Файл: Процессы принятия решений в организации (Понятие управленческие решения).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
1.1. Понятие управленческие решения
ГЛАВА 2. Анализ принятия решений ООО «Колос»
2.1. Краткая характеристика ООО «Колос»
2.3. Исследование системы принятия управленческих решений
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПРИНЯТИЮ ПРОЕКТОВ РЕШЕНИЙ В КОЛОС
3.1. Совершенствование подходов к классификацию управленческих решений
3.2. Разработка предложений по принятию решений по проекту
Рис. 2.10. Время действия решений.
При принятии решений работники обычно ориентируетесь на решения, основанное на суждениях в 43% случаев. Рациональные решения принимаются в 33%, а решения основанные на интуиции в 23%. Такая структура принятия решения является на мой взгляд оптимальной и наиболее действенной для предприятия.
Рис 2.11. При принятии решений вы обычно ориентируетесь на
Все решения которые принимаются в Колос можно разделить на программируемые и непрограммируемые решения. К программируемым обычно относят стандартные и повторяющиеся решения в области торгово- технологического процесса и обслуживания покупателей в Колос. По данным наблюдений в Колос, около 90% решений принимаются по типичным ситуациям. К таким ситуациям относятся те, что связаны с закупкой товаров, формированием ассортимента, подбором кадров и др. Для их решения применяется известная модель с внесением необходимых корректировок на специфические особенности. Это делается потому, что абсолютного повторения всех нюансов ситуации практически не бывает.
К непрограммируемым относятся решения, которые принимается в Колос, в новых ситуациях. Они могут носить разовый, творческий характер, во многом зависят от здравого смысла и интуиции. Эти решения в основном принимаются на нашем предприятии на уровне высшего руководства
Схема принятия решений в коммерческом отделе нашего предприятия может быть рассмотрены на 4 уровнях.
Первый уровень - рутинные решения. Они принимаются согласно отработанному механизму и имеющейся программе действий. В основном эти решения касаются закупок товара по предварительным заказам, возобновления запасов товара в торговом зале Колос.
Второй уровень - селективные решения. Инициатива и свобода действий на данном уровне проявляется в ограниченных пределах. В основном эти решения используются на уровне менеджеров по закупкам и товароведов, которые в ценовом диапазоне определяют направления поиска поставщиков по каждой товарной группе.
Третий уровень - адаптационные решения. Эти решения принимает в основном руководство отдела Колос. К этим решениям могут быть отнесены вопросу связанные с нарушением работы отдела, изменением запросов покупателей, что вынуждает руководство предпринимать шаги по формированию нового ассортимента товаров и т.п.
Четвертый уровень - инновационный. Решения этого уровня связаны со сложностью и непредсказуемостью событий. К наиболее сложному решению данного порядка можно отнести решение о значительном расширении торговых площадей Колос и начала торговли новыми товарными группами.
Среди основных методов, составляющих методологию процесса разработки управленческих решений в Колос, следует особо выделить базовые группы:
1. Экономико-математические методы.
1.1. Экономические методы.
1.1.1. Метод массового обслуживания. Основан на характеристике «поток работ - ресурсы», критерием может являться непрерывность и равномерность ресурсов.
1.1.2. Метод запасов: суть метода состоит в минимизации суммарных затрат на хранение материалов.
1.2. Математические методы.
1.2.1. Метод анализа иерархий. Используется для оптимизации соподчиненности уровней управления в организации.
1.2.2. Метод теории ценности. Основан на использовании критерия максимальной полезности в рамках оценки результатов деятельности.
2. Методы моделирования.
2.1. Методы, описывающие модели с помощью логических выражений.
2.2. Методы, описывающие модели графическими образами.
4. Экспертные методы.
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПРИНЯТИЮ ПРОЕКТОВ РЕШЕНИЙ В КОЛОС
3.1. Совершенствование подходов к классификацию управленческих решений
Существенным фактором успеха нашего предприятия будет являться то, насколько правильны, грамотны и эффективны управленческие решения, которые принимают руководители различных уровней нашего предприятия.
Поэтому на нашем предприятии должна быть разработана технология принятия наиболее важных управленческих решений руководителями различных уровней. В основе этой технологии должны лежать рациональные подходы к принятию решений.
В основе технологии принятия рациональных управленческих решений должны лежать типовые процедуры принятия решений, состоящие из определённой последовательности взаимосвязанных этапов. Эти процедуры достаточно подробно освещены в отечественной и иностранной литературе.
По наиболее важным решениям должны разрабатываться модели управления решений. На наш взгляд на нашем предприятии должны действовать следующие методы и модели принятия управленческих решений:
- методы сравнений;
- индексные методы;
- методы цепных подстановок;
- методы элементирования;
- функционально-стоимостные методы;
- экономико-математические методы;
- модели теории решений;
- модели линейного программирования;
- имитационное моделирование
- платежные матрицы;
- дерево решений т.п.
Для того чтобы повысить эффективность и точность управленческих решений руководителей ООО «Колос», принимаемых в условиях неопределенности и риска, необходимо использовать методы и модели оптимизации управленческих решений. На нашем предприятии эти методы будут реализовываться по таким направлениям как:
- экономико-математические методы;
- экспортные методы;
- методы делового или мозгового штурма;
- методы теории игр.
Помимо вышеперечисленных методов при принятии управленческих решений руководство ООО «Колос» должно производить комплексный учет и анализ факторов риска и неопределенности.
3.2. Разработка предложений по принятию решений по проекту
Для того, чтобы повысить эффективность процесса принятия решения в целом необходимо разработать процесс принятия решения по конкретной проблеме.
Постановка проблемы
Осознание возникновения новой ситуации. Предприятие ТЦ «Строитель» является по организационно-правовой форме обществом с ограниченной ответственностью. Оно осуществляет свою деятельность в соответствии с 1 частью Гражданского Кодекса Российской Федерации, Федерального Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также настоящего Устава.
Появление проблемы.
В результате вышеописанной ситуации на предприятии в последний год наметалась тенденция к значительному ослаблению трудовой мотивации. Это выражается в отсутствии готовности со стороны сотрудников предприятия помогать на добровольных началах предприятию в решении различных проблем. Отсутствие социальной и моральной мотивации приводит к многочисленным конфликтам и ухудшению социально-психологического климата в коллективе.
Сбор необходимой информации.
Информационное обеспечение магазина формируется под действием ряда факторов и включает в себя несколько групп внутренней информации.
Первичный учет и отчетность на предприятии.
Первичный учет в магазине строится на основе поступающих вместе с товаром накладных, счет-фактур и иных документов. Данные документы обрабатываются кладовщиками и фиксируются в журнале поступлений (приходный журнал). После этого кладовщиком выписываются внутренние накладные для передачи товаров в отделы. Эти накладные фиксируются в расходных журналах кладовщика и приходных продавцов. Ежемесячно продавцы отделов оформляют товарные отчеты, которые передаются бухгалтеру магазина и директору. Четыре раза в год в магазине проводится инвентаризация, которая также оформляется в виде инвентаризационной отчетности (инвентаризационная опись). Данные документы передаются директору магазина.
Бухгалтерская и статистическая отчетность.
Бухгалтерскую отчетность осуществляет бухгалтер магазина, который обрабатывает все первичные документы и на их основе заполняет стандартные (типовые) бухгалтерские формы. Бухгалтер магазина оформляет бухгалтерские отчеты для их передачи главному бухгалтеру предприятия.
Оформление внутренней статистической отчетности в магазине не практикуется.
- Внеучетная информация.
В магазине достаточно широко практикуется неформальный обмен оперативной и текущей информацией между продавцами и руководством магазина в отношении торгово-технологического процесса (информация о ежедневных продажах, о проданных товарах, товарных остатках, необходимости закупить новые партии товаров и т.п.). Часть этой информации подается зав.отделами директору магазина в виде служебных записок. Данная информация очень важна для магазина, т.к. позволяет оптимизировать и рационализировать торгово-технологический процесс в магазине.
На предприятии используется традиционная учетная политика без применения технических средств и средств анализа и обработки информации.
В ее приказы о проведении учетной политики на предприятии принимаются директором магазина единолично. Причем приказы оформляются с нарушением требований (правил) делопроизводства. Контроль за выполнением приказов осуществляет как лично директор, так и его заместитель.
Для улучшения практики учетной политики предприятия необходимо придать более формальный характер неформальной информации, а также более широко использовать современные технические средства фиксации и анализа информации.
В подавляющем большинстве случаев данная информация не может быть использована для решения проблемы. Поэтому необходимо в перспективе провести исследование системы мотивации сотрудников на основе анкетных методов. Опрос сотрудников позволит получить подробную информацию о мотивации на предприятии.
Ниже приведены основные положения с мотивацией сотрудников, которые были выявлены в ходе устного опроса.
Данные проведенного исследования показали что, 30% опрошенных экспертов (из числа руководителей и специалистов) удовлетворены произошедшими изменениями в работе; 20% - не совсем удовлетворены; 20% - не удовлетворены и 20% отметили отсутствие каких- либо изменений. Прогресс в должности отметили 30%, улучшение жилищных условий и рост социальной защищенности - только 15%. Оценку относительно увеличения заработной платы (отметили 35%) нельзя считать объективной, т. к. рост или уменьшение заработной платы следует рассматривать только в связи с изменением таких факторов, как инфляция, удорожание жизни, количество членов семьи и ее потребности.
В служебном положении достигли желаемых изменений 20% и 5% экспертов практически добились желаемого, тогда как не достигли 10% и 45% вовсе не ответили на данный вопрос. При этом, 20% вообще не стремились ни к каким изменениям в служебном плане. Характер изменений определился как получение более высокой должности. Цифры, характеризующие такие изменения в служебном плане для ООО Колос являются достаточно оптимистичными, учитывая очень высокий удельный вес молодых специалистов и организационно- правовую форму предприятия.
Положительных изменений в материальном и моральном планах произошло меньше. В материальном отношении достигли желаемого только 5% опрошенных, тогда как из 90% ответивших на этот вопрос не достигли 65%. Такой высокий процент неудовлетворенности своим материальным положением объясняется как спецификой человеческих потребностей, так и повсеместно распространенным по стране несоответствием уровня заработной платы реальной стоимости жизни.
Следует отметить, что в среднем все респонденты согласны с данными утверждениями. 90% отметили, что занимаемая ими должность требует постоянного самообразования и соответствует полученной квалификации. При этом для 70% должность соответствует личным склонностям.
Описание проблемной ситуации
Проблема с мотивацией сотрудников возникла примерно 1 -1,5 года назад, в связи с тем, что предприятие значительно расширило область своей деятельности и набрало новых сотрудников предприятий.
Проблема с мотивацией наиболее остро стоит в отношении новых сотрудников и в новых подразделениях, и уже оттуда распространяется на всё предприятие.
Внутренними ситуационными факторами данной проблемы являются цели, миссия, задачи, организационная структура и т.п.