Файл: tarchevskiy_i_a_signal_nye_sistemy_kletok_rasteniy.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2019

Просмотров: 3448

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Механизм взаимодействия факторов регуляции транс­крипции с ДНК-зависимыми РНК-полимеразами и промо­торными участками генов остается одной из ключевых и все еще недостаточно изученных проблем функционирова­ния генома клеток. Особенно скудна информация, касаю­щаяся растительных объектов.

Мутации в генах, кодирующих факторы регуляции транскрипции у животных, могут привести к определенным заболеваниям [Latchman, 1997].

У растений описаны представители семейства генов, ко­дирующих факторы регуляции транскрипции [Aso et al., 1999] с лейциновыми "застежками-молниями". Было пока­зано, что транскрипционные факторы этого типа отвечают за салицилатиндуцированное образование защитных анти­патогенных белков и что мутации в указанных генах приводят к потере способности синтезировать эти белки [Zhang et al., 1999].

ПРОМОТОРЫ ГЕНОВ БЕЛКОВ СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМ И ЗАЩИТНЫХ БЕЛКОВ

В настоящее время интенсивно исследуется структура промоторных участков генов, отвечающих за приобретение иммунитета к различным патогенам. Уже давно привлекает внимание факт практически одновременного синтеза цело­го ряда патогениндуцируемых белков: Это может быть вы­звано как дивергенцией сигнальных путей в одной сигналь­ной системе, что обусловливает активацию нескольких ти­пов факторов регуляции транскрипции, так и "включени­ем" тем или иным элиситором нескольких сигнальных сис­тем, которые, функционируя параллельно, активируют не­сколько типов факторов регуляции транскрипции и, вслед­ствие этого, вызывают экспрессию нескольких видов за­щитных белков. Не исключена также возможность того, что промоторы генов нескольких индивидуальных белков имеют одну и ту же структуру регуляторных элементов, что приводит к их одновременной экспрессии даже в случае сиг­нальной активации одного представителя факторов регуля­ции транскрипции.1

Последний вариант имеет место при действии на расте­ния стрессового фитогормона этилена, когда фактор регу­ляции транскрипции взаимодействует с GCC-боксом промо­торных участков нескольких этилениндуцируемых генов, что обеспечивает более или менее одновременное образо­вание целой группы этилениндуцируемых белков [Thara et al., 1999]. Такой принцип пакетного синтеза защитных бел­ков реализуется при ответе клеток на различные стрессоры или элиситоры (к вторичным элиситорам можно отнести и стрессовые фитогормоны). Например, при действии повы­шенных температур индуцируется транскрипция группы ге­нов, содержащих в промоторных участках общий регуля-


торный элемент HSE (heat shock element), отсутствующий у других генов [Latchman, 1997]. Эта закономерность была подтверждена с помощью приема создания гибридных ге­нов с промотором гена теплового шока, состыкованного с другим геном, обычно не изменяющим интенсивности экс­прессии при действии повышенных температур. В случае же трансгенных растений начиналась его экспрессия. В эукариотических клетках обнаружены также промоторные участки со сходными последовательностями нуклеотидов у различных генов, индуцируемых одним и тем же интерме-диатом (вторичным посредником) сигнальных систем, на­пример циклическим АМФ. В последнем случае сигнальная последовательность нуклеотидов промоторного участка имеет обозначение CRE (cyclic AMP response element).

У арабидопсиса обнаружена глюкокортикоидная систе­ма активации факторов регуляции транскрипции, включе­ние которой приводило к экспрессии патогениндуцируе-мых защитных генов [Н. Kang et al., 1999]. Распространен­ными последовательностями нуклеотидов в G-боксе про­моторов были CCACGTGG, а в С-боксе - TGACGTCA [Niu et al., 1999].

Вирус табачной мозаики и салициловая кислота вызы­вали у растений табака индукцию двух генов факторов ре­гуляции транскрипции класса WRKY, узнающих в промо-торных участках защитных генов определенную последова­тельность нуклеотидов - TTGAC (W-box). Активация этих факторов регуляции транскрипции осуществлялась с помо­щью их фосфорилирования протеинкиназами [Chen, Chen, 2000]. Все белки класса WRKY, в отличие от других классов транскрипционных факторов (таких, как bZIP и myb), име­ют консервативный домен, содержащий гептамерный пеп­тид WRKYGQK [Rushton, Somssich, 1998].

( Один из доменов фактора регуляции транскрипции, от­вечающего за преобразование жасмонатного сигнала, акти­вирует регуляторный участок промотора нескольких генов, кодирующих жасмонат- и элиситор-индуцируемые белки, в частности стриктозидин-синтазу [Van der Fits, Memelink, 2001]. Оказалось, что активирующим действием обладает N-концевой кислый домен фактора регуляции транскрип­ции, а обогащенный остатками серина С-концевой домен -I ингибирующим.

Показано, что промотор гена фенилаланин-аммиак-лиа-зы (важнейшего стартового фермента разветвленного ме­таболического процесса синтеза соединений, играющих за­щитную роль, - салицилата, фенольных кислот, фенилпро-паноидных фитоалексинов и лигнина) содержит по две ко­пии обогащенных АС-повторами участков [Gray-Mitsumune ctal., 1999].

При изучении промотора гена другого фермента синте-ia фитоалексинов - халконсинтазы, у культуры клеток бо­бов, табака и риса было обнаружено, что в активации про­мотора принимают участие G-бокс (CACGTG) в области от -74 до -69 пар нуклеотидов и Н-боксы (ССТАСС) в области от -61 до -56 и от -126 до -121 пар нуклеотидов [Arias et al., 1993].

В других опытах было выяснено, что при действии эли-ситоров экспрессия гена халконсинтазы у растений гороха зависит от области промотора от -242 до -182 пар нуклео­тидов, в которой два участка содержат идентичные AT по­следовательности -ТААААТАСТ-, причем одна из них, располагающаяся в области от -242 до -226, была необхо­дима для проявления максимальной активности гена [Seki et al., 1996].


Промотор гена стриктозидин-синтазы, одного из клю­чевых элиситориндуцируемых ферментов синтеза терпе-ноидных фитоалексинов, имеет активируемую факторами регуляции транскрипции область от -339 до -145 пар нук­леотидов [Memelink et al., 1999]. G-бокс, расположенный вблизи -105 пары нуклеотидов, не влиял на активность промотора.

При исследовании активности гена |3-1,3-глюканазы у растений табака было обнаружено, что она зависит от об­ласти промотора от -250 до -217 пар нуклеотидов, содержа­щей последовательность -GGCGGC-, характерную для про­моторов генов, кодирующих патогениндуцируемые щелоч­ные белки [Alonso et al., 1995].

Так называемый PR-бокс промоторных участков мно­гих патогениндуцируемых белков содержит последователь­ность (5'-AGCCGCC-3'), с которой связываются соответст­вующие факторы регуляции транскрипции, что приводит к экспрессии генов этих белков, в частности эндохитиназ и Р-1,3-глюканаз у растений томатов [Jia, Martin, 1999].


Многие гены патогениндуцируемых белков содержат в промоторах так называемые ocs-элементы, с которыми взаимодействуют факторы регуляции транскрипции, имею­щие в своей структуре лейциновые застежки-молнии. У растений арабидопсиса факторы регуляции транскрип­ции, ответственные за преобразование этиленового сигна­ла, связываются и с GCC-боксом и с ocs-элементами промо­торов, что приводит к экспрессии целого ряда защитных белков [Buttner, Singh, 1997].

Исследование трансгенных растений табака с промото­ром щелочной хитиназы и репортерным геном GUS позво­лило установить, что активируемая этиленовым сигналом область промотора находится между -503 и -358 парами ну-клеотидов, где имеются две копии GCC-бокса (5'-TAAGAGCCGCC-3') [Shinshi et al., 1995], который характе­рен для промоторов многих этилениндуцируемых белков. Дальнейший анализ показал, что ответственный за реак­цию на этилен участок промотора с двумя копиями GCC-бо­кса расположен между -480 и —410 парами нуклеотидов.

При исследовании реакции растений табака на обработ­ку этиленом и инфицирование вирусом мозаики было обна­ружено, что активность промотора гена (3-1,3-глюканазы зависит от области, расположенной между -1452 и -1193 па­рами нуклеотидов, где имеются две копии гептануклеотида 5-AGCCGCC-3' [Vogeli-Lange et al., 1994]. Найдены и допол­нительные области, существенные для регуляции актив­ности промотора.

Рассмотренные выше элиситоры, рецепторы элисито-ров, G-белки, протеинкиназы, протеинфосфатазы, факторы регуляции транскрипции, соответствующие им промотор-ные участки генов принимают участие в функционировании целого ряда сигнальных систем клеток, от которых зависит их реакция на сигналы различной природы и интенсивно­сти: аденилатциклазной, МАР-киназной, фосфатидатной, кальциевой, липоксигеназной, НАДФН-оксидазной, NO-синтазной и протонной.

АДЕНИЛАТЦИКЛАЗНАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Эта сигнальная система получила свое название по впер­вые охарактеризованному Сазерлендом [Sutherland, 1962] ферменту аденилатциклазе, катализирующей образование основного сигнального интермедиата этой системы - цик­лического аденозинмонофосфата (цАМФ). Схема адени­латциклазной системы такова: внешний химический сигнал, например гормон или элиситор, взаимодействует с белком-рецептором плазмалеммы, что приводит к активации G-белка (связывания им ГТФ) и передаче сигнального импульса на фермент аденилатциклазу (АЦ), который ка­тализирует синтез цАМФ из АТФ (рис. 6).

В аденилатциклазной системе различают Gs-белки, сти­мулирующие аденилатциклазу, и (5,-белки, тормозящие ак­тивность фермента. Различия между этими двумя видами белков определяются в основном особенностями ос-субъ-единиц, а не (3- и у-субъединиц. Молекулярные массы ocs-субъединиц G-белка равны 41-46 кДа, агсубъединиц -40-41 кДа, (3,- и Р2-субъединиц - 36-35 кДа, у-субъединиц -8-10 кДа. Связывание G-белками ГТФ и его гидролиз до ГДФ и неорганического ортофосфата обеспечивают обратимость процессов активации аденилатциклазы [Gilman, 1987].


Аденилатциклаза является мономерным интегральным белком плазматической мембраны и поэтому с трудом под­дается экстракции и переходу в растворимую форму. Моле­кулярная масса аденилатциклазы клеток животных равна 120-155 кДа; имеются также растворимые формы адени­латциклазы 50-70 кДа, не чувствительные к кальмодулину и G-белкам [Ichikawa et al., 1997]. У растений молекулярная масса аденилатциклазы составляет 84 кДа. Кривая зависи­мости активности аденилатциклазы от рН имела одновер­шинный характер, причем пик активности для этого фер-