Файл: regeda_v_v_regeda_o_n_osnovy_programmirovaniya_na_vba.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2019
Просмотров: 3177
Скачиваний: 1
4)
Указатели
.
В
некоторых
языках
программирования
возможно
явное
указание
адреса
физической
памяти
как
в
ассемблере
.
5)
Сложные
данные
(
списки
,
деревья
, …).
6)
Массивы
.
7)
Описания
переменных
.
8)
Операторы
присвоения
.
9)
Комментарии
.
10)
Условные
операторы
.
11)
Операторы
цикла
.
12)
Операторы
ввода
-
вывода
.
Структурное
программирование
предполагает
дополнительное
ис
-
пользование
подпрограмм
,
процедур
и
функций
.
Наличие
подпрограмм
позволяет
вести
проектирование
и
разработку
приложений
сверху
-
вниз
–
такой
подход
получил
название
–
нисходящее
проектирование
.
Сначала
общая
задача
разбивается
на
глобальные
подзадачи
(
модули
).
Затем
каж
-
дый
модуль
разбивается
на
подпрограммы
,
которые
,
в
свою
очередь
,
могут
содержать
другие
подпрограммы
.
Небольшие
подпрограммы
значительно
проще
отлаживать
,
а
это
повышает
общую
надежность
всей
программы
.
Кроме
того
,
подпрограммы
могут
повторно
использоваться
,
а
это
повыша
-
ет
производительность
труда
программистов
.
Развитием
идея
нисходящего
проектирования
стало
событийно
-
ориентированное
программирование
.
Оно
возникло
в
связи
с
широким
распространением
визуальных
систем
типа
Windows,
идеология
которых
основана
на
событиях
.
Структура
программы
при
событийно
-
ориентированном
программировании
следующая
:
главная
часть
програм
-
мы
–
один
бесконечный
цикл
,
который
опрашивает
Windows,
следя
за
по
-
явлением
новых
сообщений
.
При
обнаружении
сообщения
вызывается
подпрограмма
,
отвечающая
за
обработку
соответствующего
события
,
а
цикл
опроса
продолжается
до
получения
сообщения
«
конец
работы
».
Применение
структурного
и
событийно
-
ориентированного
програм
-
мирования
существенно
повысило
производительность
труда
программи
-
стов
.
Но
это
уже
был
предел
возможностей
человека
.
В
середине
80-
х
годов
возникло
понятие
объекта
и
объектно
-
ориентированного
программирования
(
ООП
).
ООП
является
развитием
технологии
структурного
программирования
,
но
имеет
свои
характерные
черты
.
ООП
по
сути
–
это
создание
приложений
из
объектов
как
из
«
кирпи
-
чиков
».
Одни
объекты
приходится
создавать
полностью
самостоятельно
,
другие
–
можно
позаимствовать
в
готовом
виде
из
разнообразных
библио
-
тек
.
Важное
место
в
технологии
ООП
занимает
событие
(
щелчок
клави
-
ши
мыши
на
объекте
,
нажатие
определенной
клавиши
,
открытие
докумен
-
та
и
т
.
д
.).
В
качестве
реакции
на
событие
может
вызываться
определенная
процедура
,
которая
может
изменять
свойства
объекта
,
вызывая
его
мето
-
ды
.
В
настоящее
время
в
ООП
обычно
используется
графический
интер
-
фейс
,
позволяющий
визуализировать
процесс
программирования
.
Появи
-
лась
возможность
создавать
объекты
,
задавать
им
свойства
с
помощью
мыши
.
Наиболее
распространенные
системы
программирования
на
ООП
–
Visual Basic
и
Borland Delphi.
В
среде
MS Office
в
качестве
объектов
выступают
:
приложения
,
до
-
кументы
,
окна
и
т
.
п
.
Каждый
из
этих
объектов
является
исполнителем
ал
-
горитма
.
Команды
объекту
могут
давать
либо
другие
объекты
,
функциони
-
рующие
в
этой
системе
,
либо
пользователь
персонального
компьютера
.
Для
того
чтобы
объект
мог
автоматически
выполнять
алгоритм
в
среде
MS Office,
необходимо
записать
его
на
том
формальном
языке
,
кото
-
рый
этот
объект
«
понимает
».
Таким
языком
в
MS Office
является
Visual
Basic for Application
(VBA),
который
является
ядром
ООП
языка
програм
-
мирования
Visual Basic.
1.3.
Обзор
языков
программирования
высокого
уровня
FORTRAN (
Фортран
)
–
первый
компилируемый
язык
(50-
е
годы
),
не
очень
удобный
,
но
позволяет
получить
эффективный
исполняемый
код
.
Имеются
большие
наработки
(
библиотеки
),
используемые
по
сей
день
.
Cobol (
Кобол
)
–
компилируемый
язык
,
используется
в
экономике
(
начало
60-
х
годов
).
Отличается
"
многословностью
".
Реализованы
мощные
средства
работы
с
большими
объемами
данных
.
Используется
и
сейчас
.
Algol (
Алгол
)
–
компилируемый
язык
(60-
е
годы
)
с
большими
воз
-
можностями
,
но
у
него
сложная
структура
.
Pascal (
Паскаль
)
– (
конец
70-
х
годов
)
похож
на
Algol,
удобен
для
создания
крупных
проектов
.
Basic (
Бейсик
)
–
и
интерпретатор
и
компилятор
самый
популярный
в
мире
,
прост
в
изучении
.
С
(
СИ
)
–
планировался
для
замены
ассемблера
,
чтобы
иметь
возмож
-
ность
создавать
столь
же
эффективные
и
компактные
программы
и
при
этом
не
зависеть
от
конкретного
типа
процессора
.
Во
многом
похож
на
Pascal
и
имеет
дополнительные
средства
для
работы
с
памятью
в
виде
ука
-
зателей
.
В
70
е
годы
на
нем
написано
множество
прикладных
и
системных
программ
.
С
++(
СИ
++)
–
это
объектно
-
ориентированное
применение
языка
СИ
(80-
е
годы
).
Требует
высокого
уровня
профессиональной
подготовки
.
Java (
Джава
,
Ява
)
–
был
создан
в
90-
е
годы
на
основе
С
++
с
целью
упрощения
.
Его
особенность
:
компиляция
не
в
машинный
код
,
а
в
плат
-
форменно
-
независимый
байт
-
код
,
он
может
выполняться
с
помощью
вир
-
туальной
Java –
машины
JVM
,
версии
которой
созданы
сегодня
для
любых
платформ
.
Этот
язык
сейчас
второй
по
популярности
после
Бейсика
.
Ис
-
пользуется
в
основном
для
поддержки
всевозможных
мобимых
устройств
и
микрокомпьютеров
,
встраиваемых
в
бытовую
технику
(
технология
Jini),
а
также
для
создания
платформенно
-
независимых
программных
модулей
,
способных
работать
на
серверах
в
глобальных
и
локальных
сетях
.
Языки
программирования
баз
данных
предназначены
для
создания
записей
,
имеющих
единообразную
структуру
,
с
которыми
выполняются
однообразные
операции
.
Для
эффективной
обработки
групп
записей
в
ба
-
зах
данных
используют
структурированный
язык
запросов
SQL
.
Помимо
этого
языка
системы
управления
базами
банных
СУБД
имеют
еще
и
свой
уникальный
язык
,
ориентированный
на
особенности
этой
системы
.
Языки
программирования
для
Интернета
обладают
характерными
особенностями
:
языки
являются
интерпретаторами
,
которые
распростра
-
няются
бесплатно
,
а
сами
программы
распространяются
в
исходных
тек
-
стах
.
Такие
языки
называются
скрипт
–
языками
.
Наиболее
популярные
из
них
приведены
ниже
.
HTML
–
язык
для
оформления
Web-
документов
.
Он
очень
прост
и
содержит
элементарные
команды
.
Форматирование
текста
,
добавление
ри
-
сунков
,
организации
ссылок
и
таблиц
.
Perl
(80-
е
годы
) –
это
мощное
средство
эффективной
обработки
больших
текстовых
файлов
,
генерации
текстовых
отчетов
и
для
управле
-
ния
задачами
.
Он
превосходит
С
.
Tcl/Tk
– (80-
е
годы
)
направлен
на
автоматизацию
рутинных
процес
-
сов
,
не
зависит
от
типа
системы
и
позволяет
создать
программы
с
графиче
-
ским
интерфейсом
.
VRML
– (94
год
)
предназначен
для
организации
виртуальных
трех
-
мерных
интерфейсов
.
Язык
графического
моделирования
UML
–
позволяет
изобразить
с
помощью
мышки
таблицы
баз
данных
,
объекты
программ
и
взаимосвязи
между
ними
в
системе
,
имеющей
генератор
исходных
текстов
программ
на
основе
созданной
модели
(
CASE
-
системы
).
Среди
менее
распространенных
языков
программирования
отметим
еще
ряд
языков
.
PL/1
– (
64
год
)
значительно
более
мощное
средство
,
чем
Pas
са
l
и
С
,
но
его
достоинства
не
сразу
были
оценены
.
Например
,
у
него
существует
уникальная
возможность
указания
точности
вычислений
.
Используется
до
сих
пор
Smalltalk (
Смолток
)
– (80-
е
годы
)
отличается
тем
,
что
содержит
только
объекты
и
сообщения
.
LISP (
Лисп
)
– (60-
е
годы
).
Интерпретируемый
язык
программирова
-
ния
.
Оперирует
структурой
данных
в
виде
списка
,
позволяет
организовать
эффективную
обработку
больших
объемов
текстовой
информации
.
Системы
программирования
содержат
разнообразные
средства
соз
-
дания
программ
:
–
текстовый
редактор
;
–
компилятор
;
–
редактор
связей
;
–
библиотека
функций
;
–
отладчик
программы
.
Из
универсальных
языков
программирования
сегодня
наиболее
по
-
пулярны
следующие
:
Basic –
для
освоения
требует
начальной
подготовки
(
школы
);
Pascal
–
для
освоения
требует
специальной
подготовки
;
С
++ –
для
освоения
требует
профессиональной
подготовки
.
Для
каждого
из
этих
зыков
сегодня
имеется
немало
систем
програм
-
мирования
,
ориентированных
на
разные
ПК
и
операционные
системы
.
Наиболее
популярные
системы
проектирования
программ
для
Windows
для
языков
программирования
–
это
– Microsoft Visual Basic
для
Basic;
– Borland Delphi
для
Pascal$
– Borland C++ Bulider
для
Cu++$
– Symantec Caf
е
для
Java.
2.
TURBO BASIC
2.1.
Основные
элементы
языка
программирования
TURBO
BASIC
Программа
,
написанная
в
среде
TURBO BASIC (TB),
представляет
собой
совокупность
программных
строк
,
имеющих
следующий
формат
:
[
номер
строки
]
оператор
[:
оператор
] ...
[‘
комментарий
]
или
метка
:
или
$
метаоператор
Квадратные
скобки
при
описании
формата
всех
команд
здесь
и
далее
по
тексту
описания
данных
лабораторных
работ
обозначают
,
что
заклю
-
ченная
в
них
часть
конструкции
является
необязательной
,
но
если
она
есть
,
то
присутствует
без
самих
квадратных
скобок
.
Таким
образом
,
нумерация
строк
в
TB
не
требуется
,
хотя
при
необходимости
она
возможна
.
Операторы
представляют
собой
действия
,
выполняемые
програм
-
мой
.
В
строке
может
быть
один
или
несколько
операторов
,
разделенных
двоеточием
.
Длина
программной
строки
в
TB
может
быть
до
249
символов
.
Если
оператор
не
помещается
в
одной
экранной
строке
,
то
его
можно
раз
-
бить
на
несколько
экранных
строк
,
поставив
в
конце
строки
символ
под
-
черкивания
( _ ).
При
этом
следующая
строка
будет
рассматриваться
как
продолжение
предыдущей
.
Номер
строки
−
это
целое
десятичное
число
от
0
до
65535.
Номера
–
необязательно
использовать
в
программе
,
но
если
они
есть
,
то
используют
-
ся
для
идентификации
(
распознавания
)
строк
программы
.
Никаких
ограни
-
чений
,
за
исключением
того
,
что
все
строки
должны
иметь
разные
номера
,
на
взаимное
расположение
номеров
строк
не
накладывается
.
К
любой
строке
может
быть
добавлен
неисполняемый
оператор
−
комментарий
,
отделенный
от
последнего
оператора
знаком
апострофа
(
‘
)
или
оператором
REM
.
Комментарий
может
быть
как
первым
,
так
и
не
пер
-
вым
в
строке
.
Метка
должна
быть
в
строке
без
операторов
(
хотя
комментарий
в
этой
строке
может
быть
).
Она
служит
для
идентификации
оператора
,
сле
-
дующего
непосредственно
за
ней
.
Метка
должна
начинаться
с
буквы
и
мо
-
жет
содержать
произвольное
число
букв
и
цифр
.
Заглавные
и
строчные
бу
-
квы
в
метке
не
различаются
.
За
меткой
должно
следовать
двоеточие
.