Файл: налоговое право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 1571

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно Декрету Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 года № 13-92 «О подоходном налоге с граждан» все граждане, которые получали в течение года какие-либо доходы помимо основного места работы, обязаны до 1 марта подать в налоговые органы по месту жительства декларацию о сумме совокупного дохода, полученного как по основному, так и не по основному месту работы. Бланки деклараций выдаются бесплатно в налоговых органах по месту проживания налогоплательщика. Форма декларации о совокупном годовом доходе утверждена Инструкцией Государственной налоговой администрации Украины от 21 апреля 1993 года №12.

Декларация состоит из четырех разделов:

— раздел 1 декларации содержит сведения о всех видах доходов, полученных в течение отчетного календарного года, о суммах затрат, непосредственно связанных с их получением, а также суммах удержанного подоходного налога по месту получения дохода или уплаченного авансом по расчетам налоговых органов. Сведения о полученных доходах записываются в соответствующую таблицу этого раздела декларации в зависимости от вида дохода и места его получения;

— раздел 2 декларации содержит сведения о суммах дополнительных уменьшений (льгот), на исключение которых из совокупного налогооблагаемого дохода имеет право лицо, подающее декларацию. Право на проведение определенных уменьшений совокупного налогооблагаемого дохода (право на льготу) должно быть подтверждено соответствующими документами;

— в разделе 3 декларации указываются сведения о фактическом годовом совокупном доходе, подлежащем налогообложению (с которого проводится исчисление подоходного налога), а также сообщается о сумме дохода, которую предполагает получить плательщик налога в последующем году (оценочный доход);

— в разделе 4 декларации указываются сведения о собственности и земельных участках, которые являются объектами налогообложения другими налогами (налог с владельцев транспортных средств, плата за землю).

На основании представленных плательщиками деклараций налоговые органы проводят перерасчет подоходного налога из совокупного облагаемого дохода за год, который указан в разделе 3 декларации. Подоходный налог с годового дохода определяется из среднемесячного дохода с учетом уплаченного (удержанного) на протяжении года налога, а также уплаченных авансовых платежей. При расчете налоговыми органами годовой суммы налога из облагаемого дохода исключается установленный действующим законодательством необлагаемый минимум и суммы, предусмотренные статьей 6 Декрета (льготы). Дополнительно начисленные по окончательному расчету суммы налога подлежат уплате не позднее одного месяца со дня получения уведомления налоговых органов, а излишне уплаченные суммы налога подлежат возврату плательщику не позднее одного месяца после проведения окончательного расчета. По заявлению плательщика переплаченные суммы налога могут быть засчитаны в счет будущих платежей.


Основным нормативным документом, которым до 1 января 2000 года руководствовались при организации бухгалтерской службы все предприятия, их объединения и хозрасчетные организации (кроме банков) независимо от форм собственности, учреждения и организации, основная деятельность которых финансируется за счет бюджета, было Положение об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 3 апреля 1993 года № 250 (с последующими изменениями и дополнениями).

С 1 января 2000 года вступил в действие Закон Украины от 16 июля 1999 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» со Стандартами, утвержденными Минфином Украины. Субъекты предпринимательской деятельности - плательщики единого налога ведут бухгалтерский учет и подают финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством об упрощенной системе учета и отчетности, и на них принятые нововведения не распространяются. План счетов внедрялся предприятиями по мере их готовности к таким действиям. Следовательно, если предприятие перешло на новый План счетов 31 декабря 2000 года, нарушением это несчитается. Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета (п.2 ст.3 Закона), но, несмотря на это, налоговый учет необходимо вести в порядке, установленном соответствующими законами (Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» и Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 3 апреля 1997 года № 168/97-ВР). До недавнего времени применялось Положение об организации бухгалтерского учета и отчетности в Украине, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 3 апреля 1993 года № 250, и Указания по организации бухгалтерского учета в Украине, утвержденные приказом Минфина Украины от 7 мая 1993 года № 25. Их сменили Закон Украины от 16 июля 1999 года и Стандарты 6, 8-10, 15,19 и 20. Так, если для составления финансовой отчетности использовалась Инструкция о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности предприятия, утвержденная приказом Минфина Украины от 18 августа 1995 года №139 , то теперь предстоит пользоваться Стандартами 1-5.

Традиционно налоговая декларация как форма налоговой отчетности соответствует такому порядку уплаты налога, при котором обязанность по его уплате возлагается непосредственно на плательщика. В большинстве случаев налоговая декларация имеет характер налогового расчета, в соответствии с которым налогоплательщик своевременно уплачивает налог. Налоговая декларация представляется в налоговый орган в двух экземплярах, один из которых возвращается плательщику с отметкой должностного лица налогового органа о дате ее принятия. Подпись должностного лица должна быть удостоверена. Формы налоговых деклараций устанавливаются Государственной налоговой администрацией Украины по согласованию с Министерством финансов Украины и Министерством статистики Украины.


В соответствии со ст. 4 Закона Украины от 21 декабря 2000 года налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налоговой обязанности, которую указывает в налоговой декларации.

Налоговые декларации принимаются контролирующим органом без предварительной проверки указанных в них показателей.

Если согласно правилам налогового учета, определенным законами, налоговая отчетность по отдельному налогу, сбору (обязательному платежу) составляется нарастающим итогом, налоговая декларация по результатам последнего налогового периода года приравнивается к годовой налоговой декларации, при этом последняя не представляется.

Установление форм или методов обязательной налоговой отчетности, которые предусматривают представление сводной информации об отдельных доходах, расходах, льготах, других элементах налоговых баз, которые были ранее отражены в налоговых декларациях или расчетах по отдельным налогам, сборам (обязательным платежам), не разрешается, если иное не установлено законами по вопросам налогообложения.

Налоговые декларации представляются за базовый налоговый (отчетный) период, который равен:

а) календарному месяцу — в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца;

б) календарному кварталу или календарному полугодию — в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (полугодия);

в) календарному году — в течение 60 календарных дней по последнему календарному дню отчетного (налогового) года;

г) календарному году для плательщиков подоходного налога с граждан — до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Если налоговая декларация за квартал, полугодие, три квартала или год рассчитывается нарастающим итогом на основании показателей базовых налоговых периодов, из которых состоят такие квартал, полугодие, три квартала или год (без учета авансовых взносов) согласно соответствующему закону по вопросам налогообложения, такая декларация представляется в сроки; определенные для базового налогового периода.

Если последний день срока представления налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается следующий за выходным или праздничным рабочий день.

Налогоплательщик имеет право выбрать один из трех порядков подачи налоговой декларации:

а) лично (с отметкой о дате подачи на копии декларации);

б) пересылкой (датой подачи декларации будет считаться дата отправления заказного письма);

в) в электронном виде.

Налоговый орган не вправе отказать в приеме декларации. При этом момент передачи и сам факт передачи декларации удостоверяется отметкой на копии декларации. Это особенно важно, поскольку исполнение налоговых обязанностей заключено в определенные временные рамки и налоговая декларация должна быть подана плательщиком в четко установленные сроки.


Налогоплательщик не несет обязанности по сдаче налоговой декларации, если обязанность по исчислению и уплате налогов или сборов возлагается на налоговый орган или налогового агента, налогового представителя. При этом налоговая декларация должна быть подана в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Утвержденные формы налоговых деклараций носят нормативно-правовой характер, что означает обязательность их соблюдения как для налогоплательщика, так и для налоговых органов.

Налоговая декларация должна включать в себя следующие обязательные сведения:

1) идентификационный код плательщика налога;

2) полное наименование плательщика налога, сведения о его местонахождении или месте проживания;

3) период, за который подается декларация, или дата, по состоянию на которую подается декларация;

4) дату представления налоговому органу налоговой декларации;

5) размер базы налогообложения;

6) сумму и размер расходов и льгот;

7) сумму, не облагаемую налогом;

8) ставку налогообложения;

9) сумму налога, подлежащего уплате.

Декларация подписывается налогоплательщиком или его представителем в пределах его полномочий. В налоговой декларации налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить сумму налога.

Существует две формы налоговых деклараций.

1. Имущественная декларация - сведения, предоставляемые физическими лицами о перечне имущества, находящегося в собственности данного лица (в том числе и денежных средств), или имущества, которое может служить источником доходов, формирующих объекты налогообложения.

2. Специальная декларация - сведения, предоставляемые физическими лицами по требованию налогового органа, составленные по установленной форме и содержащие информацию об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение определенного имущества.

Если налогоплательщик после подачи декларации обнаружил арифметическую ошибку или описку, что привело или могло привести к занижению (завышению) налога, он вправе подать налоговому органу уточненную декларацию вместе с заявлением об этом. Выявление в ходе налоговой проверки несоответствия сведений, определенных в налоговых декларациях, лишает права налогоплательщика на представление уточненной декларации. В этих случаях выявленные несоответствия должны быть выделены в декларации, подаваемой за следующий налоговый период.

После подачи налоговой декларации налогоплательщик может обнаружить в ней неточности, неполноту или ошибки. Если в этом случае сумма налога занижена, то налогоплательщик обязан внести в декларацию необходимые дополнения и изменения путем подачи соответствующего заявления. Подобное заявление приравнивается к подаче новой декларации, содержание которой определяется как ранее поданной декларацией, так и последующими изменениями, которые были в нее внесены. В отдельных случаях налогоплательщик вправе отозвать свою налоговую декларацию из налогового органа и представить новую. Все изменения в декларации осуществляются на основании заявления об изменениях и дополнениях, представляемого в налоговый орган. Важнейшим моментом при этом является фиксация даты подачи заявления, так как это определяет порядок применения санкций. При этом налогоплательщик освобождается от ответственности за налоговое правонарушение в случаях:


1)подачи такого заявления до истечения срока подачи заявления;

2)подачи такого заявления после истечения срока подачи заявления, но до срока уплаты налога;

3) подачи такого заявления после истечения срока подачи заявления и уплаты налога, когда налогоплательщик подал заявление о внесении изменений и дополнений в декларацию и уплатил сумму налога и пени до вручения ему акта налоговой проверки. Необходимо учитывать, что это касается только изменений и дополнений в декларациях за прошлые отчетные периоды.

4.3. Регулирование отношений, связанных с определенными, специфическими формами процессуальных отношений, является одним из наиболее перспективных направлений в налоговом праве и законодательстве. Специфический институт налогового производства, регулирующий порядок составления, направления и исполнения требований специальных процессуальных документов (уведомления и требования), закрепляется в ст. 6 Закона Украины от 21 декабря 2000 года и главой 10 Налогового кодекса Российской Федерации.

Эти нормы характеризуются закреплением особой процедуры, которая применяется к налогоплательщику до принятия мер принудительного взыскания сумм налогов и сборов. Это своеобразные превентивные меры. Своеобразие их заключается в том, что они:

а) осуществляются налогоплательщиком добровольно;

б) содержат наряду с суммами недоплат и пени за просрочку платежей;

в) являются формами «допринудительных» процедур;

г) предполагают определенное согласование позиций налогоплательщика и налогового органа;

д) являются основанием разграничения способов реагирования на налоговые преступления и налоговые проступки.

Различием российского и украинского налогового законодательства является то, что в Российской Федерации подобные процедуры связываются с одной формой — налоговым требованием, тогда как в Украине используются две: налоговое уведомление и налоговое требование (ст. 6 Закона Украины от 21 декабря 2000 года). Так, налоговое уведомление определяется, как письменное уведомление контролирующего органа об обязанности налогоплательщика уплатить сумму налоговой обязанности, определенную контролирующим органом. В то же время налоговое требование рассматривается как письменное требование налогового органа к налогоплательщику погасить сумму налогового долга. Очевиден и показателей в этом плане акцент на то, что налоговое уведомление связывается с действиями контролирующих органов, тогда как налоговое требование — с действиями исключительно налоговых.

Принципиальное различие между налоговым уведомлением и налоговым требованием в том, что первое является своеобразным напоминанием налогоплательщику, тогда как налоговое требование — это уже средство реагирования. В основе такого реагирования лежит факт несвоевременного исполнения обязанности и предоставления плательщику возможности добровольно исполнить просроченную обязанность.