Файл: Современные технологии планирования и прогнозирования социально-экономического развития территорий (Сущность, направления и функции социальной защиты населения).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 230
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РФ
1.1. Сущность, направления и функции социальной защиты населения
1.2. Отечественный и зарубежный опыт социальной защиты населения
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Сравнительная характеристика социальной защиты населения Тюменской области и других регионов РФ
2.2. Основные направления развития социальной защиты населения в Тюменской области
2.3. Проблемы финансирования и оценка эффективности социальной защиты населения Тюменской области
2.4. Направления совершенствования организации социальной защиты населения в Тюменской области
Социальная политика на федеральном уровне, уровне субъекта РФ и соответственных органов управления обладает рамочным, нормативно- задающим характером (происходит разработка и принятие соответствующих законов, указов, постановлений). В реальные дела социальную политику воплощают на уровне города, района, муниципалитета и организации.
Важнейший инструмент социальной политики страны – это социальная защита.
В общем социальную защиту можно считать механизмом, призванным оградить население от различного рода неблагоприятных для их действий со стороны социальной среды и смягчить их результаты. Сюда можно отнести защиту от вероятных нарушений прав и свобод личности от административного произвола, от преступных посягательств на жизнь, здоровье, собственность, честь и достоинство человека и от прочих вредоносных факторов.
В нынешних условиях российской реальности социальная защита нужна главным образом малообеспеченным, социально уязвимым и бедным слоям населения.
Социальное государство, имеющее характерные ему правовые механизмы, формы и методы, должно ограничить корыстные интересы тех категорий граждан, которые имеют значительное превосходство перед остальными в богатстве и силе, и оградить «социально слабые» категории граждан от произвола «социально сильных»[6].
Как свидетельствует мировой опыт, наиболее действенные системы социальной защиты населения и социального уравнивания их доходов состоят из налоговых перераспределений, государственных адресных выплат и пособий, обязательного социального страхования, пенсионного обеспечения и социальной помощи. В этом случае основной источник финансирования и общий регулятор системы социальной защиты - государство, так как оно занимается обслуживанием всего населения и располагает более низкими административными расходами, чем системы с участием частных институтов.
Важными элементами механизма социальной политики государства являются государственные социальные стандарты (ГСС), представленные социальными нормами и нормативами, обеспечивающими реализацию гарантированных социальных прав граждан и вместе с тем являющиеся ориентирами при реализации социально-экономической политики страны.
На сегодняшний день на практике при формировании бюджетов разных уровней применяют социальные нормы и нормативы по обширному кругу показателей.
Большая часть законодательно установленных социальных норм и нормативов предопределяет гарантии оказания социальных услуг (их уровень и соотношение) в отраслях социальной сферы (наука, образование, здравоохранение, культура и пр.). Тем не менее, этого в настоящее время является недостаточным[7].
Чтобы повысить уровень социальной защиты населения, действует государственная социальная стандартизация по всем главным направлениям социальной политики, которой предусматривается внедрение системы социальных норм и нормативов разного уровня, в том числе минимальных, рациональных и оптимальных
Большая часть данных норм и нормативов - это обязательства государства перед разными категориями и группами граждан и должна им
Размеры определенных государством социальных норм и нормативов пересматривают, учитывая темпы инфляции и имеющиеся экономические возможности[8].
Одной из основных задач социальной политики на современном этапе является социальная защита граждан от влияния отрицательных последствий рыночных отношений в экономике. Этим предполагается:
- поддерживать баланс между доходами граждан и товарными ресурсами;
- создавать возможности для усовершенствования жилищных условий населения;
- развивать сферу услуг для граждан, удовлетворять их спрос на качество товаров и услуг;
- расширять материальную базу укрепления здоровья граждан, повышения их образования и культуры[9].
Также немаловажное место в политике страны отводится обеспечению социальной справедливости в обществе.
Один из механизмов осуществления социальных программ заключается в разработке и превращении в жизнь разного рода социальных программ.
Социальные программы в нашем государстве реализуют на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Основная проблема реализации этих программ состоит в их недофинансировании. И вообще, они призваны решать уже давно наболевшие проблемы нашего общества
Таким образом, одной из актуальных проблем, которые стоят перед правовой системой России, является защита прав социально незащищенных категорий населения, таких как инвалиды, военнослужащие, ветераны, пенсионеры и т.п. Учитывая специфический статус, они требуют особенной защиты от нарушений их прав со стороны российского общества.
Особая защита прав указанных лиц обусловлена теми требованиями, которые закреплены в Конституции РФ, согласно ст. 2 которой на государство возложена обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ «в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». [10]
К сожалению, уровень этих гарантий оставляет желать лучшего.
Таким образом, можно сделать вывод, что социальная политика является одной из наиболее важных составляющих жизни каждого общества, но на уровень ее развития прямо влияет уровень развития данного общества. И, судя по всему, наше общество еще не развилось до такой степени, чтобы жить без потрясений.
Но государством предпринимаются разнообразные меры для смягчения этих потрясений, оно пытается совсем не допустить их появления. Здесь важно, чтобы старания в этом направлении исходили не только «сверху», но и «снизу», чтобы каждым из нас была осознана своя значительность в данном мире.
1.2. Отечественный и зарубежный опыт социальной защиты населения
Основные международно-правовые акты универсального и регионального уровня признают за каждым человеком право на социальное обеспечение, которое реализуется в рамках национальных систем социального обеспечения, создаваемых каждым государством исходя из своих экономических возможностей и с учетом разного рода факторов. [11]
Различия между такими системами могут быть весьма значительными как с точки зрения перечня видов, уровня и объема предоставляемых гражданам социальных выплат и услуг, так и с позиций их законодательного оформления, процедурного сопровождения, механизмов защиты и восстановления нарушенных прав.
Тем не менее, из общего правила есть и определенные исключения. Конституцией Ирландии всесторонне регламентируется право на социальную защиту семьи, материнства и детства со стороны государства.
Согласно ст. 41 Конституции Семья признается государством естественным первоисточником и объединяющей основой общества, а также нравственным институтом, обладающим неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами, которые предшествуют любому позитивному праву и высшими относительно его ценностями. Государством гарантируется защита Семьи, ее организация и авторитет как необходимая основа социального порядка, незаменимая для процветания народа и государства.
На конституционном уровне признается, что женщина своей домашней жизнью оказывает государству поддержку, без которой нельзя достигнуть общего блага. В этой связи государство должно прилагать усилия к тому, чтобы матери не были вынуждены экономической необходимостью заниматься работой в ущерб их домашним обязанностям. Оно берет на себя обязательство с особой тщательностью охранять институт брака, на котором основана Семья, и защищать его от нападок.
Суд может «даровать расторжение брака» только в исключительных случаях (ч. 1 – 3)[12].
Конституция Польши определяет основные направления нормативного регулирования права на социальную защиту государством семьи, материнства и детства актами текущего законодательства. Согласно ст. 71 Конституции государство в своей социальной и экономической политике учитывает благо семьи. Семьи, находящиеся в трудном материальном и социальном положении, особенно многодетные и неполные, имеют право на особую помощь публичных властей. Таким же правом обладает мать до и после рождения ребенка (ч. 1 – 2).
Существенными особенностями отличаются формулировки права на социальную защиту государством семьи, материнства и детства в ныне действующих конституциях исламских государств. Так, в ст. 5 Конституции Бахрейна записано: «Семья – ячейка общества. Ее устоями являются религия, нравственность и любовь к родине. Закон сохраняет по отношению к семье свою юридическую суть, защищает матерей и детей... Государство регулирует обязанности женщин в семье, их общественные обязанности, их равенство с мужчинами в экономической жизни, культурной, социальной, а также политической, не нарушая при этом положения Шариата» (ч. 1– 2).
Аналогичные положения имеют Конституции Афганистана (ст. 54), Катара (ст. 7), Кувейта (ст. 9), ОАЭ (ст. 15), Судана (ст. 15).
Конституционное право на социальную защиту государством семьи, материнства и детства носит комплексный социально-экономический и правовой характер. Его реализация обеспечивается нормами семейного, гражданского, трудового, жилищного и социального законодательства[13]. В то же время принимаются и специализированные нормативные правовые акты о социальной защите государством семьи, материнства и детства.
Такие акты представлены Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.), Федеральным законом Австрии «О новой регламентации отношений между родителями и детьми» (1977 г.), Законом Дании «О правовом положении детей» (1960 г.), Законом Финляндии «Об обеспечении содержания ребенка» (1977 г.), Законом Швеции «О родителях и детях» (1976 г.), Законом Бангладеша «О несовершеннолетних» (1974 г.), Законом Индии «О пособиях по материнству» (1961 г.), Парламентским актом ЮАР «О детях» (1960 г.). Законом Новой Зеландии «О статусе детей» (1969 г.).
Однако следует отметить, что самая прочная законодательная база для реализации конституционного права на социальную защиту государством семьи, материнства и детства сложилась в Ирландии. В ее состав наряду с отраслевыми законами входят и фундаментальные специализированные законы «О защите семьи» (1976 г.), «О собственности замужних женщин» (1980 г.), «О статусе детей» (1987 г.). Это способствует повышению эффективности осуществления столь важного конституционного права.
Анализ соответствующих статей национальных конституций различных стран мира показывает, что при его нормативном определении используются не совсем одинаковые термины.
Так, например, в Конституции РФ говорится о праве на социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39), в Конституции Италии – о праве на поддержку государства и социальное обеспечение (ст. 38), в Конституции Словении – о праве на социальную защиту (ст. 50), в Конституции Молдовы – праве на социальное обеспечение и защиту (ст. 47), в Конституции Украины – о праве на социальную защиту, включающем и право на социальное обеспечение (ст. 46), в Конституции Бахрейна – на социальную защиту и социальную страховку (ч. 3 ст. 5) и т.п.
Использование разной терминологии при нормативном закреплении данного права объясняется, скорее всего, тем обстоятельством, что в одних конституциях делается акцент на его содержании, а в других – определяются лишь отдельные формы реализации столь емкого права, получившие более значительное развитие в конкретных условиях той или иной страны[14].
Однако системный анализ норм-принципов и регулятивных норм национальных конституций позволяет сделать вывод, что более правильно употреблять в текстах основных законов термин «право на социальную защиту». Так, в ст. 7 Конституции РФ, где закреплен принцип социального государства, записано: «В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ч. 2).[15]
Нетрудно заметить, что в ст. 7 Конституции РФ перечислены все юридические гарантии осуществления права на социальную защиту населения страны. В то же время в ст. 39 Конституции РФ выделены две важнейшие формы реализации этого права – социальное обеспечение и социальное страхование (ч. 1, 3). Но поскольку положения ст. 39 Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации, то можно с полным основанием утверждать, что в ее содержании нормативно оформлено именно право на социальную защиту (ч. 2 ст. 16 Конституции РФ).
Право на социальную защиту – это гарантированная конституцией возможность получить от общества и государства материальные блага, чтобы удовлетворить жизненно нужных личные потребности (биологические, социальные, интеллектуальные) пожилых людей, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца; безработных, всех членов общества для охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, которые создаются в государстве на страховой основе, либо за счет бюджетных ассигнований в случаях и на условиях, определенных законодательством[16].