Файл: Гражданский процесс-2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 5323

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА 1: ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

И ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

Осуществление правосудия только судом

Принципы института судебного разбирательства

Гражданская процессуальная правоспособность – это установленная законом способность иметь гражданские процессуальные права и обязанности сторон, третьего лица, заявителя, заинтересованного лица (ст. 28 ГПК). Гражданская процессуальная правоспособность принадлежит всем физическим и юридическим лицам.

4.3 Элементом гражданских процессуальных правоотношений

ТЕМА 2. СТОРОНЫ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

5. Третьи лица в гражданском процессе

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора – это лица, вступающие в уже возникший процесс, если решение по делу может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон. ( ст.35 ГПК Украины).

ТЕМА 3. УЧАСТИЕ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ ОРГАНОВ И ЛИЦ, КОТОРЫМ ЗАКОНОМ ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРАВО ЗАЩИЩАТЬ ИНТЕРЕСЫ ДРУГИХ ЛИЦ. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ.

ТЕМА 4. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СРОКИ

ТЕМА 5. ГРАЖДАНСКАЯ ЮРИСДИКЦИЯ. ПОДСУДНОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ

ТЕМА 7. ДОКАЗЫВАНИЕ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

3. Право на иск

4. Условия реализации права на предъявление иска

ТЕМА 8. ОТКРЫТИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ ДО СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА

Немедленное исполнение судебного решения. Свойство исполнимости у судебного решения возникает со вступлением его в законную силу (ст.367ГПК) Однако для отдельных кате­горий дел процессуальное законодательство устанавливает ис­ключения, состоящие в том, что некоторые судебные решения становятся способными к принудительному исполнению до вступления в законную силу, т.е. вслед за их вынесением и огла­шением. Потребность в немедленном исполнении обуславлива­ется неотложностью подтвержденного судом требования истца.

6. Определения суда первой инстанции

План лекции

Стороны обязаны письменно оповещать государственного ис­полнителя о возникновении обстоятельств, обусловливающие обя­зательное приостановление исполнительного производства, уста­новление отсрочки или рассрочки исполнения, изменение способа и порядка исполнения решения, изменение места проживания или местонахождения, а должник — физическое лицо — об изменении места работы.

ТЕМА 15. НОТАРИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. ТРЕТЕЙСКОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

Совершение исполнительных действий в ночное время допуска­ется и лишь в случаях, когда неисполнение решения создает угро­зу жизни или здоровью граждан.

Совершение исполнительных действий в нерабочие и празднич­ные дни или в ночное время осуществляется на основании поста­новления государственного исполнителя, утвержденного началь­ником соответствующего органа государственной исполнительной службы, которому он непосредственно подчинен (ст.31 Закона).

При наличии обстоятельств, препятствующих совершению ис­полнительных действий или несвоевременном получении сторона­ми документов исполнительного производства, вследствие чего они были лишены возможности использовать предоставленные им законом права, государственный исполнитель может отложить исполнительные действия по заявлению взыскателя или по заяв­лению должника, или по собственной инициативе на срок до 10 дней. Об отложении исполнительных действий государственный исполнитель выносит соответствующее постановление, о чем уве­домляет стороны, суд или другой орган, выдавший исполнитель­ный документ (ст.32 Закона).

При наличии обстоятельств, осложняющих исполнение реше­ния или делают его невозможным, государственного исполнителя по собственной инициативе или по заявлению сторон, а также сами стороны имеют право обратиться в суд, который выдал исполни­тельный документ, с заявлением об отсрочке или рассрочке ис­полнения, а также об изменении способа и порядка исполнения.

Решение об отсрочке или рассрочке исполнения, установления или изменения способа и порядка исполнения должно быть при­нято в 10-дневный срок и может быть обжаловано в установленном порядке.

По другим решениям отсрочка или рассрочка исполнения, уста­новление либо изменение способа и порядка исполнения не допу­скаются (ст.33 Закона).

Мировое соглашение, заключенное между сторонами, или от­каз взыскателя от принудительного исполнения в процессе испол­нения решения подается в письменной форме государственному исполнителю, который не позднее трехдневного срока передает его в суд по месту исполнения решения для признания.

Суд имеет право проверить и не признать мировое соглашение или не принять отказ взыскателя от принудительного исполнения, если это противоречит закону или нарушает права или свободы других лиц.

По результатам рассмотрения мирового соглашения или отказа от принудительного исполнения суд постановляет определение в соответствии с положениями ГПК (ст. 372 ГПК).

Окончание исполнительного производства. Исполнительное производство подлежит окончанию в случаях:

  1. принятия судом отказа взыскателя от взыскания;

  2. утверждения судом мирового соглашения между взыскате­лем и должником об окончании исполнительного производства;

  3. смерти или объявления умершим взыскателя или должника, признания безвестно отсутствующим должника или взыскателя, ликвидации юридического лица — стороны исполнительного про­изводства, если исполнение их обязанностей либо требований в ис­полнительном производстве не допускает правопреемства;

  4. отмены решения суда или другого органа (должностного ли­ца), которое подлежало исполнению на основании исполнительно­го документа;


5) письменного отказа взыскателя от получения предметов, изъятых у должника при исполнении решения о передаче их взы­скателю, или уничтожения вещи, которая должна была быть пере­дана взыскателю в натуре;

  1. истечения предусмотренного законом срока для данного вида взыскания;

  2. передачи исполнительного документа ликвидационной ко­миссии при ликвидации должника — юридического лица, или арбитражному управляющему в случае признания должника бан­кротом;

  1. фактического полного исполнения решения согласно испол­нительному документу;

  2. возвращения исполнительного документа без исполнения по требованию суда или другого органа (должностного лица), которые выдали исполнительный документ, или по письменному требова­нию взыскателя;

  3. направления исполнительного документа по принадлежно­сти в другой отдел государственной исполнительной службы;

11) возвращения исполнительного документа в суд или другой орган (должностному лицу), которые выдали исполнительный до­кумент, в случае, предусмотренном Законом.

Об окончании исполнительного производства государственный исполнитель выносит постановление, которое утверждается на­чальником соответствующего органа государственной исполни­тельной службы, которому он непосредственно подчинен. Копия постановления в 3-дневный срок направляется сторонам и суду или другому органу (должностному лицу), которые выдали испол­нительный документ (ст.37 Закона).

Поворот исполнения решения. Если решение после его испол­нения отменено и дело возвращено на новое рассмотрение, а при новом рассмотрении дела в иске отказано или исковые требования удовлетворены в меньшем размере, либо производство по делу пре­кращено или заявление оставлено без рассмотрения, суд, прини­мая решение, должен обязать истца возвратить ответчику безосно­вательно взысканное с него по отмененному решению т.е. произвести поворот исполнения.

Следовательно, поворот исполнения решения — это восста­новление через суд прав должника, нарушенных исполнением впо­следствии отмененного судебного решения.

Вопрос о повороте исполнения разрешает суд апелляционной или кассационной инстанции, если, отменив решение, он прекра­щает производство по делу, оставляет иск без рассмотрения, отка­зываем в иске полностью либо удовлетворяет исковые требования в меньшем размере.

В случае невозможности возвратить имущество в решении или определении суда предусматривается возмещение стоимости этого имущества в размере денежных средств, полученных от его реали­зации (ст.380 ГПК).

Если вопрос о повороте исполнения решения не был разрешен судом при новом рассмотрении дела или судом апелляционной или кассационной инстанции, заявление ответчика о возвращении взысканного с него по отмененному решению имущества рассма­тривается судом, в котором находится дело. Заявление о повороте исполнения можно подать в пределах исковой давности.


За подачу заявления о повороте исполнения судебный сбор не уплачивается.

Суд рассматривает заявление о повороте исполнения в судебном заседании с извещением сторон и постановляет определение (ст.381 ГПК).

В случае отмены в связи с вновь открывшимися обстоятельства­ми решений по делам о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или смертью физического лица, по­ворот исполнения допускается, если отмененное решение было основано на сообщенных истцом ложных сведениях или представ­ленных им подложных документах.

По делам о взыскании алиментов, а также по делам о взыска­нии заработной платы или других выплат, вытекающих из трудо­вых правоотношений, поворот исполнения не допускается незави­симо от того, в каком порядке принято решение, за исключением случаев, когда решение было основано па подложных документах или на заведомо ложных сведениях истца (ст.382 ГПК).

Защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий. В исполнительном производстве на действия (бездействия) го­сударственного исполнителя и других должностных лиц государ­ственной исполнительной службы по исполнению решения или от­каз в осуществлении предусмотренных Законом действий взыска­телем либо должником может быть подана жалоба начальнику соответствующего органа государственной исполнительной служ­бы, которому непосредственно подчинен государственный испол­нитель, или в суд (ч.1 ст.85 Закона).

Жалоба в исполнительном производстве подается в письменной форме и должна включать:

  1. название органа государственной исполнительной службы, в который подается жалоба;

  2. точное название взыскателя и должника, их место житель ства (для физических лиц) или нахождения (для юридических лиц), а также название представителя стороны исполнительного производства, когда жалоба подается представителем;

  3. реквизиты исполнительного документа (название исполни­тельного документа, орган, его выдавший, дата выдачи исполни­тельного документа и его номер, резолютивная часть исполнитель­ного документа);

  4. содержание обжалуемых действий (бездействия) и норму За­кона, которая нарушена;

  1. изложение обстоятельств, которыми жалобщик обосновыва­ет свои требования;

  2. подпись жалобщика или его представителя с указанием даты подачи жалобы.

Жалоба, поданная в исполнительном производстве начальнику органа государственной исполнительной службы, которому он не­посредственно подчинен, рассматривается н 10-дневный срок. По результатам рассмотрения жалобы начальник отдела государст­венной исполнительной службы выносит постановление об удо­влетворении либо отказе в удовлетворении жалобы, которая в 10-дневный срок может быть обжалована в вышестоящий орган госу­дарственной исполнительной службы пли в суд. Жалобы, поданные без соблюдения требований, изложенных в Законе, рассматрива­ются начальником органа государственной исполнительной служ­бы в порядке, установленном Законом Украины «Об обращении граждан» (ч.4 ст.85 Закона).


Согласно ст.383 ГПК участники исполнительного производства и лица, привлекаемые к проведению исполнительных действий, имеют право обратиться в суд с жалобой, если считают, что реше­нием, действием или бездействием государственного исполнителя или другого должностного лица государственной исполнительной службы при исполнении судебного решения, принятого в соответ­ствии с ГПК, нарушены их права или свободы.

Жалоба может быть подана в суд непосредственно или после об­жалования решения, действия или бездействия государственного исполнителя или другого должностного лица государственной ис­полнительной службы начальнику соответствующего отдела госу­дарственной исполнительной службы.

Жалоба подается в суд, выдавший исполнительный документ.

О подаче жалобы суд извещает соответствующий отдел государ­ственной исполнительной службы не позднее следующего дня по­сле принятия ее судом (ст.384 ГПК).

Жалоба может быть подана в суд:

  • в десятидневный срок со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или свобод;

  • в трехдневный срок со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или свобод, в случае обжалова­ния постановления об отложении производства исполнительных действий.

Пропущенный по уважительным причинам срок для подачи жалобы может быть восстановлен судом (ст.385 ГПК).

Жалоба рассматривается в десятидневный срок в судебном засе­дании с участием заявителя и государственного исполнителя или другого должностного лица государственной исполнительной служ­бы, решение, действие или бездействие которого обжалуются.

Если заявитель, государственный исполнитель или другое долж­ностное лицо государственной исполнительной службы не могут явиться в суд по уважительным причинам, дело может быть рас­смотрено с участием их представителей.

Если суд установит, что лицо, решение, действие или бездей­ствие которого обжалуются, не работает на предыдущей должно­сти, он привлекает к участию в деле должностное лицо, в компе­тенцию которого входит разрешение вопроса об установлении на­рушения нрав или свобод заяви теля (ст. 386 ГПК).

По результатам рассмотрения жалобы суд постановляет опреде­ление.

В случае установления обоснованности жалобы суд признает об­жалуемые решения, действия или бездействие неправомерными и обязывает государственного исполнителя пли другое должностное лицо государственной исполнительной службы удовлетворить тре­бование заявителя и устранить нарушение либо иным путем вос­станавливает его нарушенные права или свободы.

Если обжалуемые решения, действия или бездействие были приняты или совершены в соответствии с законом, в пределах пол­номочий государственного исполнителя или другого должностно­го лица государственной исполнительной службы и права или сво­боды заявителя не были нарушены, суд постановляет определение об отказе в удовлетворении жалобы.


Судебные расходы, связанные с рассмотрением жалобы, возла­гаются судом на заявителя, если было постановлено решение об от­казе в удовлетворении его жалобы, или на отдел государственной исполнительной службы, если было постановлено определение об удовлетворении жалобы заявителя.

Об исполнении определения соответствующий орган государ­ственной исполнительной службы извещает суд и заявителя не позднее чем в месячный срок со дня получения определения суда (ст.389 ГПК).

С целью разъяснения вопросов, возникающих при рассмотре­нии указанных жалоб, обеспечения правильного и одинакового применения законодательства Пленум Верховного Суда Украины принял Постановление № 14 от 26 декабря 2003 г. «О практике рас­смотрения судами жалоб на решения, действия или бездеятель­ность органов и должностных лиц государственной исполнительнон службы и обращений участников исполнительного производ­ства» .

4. Признание и исполненние решений иностранных судов в Украине.

Одним из проявлений государственного суверенитета является недопустимость иностранного вмешательства в юрисдикционную деятельность. Судебные решения не действуют за пределами госу­дарства, в котором они были вынесены. Решения иностранных су­дов могут действовать в другом государстве, если последнее их признало. Обязанности признавать иностранные судебные реше­ния в силу общих норм международного права не существует. Од­нако многочисленные международные договоры предусматривают взаимное признание судебных решений.

Проблема исполнения и признания иностранных судебных ре­шений является значимой для любого государства. Мировая прак­тика знает лишь два правовых механизма решения этой проблемы: экзекватура и регистрация.

Во-первых, контроль за иностранным судебным решением со стороны суда государства, в котором его следует исполнять. Под такого рода судебным контролем понимается признание за ино­странным судебным решением: юридической силы (так называе­мая выдача экзекватуры). Возможность выдачи экзекватуры ре­гламентируется международными договорами, а порядок ее выда­чи определяется в национальном законодательстве государства, на территории которого иностранное судебное решение будет испол­няться.

Во-вторых, решение иностранного суда без придания ему юри­дической силы страной, где оно должно исполняться, выполняет­ся органами исполнительного производства в том же порядке, что и решения собственных судов. Такой порядок устанавливается не­которыми региональными международными договорами. Наи­большее распространение упрощенный механизм исполнения ино­странных решений получил на территории государств Европей­ского Сообщества.

Фактически признавая судебное решение, государство выража­ет свое отношение к нему как к юридическому факту, с которым связывается возникновение, изменение или прекращение установленных иностранным судом правоотношений. В связи с этим при­знание иностранного судебного решения представляет собой юридический акт, которым суверенное государство, распростра­няя действие иностранного решения на собственную территорию, выражает свое отношение к нему как к юридическому факту, с которым связывается возникновение, изменение или прекраще­ние установленных иностранным судом бесспорных правоотно­шений. При этом иностранное решение воспринимается как окон­чательное, что влечет за собой невозможность повторного рассмот­рения того же спора, и наделяется такими же юридическими качествами, как и судебные акты признающего государства, одна­ко пределы его действия не могут быть большими чем те, которы­ми оно ограничено в стране происхождения.