Файл: Современные технологии планирования и прогнозирования социально-экономического развития территорий (Сущность, направления и функции социальной защиты населения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

При переходе России к рыночным отношениям обострились социальные проблемы, затронувшие широкие слои населения. В стране можно отметить резкую дифференциацию доходов различных групп населения, при этом многие перешагнули черту бедности.

Трансформация экономических отношений повлекла за собой необходимость модернизировать и развивать такое направление государственной деятельности как социальная защита населения.

Социальная защита населения должна ориентироваться на все население. В реальности же относительно к разным слоям и группам населения она является дифференцированной.

Социальную защиту здоровых, трудоспособных, активных граждан можно выразить в гарантиях равноправных возможностей в таких областях как образование, освоение профессии, включение в трудовые отношения, предпринимательство.

Нетрудоспособные и социально уязвимые слои и группы населения (инвалиды, пенсионеры, многодетные и неполные семьи, дети и др.) располагают комплексом социальных услуг за счет государства, им гарантировано получение определенных законодательством льгот и пособий. Таким образом, формируются необходимые условия для их нормальной жизнедеятельности.

В конституционном законодательстве определено основные права и свободы человека и гражданина, принципы их реализации и защиты. К таким можно отнести конституционные права социальной защиты и социального обеспечения.

Конституция РФ включает большое количество правовых норм, которые содержат словосочетания «социальная защита» и «социальное обеспечение». Тем не менее, однозначное понимание содержания этих правовых терминов отсутствует. Конституционные нормы, затрагивающие социальную защиту и социальное обеспечение, разбросано по нескольким статьям 1 и 2 главы Конституции РФ, их не выстроено в систему, не представлено их соотношение и взаимодействие, и, в конце концов, все же неясно правовое содержание данных категорий.

В настоящее время все больше значения в области регулирования социальной дифференциации принадлежит региональному и местному уровням государственной власти, которые находятся значительно ближе к нуждам и требованиям общества. В то же время стоит задача сформировать экономически активный тип гражданина, который рассчитывает на свои собственные силы, для которого государство — это защитник экономических и социальных прав.

В отличие от России в целом, в Тюменской области можно отметить довольно стабильную экономическую и социальную обстановку. При последовательном проведении социально активной политики появляется возможность вовремя решить особенно актуальные проблемы, относящиеся к малообеспеченным категориям граждан. Тем не менее, размытость пределов бедности, их масштабность определяют актуальность проблемы сохранить социальную стабильность трудоспособной части населения.


На протяжении всей истории наилучшие умы человечества прибегали не только к объяснению существования неравенства людей, но и предлагали свои способы и методики совершенного государственного устройства. Данной проблематике посвятили свои работы Платон и Аристотель, социалисты-утописты Т. Мор, А. Сен-Симон, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант. Чтобы дополнить характеристики социального неравенства, значительный вклад в эти идеи были внесены К. Марксом, М. Вебером, П.А. Сорокиным.

Свою точку зрения относительно природы социальной защиты и неравенства, а также решения проблем социальной дифференциации было высказано видными западными социологами и экономистами - Т. Маршаллом, П. Таунсендом, Д. С. Миллем, М. Фридманом, Ф. А. Хайеком, Т. Парсонсем.

Среди отечественных ученых, которые развивали данные идеи, можно отметить таких как: Н.А. Бердяев, С.JI. Франк, С.Н. Булгаков, П.А. Сорокин,

H.A. Аитов, Ю.В. Арутюнян, Т.И. Заславская, Р.В. Рыбкина, О.И. Шкаратан, В.В. Радаев. М. М. Руткевич. Кроме этого, вопросам социальной политики и социальной защиты посвящены труды З.Т. Голенковой, Е.Д. Игитханяна, Сычевой, Л.А. Гордона, Л.С. Ржаницыной, В. Черниной, Т. Ярыгиной, Н.И. Лапина, В.М. Рутгайзера, Т.Е. Резника, Ф.М. Бородкина, Н.М. Римашевской, Р. Яковлевой, Б. Ракитского, А.Шкиры, О.В. Ромашова.

В то же время, невзирая на увеличение количества изданий и обширность подходов к разрешению социальных проблем, социальное регулирование дифференциации общества все также остается нерешенным вопросом, что и обуславливает актуальность исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере деятельности государственных органов, обеспечивающих социальную защиту населения.

Предмет исследования является деятельность, государственных органов, обеспечивающих социальную защиту населения.

Целью исследования является анализ основных направлений социальной защиты населения в регионах Российской Федераций.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • раскрыть сущность, направления и функции социальной защиты населения;
  • исследовать нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения: его развитие и современное состояние;
  • рассмотреть отечественный и зарубежный опыт социальной защиты населения;
  • охарактеризовать основные направления развития социальной защиты населения в Тюменской области;
  • выявить проблемы финансирования и оценка эффективности социальной защиты населения Тюменской области;
  • дать сравнительную характеристику социальной защиты населения Тюменской области и других регионов РФ;
  • рассмотреть направления совершенствования организации социальной защиты населения в Тюменской области.

В работе использованы общие положения и выводы, содержащиеся в научных публикациях отечественных ученых, которые касаются понятия социальной защиты. Для решения конкретных задач исследования применены следующие общенаучные методы:

      • единства исторического и логического - для теоретико- методологического анализа литературы по вопросам развития системы социальной защиты населения;
      • обобщения информации, анализа и синтеза, контент-анализа, системного подхода - для исследования структуры и составляющих элементов процесса, обеспечивающего социальную защиту населения;
  • - специально-юридического, сравнительно-правового анализа - для анализа законодательных актов, сопоставления характеристик, которые включены в кодексы зарубежных стран и России;
  • анализа документов и статистических материалов - для изучения системы социальной защиты на исследуемом объекте;
  • статистические методы - для обработки исходной информации.

Теоретическую основу работы составляют труды таких отечественных ученых, как: М.М. Аносова, А.А. Аюрова, Ю.Н. Беляева, Д.И. Махник, Н.Б. Крысенкова, Ф.В. Цомартова, М.О. Буянова, К.Н. Гусов, В.П. Шестаков, А.А. Свинцов, В.И. Радуто и др.

Нормативной основой исследования являются Конституция РФ, Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», иные нормативные правовые акты.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РФ

1.1. Сущность, направления и функции социальной защиты населения

Россия является социальным государством. Согласно ст. 7 Конституции РФ политика государства направлена создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, что можно осуществить, прежде всего, усовершенствовав социальное законодательство.[1]

Значительные изменения, которые происходят в последнее время в социальной сфере, связаны с расширением данной сферы общества, повышением вниманием государства к обеспечению прав граждан и росту уровня их жизни. Обогащается сущность социальной функции государства, происходит признание конституционных приоритетов в этой сфере, развитие отрасли социального законодательства.


Согласно Конституции РФ (п. п. 1, 2 ст. 7, п. 1 ст. 38, ст. 41, а также ст.38) право на социальное обеспечение является одним из важнейших прав человека и гражданина. Оно адресуется всему населению, сопровождает всех от момента его рождения и до конца жизни, так как в основание появления правовых отношений в сфере социального обеспечения положено такие события, как рождение человека, его смерть, болезнь, старость, безработица, потребность в социальной поддержке тогда, когда она нужна человеку из-за обстоятельств, которые не зависят от него[2].

Социальная политика – это главное направление внутренней политики государства, которое призвано обеспечивать стабильность общественной системы.

Социальная защита является системой, которая включает экономические, социальные, правовые, организационные, медицинские и технические меры относительно защиты населения от социальных рисков, ухудшающих качество жизни. Цель социальной защиты населения заключается в поддержании материального положения населения, создав при этом в государстве, регионе, организации социальные механизмы, фонды, включая страховые, и институты социальной защиты, в случаях и на условиях, которые установлены законодатель.

Право на социальное обеспечение, равно как и любое иное право гражданина, действенно, когда оно обеспечено возможностью его защиты.

На современном этапе развития Российского государства особенно остро стоит вопрос о защите конституционного права на социальное обеспечение и входящих в него субъективных прав конкретных граждан, что объясняется не только инфляционными процессами, существующими в экономике страны, но и непоследовательностью, разобщенностью, частой сменой содержания соответствующего законодательства, наличием коллизий правовых норм. Следствием этого является отсутствие устоявшихся решений в правоприменительной практике, а зачастую и ее противоречивость.

О необходимости обратить внимание на защиту права российских граждан на социальное обеспечение свидетельствуют многочисленные обращения получателей социальных выплат и услуг в различные государственные органы.

Например, из 24 тыс. писем, поступивших только за один год к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, жалобы на нарушение социальных прав составили 26,2%[3].

На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственной социальной защиты:


  • социальные выплаты,
  • система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности.

Вместе с тем, социальную защиту нужно распространять на каждую категорию граждан посредством системы социальных гарантий.

Социальные гарантии является механизмом продолжительного действия, предусмотренного законом обязательства государства, направленным на реализацию конституционных прав населения. Основанием государственных социальных гарантий должны быть минимальные социальные стандарты.

Россия испытывает тяжелый кризис в социальной сфере. Он в большей степени является результатом и показателем значительной разнонаправленности действий органов государственного власти с интересами населения.

Кризис социальной сферы характерен не только для государства в целом. Социально-экономическая ситуация в регионах указывает на то, что мы имеем разбалансированную социальную сферу, угрожающую социальной напряженностью, что препятствует дальнейшему осуществлению экономических реформ и требует немедленно корректировать управление социальным развитием на федеральном и региональном уровнях[4].

Социальные гарантии населению обеспечиваются государством преимущественно при помощи соответственных механизмов социальной политики. Социальная политика проводится в основных сферах социальных отношений, включающих:

  • оплату и охрану труда;
  • рынок труда, занятость и безработицу;
  • урегулирование доходов и потребление товаров массового спроса;
  • пенсионное обеспечение;
  • социальное вспомоществование и предоставление адресной социальной помощи;
  • социальное страхование;
  • социальное обслуживание (жилье, коммунальные и бытовые услуги);
  • образование и профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
  • создание и востребованность кадрового потенциала;
  • науку;
  • здравоохранение;
  • культуру;
  • физическую культуру, спорт и туризм;
  • демографию, семью, материнство, отцовство, детство и молодежь;
  • экологическую безопасность, защиту от природных и техногенных аварий и катастроф;
  • защиту социальных населения[5].

При проведении социальной политики, немаловажно равномерно учесть все поле ее охвата, не забыв все перечисленные выше направления, выделив на некоторых этапах наиболее важные.