихийные бедствия, пожары, кражи имущества и денег, то есть сталкиваются с экстремальными условиями, с которыми справиться сами не имеют возможностей.
На чрезвычайно низком уровне остаются и пенсии. Средняя величина практически на 1/3 ниже прожиточного минимума, при этом их покупательская способность имеет тенденцию к сокращению.
Необходимо отметить, что в нынешних экономических условиях было предпринято попытки смягчения отрицательных последствий резкого снижения уровня жизни и частичной компенсации потерь наиболее нуждающемуся населению. Тем не менее, данные меры относительно индексации зарплаты и прочих денежных доходов граждан часто задерживались и не сполна покрывали порожденный инфляцией урон от обесценения денег. В итоге, все это негативно повлияло на финансовое обеспечение бюджетной сферы и социальное обслуживание населения.
Можно отметить и то, что некоторые виды льгот предоставляли на отдельных территориях нерегулярно.
Так, в 11 районах Тюменской области (Абатский, Вагайский, Голышмановский и др.) не сполна предоставляли льготы по снабжению баллонным газом. Неоднозначной можно считать и проблему обеспечения лекарственными средствами некоторых категорий населения. Нерегулярно предоставляли и льготы относительно бесплатного проезда на автомобильных внутриобластных маршрутах, а также на железнодорожном транспорте пригородного сообщения.
Применение сметной формы финансирования, которая характеризуется определенными недостатками, усиливает недостаточность бюджетного финансирования в сфере социальной защиты населения. Такая форма обеспечения финансовыми ресурсами способствует утрате либо существенному ослаблению связи затрат и результатов - финансируется не объемы и качество проведенной работы, а время пребывания на работе. При данном подходе на оплату труда напрямую влияет образование, стаж работы, должность, отработанное время. В то же время качество работы только иметься в виду, но его прямо и конкретно не учитывают. Это непременно приводит к «уравниловке», и, в конце концов, снижает стимулы для эффективной деятельности. При этом государство, определяя бесплатность социального обслуживания, располагает монопольным правом на определение натуральных и денежных нормативов обслуживания.