Файл: налоговое право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 1569

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1). Налоговое уведомление

Как уже было сказано, налоговое уведомление является своеобразным напоминанием налогоплательщикам о налоговой обязанности, уточнением ее размеров (если суммы, подлежащие к уплате, рассчитываются контролирующими органами).

Налоговое уведомление и налоговое требование связаны друг с другом, имеют общие черты, но не неразрывны. Вряд ли можно утверждать, что налоговому требованию должно предшествовать налоговое уведомление. Это две самостоятельные налоговые процедуры. Налоговое уведомление детализирует своевременное исполнение обязанности по уплате налога, тогда как налоговое требование уточняет уже состоявшуюся налоговую задолженность.

Налоговое уведомление направляется налогоплательщику контролирующими органами. В нем указывается сумма налоговой обязанности и содержатся: основание для такого начисления, ссылка на норму налогового закона, в соответствии с которой был сделан расчет или перерасчет налоговых обязанностей, сумма налога либо сбора (обязательного платежа), подлежащего уплате, и штрафных санкций при их наличии; предельные сроки их погашения, а также предупреждение о последствиях их неуплаты в установленный срок и предельные сроки, предусмотренные законом для обжалования начисленного налогового обязательства (штрафных санкций при их наличии). Налоговое уведомление выставляется по каждому отдельному налогу, сбору (обязательному платежу). Контролирующий орган ведет реестр выданных налоговых уведомлений относительно отдельного налогоплательщика.

Многие положения, регулирующие процедуру применения налогового уведомления и требования, совпадают, но при налоговом требования проявляются более четко и будут рассмотрены дальше.

2). Налоговое требование

В случае если налогоплательщик не уплачивает согласованную сумму налоговой обязанности в установленные сроки, налоговый орган направляет такому налогоплательщику налоговые требования.

Если контролирующий орган, проведший процедуру согласования суммы налоговой обязанности налогоплательщиком, не является налоговым органом, то он направляет соответствующему налоговому органу представление об осуществлении мер по погашению налогового долга налогоплательщика, а также расчет его размера, на основании которого налоговый орган направляет налоговые требования.

Налоговое требование представляет собой адресованное обязанному лицу (налогоплательщику или лицу, его заменяющему) письменное извещение о неуплаченной сумме налога; обязанности ее уплатить; установленных сроках погашения; сумме, подлежащей уплате (включающую сумму налога и пени).

Основанием для составления и направления налогового требования является наличие неисполненной или исполненной не в полной мере обязанности по уплате налога или сбора. Налоговые требования должны содержать ссылки на основания их выставления; сумму налогового долга, подлежащего уплате, пени и штрафных санкций; перечень предложенных мер по обеспечению уплаты суммы налогового долга.


Налоговые требования также направляются налогоплательщикам, которые самостоятельно представили налоговые декларации, но не погасили сумму налоговых обязанностей в установленные законом сроки, без предварительного направления (вручения) налогового уведомления.

Относительно детально специфика налогового требования охарактеризована С. А. Герасименко, однако хотелось бы обратить внимание на некоторые особенности налогового требования:

1) это официальный письменный документ, адресованный налоговым органом налогоплательщику;

2) налоговое требование содержит исчерпывающую информацию о претензиях к налогоплательщику со стороны налоговых органов;

. 3) направление налогового требования является формой реагирования налоговым органом на факт неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога и сбора;

4) налоговое требование предполагает совмещение восстановительной (внесения налоговой задолженности) и штрафной (пеня) функции в налогообложении;

5) предполагает четкие временные рамки исполнения требования;

6) предшествует мерам принудительного взыскания соответствующих сумм.

Налоговые требования можно классифицировать:

1. По объему обязанностей:

а) консолидированное — требование, содержащее сумму обязанностей по всем налогам, сборам, разновидностям пеней;

б) видовые — требования по уплате конкретного налога или сбора;

в) дополнительные — требования по уплате пеней;

г) штрафные — требования по уплате сумм финансовых санкций.

2. По основаниям составления налогового требования:

а) предварительное — до наступления срока уплаты налога;

б) промежуточное — после наступления срока уплаты, но до наступления окончательного срока уплаты налога или сбора;

в) окончательное — после наступления окончательного срока уплаты налога или сбора;

г) контрольное — после проведения налоговой проверки;

д) скорректированное — после изменения обязанности по уплате налога и сбора.

Налоговое требование включает все данные о реализации налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора, размерах задолженности. В нем содержатся:

— указание на сумму, подлежащую уплате (задолженности; пеней на момент направления требования);— сроки (уплаты налогов, сборов, пеней; исполнения требования);

— указание на принудительные меры взыскания при неисполнении налогового требования;

— основания уплаты и взимания налогов и сборов;

— законодательные основания уплаты плательщиком указанных сумм.

Налоговое требование должно содержать общую сумму налогового долга и суммы налогового долга по каждому отдельному налогу, сбору (обязательному платежу). Налоговый орган ведет реестр выданных налоговых требований относительно отдельных налогоплательщиков. В случае если у налогоплательщика, которому было направлено первое налоговое требование, возникает новый налоговый долг, второе налоговое требование должно содержать сумму консолидированного долга. При этом отдельное налоговое требование о таком новом налоговом долге не выставляется.


Консолидированным считается долг, определенный в первом налоговом требовании, увеличенный на сумму нового налогового долга, возникшего до выставления второго налогового требования.

Проблема сроков, связанных с налоговым требованием, предполагает их определенную дифференциацию. В этом случае необходимо выделить три вида сроков:

а) сроки составления налогового требования;

б) сроки направления налогового требования;

в) сроки исполнения налогового требования.

Сроки составления налоговых требований, видимо, должны определяться внутренними нормативными актами налоговых органов и регулировать особенности действий работников этих органов. В этом случае, естественно, логична и определенная корреспонденция с Законом Украины «О Государственной налоговой службе в Украине».

Сроки направления налогового требования ориентированы и определяются датой передачи требования налогоплательщику. Обычно законодатель не детализирует форму передачи (лично, под расписку). В случае уклонения от получения налогового требования составляется соответствующий акт, дата которого и считается датой передачи требования.

Российское и украинское налоговое законодательство по-разному ориентированы на закрепление срока направления требования. Если в Российской Федерации подобное требование должно быть направлено не позднее 10 дней до наступления последнего срока уплаты налога (ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации), то ст. 6 Закона Украины от 21 декабря 2000 года предполагает ограничение сроков по формуле «не ранее».

Так, налоговые требования направляются:

а) первое налоговое требование — не ранее первого рабочего дня по истечении предельного срока уплаты согласованной суммы налоговой обязанности. Первое налоговое требование содержит уведомление о факте согласования налоговой обязанности и возникновении права налогового залога на активы налогоплательщика, обязанность погасить сумму налогового долга и возможные последствия непогашения его в срок;

б) второе налоговое требование — не ранее тридцатого календарного дня со дня направления (вручения) первого налогового требования, в случае непогашения налогоплательщиком суммы налогового долга в установленные сроки. Второе налоговое требование дополнительно к сведениям, изложенным в первом налоговом требовании, может содержать уведомление о дате и времени проведения описи активов налогоплательщика, находящихся в налоговом залоге, а также о дате и времени проведения публичных торгов по их продаже.

Налоговое требование считается направленным (врученным) юридическому лицу, если оно передано должностному лицу такого юридического лица под расписки или направлено письмом с уведомлением о вручении. Налоговое требование считается направленным (врученным) физическому лицу, если оно вручено лично такому физическому лицу или его законному представителю либо направлено письмом в его адрес по месту жительства или последнего известного места его нахождения с уведомлением о вручении.


В таком же порядке направляются налоговые уведомления.

В случае если налоговый орган или почта не может вручить налогоплательщику налоговое уведомление или налоговые требования в связи с не нахождением должностных лиц, их отказом принять налоговое уведомление или налоговое требование, не нахождением фактического места расположения (местонахождения) налогоплательщика, налоговый орган размещает налоговое уведомление или налоговые требования на доске налоговых объяв указывается в соответствующем решении о рассрочке, отсрочке либо налоговом компромиссе;

Сроки исполнения налогового требования представляют собой период времени, в течение которого налоговым органом предлагается налогоплательщику осуществить уплату сумм налогов, сборов, доначисленных в добровольном порядке. Закрепление подобных сроков очень важно, поскольку они являются ориентиром для вынесения решения о применении мер обеспечения налоговой обязанности. Четкого закрепления подобных сроков не предусмотрено, что предполагает их установление в каждом конкретном случае налоговым органом. По истечение его и оставшейся налоговой задолженности, видимо, и необходимо рассматривать возможность реализации права налоговых органов на меры принудительного взыскания.

Возможна определенная корректировка порядка налоговых требований. Она связывается с:

а) уточнением положений налогового требования;

б) отзывом налогового требования.

Так, налоговое уведомление или налоговые требования считаются отозванными, если:

а) сумма налоговой обязанности или налогового долга, а также пени и штрафных санкций (при их наличии) самостоятельно погашается налогоплательщиком;

б) контролирующий орган отменяет или изменяет ранее принятое решение о начислении суммы налоговой обязанности (пени и штрафных санкций) или налогового долга вследствие их административного обжалования;

в) решение контролирующего органа о начислении суммы налоговой обязанности или взыскании налогового долга отменяется либо изменяется судом (арбитражным судом);

г) налоговый долг рассрочивается или отсрочивается либо относительно него достигается налоговый компромисс и об этом.




ТЕМА 5: НАЛОГОВОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

План

5.1. Представительство в налоговом праве

5.2. Законный представитель налогоплательщика

5.3. Уполномоченный представитель налогоплательщика

5.4. Официальный представитель налогоплательщика


5.1. Представительство в налоговом праве является специфическим правовым институтом, обеспечивающим наиболее полную реализацию прав и обязанностей налогоплательщиков. Становление этого института — перспективная задача, поэтому попытаемся обозначить основные составляющие, контуры проблемы.

Основу института представительства в налоговом праве составляют многие нормы гражданского и гражданско-процессуального законодательства. Однако налоговое представительство имеет существенное отличие от гражданско-правового представительства. Принципиальным отличием правовой природы налогового представительства от гражданско-процессуального является направленность метода регулирования отношений, возникающих в различных формах представительства. Налоговое представительство регулирует реализацию первоочередной обязанности налогоплательщика ( уплату налогов и сборов ), базирующейся на отношениях власти и подчинения, обеспечивающейся властными, императивными методами в отличие от гражданско-правового представительства, имеющего диспозитивный характер.


К особенностям налогового представительства можно отнести и специфический субъектный состав, который предполагает:

1) представляемого (налогоплательщика);

2) представителя (законного, уполномоченного или официального);

3)третье лицо (налоговые органы или иные, осуществляющие контроль за своевременным и полным поступлением налогов и сборов в соответствующие централизованные фонды).

Сущность представительства характеризуется сложностью, многопорядковостью. Отношения, регулируемые представительством, существуют на нескольких уровнях:

1) низший уровень (отношения между представителем и представляемым);

2) высший уровень (отношения между представителем и иными субъектами налоговых правоотношений, в первую очередь налоговыми органами).

На основании этого можно выделить внутренние отношения на (низшем уровне) и внешние отношения представительства (осуществляющие регулирование на высшем уровне).

Налоговое законодательство основывается на посылке, что главной обязанностью налогоплательщика является своевременная и полная уплата налогов и сборов. При этом налогоплательщик может участвовать в подобных отношениях как непосредственно, так и через представителей. Второй путь используется в силу объективных причин, когда налогоплательщик не может исполнять налоговые обязанности (не достиг определенного возраста) либо выполнение обязанностей затруднительно (удаленность налогоплательщика и т.д.).

Система субъектов и отношения между ними связаны и проявляются в особенностях способов реализации правоотношений. Последние выступают как комплекс приемов и методов, при помощи которых субъекты правоотношений реализуют свои права и обязанности. Самостоятельное осуществление является путем реализации большинства налоговых правоотношений. В этом случае субъект правоотношений осуществляет свои права и обязанности самостоятельно. Определенное делегирование прав и обязанностей налогоплательщиков осуществляется при представительском способе, когда реализацию прав и обязанностей по уплате налогов осуществляют налоговые агенты. Чаще всего необходимость действий налогового агента зависит от сложности учета налогов и сборов, налоговой отчетности, сложности внутреннего налогового контроля.

Приобретение статуса налогового представителя может осуществляться в двух формах.

1. Пассивная форма — приобретение статуса представителя не связано ни с какими действиями представителя или представляемого, оно просто вытекает из закона.

2. Активная форма —• приобретение статуса представителя связано с активными действиями субъектов. В качестве таких активных действий могут выступать действия налоговых органов (официальное представительство); представляемого и представителя — при заключении соответствующего договора (уполномоченное представительство).