Файл: Социальное страхование и его функции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. социальное обеспечение;
  2. социальная помощь;
  3. социальное страхование.

Социальное обеспечение - это предоставление определенным категориям граждан социальных выплат за счет средств бюджетов.

Социальные выплаты малообеспеченным семьям, семьям с детьми, жертвам войны или политических репрессий при трансформационных пере творений экономики необходимы и целесообразны. Однако они зависят как от экономической политики правительства, состояния государственного бюджета, так и от механизма их предоставления. Уменьшение финансовых возможностей государства может привести к задержке или уменьшения размеров социальных выплат. Установление завышенного уровня таких выплат негативно влиять на трудоустройство отдельных людей.

Впервые понятие «социальное обеспечение» было применено в законодательстве США в 1935 г.. А затем принято для постоянного использования МОТ. Ряд ученых-экономистов в понятие социального обеспечения включают страхование, обеспечение и помощь.

Советская финансовая наука, в которой понятие «социальное обеспечение» рассматривалось в широком смысле как совокупность всех видов обеспечения нетрудоспособных членов общества, а в узком - обеспечение за счет средств бюджетов пенсией определенных категорий граждан, помощь малообеспеченным семьям, удержание домов для престарелых и инвалидов. Однако при советской власти социальное страхование было монополией государства и выглядело социальной помощью. Наличие страхования и обеспечения в виде двух самостоятельных форм оставалась декларативной. Социальное страхование не основывалось на страховых принципах, а полностью руководствовалось государством. Поэтому применение понятия «социальное обеспечение» в узком и широком смысле было следствием социально-экономической политики командно-административной системы.

После распада СССР старая система социальной защиты населения была частично разрушена. Социальное обеспечение осталось элементом социальной защиты, осуществляется в соответствии с законодательством в форме социальных выплат определенным категориям граждан за счет средств государственного бюджета. В законе о Государственном бюджете РФ и решениях местных советов, органов местного самоуправления на каждый год закладываются отдельные виды и размеры социального обеспечения за счет бюджетных средств, исполнение которых возложено на управление труда и социальной защиты населения государственных администраций.


Система социальной помощи также построена на финансировании за счет налогов, других поступлений в государственный бюджет. Однако эти средства направляются не физическим лицам, а предприятиям и организациям в качестве компенсации недополученных доходов. Социальная помощь предоставляется в форме жилищных субсидий, разного рода льгот и ориентирована на индивидуальную потребность гражданина.

Социальное страхование - это важная составная часть социальной защиты населения, центром которой является человек и его потребности, а качество их удовлетворения влияет на социально-экономическое развитие государства.

Социальное страхование создает условия для воспроизводства рабочей силы и защиты граждан в случае возникновения определенных страховых случаев: утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы, несчастного случая на производстве, ухода за ребенком, беременности и родов и тому подобное.

Необходимость социального страхования обусловлена следующими причинами:

  • наличием граждан, которые не участвуют в общественно-полезном труде, а потому не могут содержать себя за счет заработной платы;
  • наличием граждан, которые являются дееспособными, но не имеют возможности ее реализовать.

Система социального страхования включает в себя социальные, экономические, финансовые и правовые аспекты.

Социальные аспекты заключаются в создании всеобъемлющей и универсальной системы защиты всех слоев населения от всех факторов нестабильности. Наличие такой системы свидетельствует об эффективной социальной политике государства, направленной на удовлетворение потребностей граждан.

С экономической точки зрения социальное страхование выступает рычагом перераспределения денежных средств в обществе и связано с развитием экономики. Укрепление экономики влияет на рост доходов предприятий, организаций, а вместе с тем и увеличение размера страховых взносов.

Социальное страхование влияет на повышение эффективности деятельности предприятия по материальному обеспечению и охране здоровья работников. Оно создает необходимые экономические предпосылки для сохранения работоспособности экономически активной части населения, а в определенных случаях обеспечивает выплату социальной помощи в случае потери трудоспособности в результате заболевания, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

С правовой точки зрения социальное страхование - это система юридических норм, регулирующих социальную защиту населения при возникновении страховых случаев, предусмотренных законодательством.


Социальное страхование является финансовой категорией, выражает экономические отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта путем формирования фондов денежных средств и их использования для обеспечения граждан в старости, в случае постоянной или временной потери трудоспособности, безработицы, поддержки материнства, а также для охраны здоровья.

В сфере социального страхования возникают такие основные группы финансовых отношений:

  • между страховыми фондами и юридическими лицами, которые выступают плательщиками обязательных взносов;
  • между фондами и наемными работниками, за счет которых формируются доходы бюджета фонда;
  • между фондами и государственным, местными бюджетами в процессе перераспределения государственных финансовых ресурсов;
  • между фондами и другими органами, средства которых используются для финансового обеспечения социальных программ;
  • территориальных и центральных органов фондов с целью обеспечения социальных выплат в региональном и местном разрезах;
  • между фондом и определенным категориям граждан, получаемыми за счет его средств материальное обеспечение и социальные услуги;
  • между фондом и соответствующим ведомством, министерством (например, Министерством труда и социальной политики, службы занятости и т.д.);
  • между фондом и учреждениями, организациями, выполняющими определенные виды работ (профессиональное обучение и переподготовку не занятого населения)
  • между фондами и финансовыми органами в процессе осуществления контроля за движением государственных финансовых ресурсов.

Материальной основой этих отношений являются денежные средства, которые имеют законодательно определенные источники формирования и направления их использования. Фонды денежных средств могут быть как государственными, так и негосударственными.

Социальному страхованию присущи две функции: распределительная и контрольная.

Распределительная функция реализуется в форме движения денежных средств:

  • между отдельными государственными социальными фондами;
  • между бюджетами и социальными фондами;
  • путем выплаты пенсий, социальных пособий физическим лицам;
  • путем направления средств на содержание органов управления;
  • путем инвестирования в ценные бумаги и др.

Субъектами распределения государство, предприятия, организации, физические лица.

Объектом распределения выступает валовой внутренний продукт (ВВП), созданный в обществе в год.


В процессе распределения ВВП работодатели и физические лица уплачивают взносы на социальное страхование в государственные целевые фонды. В системе общеобязательного государственного социального страхования все работники обязаны участвовать в формировании социальных страховых фондов, платя установленные взносы.

Целевые фонды как самостоятельные финансовые системы созданы по каждому виду страхования. Размеры социальных выплат зависят от взноса застрахованного, а часто и от его заработка. Наряду с ориентацией на индивидуальные взносы в системе социального страхования имеют место элементы солидарного перераспределения.

Контрольная функция осуществляется в форме финансового контроля за движением денежных средств. Она обеспечивает полное и своевременное поступление средств в фонды, и их целевое использование в соответствии с плановыми заданиями. Контроль проводится с целью проверки соблюдения субъектами распределения действующего законодательства и согласования общественных, коллективных и частных интересов в государстве.

Социальное страхование выступает важным элементом финансовой системы РФ.

Государственное социальное страхование тесно связано с государственными целевыми фондами и государственным бюджетом, средства которых являются источниками финансирования социальных выплат.

Негосударственное социальное страхование может проводиться субъектами предпринимательской деятельности (страховыми обществами, негосударственными пенсионными фондами и т.д.). Отдельные субъекты распределения взаимодействуют между собой, и эти отношения опосредствуются движением финансовых ресурсов.

Управление средствами социального страхования осуществляют фонды, созданные по отдельным видам страхования.

Оперативное управление проводят правления и исполнительные дирекции Фонда.

Финансовый контроль осуществляют Государственная налоговая служба, Контрольно-ревизионная служба, Государственное казначейство, надзор е совета и тому подобное.

1.3 Становление и развитие социального страхования

Социальное страхование в своем развитии прошло ряд этапов. Первые элементы социального страхования наблюдались в начале существования общества. В Древнем Риме различные организации, корпорации, коллегии объединяли своих членов на основе профессиональных, материальных и личных интересов (поддержка в случае потери трудоспособности, обеспечение захоронения и т.д.). Например, в положении Устава ланувимской коллегии (г. Ланувим, 133 г. н.э.) предусматривалось внесение первоначальных и ежемесячных денежных платежей, назначением которых было получение потомком определенной суммы на погребение в случае смерти члена коллегии.


В XIII в. впервые возникли организационные основы социального страхования в г. Дубровык на Балканах, где была определена программа страхования здоровья с соответствующими взносами застрахованных лиц.

Дальнейшее развитие социального страхования наблюдался в Средневековье, когда горняки Германии основывали общие кассы для поддержки пострадавших от несчастных случаев, нуждающихся членов общества.

Наибольшее распространение социальное страхование получило в конце XIX в., чему способствовал быстрое индустриальное развитие. В Германии основы прогрессивного социального законодательства заложил рейхсканцлер Отто фон Бисмарк.

Во многих европейских странах в начале XX в. были приняты законы о страховании, работающие на случай болезней, инвалидности, старости, безработицы. Страховые фонды форму вались за счет взносов работников, предпринимателей, владельцев фабрик или мануфактур, субсидий и дотаций государства.

Первое десятилетие XX в. характеризовалось проведением реформ в законодательстве о социальном страховании в Швеции, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Норвегии, Португалии. Эти страны усовершенствовали регламентацию общественно-экономических отношений. С 1920 гг. промышленно развитые страны Европы, Северной Америки и Австралии создали расширенную систему социального страхования для различных профессий, которая должна была обеспечить финансирование страховых выплат.

На рубеже XIX-XX вв. солидарную пенсионную систему ввели Германия, Англия, Франция, Швеция, а впоследствии Чехословакия и Румыния. Такие же пенсионные системы в 20-х годах XX в. ввели в Чили, Аргентине и Уругвае.

Значительное влияние на развитие системы социального страхования имели Отто фон Бисмарк и Уильям Беверидж. Канцлер Германии Бисмарк в 1883- 1889 гг. впервые в мире в законодательном порядке ввел систему социального страхования, которая содержала: страхование на случай болезни, от несчастных случаев на производстве, в случае старости и инвалидности. Система Бисмарка основывалась на следующих принципах:

  • обеспечение, которое базировалось исключительно на труде, а потому ограничивалось только лицами, которые сумели завоевать это право своим трудом;
  • обязательное обеспечение существует только для тех наемных работников, заработная плата которых ниже определенной минимальной суммы, то есть для тех, кто не может пользоваться индивидуальным страхованием;
  • обеспечение построено на методологии страхования, устанавливает паритетное соотношение между вкладами самих работников и работодателей, а также между выплатами и взносами;
  • обеспечением управляют сами работодатели и наемные работники;
  • обязательность социального страхования [70, 22].