Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1 Возникновение и сущность социального страхования
1.2 Необходимость и экономическое содержание социального страхования
1.3 Становление и развитие социального страхования
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ
2.1 Финансовый механизм регулирования социального страхования
2.2 Организационно-правовые формы государственной системы социального обеспечения
2.2.1 Государственное (обязательное) социальное страхование
2.2.2 Социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета
Таким образом, следует констатировать, что зависимость категорий «функция права» и «задача права» можно изобразить соотношением категорий «следствие» и «причина». Другими словами, можно сказать, что развитие общественных отношений приводит к появлению новой проблемы, которую необходимо решить - «задача права социального обеспечения».
Для решения этой проблемы необходимо разработать действенную систему (механизм) организации сбора необходимых для их существования средств, путем создания специализированного фонда, определение круга плательщиков, выяснения размера и периодичности их внесения и тому подобное. Последние направления воздействия на общественные отношения, которые определяются нормами права и направлены на решение проблем общества, и могут быть определены как функции права, в том числе, социального обеспечения, одним из компонентов которого, наряду с социальной помощью и социальными гарантиями, выступает социальное страхование.
Как уже отмечалось выше, для выделения основных элементов системы функций социального страхования, необходимо обратить внимание на фактор, который их обусловливает (порождает) - задача права (в данном случае социального страхования).
В этом смысле, концептуально соглашаясь с системой задач социального страхования, которая была отмечена нами выше [4, с.9], необходимо подчеркнуть, что за пределами определенных социальных проблем остается социальное страхование по временной потере трудоспособности и расходами обусловленными погребением. По нашему мнению, в качестве дополнительного элемента экономической задачи социального страхования можно предложить восстановление вызванных потерей трудоспособности сопроводительных расходов, в которые будут входить, в том числе, расходы на погребение.
Таким образом, по нашему мнению, задачами социального страхования являются:
1) профилактика недопущения потери, а также восстановление утраченной работоспособности активной части населения;
2) гарантированное материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность в связи с возрастом, болезнью и другими факторами, а также возмещение сопроводительных расходов.
С учетом этого изложены, что на пути к установлению круга основных функций социального страхования необходимо комплексно учитывать несколько факторов: предмет правового регулирования указанной части права социального обеспечения, его задачи, а также теоретико-правовое восприятие категории «функция права».
Исходя из вышеизложенного и учитывая предлагаемое выше восприятие функции социального страхования с точки зрения вектора воздействия на общественные отношения, заслуживает внимания точка зрения Н. Внуково по их основным разновидностям, которая предлагает воспринимать эту систему следующим образом:
- формирование денежных фондов, из которых покрываются расходы, связанные с сущностью нетрудоспособных и лиц, с точки зрения обстоятельства не участвуют в трудовом процессе;
- обеспечение количества и структуры трудовых ресурсов;
- уменьшение разрыва в уровнях материального обеспечения работающих и неработающих граждан;
- содействие выравниванию жизненного уровня различных социальных групп населения, не вовлеченных в трудовой процесс;
- защитная функция, которая заключается в поддержке сформированного материального уровня застрахованного, если обычный источник дохода становится для него недоступным;
- компенсационная функция, которая заключается в возмещении ущерба по потере трудоспособности и ущерба здоровью с помощью материального возмещения потери заработка, а также оплаты услуг в связи с лечением и реабилитацией;
- воспроизводящая функция, которая заключается в том, что социальное страхование призвано обеспечивать застрахованным (и членам их семей) покрытие всех расходов, достаточных для нормального протекания воспроизводственного цикла, охватывающая практически весь жизненный цикл, в случае болезни, старости, инвалидности, безработицы, беременности;
- перераспределительная функция, которая определяется тем, что социальное страхование значительно влияет на общественное распределение и перераспределение: социальные выплаты увеличивают долю созданной стоимости, направляемой на потребление застрахованным; это заключается в разделении материальной ответственности за социальные риски между всеми застрахованными, всеми работодателями и государством;
- стабилизирующая функция, направленная на согласование интересов социальных субъектов по ряду принципиальных вопросов для жизнедеятельности наемных рабочих [4, с.12-13].
Указанная точка зрения, по нашему мнению, хотя и является достаточно исчерпывающей, однако, с учетом концепции стратегического восприятия теоретико-правовой категории «функция права», может считаться уязвимой с точки зрения злоупотребления аспектами несущественной, излишней или дублирующей детализации.
В частности, функцию формирования денежных и перераспределительных фондов можно совместить с учетом характера действий, которые их объединяют, в организационную.
В общем, функции уменьшения разрыва в уровнях материального обеспечения работающих и неработающих граждан и содействие выравниванию жизненного уровня различных социальных групп населения, не вовлеченных в трудовой процесс, имеют общую природу и их вообще можно выразить как политическую, которая направлена на ослабление социальной напряженности, связанной с различиями в уровне жизни различных слоев населения. Указанное выше положение, контекстно касается и стабилизирующей функции, содержание которой охватывается необходимостью снижения уровня напряжения в обществе.
Кроме того, защитную, компенсационную и воспроизводственную функцию, можно объединить в рамках первой с точки зрения восприятия их как совокупности мер, направленных на восстановление того положения вещей, которое существовало до наступления негативного социального явления. Именно в таком смысле мы предлагаем воспринимать термин «защита» в его филологическом противопоставлении и сочетании с термином «охрана».
Последнее контекстно определяет выделение еще одной функции, которая предусматривает применение целого ряда мероприятий, направленных на то, чтобы право не было нарушено (явление не наступило) - охранной.
В конце концов, функция обеспечения количества и структуры трудовых ресурсов, может быть выражена как демографическая, которая направлена на стимулирование воспроизводства населения, необходимого для нормального развития страны.
Итак, суммируя все вышесказанное, можно выразить формулу направлений воздействия норм права социального обеспечения на общественные отношения в сфере социального страхования следующим тезисом: государству, средствами права необходимо организовать действенный механизм, который будет направлен на недопущение социальной напряженности, вызванной различиями в уровне жизни отдельных членов общества; что проявляется в обеспечении восстановления минимально достаточного уровня жизни у лиц, которые в силу определенных жизненных обстоятельств утратили трудоспособность (постоянно или временно), а также стимулирование обеспечения процесса восстановления необходимой для нормального существования общества численности населения.
Таким образом, по нашему мнению, к системе функций социального страхования необходимо включать следующие: организационная, политическая, охранная, защитная, демографическая.
Социальное страхование является важной составляющей социальной защиты населения. Именно в условиях трансформации экономических устоев общества соответствующее страхование обеспечивает не только денежные выплаты в случае наступления страховых случаев, но и создает правовые и экономические условия для стимулирования эффективного труда. Именно в этом периоде создается новая система денежных отношений, необходимость которой объективно вытекает из функций демократического государства с социально ориентированной экономикой рыночного типа.
Мировой опыт показывает, что жизнеспособность такой системы базируется на существовании определенных условий.
Во-первых, необходимость финансовых ресурсов, позволяющих юридическим и физическим лицам взять на себя расходы на страхование. Размеры таких расходов в значительной степени зависят от субъективных действий политических сил, находящихся у власти.
Во-вторых, существование зрелой социальной политики, которая является одной из составляющих экономической политики, одновременно выступая гарантом обеспечения эффективной реализации целей других составляющих экономической политики, а также обеспечение социальной защиты тех слоев населения, индивидов, которые нуждаются именно в защите, поддержке со стороны всего общества.
В-третьих, обеспечение соответствующей правовой базы, которая гарантируется принятием законодательных актов, других нормативных документов по реализации социальной политики, которые, что самое главное, в своем взаимодействии устраняли бы соответствующие противоречия.
Анализируя эти условия, следует подчеркнуть принципы системной парадигмы, главными из которых являются усиленное внимание к взаимодействию между различными сферами функционирования общества (политикой, экономикой, культурой, идеологией) и осознание реальной жизни в его целостности настолько глубоко, насколько это возможно.
Социальное страхование предусматривает такие важные виды экономической поддержки граждан, как денежные выплаты, компенсация, расходы на лечение, реабилитацию, переподготовку и переквалификацию, а также профилактику. Такое страхование осуществляется одновременно с социальной помощью и социальным обеспечением как важными формами социальной защиты граждан, однако отличается от них источниками формирования финансовых ресурсов, принципами их организации, видами и формами выплат денежных средств.
Сейчас в РФ система государственного социального страхования состоит из пенсионного страхования, страхования по временной потере трудоспособности, страхование на случай безработицы и страхование от несчастного случая на производстве, обязательного медицинского страхования.
Рис. 1.1 Система социального страхования
Финансовая наука в РФ стремительно развивается в разновекторных направлениях, включая и проблемы страхования.
1.2 Необходимость и экономическое содержание социального страхования
Государство гарантирует каждому гражданину право на труд, удовлетворяет потребности в получении образования, здравоохранении, подготовке кадров, обеспечивает минимальный уровень заработной платы, пенсии, социальных выплат.
В Конституции РФ закреплено право граждан на социальную защиту, Реализация такого права на практике - это обеспечение достаточного уровня благосостояния граждан, что соответствует международным условиям, а именно: ст. 22 «Всеобщей декларации прав человека» и ст. 9 «Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах» от 16 декабря 1966г., Из которой следует, что государства, участвуя в данном пакте, признают право каждого человека на социальную защиту, включая социальное страхование.
В соответствии с правовыми актами Международной организации труда (МОТ) основой современной социальной защиты есть девять основных видов социальных пособий:
- медицинское обслуживание
- помощь при болезни, безработице, старости, в связи с несчастными случаями на производстве;
- семейная помощь;
- помощь при беременности и родов;
- помощь по инвалидности;
- помощь в случае потери кормильца.
Во многих странах мира действует система взаимодополняющего социальной защиты, которая включает в себя такие составляющие элементы:
- государственное социальное обеспечение;
- корпоративные социальные программы;
- индивидуальное (частное) страхования.
На сегодня функционируют четыре модели социальной защиты:
- социально-демократическая модель скандинавских стран (государство берет на себя значительную долю ответственности за социальную защиту населения)
- модель неолиберальная (США) (проблемы социальной защиты между предпринимателями и наемными работниками решаются преимущественно с участием профсоюзов);
- модель неоконсервативная (Германия) базируется на смешанном государственно-частном решении социальных проблем (ответственность отдельного предпринимателя заменена системой обязательной коллективной ответственности под контролем государства)
- система Бевериджа (Англия, Ирландия) (главной задачей государства является защита минимальных доходов граждан [57, 156]).
Рассмотрев эти модели, можно сделать вывод, что система социальной защиты населения в РФ в наибольшей степени соответствует немецкой модели.
Следует выделять основные составляющие социальной защиты населения РФ: