ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 5323
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1: ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО
Осуществление правосудия только судом
Принципы института судебного разбирательства
4.3 Элементом гражданских процессуальных правоотношений
ТЕМА 2. СТОРОНЫ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ
5. Третьи лица в гражданском процессе
ТЕМА 5. ГРАЖДАНСКАЯ ЮРИСДИКЦИЯ. ПОДСУДНОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ
ТЕМА 7. ДОКАЗЫВАНИЕ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ
4. Условия реализации права на предъявление иска
ТЕМА 8. ОТКРЫТИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ ДО СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА
Совершение исполнительных действий в ночное время допускается и лишь в случаях, когда неисполнение решения создает угрозу жизни или здоровью граждан.
Совершение исполнительных действий в нерабочие и праздничные дни или в ночное время осуществляется на основании постановления государственного исполнителя, утвержденного начальником соответствующего органа государственной исполнительной службы, которому он непосредственно подчинен (ст.31 Закона).
При наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий или несвоевременном получении сторонами документов исполнительного производства, вследствие чего они были лишены возможности использовать предоставленные им законом права, государственный исполнитель может отложить исполнительные действия по заявлению взыскателя или по заявлению должника, или по собственной инициативе на срок до 10 дней. Об отложении исполнительных действий государственный исполнитель выносит соответствующее постановление, о чем уведомляет стороны, суд или другой орган, выдавший исполнительный документ (ст.32 Закона).
При наличии обстоятельств, осложняющих исполнение решения или делают его невозможным, государственного исполнителя по собственной инициативе или по заявлению сторон, а также сами стороны имеют право обратиться в суд, который выдал исполнительный документ, с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения, а также об изменении способа и порядка исполнения.
Решение об отсрочке или рассрочке исполнения, установления или изменения способа и порядка исполнения должно быть принято в 10-дневный срок и может быть обжаловано в установленном порядке.
По другим решениям отсрочка или рассрочка исполнения, установление либо изменение способа и порядка исполнения не допускаются (ст.33 Закона).
Мировое соглашение, заключенное между сторонами, или отказ взыскателя от принудительного исполнения в процессе исполнения решения подается в письменной форме государственному исполнителю, который не позднее трехдневного срока передает его в суд по месту исполнения решения для признания.
Суд имеет право проверить и не признать мировое соглашение или не принять отказ взыскателя от принудительного исполнения, если это противоречит закону или нарушает права или свободы других лиц.
По результатам рассмотрения мирового соглашения или отказа от принудительного исполнения суд постановляет определение в соответствии с положениями ГПК (ст. 372 ГПК).
Окончание исполнительного производства. Исполнительное производство подлежит окончанию в случаях:
-
принятия судом отказа взыскателя от взыскания;
-
утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником об окончании исполнительного производства;
-
смерти или объявления умершим взыскателя или должника, признания безвестно отсутствующим должника или взыскателя, ликвидации юридического лица — стороны исполнительного производства, если исполнение их обязанностей либо требований в исполнительном производстве не допускает правопреемства;
-
отмены решения суда или другого органа (должностного лица), которое подлежало исполнению на основании исполнительного документа;
5) письменного отказа взыскателя от получения предметов, изъятых у должника при исполнении решения о передаче их взыскателю, или уничтожения вещи, которая должна была быть передана взыскателю в натуре;
-
истечения предусмотренного законом срока для данного вида взыскания;
-
передачи исполнительного документа ликвидационной комиссии при ликвидации должника — юридического лица, или арбитражному управляющему в случае признания должника банкротом;
-
фактического полного исполнения решения согласно исполнительному документу;
-
возвращения исполнительного документа без исполнения по требованию суда или другого органа (должностного лица), которые выдали исполнительный документ, или по письменному требованию взыскателя;
-
направления исполнительного документа по принадлежности в другой отдел государственной исполнительной службы;
11) возвращения исполнительного документа в суд или другой орган (должностному лицу), которые выдали исполнительный документ, в случае, предусмотренном Законом.
Об окончании исполнительного производства государственный исполнитель выносит постановление, которое утверждается начальником соответствующего органа государственной исполнительной службы, которому он непосредственно подчинен. Копия постановления в 3-дневный срок направляется сторонам и суду или другому органу (должностному лицу), которые выдали исполнительный документ (ст.37 Закона).
Поворот исполнения решения. Если решение после его исполнения отменено и дело возвращено на новое рассмотрение, а при новом рассмотрении дела в иске отказано или исковые требования удовлетворены в меньшем размере, либо производство по делу прекращено или заявление оставлено без рассмотрения, суд, принимая решение, должен обязать истца возвратить ответчику безосновательно взысканное с него по отмененному решению т.е. произвести поворот исполнения.
Следовательно, поворот исполнения решения — это восстановление через суд прав должника, нарушенных исполнением впоследствии отмененного судебного решения.
Вопрос о повороте исполнения разрешает суд апелляционной или кассационной инстанции, если, отменив решение, он прекращает производство по делу, оставляет иск без рассмотрения, отказываем в иске полностью либо удовлетворяет исковые требования в меньшем размере.
В случае невозможности возвратить имущество в решении или определении суда предусматривается возмещение стоимости этого имущества в размере денежных средств, полученных от его реализации (ст.380 ГПК).
Если вопрос о повороте исполнения решения не был разрешен судом при новом рассмотрении дела или судом апелляционной или кассационной инстанции, заявление ответчика о возвращении взысканного с него по отмененному решению имущества рассматривается судом, в котором находится дело. Заявление о повороте исполнения можно подать в пределах исковой давности.
За подачу заявления о повороте исполнения судебный сбор не уплачивается.
Суд рассматривает заявление о повороте исполнения в судебном заседании с извещением сторон и постановляет определение (ст.381 ГПК).
В случае отмены в связи с вновь открывшимися обстоятельствами решений по делам о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или смертью физического лица, поворот исполнения допускается, если отмененное решение было основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представленных им подложных документах.
По делам о взыскании алиментов, а также по делам о взыскании заработной платы или других выплат, вытекающих из трудовых правоотношений, поворот исполнения не допускается независимо от того, в каком порядке принято решение, за исключением случаев, когда решение было основано па подложных документах или на заведомо ложных сведениях истца (ст.382 ГПК).
Защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий. В исполнительном производстве на действия (бездействия) государственного исполнителя и других должностных лиц государственной исполнительной службы по исполнению решения или отказ в осуществлении предусмотренных Законом действий взыскателем либо должником может быть подана жалоба начальнику соответствующего органа государственной исполнительной службы, которому непосредственно подчинен государственный исполнитель, или в суд (ч.1 ст.85 Закона).
Жалоба в исполнительном производстве подается в письменной форме и должна включать:
-
название органа государственной исполнительной службы, в который подается жалоба;
-
точное название взыскателя и должника, их место житель ства (для физических лиц) или нахождения (для юридических лиц), а также название представителя стороны исполнительного производства, когда жалоба подается представителем;
-
реквизиты исполнительного документа (название исполнительного документа, орган, его выдавший, дата выдачи исполнительного документа и его номер, резолютивная часть исполнительного документа);
-
содержание обжалуемых действий (бездействия) и норму Закона, которая нарушена;
-
изложение обстоятельств, которыми жалобщик обосновывает свои требования;
-
подпись жалобщика или его представителя с указанием даты подачи жалобы.
Жалоба, поданная в исполнительном производстве начальнику органа государственной исполнительной службы, которому он непосредственно подчинен, рассматривается н 10-дневный срок. По результатам рассмотрения жалобы начальник отдела государственной исполнительной службы выносит постановление об удовлетворении либо отказе в удовлетворении жалобы, которая в 10-дневный срок может быть обжалована в вышестоящий орган государственной исполнительной службы пли в суд. Жалобы, поданные без соблюдения требований, изложенных в Законе, рассматриваются начальником органа государственной исполнительной службы в порядке, установленном Законом Украины «Об обращении граждан» (ч.4 ст.85 Закона).
Согласно ст.383 ГПК участники исполнительного производства и лица, привлекаемые к проведению исполнительных действий, имеют право обратиться в суд с жалобой, если считают, что решением, действием или бездействием государственного исполнителя или другого должностного лица государственной исполнительной службы при исполнении судебного решения, принятого в соответствии с ГПК, нарушены их права или свободы.
Жалоба может быть подана в суд непосредственно или после обжалования решения, действия или бездействия государственного исполнителя или другого должностного лица государственной исполнительной службы начальнику соответствующего отдела государственной исполнительной службы.
Жалоба подается в суд, выдавший исполнительный документ.
О подаче жалобы суд извещает соответствующий отдел государственной исполнительной службы не позднее следующего дня после принятия ее судом (ст.384 ГПК).
Жалоба может быть подана в суд:
-
в десятидневный срок со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или свобод;
-
в трехдневный срок со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или свобод, в случае обжалования постановления об отложении производства исполнительных действий.
Пропущенный по уважительным причинам срок для подачи жалобы может быть восстановлен судом (ст.385 ГПК).
Жалоба рассматривается в десятидневный срок в судебном заседании с участием заявителя и государственного исполнителя или другого должностного лица государственной исполнительной службы, решение, действие или бездействие которого обжалуются.
Если заявитель, государственный исполнитель или другое должностное лицо государственной исполнительной службы не могут явиться в суд по уважительным причинам, дело может быть рассмотрено с участием их представителей.
Если суд установит, что лицо, решение, действие или бездействие которого обжалуются, не работает на предыдущей должности, он привлекает к участию в деле должностное лицо, в компетенцию которого входит разрешение вопроса об установлении нарушения нрав или свобод заяви теля (ст. 386 ГПК).
По результатам рассмотрения жалобы суд постановляет определение.
В случае установления обоснованности жалобы суд признает обжалуемые решения, действия или бездействие неправомерными и обязывает государственного исполнителя пли другое должностное лицо государственной исполнительной службы удовлетворить требование заявителя и устранить нарушение либо иным путем восстанавливает его нарушенные права или свободы.
Если обжалуемые решения, действия или бездействие были приняты или совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий государственного исполнителя или другого должностного лица государственной исполнительной службы и права или свободы заявителя не были нарушены, суд постановляет определение об отказе в удовлетворении жалобы.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением жалобы, возлагаются судом на заявителя, если было постановлено решение об отказе в удовлетворении его жалобы, или на отдел государственной исполнительной службы, если было постановлено определение об удовлетворении жалобы заявителя.
Об исполнении определения соответствующий орган государственной исполнительной службы извещает суд и заявителя не позднее чем в месячный срок со дня получения определения суда (ст.389 ГПК).
С целью разъяснения вопросов, возникающих при рассмотрении указанных жалоб, обеспечения правильного и одинакового применения законодательства Пленум Верховного Суда Украины принял Постановление № 14 от 26 декабря 2003 г. «О практике рассмотрения судами жалоб на решения, действия или бездеятельность органов и должностных лиц государственной исполнительнон службы и обращений участников исполнительного производства» .
4. Признание и исполненние решений иностранных судов в Украине.
Одним из проявлений государственного суверенитета является недопустимость иностранного вмешательства в юрисдикционную деятельность. Судебные решения не действуют за пределами государства, в котором они были вынесены. Решения иностранных судов могут действовать в другом государстве, если последнее их признало. Обязанности признавать иностранные судебные решения в силу общих норм международного права не существует. Однако многочисленные международные договоры предусматривают взаимное признание судебных решений.
Проблема исполнения и признания иностранных судебных решений является значимой для любого государства. Мировая практика знает лишь два правовых механизма решения этой проблемы: экзекватура и регистрация.
Во-первых, контроль за иностранным судебным решением со стороны суда государства, в котором его следует исполнять. Под такого рода судебным контролем понимается признание за иностранным судебным решением: юридической силы (так называемая выдача экзекватуры). Возможность выдачи экзекватуры регламентируется международными договорами, а порядок ее выдачи определяется в национальном законодательстве государства, на территории которого иностранное судебное решение будет исполняться.
Во-вторых, решение иностранного суда без придания ему юридической силы страной, где оно должно исполняться, выполняется органами исполнительного производства в том же порядке, что и решения собственных судов. Такой порядок устанавливается некоторыми региональными международными договорами. Наибольшее распространение упрощенный механизм исполнения иностранных решений получил на территории государств Европейского Сообщества.
Фактически признавая судебное решение, государство выражает свое отношение к нему как к юридическому факту, с которым связывается возникновение, изменение или прекращение установленных иностранным судом правоотношений. В связи с этим признание иностранного судебного решения представляет собой юридический акт, которым суверенное государство, распространяя действие иностранного решения на собственную территорию, выражает свое отношение к нему как к юридическому факту, с которым связывается возникновение, изменение или прекращение установленных иностранным судом бесспорных правоотношений. При этом иностранное решение воспринимается как окончательное, что влечет за собой невозможность повторного рассмотрения того же спора, и наделяется такими же юридическими качествами, как и судебные акты признающего государства, однако пределы его действия не могут быть большими чем те, которыми оно ограничено в стране происхождения.