ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 6234
Скачиваний: 7
Согласно американскому закону 1947 года, национальная безопасность обеспечивается согласованием военной, внутренней и внешней политики в интересах обеспечения безопасности. По закону Российской Федерации, "безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства". Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов власти и управления в данной области, формируются или преобразуются opганы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. "Политика национальной безопасности, - отмечается в Послании Президента РФ по национальной безопасности - выражает осуществляемую по единому плану деятельность государства во всех сферах его ответственности направленную на выявление, блокирование, нейтрализацию всех видов внутренних и внешних угроз существованию и развитию личности, общества и государства".
Понятия “угрозы”, “интересы” и “цели” являются основой разработки мер безопасности, составляющих ткань практической деятельности в обеспечении безопасности. В США и других развитых странах Запада имеется довольно четкая увязка этих понятий. Так, внешняя угроза интересам выживания означает немедленное применение вооруженных сил, включая ядерный потенциал. Жизненно важные интересы за рубежом могут защищаться экономическими средствами, однако использование военной силы практически неизбежно. Существенные интересы связаны с понятиями вызова и риска для государства. Соответственно их защита не требует немедленных действий военного характера. В данном случае первую роль должны играть политические меры, используются также методы экономического воздействия. Периферийные интересы связываются лишь с политическими и дипломатическими мерами воздействия. Все перечисленные мероприятия обеспечения национальной безопасности могут быть сведены в пять групп:
- политические (от дипломатических нот до "психологической войны" и убийства неугодных политических деятелей);
- военные (от "демонстрации флага" до применения ядерного оружия);
- экономические (от отказа в поставках определенных видов технологий до полноq экономической блокады);
- социальные (от помощи бедным до расстрела забастовщиков);
- экологические (от запрета производства фреонов до вывоза ядовитых отходов в другие страны).
К сожалению, в Российской Федерации не разработана система использования мер принуждения и убеждения в зависимости от степени угрозы целям, задачам и интересам безопасности страны. Отсутствие таковой приводит в практической политике к готовности немедленно использовать вооруженное насилие при любой угрозе национально-государственным интересам. Цель, интересы, угрозы, меры обеспечения безопасности являются составными элементами стратегии социальной системы, получившей на Западе наименования стратегии национальной безопасности. Под стратегией понимается создание и совершенствование необходимой "силы" и выработка поведения во имя достижения поставленной цели. Разработка стратегии предполагает, прежде всего, построение дерева целей. Последние обычно делятся на подцели или задачи. Стратегия определяет общие, основные отношения между субъектами опасности. Она связана с решением долгосрочных проблем. Достижение промежуточных целей и задач осуществляется путем установления частных и временных взаимодействий с другими субъектами безопасности. В политологии такие отношения называются тактикой или курсом. Курс - это система мероприятий, осуществляемых в интересах достижения промежуточных целей и решения стоящих задач.
Разработка мероприятий по обеспечению безопасности сопровождается разработкой вариантов предполагаемых действий, получивших название сценариев. Сценарий представляет собой способ установления логической последовательности решений и связанных с ними событий с целью определения альтернатив развития социальных систем. При построении сценариев важно учитывать противодействие других субъектов безопасности. Таким образом, политика национальной безопасности представляет собой взаимосвязанную систему целенаправленных усилий государства, политических институтов общества, общественных организаций, а также каждого гражданина, призванных обеспечить защиту их жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз и устойчивое развитие всех субъектов национальной безопасности. В современных условиях обеспечение безопасности является постоянной функцией любой социальной системы. Оно охватывает все стороны их жизнедеятельности и приносит результаты лишь при комплексном подходе. Все это предполагает выделение в рамках внутренней, внешней и военной политик самостоятельных мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности субъектов безопасности, получивших в рамках отдельного государства название политики и стратегии национальной безопасности. Для их проведения в жизнь на нынешнем этапе развития человеческой цивилизации потребовались специальные органы обеспечения безопасности и использование специфических методов и средств, в том числе упреждающего характера.
7. Органы обеспечения безопасности. Закон Российской Федерации "О безопасности" предусматривает образование в системе исполнительной власти государственных органов обеспечения безопасности. Общее руководство ими осуществляет Президент. Во исполнение этой функции он:
- возглавляет Совет безопасности Российской Федерации;
- совместно с органами представительной власти определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности;
- контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности;
- в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности;
- не реже одного раза в год представляет органам представительной власти доклад об обеспечении безопасности Российской Федерации.
Как показывает мировая практика, наиболее развита на сегодняшний день система определения и реагирования на угрозы безопасности в Соединенных Штатах Америки. В силу исторических причин эта система обращена во вне страны. На политическом уровне она представлена аппаратом Совета национальной безопасности США в центре и так называемыми "местными группами" в различных странах мира. Руководителями местных групп назначаются главы американских посольств и миссий. В них могут включаться главные советники посла, руководитель информационного агентства США, руководители американских разведывательных резидентур в стране пребывания, а также главный военный советник и представители других ведомств Соединенных Штатов по усмотрению посла. В случае необходимости, местная группа взаимодействует с американскими войсками, дислоцирующимися или направляемыми в регион. В случае возникновения угрозы национальным интересам США в стране пребывания местная группа переходит на постоянный режим работы и оперативно подчиняется межведомственным комиссиям Совета национальной безопасности.
На военном уровне организация защиты интересов выживания и жизненно важных интересов США возложена на глобальную систему оперативного управления (ГСОУ) американскими вооруженными силами. Основным компонентом ГСОУ являются органы управления. Их возглавляют президент СIIIА и министр обороны, составляющие национальное военное руководство. Второй компонент ГСОУ составляют центр слежения обстановкой при президенте США, командные центры министерства обороны, командные пункты видов вооруженных сил и специальных командований. Необходимость устойчивого управления вооруженными силами США, размещенных в основных регионах мира, потребовала создания глобальной системы связи, которая является третьим компонентом ГСОУ. Обеспечение сбора информации и данных об обстановке возложено на особый компонент ГСОУ, получивший название системы датчиков информации. Этот компонент включает как наземные средства обнаружения отдельного солдата или ракеты, |так и искусственные спутники земли (ИСЗ).
Аналогичная система имеется в Российской Федерации но, конечно, она не может считаться глобальной. У России нет, как у Соединенных Штатов, органов управления войсками по всем миру и подчиненных им группировок за пределами ее границ. Нынешний этап международных отношений характеризуется также развертыванием национальных и интернациональных центров по предотвращению военной опасности как системы обеспечения военной безопасности отношениях между государствами. Система военной безопасности в США, РФ, НАТО и, возможно, Китае функционирует на постоянной основе и призвана обеспечить 30-ти минутное реагирование на наиболее серьезную угрозу существованию суверенного государства - ядерную. Сложнее обстоит дело с обеспечением других видов национально-государственной безопасности (политической, экономической, социальной, экологической). Это связано как трудностями определения перехода "вызова" и "риска" в угрозу существования системы в этих видах национально-государственной безопасности, так и с трудностями создания периферийного аппарата сбора и обработки информации, достаточно квалифицированного, чтобы не провоцировать постоянные ложные тревоги в центре, и устойчивого, чтобы работать длительное время в постоянном режиме.
8. Силы и средства обеспечения безопасности. Закон Российской Федерации "О безопасности" дает «и обширный перечень сил и средств обеспечения безопасности. К силам, согласно закону, относятся: вооруженные внутренние войска, пограничные войска, формирования гражданской обороны, служба ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, налоговая служба, таможенная служба, органы охраны здоровья. Средства обеспечения безопасности в Российской Федерации представлены федеральными органами контрразведки, органами внутренних дел, органами внешней разведки, органами обеспечения безопасности ведения работ, службой обеспечения безопасности средств связи и информации, природоохранительными органами и другими органами, используемыми для обеспечения безопасности государства, общества и личности. Как видно из приведенного перечня сил и средств, основной упор в законе делается на силовые методы разрешения конфликтов и кризисов. В конечном счете, такова логика многовековой политической практики всего человечества. Россия же в склонности прибегать к насилию при решении различных проблем никогда не находилась в последних рядах. С учетом преобразований в Российской Федерации хотелось бы остановиться на двух обстоятельствах.
Прежде всего, обращает на себя внимание широкий спектр вооруженных формирований в силах и средствах обеспечения безопасности. Причем в России они существуют на постоянной основе и каждый из видов вооруженных формирований имеет независимую административную организацию. Последнее обстоятельство ведет к созданию разветвленной вертикальной организационно-штатной структуры со всеми самостоятельными органами управления и обеспечения. В Советском Союзе после 1939 года фактически исчез организованный резерв. Не изменилось положение и в Российской Федерации. Части организованного резерва могли бы привлекаться при возникновении чрезвычайных ситуаций. В то же время личный состав таких частей нет необходимости надолго отвлекать от производительной деятельности, проводя с ними плановые учения. Частичная же мобилизация индивидуальных резервистов, как это имело место в Чернобыле, при уборках урожая, во время событий в Баку в 90-х годах, не дает ожидаемых результатов. В ходе частичной мобилизации поспешно доукомплектовываются либо регулярные части, что приводит к снижению их боеспособности из-за нарушения слаженности действий личного состава, либо развертываются подразделения из случайных призывников с разным уровнем подготовки, на превращение которых в воинскую единицу требуется время, чего в чрезвычайных ситуациях нет.
Мировой опыт показывает целесообразность создания организованного резерва. Так, в США он представлен прежде Национальной гвардией. Она имеет двойное подчинение: президенту Соединенных Штатов и губернатору соответствующего штата. Ее личный состав в мирное время состоит на гражданской службе. Закупка вооружения и снаряжения для частей Национальной гвардии и обучение офицерского состава в военно-учебных заведениях регулярных вооруженных сил осуществляется за счет средств федерального бюджета. Инструкторский и преподавательский состав в войсках Национальной гвардии состоит из солдат, сержантов и офицеров регулярных вооруженных сил США. Подразделения и части Национальной гвардии привлекаются для выполнения боевых задач в непродолжительных внешних и внутренних вооруженных конфликтах без объявления мобилизации по распоряжению президента , как это имело место в Панаме или Гренаде в 80-е годы. Соответственно, губернатор может перевести на военное положение подразделения и части Национальной гвардии, дислоцирующиеся на территории его штата. Обычно так происходит при массовых беспорядках или стихийных бедствиях.
В России сходные функции выполняли казачество, части особого назначения (ЧОН), территориальные части, истребительные батальоны. В современных условиях весьма перспективным является использование казаков в пограничных войсках. Традиционно они были приспособлены к действиям в мелких группах, склонны к боевой самостоятельности, хорошо ориентируются на местности. Но, пожалуй, самым главным является то, что казаки после увольнения с действительной службы в силу вековых традиций будут считать себя в строю и станут отличным дисциплинированным резервом. Как показывает мировая практика, в системе обеспечения безопасности должны быть также органы, обеспечивающие своевременное предупреждение о возникновении угрозы в политической, экономической, социальной. экологической сферах обеспечения безопасности и способные в какой-то мере парировать эти угрозы.
9. Особенности обеспечения безопасности. В силу исторических причин обеспечение безопасности с появления первого закона по этой проблематике в США в 1947 году рассматривалось исключительно сквозь призму силовых методов защиты своего государства, общества и граждан. Не случайно целый ряд вооруженных вмешательств американских вооруженных сил после второй мировой войны мотивировалось необходимостью защиты жизни и имущества граждан США в какой-либо стране мира. В силу этого решающим элементом силы государства после второй мировой войны считалась военная сила. В Соединенных Штатах, например, вооруженные силы предназначаются для того, чтобы:
1) удерживать недружественную страну путем устрашения от нежелательных для США действий или понуждать ее продолжать выгодные для Соединенных Штатов действия;
2) заставлять такое государство предпринимать определенные действия или отказываться от их осуществления.
Использование американских войск при отношениях с дружественными странами предполагает
поддержку их в предпринимаемых ими действиями или же отказ от участия в невыгодных для США действиях;
стимулирование дружественного государства (коалиции) на определенные действия или бездействие (нейтралитет) при определенных обстоятельствах.
В условиях "холодной войны" упор на силу в разрешении межгосударственных и внутригосударственных конфликтов был присущ не только США, но и другим странам, в том числе Советскому Союзу. Политическая практика наших дней свидетельствует о сохранении примата силы при разрешении противоречий. Правда, в последние годы, особенно после окончания "холодной войны", понятия косвенного применения насилия начали претерпевать определенные смысловые изменения. Наибольшую смысловую трансформацию претерпел термин "устрашение" (deterrence), который в последнее время в официальных, научных и публицистических документах, выступлениях и изданиях в Российской Федерации однозначно воспринимается как "сдерживание". В то же время нет оснований отказываться от первоначального смысла этого термина.
В американской науке выделяется пять типов устрашения (сдерживания): пассивное, расширенное, стратегическое, активное и обычное. Пассивное устрашение предполагает недопущение прямого нападения на территорию угрозой нанесения ответного удара с неприемлемым ущербом. Расширенное устрашение используется для обеспечения безопасности союзников. Активное устрашение основывается на возможности нанесения превентивного удара (в том числе ядерного) до использования противником своих войск. При этом следует различать превентивный и упреждающий удары. Превентивный удар наносится по противнику, не готовому к ведению активных военных действий. Упреждающий удар осуществляется по войскам противника, изготовившимся к военным действиям. Стратегическое устрашение связывается с угрозой применения стратегических ядерных сил, а обычное - сил общего назначения.