Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1 Возникновение и сущность социального страхования
1.2 Необходимость и экономическое содержание социального страхования
1.3 Становление и развитие социального страхования
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ
2.1 Финансовый механизм регулирования социального страхования
2.2 Организационно-правовые формы государственной системы социального обеспечения
2.2.1 Государственное (обязательное) социальное страхование
2.2.2 Социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета
Государственное регулирование социального страхования заключается в следующем:
- разработка и принятие системы законодательных, нормативно-правовых актов, регламентирующих отношения в этой сфере;
- ежегодный пересмотр и утверждение размеров страховых взносов, норм, нормативов с учетом текущей экономической и социальной ситуации;
- просмотр видов и размеров социальных выплат с целью улучшения материального обеспечения граждан;
- установление обязательного требования о создании страховых резервов с целью обеспечения своевременности и полноты социальных выплат;
- государственный финансовый контроль за соблюдением законодательства по формированию доходов социальных страховых фондов и целевого использования средств;
- контроль и надзор за деятельностью центральных и территориальных органов государственных фондов, их взаимодействием с другими субъектами.
Государственное регулирование предусматривает создание и функционирование соответствующего финансового механизма, который должен быть направлен на рациональное управление движением финансовых ресурсов и формирование финансовых отношений, возникающих в процессе образования и использования страховых фондов.
Финансовый механизм регулирования социального страхования - это совокупность финансовых методов, форм и рычагов управления финансовыми ресурсами, предназначенных для материального обеспечения граждан в случае возникновения страховых случаев.
Финансовые методы отражают влияние финансов на процессы, происходящие в сфере социального страхования. Их действие проявляется в ходе формирования и использования бюджетов страховых фондов. Финансовые методы действуют с помощью финансовых рычагов. Все элементы финансового механизма должны быть нацелены на выполнение основных функций управления, а именно: планирование, прогнозирование, оперативное управление, контроль, надзор.
2.2 Организационно-правовые формы государственной системы социального обеспечения
2.2.1 Государственное (обязательное) социальное страхование
Главной организационно - правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование. Суть его заключается в разделении социального риска потери заработка, снижении доходов ниже прожиточного минимума, также потребности в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному социальному страхованию[1].
Обязательное социальное страхование в России состоит из 6 частей:
- обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности (болезни),
- обязательное страхование в связи с материнством,
- обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
- обязательное медицинское страхование,
- обязательное пенсионное страхование,
- обязательное страхование на случай смерти застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.
Денежные средства федеральных внебюджетных фондов являются государственной собственностью, и не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме тех, для финансирования которых они были созданы. В соответствии со ст. 13 БК государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и т.д.
Единый социальный налог (ЕСН) — налог, который с 2002 по 2010 год взимался для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение, а также медицинскую помощь. Он составлял 26% от фонда оплаты труда. С 1 января 2010 года Единый социальный налог был отменён, вместо него для плательщиков введены страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды:
- Пенсионный фонд Российской Федерации (22%);
- Фонд социального страхования Российской Федерации, (2,9%);
- Фонд обязательного медицинского страхования (5,1%).
Основные расходы фондов можно разделить на следующие группы:
- выплаты пособий по больничным листам,
- выплаты пособий в связи с материнством (по беременности и родам, при рождении ребёнка, по уходу за ребёнком до полутора лет),
- финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха,
- выплаты в связи с инвалидностью,
- обеспечение заявок инвалидов на технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия,
- расходы на поликлиники, больницы, медицинскую помощь;
- выплаты пенсий пенсионерам.
Размер страховых взносов рассчитывается исходя из размеров оплаты труда работников предприятий, а также иных вознаграждений и выплат работникам предприятий. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы определяют суммы взносов в особом порядке.
Начислением страховых взносов (расчёт сумм страховых взносов, которые нужно уплатить в фонды) занимается бухгалтерия предприятия (страхователя). Страховые взносы уплачиваются в фонды в день выдачи зарплаты, но не позднее 15 числа месяца следующего за расчётным.
Карточка индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов открывается на расчётный период (календарный год) и заполняется на каждое физическое лицо - сотрудника организации.
Администрированием (отслеживание правильности исчисления и своевременной уплаты страховых взносов в фонды, приём отчётности от предприятий (страхователей), учет платежей, зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов, взыскание задолженности по платежам) занимаются два фонда:
- Фонд социального страхования (ФСС)[2] - администрирует страховые взносы на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности или в связи с материнством обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- Пенсионный фонд России (ПФР) - администрирует страховые взносы на обязательное пенсионное страхование[3] и обязательное медицинское страхование[4].
Как отметил один из источников агентства «Интерфакс», власти рассматривают возможность на базе трёх действующих взносов (взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в Фонд социального страхования и Пенсионный фонд России) воссоздать Единый социальный налог (ЕСН). Это позволит упростить правила уплаты налогов, снизит количество проверок и контрольных мероприятий. Реформа также должна резко увеличить поступления от тех участников рынка, которые ранее использовали различные схемы ухода от уплаты налогов. Ставка в случае возврата к ЕСН, скорее всего, останется на уровне общей ставки страховых взносов - 30%.
Доступность здравоохранения, наряду с повышением качества государственных медицинских услуг, является одной из важнейших задач национального проекта «Здоровье» и демографической политики РФ. Совокупные расходы на здравоохранение в России составляют от 4 до 5 % от ВВП страны. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан закрепляют целый комплекс прав граждан в области охраны здоровья. В их число входят такие права как:
- право граждан Российской Федерации на охрану здоровья,
- право граждан на оказание им первой помощи,
- право граждан на медико-социальную помощь,
- комплекс прав для отдельных категорий и групп граждан, коими являются военные, несовершеннолетние, беременные женщины, заключенные и др.
Право граждан Российской Федерации на охрану здоровья: граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья, и это право обеспечивается, в том числе, предоставлением населению доступной медико-социальной помощью.
Право граждан на медико-социальную помощь включает в себя право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах и гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.
2.2.2 Социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета
Обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета охватывает особых субъектов, выполняющих важные государственные функции: государственных гражданских служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории граждан с учетом специфического характера их деятельности.
Назначение выплат входит в компетенцию соответствующих министерств (Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ и других).
Студентам следует обратить внимание на то, что федеральный бюджет является источником финансирования пенсий, пособий и услуг не только для особых субъектов, но и для других лиц в случаях, установленных законом. Так, после ликвидации в 2001 г. Государственного фонда занятости населения РФ, пособия по безработице выплачиваются из федерального бюджета.
За счет средств федерального бюджета предоставляются пенсии военнослужащим по призыву, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, а также социальные пенсии.[5]
Если в порядке обязательного социального страхования человек получает социальное обеспечение как работник, то за счет прямых ассигнований каждый человек получает социальное обеспечение как член общества, т.е. независимо и без учета его трудового оклада.
Финансовым источником данной формы является средства бюджета: федерального, субъекта федерации, муниципального бюджета.
Кругом обеспечения являются все население страны, включая и застрахованных.
Виды обеспечения:
-
- социальные пенсии тем, кто не трудился,
- пособия гражданам, имеющим детей,
- пособия по безработице (кто никогда не работал, но зарегистрировался для поиска работы),
- пособия переселенцам и беженцам,
- денежные компенсации,
- социальное обеспечение в натуральной форме.
Социальное обеспечение в натуральной форме может осуществляться в форме:
- социальной помощи на дому инвалидам и пожилым
- содержания в домах для инвалидов
- содержания детей в домах ребенка
- профессионального обучения и трудоустройства инвалидов
- протезирование
- обеспечения инвалидов транспортными средствами.
Органы, осуществляющие социальное обеспечение в рамках данной формы:
- различные государственные органы,
- органы здравоохранения,
- органы образования,
- социальная защита населения,
- служба занятости,
- миграционная служба,
- органы опеки и попечительства.
Экономической основой для региональных форм социального обеспечения является разграничение собственности на федеральную, субъектов федерации и муниципальную. При отсутствии собственности они не могут функционировать (т.к. являются распределительными).
Правовой основой для региональных форм социальное обеспечение является разграничение компетенции. Ст.72 Конституции относит регулирование отношения к совместной компетенции федерации и субъектов федерации.
Финансовым источником являются средства бюджета субъекта федерации.
Необходимость введения дополнительных выплат и их размер на региональном уровне решают местные власти. Они же устанавливают виды обеспечения за счет собственного бюджета; определяют органы, предоставляющие социальное обеспечение.
Во многом решение этого вопроса зависит от возможностей бюджета субъекта Федерации. Более богатые регионы имеют возможность обеспечивать своим пенсионерам щедрые дополнительные платежи. В более бедных – этих платежей может и вовсе не быть.
В Москве действует весьма значительная надбавка, называемая «лужковской», название связано с фамилией мэра города, при котором она была введена. Эту дополнительную выплату могут получать неработающие пенсионеры, зарегистрированные в Москве не менее десяти лет, в том случае, если их пенсии ниже уровня городского социального стандарта.