Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1 Возникновение и сущность социального страхования
1.2 Необходимость и экономическое содержание социального страхования
1.3 Становление и развитие социального страхования
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ
2.1 Финансовый механизм регулирования социального страхования
2.2 Организационно-правовые формы государственной системы социального обеспечения
2.2.1 Государственное (обязательное) социальное страхование
2.2.2 Социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета
В 1942 г. Лорд Великобритании Уильям Беверидж предложил новые подходы к политике социального обеспечения. Главной задачей, по плану Бевериджа, является обеспечение полной занятости. Рекомендовалось ввести систему социального обеспечения на основе взносов с целью осуществления защиты на случай болезни, безработицы и старости, а также предоставление помощи соответствующим семьям, беременным женщинам и вдовам.
План Бевериджа включал в себя три принципа социального обеспечения: универсальность, единство и интеграцию.
Принцип универсальности означал обеспечение на все случаи социального риска для всего населения. Политика социального обеспечения базировалась на национальной солидарности и гарантированном минимальном доходе для всех, а это входило в противоречие с положением Бисмарка об обеспечении только работающих.
Принцип единства означал адекватный характер взносов и выплат, одинаковый характер организации системы. Помощь находилась в прямой зависимости не от заработной платы, а от нормальных потребностей человека в конкретной ситуации. Единый взнос поступал в унифицированной системе национального страхования (за исключением социального страхования от несчастных случаев на производстве, а также семейной помощи, которая финансировалась из государственного бюджета).
Третий принцип означал интеграцию различных форм обеспечения: страхование, социальной помощи и сберегательных касс. Этот принцип предусматривал координацию социальной политики, основанной на гарантированном доходе, политики здравоохранения и политики полной занятости [70, 23-24].
В Российской империи в начале XX в. страхование характеризовалось индивидуальной и коллективной формами и содержало в себе пенсионное страхование, страхование от несчастных случаев, страхование здоровья. В 1903 г. было введено государственное страхование рабочих от несчастных случаев.
В царской России в 1912 были приняты законы о страховании от несчастных случаев и страхование на случай болезни. Этот вид страхования был прекращен в 1917 в связи с гражданской войной и изменением государственного устройства, а восстановлен только в 1921.
27 октября 1917 создается Народный комиссариат труда (Наркомтруда), который должен был осуществлять политику в сфере охраны труда и социального обеспечения. Далее вводится страхование на случай безработицы и болезни.
После провозглашения политики «военного коммунизма» социальное страхование было заменено социальным обеспечением на основании «Положения о социальном обеспечении трудящихся», утвержденного 31 октября 1918. Предоставление социальных выплат за счет страховых взносов было заменено на прямое финансирование за счет ассигнований из бюджета.
Окончание гражданской войны и объявление новой экономической политики способствовало восстановлению социального страхования, и 15 ноября 1921 г. был подписан Декрет СНК «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом». Страхование распространялось на все виды временной и полной потери трудоспособности, на случай безработицы, а также смерти. Уплата страховых взносов полностью полагалась на предприятия и учреждения (частные - в большем размере). На органы социального страхования были возложены функции по финансированию медицинской помощи населению через страховые кассы. С 1924 г. органы социального страхования начали организацию санаторно-курортного лечения и домов отдыха, которые до сих пор были в ведении органов здравоохранения и профсоюзов.
До 1928 г. наступление старости не входило в сферу социального страхования. С 1924 г. начали вводить пенсионное обеспечение с старости для отдельных категорий работников (преподавателей ВУЗов, работников текстильной промышленности и др.). Лишь с 1932 г. пенсионное обеспечение было распространено на рабочих всех отраслей народного хозяйства.
Законодательно был закреплен пенсионный возраст - 55 лет для женщин и 60 лет - для мужчин. Решение о разном пенсионном возрасте было принято на основе изучения солидарной пенсионной системы Германии во времена канцлера Отто фон Бисмарка. В конце XIX в. в среднестатистической немецкой семье муж был на пять лет старше жены. С целью одновременного их выхода на пенсию установлен различный пенсионный возраст.
В 1930 г. была приостановлена программа социального страхования по оказанию помощи на случай безработицы. 23 июня 1931 ЦИК и СНК СССР принял постановление «О социальном страховании», которым были внесены изменения в работу страховых касс. Вместо главсоцстрахов были созданы республиканские кассы социального страхования. На транспорте и в отдельных отраслях промышленности создавались центральные отраслевые кассы социального страхования. На предприятиях назначали и выдавали помощь выплатные пункты. Вводились также дифференцированные нормы социальной помощи и пенсии в зависимости от общего и неполного стажа работы и условий труда.
В июне 1933 г. было принято решение о слиянии Нарком- труда (со всеми его местными органами, включая и органы социального страхования) с профсоюзными органами с возложением на ВЦСПС его функций. Профсоюзы организовали социальное страхование по производственно-отраслевому принципу. Было введены отраслевые тарифы взносов на социальное страхование.
При центральных комитетах и обкомах профсоюзов были созданы отраслевые кассы социального страхования, а на предприятиях - выплатные пункты социального страхования при комитетах профсоюзов. Социальное страхование начало превращаться в социальное обеспечение. С 1937 г. выплату пенсий неработающим пенсионерам осуществляли за счет средств местных бюджетов с освобождением от них бюджета социального страхования.
С декабря 1938 внесены изменения в социальное страхование, в том числе в Положение о социальной помощи по временной нетрудоспособности. Размер помощи был поставлен в зависимость от продолжительности непрерывной работы на предприятии. Продолжительность отпусков в связи с родами был сокращен до 35 дней до родов и до 28 дней после. Расходы на выплату пенсий неработающим пенсионерам снова стали осуществляться за счет социального страхования. Был повышен минимальный размер пенсий, увеличены пенсии инвалидам, семьям, потерявшим кормильцев.
Конституция СССР от 5 декабря 1936 провозгласила право граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и утраты трудоспособности. Другие виды социального обеспечения регулировались соответствующими постановлениями. По Конституционному праву на пенсионное обеспечение, кроме рабочих, получили и служащие. Колхозники на назначение государственных пенсий ждали еще 30 лет.
В годы Второй мировой войны правительство увеличило размеры пенсий всем работающим пенсионерам, а также установил выплату пенсий без учета заработка. В 1944 г. увеличились сроки послеродового отпуска до 42 дней (при рождении двойни или осложненных родах - до 56 дней).
В 1948 г.. На администрацию предприятий было положены новые обязанности: определение работающим стажа работы при назначении помощи по государственному социальному страхованию и проверку правильности назначения, исчисления и выплаты социальной помощи.
В 1953 г. социальное страхование было распространено на всех самостоятельных, сезонных, временных работников машинно-тракторных и специализированных станций.
5 июля 1955 Президиумом ВЦСПС были утверждены Положения о порядке назначения и выплаты пособий из государственного социального страхования. С 1956 г. снова было продлены сроки отпуска по беременности и родам: 56 дней до и после родов, а в случае рождения двойни или сложных родов продолжительность послеродового отпуска была увеличена до 70 дней. Право на пособие по беременности и родам не вязалось с производственным стажем.
14 июля 1956 был принят закон о государственных пенсиях. Закон значительно расширил круг лиц, имевших право на пенсию, и повысил ее уровень. Пенсионное обеспечение было также отделено от государственного социального страхования. Фонд социального страхования, который входил в состав государственного бюджета, наполнялся за счет страховых взносов, которые обязательно платили все предприятия и организации на работающих у них рабочих и служащих. В то время пенсии финансировались из государственного бюджета.
15 июля 1964 был принят закон о пенсиях и пособиях членам колхозов. Этот закон впервые ввел общегосударственную систему пенсионного обеспечения за счет средств централизованного фонда социального обеспечения. Колхозникам установлены пенсии по старости и инвалидности, а их семьям - в случае потери кормильца. За счет этого самого фонда впервые стала выплачиваться женщинам-колхозницам помощь по беременности и родам. Повысили пенсионный возраст колхозников: 65 лет - для мужчин и 60 - для женщин. В 1968 г. колхозники получили право на пенсию по старости с того же возраста, как и рабочие и служащие, однако уровень их пенсионного обеспечения был значительно ниже.
В 1970 г. вводится единая система социального страхования членов колхоза, которая предусматривала обеспечение пособием по временной нетрудоспособности и другими видами помощи.
С августа 1972 г. Совет Министров СССР утвердил новое положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, в котором были учтены изменения с 1956 г. В 1973 г. произошло дальнейшее повышение размеров пенсий инвалидам и семьям, потерявшим кормильца. В 1974 г. вводится помощь на детей малообеспеченным семьям.
Конституция СССР 1977 г. закрепила в стране действие государственной системы социального обеспечения (ст. 24). Однако остался низкий уровень социального обеспечения и неравенство в обеспечении рабочих и служащих, с одной стороны, и колхозников - с другой.
В последующие годы было улучшено пенсионное обеспечение колхозников, материально-бытовые условия участников Великой Отечественной войны, инвалидов войны I и II групп, повышено материальное обеспечение инвалидов с детства. В 1981 г. были приняты меры, направленные на усиление помощи семьям, имеющим детей. Вводилось единовременное пособие при рождении ребенка, установлена частичная оплата отпуска по уходу за ребенком до достижения им одного года.
Постановлением от 23 февраля 1984 утвердили основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию.
В сентябре 1986 было принято решение о подготовке нового закона о пенсионном обеспечении граждан. 15 мая 1990 г. был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», который установил единые условия пенсионного обеспечения всех граждан.
В СССР существовала государственная система социального обеспечения, составной частью которой было государственное социальное страхование. Расходы на его нужды составляли около 80% всех средств, выделяемых государством на социальное обеспечение [51, 50]. Предприятия, организации платили за работающих у них работников страховые взносы в бюджет государственного социального страхования, который был частью государственного бюджета СССР.
Из бюджета средства направлялись на выплату пенсий и другие виды обеспечения по государственному социальному страхованию. Управление социальным страхованием осуществляли профсоюзные органы и государственные органы социального обеспечения, занимались назначением и выплатой пенсий, трудоустройством пенсионеров и их материально-бытовым обслуживанием.
Отдельные элементы функционирования социального страхования в СССР и ряде зарубежных государств были использованы в процессе формирования системы социального страхования РФ.
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ
2.1 Финансовый механизм регулирования социального страхования
Государственное регулирование - это важный элемент управления социальным страхованием, формированием и использованием средств государственных социальных фондов.
Целью государственного регулирования в сфере общеобязательного государственного социального страхования являются:
- проведения единой политики государства в этой сфере;
- обеспечение реализации прав граждан на обязательное государственное социальное страхование;
- создание условий для эффективного функционирования системы социального страхования;
- обеспечение соблюдения субъектами социального страхования требований законов, других нормативно-правовых актов;
- адаптация системы социального страхования с международными стандартами.