Файл: Уголовный процесс-2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 5456

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этапы стадии это относительно самостоятельные элементы стадии уголовного процесса, которые отличаются определенной спецификой, а потому способствуют идентификации его стадий.

Каждая из стадий имеет характерные только для нее этапы. Общим же для этапов всех стадий является то, что они, во-первых, отображают движение уголовного процесса внутри той или иной стадии; во-вторых, - всегда связаны с решением определенных задач стадии. Задачи могут быть исходными, промежуточными и окончательными. Поэтому в большинстве стадий, как правило, есть три этапа – исходный, промежуточный и окончательный, которые могут иметь в разных стадиях различные названия. Так, например, стадия возбуждения уголовного дела состоит из следующих этапов: принятия, регистрации, проверки и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях; стадия судебного разбирательства – подготовительной части, судебного следствия, судебных дебатов, последнего слова подсудимого, вынесения приговора.

В уголовном процессе каждая его стадия завершается принятием окончательного решения. Особенностью таких процессуальных решений является то, что с их принятием каждая предыдущая стадия трансформируется в последующую стадию. Так, с принятием окончательного для стадии возбуждения уголовного дела одноименного решения она трансформируется в следующую стадию – досудебное расследование. Спецификой отмечаются только стадии возбуждения дела и исполнения приговора. Первая из них не имеет начального решения, которое бы трансформировало предварительную стадию в стадию возбуждения дела, потому что такой (предварительной) стадии не существует. Кроме того, наличие начального решения означало бы возможность селекции (отбора) заявлений и сообщений о преступлениях, что категорически запрещается действующим уголовно-процессуальным законодательством (ч. 1 ст. 97 УПК). Другая стадия – исполнение приговора – не имеет окончательного решения, потому что этой стадией процесс завершается, поэтому не требуется принятие какого-то решения о продолжении процессуальной деятельности.

Согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству, производство по уголовным делам проходит определенное количество стадий, которые в совокупности образуют систему стадий уголовного процесса. Структуру этой системы составляют стадии:

  1. возбуждение уголовного дела;

  2. досудебное расследование;

  3. возбуждение государственного обвинения;

  4. предварительное рассмотрение дела судьей;

  5. судебное разбирательство;

  6. апелляционное производство;

  7. кассационное производство;

  8. исполнение приговора;

  9. пересмотр судебных решений в порядке исключительного производства.

Уголовный процесс не всегда проходит все эти стадии. Он может завершиться на любой из них. В стадии возбуждения уголовного дела – принятием решения об отказе в возбуждении такого дела. Во всех других стадиях (кроме стадии исполнения приговора) - прекращением уголовного дела.


Кроме того, по некоторым уголовным делам отсутствуют определенные стадии. Производство по ним осуществляется в дифференцированных формах. Так, отсутствует стадия досудебного расследования по делам:

  • частного обвинения (ч. 1 ст. 27 УПК);

  • о преступлениях, перечень которых приведен в ст. 425 УПК (дела с протокольной формой досудебной подготовки материалов).

Производство в каждой стадии уголовного процесса осуществляется с учетом проявления его принципов (см. лекцию 2). Это не исключает наличия положений, имеющих общий характер для той или иной конкретной стадии процесса. Относительно некоторых стадий они прямо предусмотрены в уголовно-процессуальном законодательстве. Так, главой 24 УПК общие положения установлены для стадии судебного разбирательства. Для стадии досудебного расследования они предусмотрены главой 11 УПК. Для всех других стадий уголовного процесса законодатель не выделил их общие положения в отдельные главы УПК. Однако это не означает, что таких положений не существует. Они могут следовать из норм того процессуально-правового института, которыми регламентируется производство в конкретной стадии процесса.

Общие положения стадии уголовного процесса это обусловленные принципами уголовного процесса правила, которые выра­жают важнейшие типичные свойства стадии процесса и определяют наиболее существенные требования, предъявляемые к порядку осуществления процессуальных действий и принятия процессуальных решений, и проявляются на протяжении всего периода ее реализации.

Уголовно-процессуальная форма это определенный законом порядок производства по уголовному делу в целом, порядок выполнения отдельных процессуальных действий и порядок принятия процессуальных решений.

Значение уголовно-процессуальной формы состоит в том, что она создает детально урегулированный, юридически определенный, строго обязательный режим производства по уголовному делу. Процессуальная форма не имеет ничего общего с формализмом.

Порядок производства является единым (унифицированным) по всем уголовным делам, что гарантирует соблюдение прав субъектов процесса. Но в некоторых случаях законодатель устанавливает особый порядок производства – дифференцированный в зависимости от характеристик субъекта, в отношении которого осуществляется производство или характеристик совершенного преступления.

Особой (дифференцированной) формой (порядком) производства характеризуются:

  1. уголовные дела о преступлениях и общественно опасных деяниях, совершенных несовершеннолетними лицами;

  2. уголовные дела об общественно опасных деяниях невменяемых лиц;

  3. уголовные дела частного обвинения;

  4. протокольная форма досудебной подготовки материалов.

Необходимость применения особой формы производства по уголовным делам двух первых категорий обусловливается потребностью предоставления дополнительных процессуальных гарантий лицам, которые вследствие несовершеннолетия или психической болезни не могут полноценно осуществлять защиту своих прав и законных интересов. Форма производства в двух последних категориях дел, напротив, может быть упрощена, потому что в их пределах устанав­ливаются обстоятельства не тяжких и несложных преступлений.


Уголовно-процессуальные гарантииэто определенные процессуальным законом средства обеспечения эффективного функционирования уголовного процесса.

Систему уголовно-процессуальных гарантий составляют:

  1. достаточная степень урегулированности уголовно-процессуальной деятельности;

  2. уголовно-процессуальная форма;

  3. принципы уголовного процесса;

  4. процессуальный статус участников уголовного процесса;

  5. возможность применения мер уголовно-процессуального принуждения (мер пресечения и других);

  6. судебный контроль;

  7. прокурорский надзор;

  8. ведомственный контроль;

  9. обоснование процессуальных решений и усложненный порядок принятия некоторых из них (об обыске в жилище лица, о взятии лица под стражу и т.п.);

  1. право на обжалование действий и решений органов и должностных лиц, ведущих процесс;

  1. юридическая ответственность.

Уголовный процесс в Украине является соединенным, потому что в пределах уголовного дела возможно заявление и рассмотрение гражданского иска, при условии, что вред причинен в результате совершения преступления.

Согласно ч. 2 ст. 265 ГК Украины, если суд оставил без рассмотрения иск, предъявленный в уголовном процессе иск, время со дня предъявления иска до вступления в законную силу решения суда, которым иск был оставлен без рассмотрения, не засчитывается в исковую давность.

Уголовно-процессуальные срокиэто промежутки времени, на протяжении которых субъектам необходимо осуществить определенные процессуальные действия или принять определенные процессуальные решения.

Сроки играют в уголовном процессе дисциплинирующую функцию. Они непосредственно способствуют реализации задачи быстрого раскрытия преступлений.

В статьях 89 и 90 УПК установлены правила исчисления и восстановления процессуальных сроков:

  1. сроки исчисляются часами, сутками (днями) и месяцами. При исчислении сроков не принимаются во внимание тот день и тот час, с которых начинается течение срока;

  2. при исчислении срока сутками срок заканчивается в 24 часа последних суток. Если соответствующее действие надлежит провести в суде или в органах дознания и досудебного следствия, то срок заканчивается в установленное время окончания рабочего дня в этих учреждениях;

  1. при исчислении сроков месяцами срок заканчивается в соответствующее число последнего месяца;

  2. если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается следующий рабочий день. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, который не имеет соответствующего числа, то срок заканчивается в последний день этого месяца;

  3. срок не считается пропущенным, если жалоба или другой документ сданы до окончания срока на почту, а для лиц, содержащихся под стражей, – если жалоба или другой документ сданы администрации места предварительного заключения;

  4. пропущенный по уважительным причинам срок должен быть восстановлен по ходатайству заинтересованного лица постановлением органа дознания, следователя, прокурора, постановлением суда или постановлением судьи. Подача ходатайства о восстановлении пропущенного срока приостанавливает исполнение решения, обжалованного с пропуском срока, до решения вопроса о восстановлении срока.


Действия, совершенные за пределами процессуальных сроков, не являются процессуальными, они являются незаконными. Однако установленные законом правила исчисления сроков в следственной практике нередко игнорируются. Так, например, по данным МВД Украины значительное количество уголовных дел расследовалось следователями органов внутренних дел с превышением установленных процессуальных сроков. По закону результаты, полученные в ходе расследования по таким уголовным делам, должны быть признаны незаконными. Однако подобные нарушения закона влекут для виновных следователей и дознавателей лишь дисциплинарную ответственность. В то же время от граждан требуется соблюдение установленных для них сроков. При нарушении гражданами срока государственный орган решает вопрос (не всегда положительно) о его восстановлении. Это свидетельствует о приоритете интересов государственных органов над интересами граждан, то есть о несоблюдении принципа равенства всех субъектов правоотношений перед законом.

Судебные издержкиэто все расходы, осуществленные в связи с производством по уголовному делу.

Производство по уголовному делу требует значительных мате­риальных затрат. Большую часть из них (содержание органов, ведущих процесс; содержание лиц под стражей и др.) государство берет на себя. Возмещение другой части расходов осуществляется лицами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор.

Согласно ст. 91 УПК, судебные издержки состоят:

  1. из сумм, выданных и подлежащих выдаче свидетелям, потерпевшим, экспертам, специалистам, переводчикам и понятым;

  2. из сумм, израсходованных на хранение, пересылку и исследование вещественных доказательств;

  3. из иных расходов, понесенных органами дознания, досудебного следствия и судом при производстве по делу (например, расходов, связанных с возмещением стоимости предметов или веществ, испорченных во время проведения следственного эксперимента или экспертизы).

Основания и процессуальный порядок возмещения расходов отдельным субъектам уголовного процесса регламентированы статьями 92-931 УПК.

4. Понятие уголовного процесса как отрасли права и его соотношение с другими отраслями права

Уголовно-процессуальное право это одна из отраслей права Украины, представляющая собой совокупность правовых норм, которые регулируют деятельность суда, прокуратуры, органов дознания и досудебного следствия при производстве по уголовным делам.

Право призвано служить удовлетворению интересов граждан, их объединений, государства и общества в целом. В этом проявляется его ценность.

Ценность уголовно-процессуального права проявляется в таких измерениях:

  • социальном. Социальная ценность этой отрасли права заключается в том, что она воплощает интересы граждан в свободной от преступности общественной среде;

  • инструментальном. Инструментальная ценность уголовно-процессуального права – одно из проявлений его в общих чертах социальной ценности – заключается в том, что оно является регулятором общественных отношений, которые возникают в связи с совершением преступления; инструментом разрешения уголовно-правовых конфликтов в государстве.


Источником уголовно-процессуального права служит совокупность (система) нормативно-правовых актов, которые содержат соответствующие нормы. К их числу принадлежат:

  • Конституция Украины;

  • нормы международных договоров, ратифицированных Украиной;

  • уголовно-процессуальное законодательство Украины (УПК и другие законы);

  • решения Конституционного Суда Украины (за исключением случаев признания ими положений законов соответствующими Конституции Украины).

Подзаконные нормативные акты и Постановления Пленума Верховного Суда Украины по вопросам, возникающим во время производства по уголовным делам, не являются источниками уголовно-процессуального права. Иначе это означало бы предоставление решениям органов исполнительной и судебной власти статуса закона, что противоречит принципу разделения власти в государстве. Хотя нельзя утверждать, что эти решения не имеют значения для органов исполнительной власти и судов. Подзаконные нормативные акты конкретизируют положения законов с целью точного их применения соответствующими органами. В своих решениях Пленум Верховного Суда Украины обобщает практику и разъясняет порядок применения законов во время производства по уголовным делам, поэтому в теории их иногда называют руководящими разъяснениями.

Членство Украины в Совете Европы требовало решения вопроса о значении решений Европейского суда по правам человека для практики уголовно-процессуальной деятельности, осуществляемой отечественными правоохранительными и судебными органами. В настоящее время решения этого суда по вопросам соблюдения конвенционных прав являются обязательными для Украины (Речь идет о правах человека, предусмотренных Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (подписана в Риме 4 ноября 1950 года, ратифицирована Украиной 17 июля 1997 года). Решения Европейского суда по правам человека основаны на положениях Европейской конвенции, которая с 17 июля 1997 года явля­ется частью украинского национального законодательства, и имеют значение правовых прецедентов для практики уголовно-процессуальной деятельности в Украине. В соответствии со ст. 17 Закона Украины от 23 февраля 2006 года «Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» украинские суды должны применять при рассмотрении дел практику Европейского суда по правам человека как источник права.

Как самостоятельная отрасль права Украины, уголовно-процессуальное право имеет специфические предмет и методы правового регулирования. Однако, будучи элементом системы права Украины, оно тесно связано с другими отраслями права и областями знаний. Наиболее тесной является связь уголовно-процессуального права с общей теорией права, конституционным правом, уголовным правом, криминалистикой, оперативно-розыскной деятельностью.