Файл: regeda_v_v_regeda_o_n_osnovy_programmirovaniya_na_vba.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2019
Просмотров: 3173
Скачиваний: 1
Министерство
образования
и
науки
Российской
Федерации
ПЕНЗЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
В
.
В
.
Регеда
,
О
.
Н
.
Регеда
ОСНОВЫ
ПРОГРАММИРОВАНИЯ
НА
VBA
Учебное
пособие
Рекомендовано
в
качестве
учебного
пособия
УМО
вузов
РФ
по
об
-
разованию
в
области
энергетики
для
студентов
,
обучающихся
по
специальности
180800
«
Электрооборудование
автомобилей
и
тракторов
»
Пенза
2004
УДК
001.8 (083.95)
А
22
Приводится
обзор
языков
программирования
.
Изложены
основные
возможности
языков
программирования
Turbo Basic
и
VBA
для
Word
и
Excel.
Рассмотрены
примеры
создания
с
помощью
VBA
приложений
с
бо
-
гатыми
функциональными
возможностями
.
Методические
указания
подготовлены
кафедрой
«
Электротехники
и
транспортного
электрооборудования
»
и
предназначены
для
лабораторных
и
индивидуальных
занятий
студентов
специальностей
180800
и
230700
по
курсу
«
Информатика
».
Ил
. 10,
табл
. 29,
библиогр
. 9
назв
.
С
о
с
т
а
в
и
т
е
л
и
:
В
.
В
.
Регеда
,
О
.
Н
.
Регеда
Р
е
ц
е
н
з
е
н
т
А
.
А
.
Данилов
,
зам
.
директора
ФГУ
Пензенского
центра
метрологии
и
стандартизации
,
доктор
технических
наук
ВВЕДЕНИЕ
Программа
–
упорядоченная
последовательность
команд
,
необходи
-
мых
для
управления
компьютером
(
ПК
).
Эти
команды
поступают
на
про
-
цессор
как
совокупность
нулей
и
единиц
,
т
.
е
.
числами
.
Последователь
-
ность
чисел
–
машинный
код
.
Алгоритм
–
это
точно
определенное
описание
способа
решения
за
-
дачи
в
виде
конечной
последовательности
действий
.
Для
представления
алгоритма
в
виде
,
понятном
ПК
,
служат
языки
программирования
,
с
по
-
мощью
которых
пишется
программа
.
Затем
программа
с
помощью
транс
-
лятора
либо
переводится
в
машинный
код
,
либо
исполняется
.
Языки
программирования
–
это
искусственные
языки
с
ограничен
-
ным
числом
слов
,
значения
которых
понятно
транслятору
,
и
очень
строги
-
ми
правилами
записи
команд
(
операторов
)
.
При
нарушении
формы
записи
программы
возникают
синтаксиче
-
ские
либо
логические
ошибки
.
Поиск
ошибок
–
тестирование
,
процесс
устранения
ошибок
–
отладка
.
С
помощью
языков
программирования
создается
текст
программы
.
Чтобы
получить
работающую
программу
необходимо
либо
сразу
перевес
-
ти
текст
программы
в
машинный
код
(
откомпилировать
)
,
либо
сразу
вы
-
полнять
команды
языка
с
помощью
интерпретатора
,
который
поочередно
анализирует
отдельные
команды
и
затем
сразу
же
выполняет
их
.
После
то
-
го
как
текущий
оператор
выполнен
,
интерпретатор
перейдет
к
следующе
-
му
.
Такие
программы
работают
медленно
и
не
могут
выполняться
сами
,
отдельно
от
интерпретатора
.
Компиляторы
же
полностью
обрабатывают
текст
программы
,
про
-
сматривают
его
в
поисках
синтаксических
ошибок
и
автоматически
пере
-
водят
его
в
машинный
код
.
В
результате
получается
компактная
,
быстрая
«
исполняемая
»
программа
.
Однако
компиляторы
неэффективны
при
рабо
-
те
с
данными
сложной
структуры
.
В
реальных
системах
программирования
перемещены
обе
эти
техно
-
логии
.
1.
ЯЗЫКИ
ПРОГРАММИРОВАНИЯ
1.1.
Уровни
и
поколения
языков
программирования
Язык
программирования
низкого
уровня
–
это
ассемблер
,
который
просто
представляет
каждую
команду
машинного
кода
,
но
не
в
виде
чисел
,
а
с
помощью
символьных
,
условных
обозначений
(
мнемоник
).
Конкретной
компьютерной
архитектуре
соответствует
свой
язык
ассемблера
.
Чаще
все
-
го
их
используют
для
написания
небольших
системных
приложений
(
драйверов
устройств
).
Языки
программирования
высокого
уровня
значительно
ближе
и
по
-
нятнее
человеку
,
чем
ПК
.
В
настоящее
время
можно
выделить
5
поколений
языков
программи
-
рования
:
1)
Начало
50-
х
годов
–
язык
ассемблер
.
2)
Конец
50-
х
годов
начало
60-
х
годов
–
символический
ассемб
-
лер
,
в
котором
появилось
понятие
переменной
.
3)
В
60-
х
годах
–
универсальные
языки
программирования
высо
-
кого
уровня
.
4)
С
начала
70-
х
годов
до
настоящего
времени
–
проблемно
-
ориентированные
языки
,
оперирующие
понятиями
узкой
предметной
облас
-
ти
.
5)
С
середины
90-
х
годов
–
системы
автоматического
создания
прикладных
программ
с
помощью
визуальных
средств
разработки
без
зна
-
ния
программирования
.
Инструкции
вводятся
в
ПК
в
максимально
нагляд
-
ном
и
удобном
виде
,
а
затем
автоматически
формируется
текст
на
универ
-
сальных
языках
программирования
.
1.2.
Технологии
программирования
Различают
алгоритмическое
,
структурное
,
событийно
-
ориентированное
и
объектно
-
ориентированное
программирование
.
Алгоритмические
языки
программирования
представляют
алгоритм
в
виде
последовательности
основных
алгоритмических
структур
:
–
линейных
;
–
ветвлящихся
;
–
циклических
.
Алгоритм
на
выбранном
языке
программирования
описывается
с
помощью
команд
описания
данных
,
вычисления
значений
и
управления
последовательностью
выполнения
программы
.
Основные
элементы
алгоритмического
языка
программирования
:
1)
Переменные
и
константы
.
2)
Арифметические
операции
,
используемые
для
создания
ариф
-
метических
выражений
.
3)
Логические
операции
и
выражения
.