ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 2178
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Основной целью управления персоналом является обеспечение минимизации затрат организации на формирование и содержание трудовых ресурсов и максимизация результатов их использования. Достижение основной цели управления требует решения таких заданий:
-
формирование численности и состава работников предприятия, которые соответствуют специфике его деятельности и способные обеспечить реализацию заданий его развития.
-
Выбор наиболее эффективных форм привлечения трудовых ресурсов предприятием.
-
Создание необходимых организационных и экономических условий для соединения экономических интересов работников с интересами предприятия и его собственников.
-
Обеспечение высоких темпов роста продуктивности и эффективности труда.
-
Поиск и применение эффективных форм мотивации и материального стимулирования труда персонала.
Решение поставленных задач осуществляется в процессе формирования, использования и стимулирования персонала предприятия.
Контрольные вопросы
-
В чем состоит теоретический и прикладной характер науки управления персоналом?
-
Что изучает наука управления персоналом?
-
В чем состоит практическая значимость управления персоналом.
-
Определите понятие «управление персоналом».
-
Определите понятие «трудовые ресурсы».
-
Определите понятие «кадровый потенциал предприятия».
-
Определите понятие «трудовой коллектив».
-
Определите понятие «персонал предприятия».
-
Определите понятие «человеческие ресурсы предприятия».
-
Определите понятие «трудовой потенциал работника».
-
Перечислите этапы и функции процесса управления персоналом.
-
Что представляет собой системы управления персоналом?
-
Какие существуют методы управления персоналом?
-
Аспекты управления персоналом.
-
Перечислите общие и частные принципы управления персоналом.
-
Какие подходы характерны в настоящее время в области управления персоналом?
ТЕМА 2:УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
План
2.1.Личность в системе управления персоналом
2.2. Профессиональные аспекты характеристики личности
2.1.Личность в системе управления персоналом
Человек поступает на предприятие с набором ценностей, определенным отношением к социальным явлениям и действиям как сформированная личность, которая имеет собственную позицию.
Личность – это совокупность индивидуальных социальных и психологических качеств, которые характеризуют человека и позволяют ей активно и осознанно действовать.
В структуре личности можно выделить 4 блока характеристик:
-
Биологические (включает характеристики личности, обусловленные её биологическими свойствами);
-
Психологический (включает характеристики личности, обусловленные основными психическими процессами, которые лежат в основе уровня психического развития человека и его познавательных способностей);
-
Педагогичный (соединяет характеристики жизненного опыта человека);
-
Социально-психологический (характеризует мотивационную сферу личности и содержит в себе систему потребностей, мотивов, отношений, моральных норм, жизненных ценностей).
На формирование организационного поведения личности влияют демографические, биопсихологические, социально-психологические, культурологические показатели.
Понятие «индивидуальность» характеризует интегральную способность человека, которая соединяет его природные и личностные особенности.
Все многообразие психики так или иначе проявляется в трудовой деятельности человека, но вместе с тем эти проявления носят разный характер, который обусловлен специфическими для каждой профессии предметами и орудиями труда, а также и трудовыми задачами. Для изучения этого многообразия выделения профессионально важных признаков можно проводить по следующему плану; психологические особенности сенсорной деятельности, -и потом , хотя это все неотделимо друг от друга , рассмотреть внимание, память, эмоционально-волевую сферу и особенности личности.
Сенсорная деятельность в разных видах труда может отличаться прежде всего по нагрузке на тот или иной анализатор зрительной, слуховой, кожной, мышечно-суставный и др. или комплексе анализаторов. Например, если у настройщика музыкальных инструментов ведущим является слуховой анализатор, то такие профессии, как радист, настройщик радио и телеаппаратуры, требуют наряду со зрительным восприятием не в меньшей степени и слухового восприятия; тонкого различения шумов, различения высоты и тембра звуков и т.д. Есть профессии, где ведущим анализатором может быть осязание, это, например, браковщики полировки, где вопросы осязания имеют большое значение. Есть виды труда , в которых довольно, довольно большую роль играют обоняние и вкус. Прежде всего это профессии связанные с дегустацией. А если говорить об обонянии - то некоторые виды химической и нефтеперерабатывающей промышленности.
Кроме анализатора нужно иметь в виду особенности характера самого восприятия. Целый ряд профессий требует длительного слежения в широком сенсорном поле. Ряд профессий, наоборот, требует резкого сужения поля восприятия , но зато в течение длительного времени.
Есть профессии, в которых большое значение имеет слежение за движущимися и мелькающими объектами. Это должно быть также учтено, когда мы анализируем профессию с точки зрения восприятия.
Профессиональные особенности мыслительной деятельности. Мышление является обязательным компонентом любой деятельности, но мышление как профессионально важный признак прежде всего выделяют в тех профессиях, где приходится оценивать какую-нибудь ситуацию, требующую принятия определенного решения в зависимости от данной ситуации и реализации его в виде каких-то адекватных действий.
Мы представляем себе, что научно-технический прогресс, механизация , автоматизация все время повышают требования, даже в рабочих профессиях, к мышлению. По сути дела, во многих видах деятельности трудно отделить физический и умственный труд.
В целом ряде видов ручного труда чаще всего имеет место, так называемое наглядно-действенное мышление. Но есть виды труда, особенно в автоматизированных системах, где роль интеллектуального компонента значительно повышается. Приходится оценивать ситуацию по целому ряду параметров, находить решение с учетом вероятности наступления какого-то события, выбирать различные действия в зависимости от меняющихся ситуаций.
Профессиональные особенности моторной деятельности . вызывается Когда говорят о моторной деятельности, правильнее рассматривать сенсомоторную координацию даже в тех случаях, когда моторный компонент деятельности крайне прост; нажимание на кнопку или рычаг. Почему? Потому, что всякая моторная деятельность вызывается сенсорным компонентом и реализация этого действия контролируется так же сенсорным компонентом.
По сенсомоторной координации профессии очень резко отличаются друг от друга. Есть профессии, в которых моторный компонент действия носит очень простой характер, а именно; в ответ на какую-то возникшую ситуацию провести какие-то ручные действия - поворот рычажка, нажимание на кнопку и др. Но в ряде случаев здесь, с одной стороны, играет роль скорость реакции, т.е. действие само по себе простое, но все должно реализовываться достаточно быстро. При замедлении могут появиться нежелательные результаты. С другой стороны ряд профессий сложной сенсомоторной координации не только рук, но и ног. Это водительские профессии; шоферы, летчики, также профессия швеи- мотористки и другие профессии станочников.
Профессиональные особенности внимания. Внимание, которое осуществляет функцию контроля деятельности, неотделимо от восприятия, от мышления, оно обязательно присутствует в любой деятельности. Но в разных профессиях отдельные свойства внимания имеют разное значение. Есть профессии (браковщики, контролеры, сборщики и др. ), в которых требуется длительное, в течение всего рабочего дня устойчивое внимание на одном или даже нескольких объектах и периодическая его концентрация.
Есть профессии, которые требуют исключительно широкого расширения внимания и переключения внимания. Вообще в трудовой деятельности очень трудно отделить распределение внимания от его переключения. Целый ряд профессий операторов, которые имеют широкое поле для обзора, требует все время и распределять внимание и переключать внимание с одних объектов на другие. Но есть профессии, в которых необходимо поочередно то концентрировать внимание, то переключать его.
Профессиональные особенности памяти. Память нужна всегда независимо от видов труда. Но мы говорим о профессионально важном признаке памяти для видов труда. Дело в том, что большая нагрузка на память требуется при обучение данному виду труда, когда еще не сформировались навыки, но когда сформировались основные навыки, но когда сформировываются основные навыки, тогда нагрузка на память снижается. Люди которые прекрасно освоили станок не должны каждый раз специально вспоминать, какими рычагами нужно действовать, на что нужно смотреть. Шоферам не нужно думать о том, какой рукой или какой ногой и какое движение нужно сделать. Но есть профессии в которых память является одним из наиболее важных признаков. Например; в работе телеграфиста, машинистки, где требуется на какое-то небольшое время удерживать в памяти положения, ситуации. В данном случае речь идет о кратковременной или оперативной памяти как наиболее важном профессиональном признаке.
Профессиональные особенности эмоционально волевой сферы личности. При психологическом анализе трудовой деятельности, эмоционально-волевую сферу лучше рассматривать вместе с особенностями личности. Если говорить о любой деятельности, то она вызывает к себе определенное отношение, эмоционально переживается. С чем это связано? Это связано с мотивами, с потребностями человека, с интересом к работе. Это, например, общие эмоции в труде. Они могут быть положительными и отрицательными.
Положительные эмоции, это например удовлетворение своим трудом, чувство долга, соревнования. С другой стороны, могут быть и отрицательные эмоции. Это прежде всего касается тех случаев, когда люди хотя и работают, но эта работа им не по душе. Они выполняют ее из чувства долга, может быть и добросовестно.
Второй подвид профессиональных эмоций - это те эмоции, которые возникают в процессе самой работы. Это прежде всего те профессии в которых могут возникнуть аварийные ситуации и где неправильное, замедленное принятие решения может привести в условиях высокой эмоциональной напряженности к аварии (летчики, верхолазы, некоторые виды операторского труда). В этих профессиях эмоционально неустойчивые люди не могут работать.
Целый ряд профессий предъявляет особые требование к другим разнообразным особенностям личности: аккуратности, организованности, педантичности в ряде случаев, общительности или замкнутости.
Структура персонала – это совокупность отдельных групп работников, которые объединены по определенному признаку.
Структура персонала организации может быть: штатной, организационной, социальной и ролевой.
Социальная структура персонала организации характеризует его как совокупность групп, которые классифицируются по:
-
содержанию работ;
-
уровню образования и квалификации,
-
профессиональному составу,
-
стажу работы, возрасту, национальностью,
-
независимостью от политических партий и организаций;
-
семейному положению, направлением мотивации, уровню жизни и статусом занятости.
Численность персонала определяется характером, масштабами, сложностью, трудоемкостью производственных процессов, степенью их механизации, автоматизации, компьютеризации. Эти факторы определяют её нормативную (плановую) величину.
Должностной (штатный) состав работников закрепляется в штатном расписании организации, в котором конкретизируется:
-
Перечень должностей;
-
Численность штатных единиц;
-
Размер должностных окладов, надбавок и доплат (при условии, что надбавки и доплаты предусмотрены положением об оплате труда и они имеют постоянный характер);
-
Месячный фонд заработной платы.
Персонал более объективно характеризуется учетной численностью (фактической), или количеством работников, которые официально работают в организации на данный момент.
Среднесписочная численность за месяц (среднемесячная численность) – это сумма явок и неявок по дням, отнесенная к календарному количеству дней.
Среднесписочная численность персонала за квартал (среднеквартальная численность)рассчитывается как сумма среднемесячной численности за этот период, отнесенная к соответствующему количеству месяцев.
К явочному составу работников организации включают всех работников, которые явились на работу.
Учетная численность на определенную календарную дату включает всех работников, в том числе принятых с данной даты, исключая всех уволенных, начиная с этой даты.
В составе учетной численности выделяют 3 категории работников:
-
постоянные, принятые в организацию бессрочно ил на срок более 1 года по контракту;
-
временные, принятые на срок до 2-х месяцев, а для замещения временно отсутствующего лица – до 4-х месяцев;
-
сезонные – принятые на работу, которая носит сезонный характер на срок до 6-ти месяцев.
2.2. Профессиональные аспекты характеристики личности
Психологический анализ трудовой деятельности является обязательным первоначальным этапом работ в области психологии труда. Он играет роль фундамента, на котором строится любое конкретное исследование. В зависимости от поставленной задачи, угол зрения, под которым анализируется профессия, может изменяться. Но психологическое изучение профессий может иметь и более самостоятельный теоретический аспект. Многообразие видов трудовой деятельности выдвигало и выдвигает перед психологией труда проблему психологической классификации профессий, выявления общих характеристик психологических черт различных видов труда, нахождение того, что объединяет и, наоборот, разъединяет профессии с психологической точки зрения.
Психологическое изучение конкретных видов трудовой деятельности называется профессиографированием, или профессиографией (описание профессии), а результат изучения - профессиограммой. Профессиограмма включает целую совокупность характеристик о данном виде труда; технико-экономические характеристики; социальные, социально-психологические и санитарно- гигиенические характеристики условий труда. Выделенные в психограмме характеристики еще советские психотехники назвали профессионально важным признаком и рассматривали их как совокупность психотехники называли профессионально важными признаками и рассматривали их как совокупность психических процессов и особенностей личности, которые актуализируются данным видом труда и влияют на его результат.
Психологическое изучение профессий проводится по самым разным схемам, в которые включены вопросы, охватывающие весь профессиональный материал.
Данную схему можно назвать ориентировочной. Она содержит всего шесть пунктов.
Первый пункт - технико-экономическое описание. Это технология, оборудование, нормы, оплата труда.