Файл: Современные технологии планирования и прогнозирования социально-экономического развития территорий (Сущность, направления и функции социальной защиты населения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Характерными тенденциями, характеризующими современную законодательную базу социальной защиты граждан, являются уменьшение сферы ответственности федеральных органов власти по осуществлению социальных гарантий граждан.

Брянскую область традиционно можно считать регионом с неблагоприятной социальной обстановкой. В 2016 году больше 43% населения региона располагали доходами, которые меньше среднеобластного уровня, отношение среднедушевых доходов к прожиточному минимуму в многодетных семьях составляло 57%.

В городе Брянск на сегодня проживают около 120000 пенсионеров, 9% из которых имеют минимальную пенсию, 41000 инвалидов, из них 1740 детей-инвалидов, 1435 многодетных семей, 4104 матерей-одиночек, 699 детей-сирот.

Кроме этого, отрицательный социальный фон значительно обуславливается влиянием последствий катастрофы в Чернобыле, от которой Брянская обл. пострадала в наибольшей степени. На конец 2016 года 978 населенных пункта области с населением 350,9 тыс.чел. были расположены на радиоактивно загрязненных территориях, в т.ч 4 населенных пункта без жителей – в зоне отчуждения, 202 населенных пункта (77,9 тыс.чел.) – в зоне отселения, 237 (125,5 тыс.чел.) – в зоне проживания с правами на отселение и 535 (147,5 тыс.чел.) – в зоне проживания с льготным социально- экономическим статусом. Уровень заболеваемости граждан этих районов по основным классам выше среднего показателя по области в 1,1–1,6 раза[28].

Следует отметить, что в настоящее время сложилась тенденция принятия региональных кодексов быстрее, чем федеральных. Так, в условиях необходимости обеспечения социальной защиты прав граждан в Белгородской, Ярославской, Воронежской, Волгоградской областях приняты социальные кодексы.

Ухудшение состояния между занятым населением и пенсионерами наблюдается в Курганской, Свердловской и Челябинской областях, в которых показатель численности занятых в экономике, приходящих на одного пенсионера, находятся выше среднероссийского. Практически во всех регионах уровень пенсионного обеспечения низкий, что проявляется в несоответствии коэффициента замещения пенсии рекомендациям МОТ, установившего значение данного показателя не ниже 40%. При этом во многих развитых регионах соотношение среднего размера пенсии и среднего уровня заработной платы составляет 60 – 70%.

Любопытно одно из недавних дел, которое было рассмотрено Конституционным Судом РФ по инициативе Законодательного Собрания Челябинской области. Его особенностью было признание Уставным судом Челябинской области нормы регионального закона не соответствующей


Уставу (Основному закону) Челябинской области. Но Конституционный Суд РФ посчитал, что данная норма не противоречит Конституции РФ. Речь шла о праве пенсионеров, имеющих автомобили любой мощности, на налоговую льготу. В своем решении Конституционный Суд указал, что оспариваемое положение областного закона, отменившее сниженную налоговую ставку на легковые автомобили с мощностью двигателя более 150 л.с., не нарушает предписание Конституции РФ о законном установлении налогов и сборов и закрепленное ею разграничение компетенции между федеральными и региональными органами государственной власти. «Поправки, внесенные региональным законодателем, не могут расцениваться и как снижающие конституционно обусловленный уровень соцзащиты пенсионеров и как нарушающие их имущественные права». Вместе с тем Конституционный Суд РФ отметил, что региональный законодатель может усовершенствовать механизм предоставления пенсионерам (как социально уязвимой категории) налоговых льгот с учетом их социальной направленности.

Социальное обслуживание граждан, нуждающихся в соответствующих услугах, охватывает практически всех граждан пожилого возраста и инвалидов, зарегистрированных для надомного обслуживания. При значении соответствующего показателя по России 97,2%, в Тюменской области численность граждан, обслуженных на дому, составляет 99,4% от общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов, зарегистрированных для надомного обслуживания. Лишь в Ямало-Ненецком автономном округе данный показатель ниже не только среднероссийского, но и среднего по Уральскому федеральному округу.

Региональное дополнительное социальное обеспечение имеют:

  1. лица, замещающие государственные должности субъектов РФ;
  2. государственные гражданские служащие субъектов РФ;
  3. дети и семьи с детьми;
  4. лица, имеющие особенные заслуги перед субъектом РФ;
  5. прочие категории граждан.

Эти граждане обладают неодинаковым правовым статусом, различно и юридическое основание их дополнительного социального обеспечения. Высшие должностные лица субъектов РФ уже были упомянуты выше. То же самое относится и к депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта РФ. Их статус (это относится и к социальному обеспечению) должен определить федеральный закон.

Более трудным является дополнительное социальное обеспечение государственных гражданских служащих субъектов РФ. Имеются ввиду иные (не включая ежемесячные доплаты к страховым пенсиям) виды дополнительного социального обеспечения. Другое дело при пенсионном обеспечении этих лиц.


В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 закона № 79-ФЗ[29] гражданскому служащему (и федеральному, и субъекта РФ) предоставляется право на государственное пенсионное обеспечение согласно федеральному законодательству.

В это же время согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[30] устанавливается право на пенсию за выслугу лет только федеральным гражданским служащим. В ч. 4 ст. 7 этого закона установлено, предоставление права на пенсию государственным гражданским служащим субъекта РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ определяют законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Эти положения противоречат приведенным выше нормам ст. 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и выступают основанием разногласий в пенсионном обеспечении гражданских служащих в разных субъектах РФ.

Так, в некоторых субъектах пенсионные выплаты гражданским служащим называют ежемесячные доплаты к пенсиям (Удмуртская Республика, Ямало-Ненецкий АО), в некоторых – пенсии за выслугу лет (Пермский край, Свердловская обл., Московская обл., Ханты-Мансийский АО). Существенная разница имеется при пенсионном обеспечении и величинах выплат.

В противоположность от дополнительного социального обеспечения лиц, которые замещают государственные должности субъектов РФ, и гражданских служащих субъектов РФ, дополнительное социальное обеспечение остальных категорий граждан средствами бюджетов субъектов РФ одобряется.

Например, дополнительное социальное обеспечение детей и семей с детьми в субъектах РФ включает выплаты, натуральные предоставления и услуги сверх предусмотренных законодательством на федеральном уровне.

Согласно Закону Свердловской области от 23 октября 1995 г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» выплату социальных пособий получают беременные женщины, родители детей-инвалидов, обеспечиваются молочными продуктами дети 1-2 года жизни и пр. Дополнительное социальное обеспечение многодетных семей в Свердловской обл. реализовывается согласно закону Свердловской обл. от 20 ноября 2009 г. № 100-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области». Имеются ввиду ежемесячные пособия на проезд по области, компенсация расходов на оплату коммунальных услуг, бесплатное обеспечение лекарственными средствами и пр.

В остальных субъектах РФ дополнительное социальное обеспечение детей и семей с детьми реализовывается, учитывая сложившеюся демографическую ситуацию в каждом субъекте РФ.


В Пермском крае, где можно заметить естественный спад населения, проводится реализация региональных проектов: «Качественное здравоохранение», «Семья и дети Прикамья», «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера» и пр.[31]

Значительные меры дополнительного социального обеспечения устанавливаются в Ленинградской обл. (Закон Ленинградской области от 17 ноября 2006 г. № 134-оз «О социальной поддержке многодетных и приемных семей в Ленинградской области»), в Республике Крым (Закон Республики Крым от 17 декабря 2014 г. № 39-ЗРК/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым»), Республике Калмыкия (Закон Республики Калмыкия от 26 декабря 2011 г. № 324-IV-З «О региональном материнском (семейном) капитале».

Во многих субъектах РФ дополнительное социальное обеспечение имеют и другие категории населения. К ним относят: почетных граждан субъектов РФ; ветеранов труда субъектов РФ; спортсменов-ветеранов; представителей малочисленных народов Севера; бывших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов; лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф и пр.[32]

Завершая рассмотрение регионального дополнительного социального обеспечения, необходимо проанализировать два проблемные вопросы. Во- первых, это относится к ежемесячному пособию на ребенка. Размеры данного пособия в субъектах РФ так малы (200-500 руб. в месяц), что говорить о его присутствии нужно только очень условно. Правительств РФ должно решить вопрос относительно условий назначения и размера пособия на детей, чтобы данное пособие смогло действительно обеспечивать помощь семье с детьми. Второй вопрос относиться к региональному правотворчеству в форме кодексов социального обеспечения. Данные кодексы принято в г. Санкт-Петербург, Ярославской, Омской и Белгородской обл.

По нашему мнению, если можно говорить о федеральном кодексе социального обеспечения, то о региональном кодексе – маловероятно. Нужно согласиться с Ю.В. Васильевой относительно того, что имеется неравномерность в социально-экономическом развитии разных субъектов РФ, невысокое качество нормотворческой работы во многих из них, отсутствие необходимого опыта и т.п. Вследствие этого проблематично полноценно регулировать кодексы субъектов РФ[33].

Рассмотрение сути вышеуказанных социальных кодексов субъектов РФ удостоверило верность замечаний Ю.В. Васильевой. Вместе с тем можно отметить, что с практических позиций данные кодексы обладают несомненными преимуществами, поскольку дают возможность в одном законодательном акте сосредотачивать положения о разных видах социального обеспечения в субъекте РФ. Тем не менее, недостаток данных кодексов заключается в отсутствии в них положений о социальном обеспечении лиц, которые замещают государственные должности субъектов РФ, гражданских служащих субъектов РФ, а также о поддержке занятости граждан в субъекте РФ.


Из вышеизложенного материала можно сделать выводы о том, что систематизировать нормативный материал относительно регионального дополнительного социального обеспечения является крайне желательно. Но целесообразно проводить систематизацию не в форме региональных кодексов, а в форме Свода законодательства (либо нормативно-правовых актов) субъектов РФ о социальном обеспечении (либо о социальной защите населения).

2.2. Основные направления развития социальной защиты населения в Тюменской области

В 2017 году в Тюменской области наблюдается рост промышленного производства. Осуществлялась реализация перспективных инвестиционных проектов. Продолжился рост численности населения области. Уровень безработицы (по методологии МОТ) за IV квартал 2017 года составил 5,2%. Численность официально зарегистрированных безработных на 1 января 2018 года – 4701 человек, уровень регистрируемой безработицы – 0,67% от численности рабочей силы. Коэффициент напряженности на региональном рынке труда – 0,3 человека на 1 вакансию.[34]

Стабилизирующее влияние на состояние занятости населения региона оказывают мероприятия государственной программы Тюменской области «Содействие занятости населения и регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений».

В целях обеспечения информационно-разъяснительной работы по вопросу реализации Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в регионе правительством Тюменской области принято распоряжение от 31.10.2014 № 1947-рп «Об утверждении Плана информационно-разъяснительной работы среди граждан, получателей социальных услуг, поставщиков социальных услуг о порядке и условиях предоставления социальных услуг с 1 января 2015 года, требованиях к организации социального обслуживания и других положениях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

В рамках исполнения Плана в Тюменской области в 1 полугодии 2018 г. проведен ряд широкомасштабных мероприятий по информационно- разъяснительной работе с населением, получателями социальных услуг, работниками организаций социального обслуживания, общественными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в социальной сфере, поставщиками социальных услуг и др. В ежеквартальном режиме департаментом социального развития Тюменской области (далее – Департамент) обеспечено проведение оценки и мониторинга данной деятельности.