Файл: Социальное страхование и его функции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное регулирование социального страхования заключается в следующем:

  • разработка и принятие системы законодательных, нормативно-правовых актов, регламентирующих отношения в этой сфере;
  • ежегодный пересмотр и утверждение размеров страховых взносов, норм, нормативов с учетом текущей экономической и социальной ситуации;
  • просмотр видов и размеров социальных выплат с целью улучшения материального обеспечения граждан;
  • установление обязательного требования о создании страховых резервов с целью обеспечения своевременности и полноты социальных выплат;
  • государственный финансовый контроль за соблюдением законодательства по формированию доходов социальных страховых фондов и целевого использования средств;
  • контроль и надзор за деятельностью центральных и территориальных органов государственных фондов, их взаимодействием с другими субъектами.

Государственное регулирование предусматривает создание и функционирование соответствующего финансового механизма, который должен быть направлен на рациональное управление движением финансовых ресурсов и формирование финансовых отношений, возникающих в процессе образования и использования страховых фондов.

Финансовый механизм регулирования социального страхования - это совокупность финансовых методов, форм и рычагов управления финансовыми ресурсами, предназначенных для материального обеспечения граждан в случае возникновения страховых случаев.

Финансовые методы отражают влияние финансов на процессы, происходящие в сфере социального страхования. Их действие проявляется в ходе формирования и использования бюджетов страховых фондов. Финансовые методы действуют с помощью финансовых рычагов. Все элементы финансового механизма должны быть нацелены на выполнение основных функций управления, а именно: планирование, прогнозирование, оперативное управление, контроль, надзор.

2.2 Организационно-правовые формы государственной системы социального обеспечения


2.2.1 Государственное (обязательное) социальное страхование

Главной организационно - правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование. Суть его заключается в разделении социального риска потери заработка, снижении доходов ниже прожиточного минимума, также потребности в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному социальному страхованию[1].

Обязательное социальное страхование в России состоит из 6 частей:

  • обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности (болезни),
  • обязательное страхование в связи с материнством,
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
  • обязательное медицинское страхование,
  • обязательное пенсионное страхование,
  • обязательное страхование на случай смерти застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

Денежные средства федеральных внебюджетных фондов являются государственной собственностью, и не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме тех, для финансирования которых они были созданы. В соответствии со ст. 13 БК государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и т.д.

Единый социальный налог (ЕСН) — налог, который с 2002 по 2010 год взимался для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение, а также медицинскую помощь. Он составлял 26% от фонда оплаты труда. С 1 января 2010 года Единый социальный налог был отменён, вместо него для плательщиков введены страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации (22%);
  • Фонд социального страхования Российской Федерации, (2,9%);
  • Фонд обязательного медицинского страхования (5,1%).

Основные расходы фондов можно разделить на следующие группы:

  • выплаты пособий по больничным листам,
  • выплаты пособий в связи с материнством (по беременности и родам, при рождении ребёнка, по уходу за ребёнком до полутора лет),
  • финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха,
  • выплаты в связи с инвалидностью,
  • обеспечение заявок инвалидов на технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия,
  • расходы на поликлиники, больницы, медицинскую помощь;
  • выплаты пенсий пенсионерам.

Размер страховых взносов рассчитывается исходя из размеров оплаты труда работников предприятий, а также иных вознаграждений и выплат работникам предприятий. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы определяют суммы взносов в особом порядке.

Начислением страховых взносов (расчёт сумм страховых взносов, которые нужно уплатить в фонды) занимается бухгалтерия предприятия (страхователя). Страховые взносы уплачиваются в фонды в день выдачи зарплаты, но не позднее 15 числа месяца следующего за расчётным.

Карточка индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов открывается на расчётный период (календарный год) и заполняется на каждое физическое лицо - сотрудника организации.

Администрированием (отслеживание правильности исчисления и своевременной уплаты страховых взносов в фонды, приём отчётности от предприятий (страхователей), учет платежей, зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов, взыскание задолженности по платежам) занимаются два фонда:

  • Фонд социального страхования (ФСС)[2] - администрирует страховые взносы на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности или в связи с материнством обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • Пенсионный фонд России (ПФР) - администрирует страховые взносы на обязательное пенсионное страхование[3] и обязательное медицинское страхование[4].

Как отметил один из источников агентства «Интерфакс», власти рассматривают возможность на базе трёх действующих взносов (взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в Фонд социального страхования и Пенсионный фонд России) воссоздать Единый социальный налог (ЕСН). Это позволит упростить правила уплаты налогов, снизит количество проверок и контрольных мероприятий. Реформа также должна резко увеличить поступления от тех участников рынка, которые ранее использовали различные схемы ухода от уплаты налогов. Ставка в случае возврата к ЕСН, скорее всего, останется на уровне общей ставки страховых взносов - 30%.

Доступность здравоохранения, наряду с повышением качества государственных медицинских услуг, является одной из важнейших задач национального проекта «Здоровье» и демографической политики РФ. Совокупные расходы на здравоохранение в России составляют от 4 до 5 % от ВВП страны. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан закрепляют целый комплекс прав граждан в области охраны здоровья. В их число входят такие права как:


  • право граждан Российской Федерации на охрану здоровья,
  • право граждан на оказание им первой помощи,
  • право граждан на медико-социальную помощь,
  • комплекс прав для отдельных категорий и групп граждан, коими являются военные, несовершеннолетние, беременные женщины, заключенные и др.

Право граждан Российской Федерации на охрану здоровья: граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья, и это право обеспечивается, в том числе, предоставлением населению доступной медико-социальной помощью.

Право граждан на медико-социальную помощь включает в себя право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах и гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.

2.2.2 Социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета

Обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета охватывает особых субъектов, выполняющих важные государственные функции: государственных гражданских служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории граждан с учетом специфического характера их деятельности.

Назначение выплат входит в компетенцию соответствующих министерств (Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ и других).

Студентам следует обратить внимание на то, что федеральный бюджет является источником финансирования пенсий, пособий и услуг не только для особых субъектов, но и для других лиц в случаях, установленных законом. Так, после ликвидации в 2001 г. Государственного фонда занятости населения РФ, пособия по безработице выплачиваются из федерального бюджета.

За счет средств федерального бюджета предоставляются пенсии военнослужащим по призыву, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, а также социальные пенсии.[5]

Если в порядке обязательного социального страхования человек получает социальное обеспечение как работник, то за счет прямых ассигнований каждый человек получает социальное обеспечение как член общества, т.е. независимо и без учета его трудового оклада.


Финансовым источником данной формы является средства бюджета: федерального, субъекта федерации, муниципального бюджета.

Кругом обеспечения являются все население страны, включая и застрахованных.

Виды обеспечения:

    • социальные пенсии тем, кто не трудился,
    • пособия гражданам, имеющим детей,
    • пособия по безработице (кто никогда не работал, но зарегистрировался для поиска работы),
    • пособия переселенцам и беженцам,
    • денежные компенсации,
    • социальное обеспечение в натуральной форме.

Социальное обеспечение в натуральной форме может осуществляться в форме:

  • социальной помощи на дому инвалидам и пожилым
  • содержания в домах для инвалидов
  • содержания детей в домах ребенка
  • профессионального обучения и трудоустройства инвалидов
  • протезирование
  • обеспечения инвалидов транспортными средствами.

Органы, осуществляющие социальное обеспечение в рамках данной формы:

- различные государственные органы,

- органы здравоохранения,

- органы образования,

- социальная защита населения,

- служба занятости,

- миграционная служба,

- органы опеки и попечительства.

Экономической основой для региональных форм социального обеспечения является разграничение собственности на федеральную, субъектов федерации и муниципальную. При отсутствии собственности они не могут функционировать (т.к. являются распределительными).

Правовой основой для региональных форм социальное обеспечение является разграничение компетенции. Ст.72 Конституции относит регулирование отношения к совместной компетенции федерации и субъектов федерации.

Финансовым источником являются средства бюджета субъекта федерации.

Необходимость введения дополнительных выплат и их размер на региональном уровне решают местные власти. Они же устанавливают виды обеспечения за счет собственного бюджета; определяют органы, предоставляющие социальное обеспечение.

Во многом решение этого вопроса зависит от возможностей бюджета субъекта Федерации. Более богатые регионы имеют возможность обеспечивать своим пенсионерам щедрые дополнительные платежи. В более бедных – этих платежей может и вовсе не быть.

В Москве действует весьма значительная надбавка, называемая «лужковской», название связано с фамилией мэра города, при котором она была введена. Эту дополнительную выплату могут получать неработающие пенсионеры, зарегистрированные в Москве не менее десяти лет, в том случае, если их пенсии ниже уровня городского социального стандарта.