Файл: Теория_межд._отношений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 6026

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

УТВЕРЖДЕНО

ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ, ВТОРАЯ

Waltz K. Theory of International Politics. N.Y., 1979.

Wenger A. International relations: from the Cold War to the globalized world / A. Wenge, D. Zimmermann. London, 2003.

ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ, ЧЕТВЕРТАЯ

ЛЕКЦИЯ ДЕСЯТАЯ, ОДИННАДЦАТАЯ

НАЦИОНАЛЬНАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

11. Концепции кооперативной безопасности. Исследовательский арсенал, связанный с осмыслением проблем безопасности и выработкой теоретических основ для практических решений в данной области, оказался не приспособленным к новым, постиндустриальным и постконфронтационным реалиям наступившей эпохи. Возникла необходимость выработки новых, более эффективных концептуальных средств, способных преодолеть образовавшийся вакуум. По мнению ряда экспертов и профессионалов в области безопасности, такую роль могли бы сыграть концепции кооперативной и человеческой безопасности, первые упоминания о которых в специальной литературе относятся к началу 1990-х гг. Кроме того, все больше внимания привлекает теория демократического мира. В основе всех этих концепций лежат положения либерально-идеалистической парадигмы (в обеих ее разновидностях — и канонической, и неолиберальной). Доминирование неолиберализма проявляется, таким образом, не только в сферах экономики и политики современного глобализирующегося мира. В международных отношениях (и в практике, и в теории) неолиберализм также стремится взять верх над политическим реализмом, который длительное время оказывал определяющее влияние на формирование подходов науки в к международным отношениям в целом и международной безопасности в частности.

ЛИТЕРАТУРА

ЛЕКЦИЯ ВОСЕМНАДЦАТАЯ

ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА

ЛЕКЦИЯ ДВАДЦАТАЯ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОРЯДОК: ПОНЯТИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ

Первая. Общая мораль формировалась на самых низких ступенях развития человеческого рода и носила всеобщий характер. Зачатки же международной морали появляются тогда, когда поведение людей начало определяться формулой "свой - чужой"; ее становление происходило одновременно с формированием государства и представляло собой относительно конкретные правила поведения в межгосударственных отношениях, многие из которых заимствовались из личной морали.

Вторая - длительное время международная мораль в отличие от общей морали не обладала системным статусом. Это качество она обрела лишь тогда, когда сформировались основные ее системообразующие факторы - общепризнанная система международных ценностей, идеалов, целей и принципов.

Третья – если общая мораль в ряде случаев не соотносится с правовой сферой, имея даже самостоятельные сектора нравственного поля, то международная мораль без обязательной увязки с международными нормами – явление немыслимое ни в прошлом, ни теперь. Более того, в международных отношениях довольно часто решающим, определяющим и обязывающим выступает правовой фактор, а моральный имеет рекомендательный и вспомогательный характер.

Четвертая - общая мораль решает нравственные проблемы человеческого общежития и обладает большой автономностью по отношению к политике; международная же мораль "зациклена" на политике - отсюда и несколько иная система ценностей.

Пятая - общая мораль, как правило, не "замыкает" на себя непосредственно мораль профессиональную, ее задача - способствовать формированию на базе конкретных сфер профессиональной деятельности соответствующих видов профессиональной морали. Международная же мораль включает в себя в качестве обязательных компонентов те сферы профессиональной морали, которые являются предметом изучения профессиональной этики - дипломатической, политической, парламентской.

Шестая - нормы и принципы общей морали более традиционны и консервативны, категории же международной морали более подвержены коррекции, уточнениям и обрастанию новыми элементами. Даже "незыблемые принципы" - это базовое звено нравственной системы - могут превратиться в деструктивный фактор, если они будут применяться с догматических позиций и не учитывать исторических перемен.

Седьмая - в международной морали более рельефно и дифференцированно, чем в общей морали, очерчена многосубъектность нравственной регуляции (государственные органы; международные организации, общепланетарные, региональные и национальные гуманитарные образования; политические партии и движения).

И, наконец, восьмая - особенности объекта нравственной регуляции: у общей морали это, прежде всего личность и коллектив (семейный, трудовой, профессиональный), у международной же морали - все мировое сообщество, в котором на первом месте не личностно - коллективная, а глобальная нравственная регуляция, проявляющаяся в связке с политическими и правовыми факторами.


Как справедливо отмечает Г. К. Дмитриева, международная мораль, обладая собственными нравственными идеями, принципами и нормами, в то же время те может рассматриваться изолированно от других социальных явлений мирового сообщества. Она пронизывает все сферы международной жизни, постоянно зависима от этих сфер. В силу этого ее самостоятельность относительна, ее выделение из системы международных отношений, как и вычленение из общей морали, представляется делом крайне сложным. К тому же приходится учитывать, что, действуя в универсальном масштабе отношений между государствами, наднациональными и региональными структурами, международная мораль функционирует, прежде всего, в политической сфере, какой является система международных отношений, и поэтому моральный фактор имеет в данном случае ярко выраженный политический характер.

С другой стороны, международная мораль является ценностью социальной, поскольку она соприсутствует, кроме внешней политики, во всех областях жизни мирового сообщества. В силу столь широкого диапазона функционирования международной морали происходит процесс международной социализации государств через систему ценностей и выражающих их интересов. Существует прямая зависимость между уровнем социализации международных отношений и уровнем их нравственного регулирования. Характер интересов и их соотношение воздействует на модель должного поведения государств, как в прямой, так и опосредованной форме через право, политику, общественное мнение. Содержание же нравственных норм зависит и от реальных международных отношений на конкретном отрезке времени и переработанного нравственного опыта международного сообщества в предыдущие исторические периоды. При помощи нормативных механизмов и саморегуляции международная мораль способствует также нравственной адаптации государств к условиям жизни всего мирового сообщества, приспособления общественного сознания ко всей существующей системе международных отношений.

Становление норм международной морали протекает как в стихийных формах в ходе социальной деятельности, так и в форме сознательного формулирования моральных принципов и норм усилиями отдельных государств, в целом всего мирового сообщества. В силу этих причин становление универсальной системы международного нравственного регулирования происходит в условиях преодоления ряда существующих отличий в социальных, духовных, политических и нравственных отношениях вступающих во взаимодействие государств. Формирование общепринятых для всего мирового сообщества нравственных стандартов, воздействующих на возрастание роли общих интересов государств, ни в коем случае не может происходить за счет ущемления и принижения особенностей национального сознания и национальной культуры, правил общежития людей и народов, исторических традиций каждого члена международного сообщества.


3. О системе и структуре международной морали. В методологическом плане ключевым моментом является то, что международная мораль является подсистемой одновременно и непосредственно по отношению к двум системам - нравственной системе и системе международных отношений, обладающих как относительной автономностью, так и пребывающих в диалектически обусловленных междисциплинарных связях. Система международной морали - не застывший раз и навсегда сконструированный каркас, а динамичное, весьма противоречивое явление. Система имеет свои уровни - универсальный, мировой, региональный, двусторонний, корпоративно-групповой (как в планетарном, так и региональном масштабе). Эти уровни взаимно переплетены, воздействуют друг на друга, задавая тот или иной нравственный вектор. Системообразующими факторами являются теоретически осмысленные и получившие в социальной практике общественное признание международные ценности, нравственные идеи и идеалы, а также разделяемые, по крайней мере, большинством членов сообщества цели и принципы. К указанным факторам относится и сформированная на основе моральных ценностей нормотворческая база в виде норм и правил поведения субъектов международных отношений.

Сочетание универсализма со специфическими моральными стандартами делает систему международной морали способной:

- цементировать всю систему международных отношений;

- закреплять ее основные черты;

- выражать объективное положение мирового сообщества;

- обеспечивать гармонизацию нравственного, правового и политического регулирования системными связями.

Существенной особенностью является и то, что в силу политического содержания международных отношений вся система международной морали предстает не в виде "чистой" нравственности, а политически окрашенной во всех своих элементах, что, собственно, и подчеркивает ее социально-политическую роль. Исключительная сложность системы международной морали, противоречивость ее связей с другими системами (правовыми, политическими и т. д.), наконец, неодинаковый взгляд у разных исследователей на суть нравственной регуляции во внешнеполитической сфере - все это породило и различные подходы к пониманию и предназначению самой категории "система". Как сложно организованная система, международная мораль постоянно нуждается в упорядоченности своих составляемых, что и обеспечивается соответствующей разветвленной ее структурой. Структурные элементы - принципы, нормы, идеи, идеалы, мысли - отличаются большим набором средств социально-поведенческой регуляции. В них зафиксированы различные уровни долженствования - нормативность, нравственные требования, моральные обязательства, предписывающая, рекомендательная формы. Наличие в структуре элементов нормативной и нравственной регуляции обеспечивает ее взаимосвязь с юридической системой, что решающим образом влияет на взаимодействие всех элементов морали с правом.


Центральный элемент структуры - принципы, закрепляющие и выражающие основы объективно необходимой моральной системы, определяющие ее коренные черты, и социально-историческое содержание моральных норм, характеризующие основополагающие начала международных нравственных отношений. Важнейшими принципами, в наибольшей степени отражающими социально-политическую сущность морали, являются свобода, справедливость, гуманизм, миролюбие, миротворчество, неагрессивность мышления и поведения, толерантность, единство общечеловеческих и национальных нравственных ценностей, сочетание национальных и интернациональных интересов, равенство и равноправие субъектов международных отношений и многое другое. На уровне теоретического анализа и в практической социальной реальности моральные принципы взаимодействуют с соответствующими правовыми и политическими принципами. В этом взаимодействии "они в равной мере обладают высшей моральной, политической и юридической силой", что дает основание именовать их в большинстве случаев "принципами международной системы" (Г. К. Дмитриева). Системообразующие принципы международной морали взаимодействуют с принципами внешнеполитической деятельности, являющимися также элементами другой, сопредельной сферы - теории и практики международных отношений. К ним относятся такие, закрепленные хельсинкским процессом, положения, как:

а) суверенное равенство;

б) уважение прав, присущих суверенитету;

в) неприменение силы или угрозы силой;

г) нерушимость границ;

д) территориальная целостность государств;

ж) мирное урегулирование споров;

з) невмешательство во внутренние дела;

е) уважение прав человека и основных свобод;

и) равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой;

к) сотрудничество между государствами;

л) добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Важнейшим структурным элементом моральной системы являются нравственные нормы, при помощи которых общие принципы конкретизируются, уточняются, переводятся в конкретные поведенческие модели и регулируют в практической реальности различные сферы международных отношений. Моральные нормы как бы "вырастают" из принципов, поэтому о какой-то их автономности в нравственной системе не может быть и речи. Сама же нормативная база содержит в себе нормы как общие, так и конкретные, часто именуемые в социальной практике простыми правилами поведения. В международных отношениях эти правила всегда занимали большой объем, они стимулировались как усилиями государства, так и силой мирового общественного мнения, они отличаются устойчивостью и исторической преемственностью.

4. О содержании международной морали. Содержание, если оно возводится даже в степень "категорического императива", никогда не может быть "вечным", несмотря на наличие в нем многих "вечных" общечеловеческих ценностей. При переходе человечества в XXI век содержание международной морали определяют такие элементы, как:


- борьба за мир;

- обеспечение справедливого, демократического мира;

- перестройка международных отношений на принципах гуманизма, демократии и справедливости;

- сочетание национальных, региональных и глобальных интересов, исключающих как национальный эгоизм, так и глобалистскую духовную экспансию;

- соблюдение прав и свобод человека и особенно его права на мир и жизнь;

- повсеместное внедрение принципов суверенного равенства;

- реализация потребностей мирового сообщества нравственно-политическими средствами;

- выдвижение в нравственном поведении субъектов международных отношений на первый план принципов и норм неагрессивного поведения и мышления;

- последовательное преодоление стереотипов силовой политики, воинственности и агрессивности;

- преодоление экологических, техногенных и социальных угроз, нависших над человечеством;

- сохранение человеческого рода как биологического вида земной цивилизации.

Стержнем нового подхода в нравственно-этической регуляции международных отношений является, как бы это ни звучало парадоксально, защита созданной человеком цивилизации от самого себя, от своей агрессивности и воинственности, от расточительства ресурсов, разрушения собственной среды обитания. Следовательно, борьба за сохранение жизни каждого отдельного человека и всех, вместе взятых, людей и есть новый интегрированный общечеловеческий подход к понятию безопасности. Сегодня нельзя обеспечить собственную безопасность без учета безопасности других государств и народов. Национальную безопасность также нельзя больше рассматривать исключительно в военном плане. В этом важную роль играют экономическая безопасность и индустриальная конкурентоспособность. Все явственнее вырисовывается органическая связь национальной и международной безопасности: собственная стабильность государств может быть надежно обеспечена лишь в глобальных рамках. Меньшая безопасность любой из стран становится невыгодной другим, так как приводит к дестабилизации общей обстановки. Безопасность может быть только взаимной, а, если брать международные отношения в целом – только всеобщей. Возрастающая роль международной морали определяется и тем, что ныне мировая политика – не закрытая, а открытая система, субъекты которой – государства, международные организации, транснациональные структуры, а в ряде случаев и конкретные личности, - отличаясь большим разнообразием, разноплановостью, подвижностью и изменчивостью поведенческой линии, не могут ограничиваться в своей деятельности только правовыми нормами. Они все больше и больше нуждаются в нравственных опорах. Тем более, не на все случаи жизни, не на все разнообразные формы международного общения существуют правовые регуляторы.

5. О функциях международной морали. Многообразие способов, направлений, путей осуществления международной моралью своей роли в жизни международного сообщества предопределяет и множество ее функций, четкую и жесткую грань между которыми трудно провести. Все функции тесно взаимосвязаны и имеют один общий объект воздействия - внешнеполитическую сферу. К числу важнейших из них следует отнести, прежде всего, познавательную функцию международной морали. Она обеспечивает интеллектуальный фундамент для внедрения в международную жизнь наиболее влиятельных и существенных этических мыслей, идей, теорий. В тесной связи с ней пребывает прогностическая функция, играющая исключительно большую роль при конкретном прогнозировании международных социальных явлений, разработке различных моделей мироустройства, будущности тех или иных сфер мирового сообщества. Эта функция - своего рода средство для конструирования социально-политических систем, являющихся прообразом социального идеала, основанного на моральных принципах. В компетенцию прогностической функции входит и обоснование возможных вариантов и путей планетарного нравственного прогресса как такового. Работая на перспективу, прогностическая функция черпает интеллектуальный и познавательный материал в недрах ныне существующего сообщества и учитывает нравственные "уроки" предыдущего исторического опыта.