Файл: Социальное страхование и его функции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выплата увеличивает общий размер пенсии до уровня социального стандарта Москвы. Пенсионерам, проживающим и зарегистрированным в Москве менее десяти лет, эти выплаты также производятся. Однако они подтягивают размер пенсии до уровня прожиточного минимума, а не социального стандарта. Первая величина намного меньше второй.

Индексируется выплата раз в год – 1 января, тогда же решается вопрос о пересмотре ее размера. Для пенсионеров, проживших в Москве менее десяти лет, но являющихся участниками ВОВ или Героями СССР, или России, сделано исключение, они получают выплату в полном размере.

Для того чтобы доказать право получать прибавку к пенсии, нет необходимости проживать в Москве десять лет подряд. Достаточно, чтобы общий период прописки в этом городе составлял в совокупности срок от десяти лет.

В 2016 году размер социального стандарта в Москве составляет более двенадцати тысяч рублей, а прожиточный минимум – свыше девяти тысяч. Таким образом, многие пенсионеры оказались лишены около трех тысяч рублей ежемесячно.

Не получили в полном объеме «лужковскую» пенсию жители новоприсоединенных к Москве районов. Однако по истечении десяти лет они смогут рассчитывать на получение этой выплаты.

Введением ценза оседлости на получение дополнительной выплаты в полном объеме московские власти защищаются от мошенников. Ранее была популярна схема, при которой жители других регионов прописывались у московских родственников. За счет этого они получали выплаты из московского бюджета, не являясь жителями Москвы.

Другие социальные выплаты, предоставляемые городом, не зависят от продолжительности проживания в нем.

За счет средств бюджета Москва доплачивает дополнительную выплату к социальному пособию на погребение (выплата составляет 11 000 р).

Москва за счет собственных средств выплачивает компенсацию инвалидам на транспортные средства, предоставляет бесплатный проезд инвалидам.

Таким образом, региональная форма позволяет реализовать дополнительно к федеральным программам социальное обеспечение за счет средств субъекта федерации.

Локальные конфигурации социального обеспечения могут иметь место в конкретной организации, либо на муниципальной территории.

Финансовым источником в данном случае будут средства данной организации; на муниципальной территории – средства муниципального бюджета.

Круг обеспечиваемых определяется коллективным договором, либо органом местного самоуправления. Они же устанавливают дополнительные виды социальное обеспечение.


Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.[6]

В коллективных договорах многих организаций содержатся условия о единовременных выплатах работникам, уходящих на пенсию; льгот работающей молодежи.

В России действует более 200 тыс. коллективных договоров. В качестве примера можно привести Генеральный коллективный договор ОАО «Газпром» и его дочерних обществ на 2013-2015 годы, утвержденный конференцией работников ОАО «Газпром» и его дочерних обществ 26.11.2012, в установленном порядке продлен на период с 2016 года по 2018 год.

Льготы представляют собой привилегии, предоставляемые определенным категориям граждан, организациям, регионам, что может проявляться в форме дополнительных прав или выплат, полного либо частичного освобождения от совершения каких-либо платежей и выполнения обязательств.

Льготы предоставляются на основе категориальности - государственная помощь назначается в сфере отношений по труду и занятости, социальному обслуживанию и социальному обеспечению, а также налогообложению.

Система льгот в РФ основана на уравнивающем принципе, который означает, что первоначально пособия назначаются тем гражданам, которые больше всего нуждаются в господдержке в связи с ограниченностью распределяемых ресурсов.

Данные пособия могут выражаться не только в денежной, но и в натуральной форме. При этом имеет место монетизация, в рамках которой натуральные льготы могут быть заменены ежемесячными денежными выплатами, что часто встречается при назначении льготы пенсионерам.

Льготы предоставляются определенному кругу лиц, в который входят:

  • ветераны ВОВ и члены их семей;
  • инвалиды;
  • труженики тыла;
  • ветераны труда;
  • доноры;
  • лица, обладающие государственными наградами, например, имеющие Орден мужества;
  • граждане, которые были реабилитированы и члены их семей;
  • малоимущие;
  • государственные служащие;
  • студенты и школьники;
  • дети, не достигшие 16 лет;
  • граждане, пострадавшие в чернобыльской катастрофе, проживавших на территории близлежащей к зоне заражения, а также лица, участвовавшие в устранении последствий катастрофы.

Льготная социальная система преследует определенные функции:

  • повышение жизненного уровня граждан установленных законом категорий;
  • обеспечение социального равенства в обществе, так как льготы дают возможность лицам, доход которых не позволяет покрыть все расходы на проживание, не чувствовать себя нуждающимися;
  • применение поощрительных мер к гражданам, имеющим заслуги перед страной, обладающие знаками отличия или высокими званиями, такими как Герой России;
  • компенсация за труд граждан в специфических условиях на благо общества и государства, например, при риске радиационного облучения;
  • стимулирование лиц к осуществлению различных видов деятельности, например, льготы работающим студентам для стремления к учебе.

Социальные льготы довольно разнообразны – жилищные, медицинские, налоговые, льготы по проезду. При этом основные категории льгот устанавливаются федеральным законодательством и утверждаются Правительством РФ.

На региональном уровне льготы определяются представительными органами власти субъектов РФ или местного самоуправления, которые назначают выплаты с учетом региональных особенностей. Ярким примером таких привилегий могут служить льготы на проезд, так как они осуществляются с участием городского транспорта.

Местные социальные льготы назначаются региональными ведомствами и органами социальной защиты, руководствующимися соответствующим законодательством. Вместе с этим каждый край или область РФ вправе устанавливать дополнительные преимущества для граждан. Например, привилегия, по которой компенсируется оплата коммунальных услуг, предоставляются бесплатно медикаменты или протезирование зубов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях через государственные финансы осуществляется существенное влияние на социальные и экономические процессы, происходящие в обществе. Выполняя свои функции, государство обеспечивает финансирование мероприятий по социальной защите населения, реализации приоритетных общегосударственных программ, направленных на повышение благосостояния и социальной защищенности человека как главного субъекта экономического развития общества. При этом именно институт социального страхования становится одной из важных форм осуществления прав граждан на социальную защиту. Его значимость в большой степени возрастает в условиях трансформационной экономики.

Социальное страхование - это важная составная часть социальной защиты населения, центром которой является человек и его потребности, а уровень социальной защищенности человека в большей или меньшей степени стимулирует социально-экономическое развитие государства.

На современном этапе в РФ начали вводиться новые элементы финансовой системы, присущие государствам с рыночной экономикой, в том числе общегосударственные целевые фонды. Однако процесс функционирования таких фондов не имеет достаточного теоретического обоснования, многочисленные изменения в порядок формирования и использования финансовых ресурсов фондов не способствуют формированию стабильных финансовых основ системы социального страхования, а несовершенство финансовой статистики затрудняет их анализ.


Прагматика и проблематика государственного социального страхования, в том числе функционирования фондов общеобязательного государственного социального страхования, а также проблемы бедности, благосостояния, занятости, безработицы, потери трудоспособности, как социальных явлений, исследовались отечественными и зарубежными учеными.

Вместе с тем научные исследования сферы социального страхования как целостного элемента финансовой системы государства свидетельствуют, что эта проблематика требует научного теоретико-практического доработки, которое заключается в учете тех проблем, которые негативно сказываются на социально-экономическом развитии страны, благополучии, занятости граждан и деятельности финансовых учреждений, обеспечении выполнения функций социального страхования.

Среди проблем, которые порождают недостатки современной системы государственного социального страхования в РФ - частичная тенизация экономики, высокие ставки страховых взносов, сохранение элементов не страхового перераспределения средств, недостаточная эффективность функционирования фондов социального страхования, а также направления развития их деятельности без учета мирового опыта и экономических условий нашей страны, отсутствие прозрачного распределения финансовой ответственности между государством, работодателями и профсоюзами. Все это влечет за собой потерю мотивации к труду и недостаточный уровень охвата населения системой социального страхования.

Наличие этих и других, в значительной степени, нерешенных вопросов вызывает необходимость продолжить системные исследования теоретических и прикладных проблем социального страхования населения в контексте отечественных трансформаций экономики и учитывая современные мировые тенденции развития экономических и социальных отношений. Весомость общественного значения социального страхования и недостаточная разработанность данной проблематики в отечественной экономической науке обусловили выбор темы диссертационного исследования и ее актуальность.

Установлено, что социальная политика государства, как составная часть социально-рыночной экономики является совокупностью преобразовательных действий с целью социальной и экономической защиты граждан.

Обзор научной литературы дает основания утверждать о наличии полемики относительно разграничения понятий «социальная защита» и «социальное страхование». Доказано, что социальное страхование является составной частью системы социальной защиты, то есть они соотносятся как частичное и целое. Наиболее емким, раскрывающим суть социального страхования, считаем следующее определение:


Социальное страхование является специфическим институтом социальной защиты и одновременно сферой экономической системы государства, где происходит перераспределение произведенного валового внутреннего продукта, посредством формирования фондов социального страхования, с целью защиты интересов экономически активного населения от негативного воздействия социальных страховых случаев.

Социальное страхование целесообразно считать инвестицией в человеческий капитал, значимость которой для экономического роста и благосостояния определяется государством. Именно человеческий и социальный капитал обеспечивают сейчас темпы экономического роста, и именно те страны, политика которых направлена на обеспечение развития человеческого потенциала, достигают значительных успехов.

Углубленно содержание дефиниции «государственное общеобязательное социальное страхование», которое мы трактуем в работе как совокупность законодательно закрепленных норм и правил, которыми регламентирован порядок обязательного социального страхования в государстве, в том числе формирование и распределение средств государственных страховых фондов, размеры страховых взносов, ответственность лиц за неуплату или несвоевременную уплату, а также основные принципы и методы направления средств из государственных фондов на покрытие социальных случаев, предусмотренных действующим законодательством.

Страхование вообще, как один из видов финансовой деятельности, по отраслевому признаку относится к финансовой системе в целом, оно может выступать как система низшего уровня, то есть подсистема общей финансовой системы, сохраняет при этом все свои системные свойства. В контексте общей финансовой системы страхования имеет особое, специфическое, функциональное назначение - финансовое обеспечение рисков и связанных с ними возможных негативных последствий для физических и юридических лиц. Государственное социальное страхование является подсистемой страхования вообще и одновременно функционирует как определенная системная целостность в составе государственных финансов.

Финансовые ресурсы государственных целевых фондов формируются за счет перераспределения ВВП на четко определенные цели. При этом в работе доказано, с одной стороны, необходимость создания финансовых резервов государственного социального страхования, с другой - поиск механизма инвестирования страховых резервов с целью получения дополнительных доходов. Подчеркивается также необходимость сбалансированного состояния средств государственного социального страхования, то есть такого их распределения и использования, который обеспечит независимость государственного социального страхования от бюджетного финансирования и платежеспособность государственных целевых фондов, как способность своевременно выполнять свои обязательства перед страхователями.