Файл: regeda_v_v_regeda_o_n_osnovy_programmirovaniya_na_vba.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2019

Просмотров: 3107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

4)

 

Указатели

В

 

некоторых

 

языках

 

программирования

 

возможно

 

явное

 

указание

 

адреса

 

физической

 

памяти

 

как

 

в

 

ассемблере

5)

 

Сложные

 

данные

 (

списки

деревья

, …). 

6)

 

Массивы

7)

 

Описания

 

переменных

8)

 

Операторы

 

присвоения

9)

 

Комментарии

10)

 

Условные

 

операторы

11)

 

Операторы

 

цикла

12)

 

Операторы

 

ввода

-

вывода

Структурное

 

программирование

 

предполагает

 

дополнительное

 

ис

-

пользование

 

подпрограмм

процедур

 

и

 

функций

Наличие

 

подпрограмм

 

позволяет

 

вести

 

проектирование

 

и

 

разработку

 

приложений

 

сверху

-

вниз

 – 

такой

 

подход

 

получил

 

название

 – 

нисходящее

 

проектирование

Сначала

 

общая

 

задача

 

разбивается

 

на

 

глобальные

 

подзадачи

  (

модули

). 

Затем

 

каж

-

дый

 

модуль

 

разбивается

 

на

 

подпрограммы

которые

в

 

свою

 

очередь

могут

 

содержать

 

другие

 

подпрограммы

Небольшие

 

подпрограммы

 

значительно

 

проще

 

отлаживать

а

 

это

 

повышает

 

общую

 

надежность

 

всей

 

программы

Кроме

 

того

подпрограммы

 

могут

 

повторно

 

использоваться

а

 

это

 

повыша

-

ет

 

производительность

 

труда

 

программистов

Развитием

 

идея

 

нисходящего

 

проектирования

 

стало

 

событийно

-

ориентированное

 

программирование

Оно

 

возникло

 

в

 

связи

 

с

 

широким

 

распространением

 

визуальных

 

систем

 

типа

 Windows, 

идеология

 

которых

 

основана

 

на

 

событиях

Структура

 

программы

 

при

 

событийно

-

ориентированном

 

программировании

 

следующая

главная

 

часть

 

програм

-

мы

 – 

один

 

бесконечный

 

цикл

который

 

опрашивает

 Windows, 

следя

 

за

 

по

-

явлением

 

новых

 

сообщений

При

 

обнаружении

 

сообщения

 

вызывается

 

подпрограмма

отвечающая

 

за

 

обработку

 

соответствующего

 

события

а

 

цикл

 

опроса

 

продолжается

 

до

 

получения

 

сообщения

 «

конец

 

работы

». 

Применение

 

структурного

 

и

 

событийно

-

ориентированного

 

програм

-

мирования

 

существенно

 

повысило

 

производительность

 

труда

 

программи

-

стов

Но

 

это

 

уже

 

был

 

предел

 

возможностей

 

человека

В

 

середине

 80-

х

 

годов

 

возникло

 

понятие

 

объекта

 

и

 

объектно

-

ориентированного

 

программирования

  (

ООП

). 

ООП

 

является

 

развитием

 

технологии

 

структурного

 

программирования

но

 

имеет

 

свои

 

характерные

 

черты

.  

ООП

 

по

 

сути

 – 

это

 

создание

 

приложений

 

из

 

объектов

 

как

 

из

 «

кирпи

-

чиков

». 

Одни

 

объекты

 

приходится

 

создавать

 

полностью

 

самостоятельно


background image

другие

 – 

можно

 

позаимствовать

 

в

 

готовом

 

виде

 

из

 

разнообразных

 

библио

-

тек

Важное

 

место

 

в

 

технологии

 

ООП

 

занимает

 

событие

 (

щелчок

 

клави

-

ши

 

мыши

 

на

 

объекте

нажатие

 

определенной

 

клавиши

открытие

 

докумен

-

та

 

и

 

т

д

.). 

В

 

качестве

 

реакции

 

на

 

событие

 

может

 

вызываться

 

определенная

 

процедура

которая

 

может

 

изменять

 

свойства

 

объекта

вызывая

 

его

 

мето

-

ды

.  

В

 

настоящее

 

время

 

в

 

ООП

 

обычно

 

используется

 

графический

 

интер

-

фейс

позволяющий

 

визуализировать

 

процесс

 

программирования

Появи

-

лась

 

возможность

 

создавать

 

объекты

задавать

 

им

 

свойства

 

с

 

помощью

 

мыши

Наиболее

 

распространенные

 

системы

 

программирования

 

на

 

ООП

 – 

Visual Basic 

и

 Borland Delphi. 

В

 

среде

 MS Office 

в

 

качестве

 

объектов

 

выступают

приложения

до

-

кументы

окна

 

и

 

т

.

п

Каждый

 

из

 

этих

 

объектов

 

является

 

исполнителем

 

ал

-

горитма

Команды

 

объекту

 

могут

 

давать

 

либо

 

другие

 

объекты

функциони

-

рующие

 

в

 

этой

 

системе

либо

 

пользователь

 

персонального

 

компьютера

Для

 

того

 

чтобы

 

объект

 

мог

 

автоматически

 

выполнять

 

алгоритм

 

в

 

среде

 MS Office, 

необходимо

 

записать

 

его

 

на

 

том

 

формальном

 

языке

кото

-

рый

 

этот

 

объект

  «

понимает

». 

Таким

 

языком

 

в

 MS Office 

является

 Visual 

Basic for Application

 

(VBA), 

который

 

является

 

ядром

 

ООП

 

языка

 

програм

-

мирования

 Visual Basic. 

1.3.

 

Обзор

 

языков

 

программирования

 

высокого

 

уровня

 

FORTRAN (

Фортран

)

 – 

первый

 

компилируемый

 

язык

 (50-

е

 

годы

), 

не

 

очень

 

удобный

но

 

позволяет

 

получить

 

эффективный

 

исполняемый

 

код

Имеются

 

большие

 

наработки

 (

библиотеки

), 

используемые

 

по

 

сей

 

день

Cobol (

Кобол

)

  –

 

компилируемый

 

язык

используется

 

в

 

экономике

 

(

начало

 60-

х

 

годов

). 

Отличается

 "

многословностью

". 

Реализованы

 

мощные

 

средства

 

работы

 

с

 

большими

 

объемами

 

данных

Используется

 

и

 

сейчас

Algol (

Алгол

)

 – 

компилируемый

 

язык

 (60-

е

 

годы

с

 

большими

 

воз

-

можностями

но

 

у

 

него

 

сложная

 

структура

Pascal (

Паскаль

)

 – (

конец

 70-

х

 

годов

похож

 

на

 Algol, 

удобен

 

для

 

создания

 

крупных

 

проектов

Basic (

Бейсик

)

 – 

и

 

интерпретатор

 

и

 

компилятор

 

самый

 

популярный

 

в

 

мире

прост

 

в

 

изучении

С

 (

СИ

)

 – 

планировался

 

для

 

замены

 

ассемблера

чтобы

 

иметь

 

возмож

-

ность

 

создавать

 

столь

 

же

 

эффективные

 

и

 

компактные

 

программы

 

и

 

при

 

этом

 

не

 

зависеть

 

от

 

конкретного

 

типа

 

процессора

Во

 

многом

 

похож

 

на

 

Pascal 

и

 

имеет

 

дополнительные

 

средства

 

для

 

работы

 

с

 

памятью

 

в

 

виде

 

ука

-


background image

зателей

В

 70

е

 

годы

 

на

 

нем

 

написано

 

множество

 

прикладных

 

и

 

системных

 

программ

С

++(

СИ

++)

 – 

это

 

объектно

-

ориентированное

 

применение

 

языка

 

СИ

 

(80-

е

 

годы

). 

Требует

 

высокого

 

уровня

 

профессиональной

 

подготовки

Java (

Джава

Ява

)

 – 

был

 

создан

 

в

 90-

е

 

годы

 

на

 

основе

 

С

++ 

с

 

целью

 

упрощения

Его

 

особенность

компиляция

 

не

 

в

 

машинный

 

код

а

 

в

 

плат

-

форменно

-

независимый

 

байт

-

код

он

 

может

 

выполняться

 

с

 

помощью

 

вир

-

туальной

 Java – 

машины

 

JVM

версии

 

которой

 

созданы

 

сегодня

 

для

 

любых

 

платформ

Этот

 

язык

 

сейчас

 

второй

 

по

 

популярности

 

после

 

Бейсика

Ис

-

пользуется

 

в

 

основном

 

для

 

поддержки

 

всевозможных

 

мобимых

 

устройств

 

и

 

микрокомпьютеров

встраиваемых

 

в

 

бытовую

 

технику

 (

технология

 Jini), 

а

 

также

 

для

 

создания

 

платформенно

-

независимых

 

программных

 

модулей

способных

 

работать

 

на

 

серверах

 

в

 

глобальных

 

и

 

локальных

 

сетях

Языки

 

программирования

 

баз

 

данных

 

предназначены

 

для

 

создания

 

записей

имеющих

 

единообразную

 

структуру

с

 

которыми

 

выполняются

 

однообразные

 

операции

Для

 

эффективной

 

обработки

 

групп

 

записей

 

в

 

ба

-

зах

 

данных

 

используют

 

структурированный

 

язык

 

запросов

 

SQL

Помимо

 

этого

 

языка

 

системы

 

управления

 

базами

 

банных

 

СУБД

 

имеют

 

еще

 

и

 

свой

 

уникальный

 

язык

ориентированный

 

на

 

особенности

 

этой

 

системы

Языки

 

программирования

 

для

 

Интернета

 

обладают

 

характерными

 

особенностями

языки

 

являются

 

интерпретаторами

которые

 

распростра

-

няются

 

бесплатно

а

 

сами

 

программы

 

распространяются

 

в

 

исходных

 

тек

-

стах

Такие

 

языки

 

называются

 

скрипт

языками

Наиболее

 

популярные

 

из

 

них

 

приведены

 

ниже

HTML

 – 

язык

 

для

 

оформления

 Web-

документов

Он

 

очень

 

прост

 

и

 

содержит

 

элементарные

 

команды

Форматирование

 

текста

добавление

 

ри

-

сунков

организации

 

ссылок

 

и

 

таблиц

Perl

 (80-

е

 

годы

) – 

это

 

мощное

 

средство

 

эффективной

 

обработки

 

больших

 

текстовых

 

файлов

генерации

 

текстовых

 

отчетов

 

и

 

для

 

управле

-

ния

 

задачами

Он

 

превосходит

 

С

Tcl/Tk

 – (80-

е

 

годы

направлен

 

на

 

автоматизацию

 

рутинных

 

процес

-

сов

не

 

зависит

 

от

 

типа

 

системы

 

и

 

позволяет

 

создать

 

программы

 

с

 

графиче

-

ским

 

интерфейсом

VRML

 

– (94 

год

предназначен

 

для

 

организации

 

виртуальных

 

трех

-

мерных

 

интерфейсов

Язык

 

графического

 

моделирования

 UML

  –

 

позволяет

 

изобразить

 

с

 

помощью

 

мышки

 

таблицы

 

баз

 

данных

объекты

 

программ

 

и

 

взаимосвязи

 

между

 

ними

 

в

 

системе

имеющей

 

генератор

 

исходных

 

текстов

 

программ

 

на

 

основе

 

созданной

 

модели

 (

CASE

-

системы

). 


background image

Среди

 

менее

 

распространенных

 

языков

 

программирования

 

отметим

 

еще

 

ряд

 

языков

PL/1

 – (

64 

год

значительно

 

более

 

мощное

 

средство

чем

 Pas

са

и

 

С

но

 

его

 

достоинства

 

не

 

сразу

 

были

 

оценены

Например

у

 

него

 

существует

 

уникальная

 

возможность

 

указания

 

точности

 

вычислений

Используется

 

до

 

сих

 

пор

 

 

Smalltalk (

Смолток

)

 – (80-

е

 

годы

отличается

 

тем

что

 

содержит

 

только

 

объекты

 

и

 

сообщения

LISP (

Лисп

)

 – (60-

е

 

годы

). 

Интерпретируемый

 

язык

 

программирова

-

ния

Оперирует

 

структурой

 

данных

 

в

 

виде

 

списка

позволяет

 

организовать

 

эффективную

 

обработку

 

больших

 

объемов

 

текстовой

 

информации

Системы

 

программирования

 

содержат

 

разнообразные

 

средства

 

соз

-

дания

 

программ

– 

текстовый

 

редактор

– 

компилятор

– 

редактор

 

связей

– 

библиотека

 

функций

– 

отладчик

 

программы

Из

 

универсальных

 

языков

 

программирования

 

сегодня

 

наиболее

 

по

-

пулярны

 

следующие

Basic – 

для

 

освоения

 

требует

 

начальной

 

подготовки

 (

школы

); 

Pascal

 

– 

для

 

освоения

 

требует

 

специальной

 

подготовки

С

 ++ – 

для

 

освоения

 

требует

 

профессиональной

 

подготовки

Для

 

каждого

 

из

 

этих

 

зыков

 

сегодня

 

имеется

 

немало

 

систем

 

програм

-

мирования

ориентированных

 

на

 

разные

 

ПК

 

и

 

операционные

 

системы

Наиболее

 

популярные

 

системы

 

проектирования

 

программ

 

для

 Windows

 

для

 

языков

 

программирования

 – 

это

  

– Microsoft Visual Basic   

для

   Basic; 

– Borland Delphi    

 

для

   Pascal$ 

– Borland C++ Bulider    

для

   Cu++$ 

– Symantec Caf

е

   

 

для

 Java. 

 


background image

2.

 

TURBO BASIC 

2.1.

 

Основные

 

элементы

 

языка

 

программирования

 TURBO 

BASIC 

Программа

написанная

 

в

 

среде

 TURBO BASIC (TB), 

представляет

 

собой

 

совокупность

 

программных

 

строк

имеющих

 

следующий

 

формат

 

[

номер

 

строки

оператор

 [:

оператор

] ... 

[‘

комментарий

или

 

 

 

метка

:

 

или

 

 

 

$

метаоператор

 

Квадратные

 

скобки

 

при

 

описании

 

формата

 

всех

 

команд

 

здесь

 

и

 

далее

 

по

 

тексту

 

описания

 

данных

 

лабораторных

 

работ

 

обозначают

что

 

заклю

-

ченная

 

в

 

них

 

часть

 

конструкции

 

является

 

необязательной

но

 

если

 

она

 

есть

то

 

присутствует

 

без

 

самих

 

квадратных

 

скобок

Таким

 

образом

нумерация

 

строк

 

в

 TB 

не

 

требуется

хотя

 

при

 

необходимости

 

она

 

возможна

Операторы

 

представляют

 

собой

 

действия

выполняемые

 

програм

-

мой

В

 

строке

 

может

 

быть

 

один

 

или

 

несколько

 

операторов

разделенных

 

двоеточием

Длина

 

программной

 

строки

 

в

 TB 

может

 

быть

 

до

 249 

символов

Если

 

оператор

 

не

 

помещается

 

в

 

одной

 

экранной

 

строке

то

 

его

 

можно

 

раз

-

бить

 

на

 

несколько

 

экранных

 

строк

поставив

 

в

 

конце

 

строки

 

символ

 

под

-

черкивания

 ( _ ). 

При

 

этом

 

следующая

 

строка

 

будет

 

рассматриваться

 

как

 

продолжение

 

предыдущей

Номер

 

строки

 

 

это

 

целое

 

десятичное

 

число

 

от

 0 

до

 65535. 

Номера

 – 

необязательно

 

использовать

 

в

 

программе

но

 

если

 

они

 

есть

то

 

используют

-

ся

 

для

 

идентификации

 (

распознавания

строк

 

программы

Никаких

 

ограни

-

чений

за

 

исключением

 

того

что

 

все

 

строки

 

должны

 

иметь

 

разные

 

номера

на

 

взаимное

 

расположение

 

номеров

 

строк

 

не

 

накладывается

К

 

любой

 

строке

 

может

 

быть

 

добавлен

 

неисполняемый

 

оператор

 

 

комментарий

отделенный

 

от

 

последнего

 

оператора

 

знаком

 

апострофа

 (

или

 

оператором

 

REM

Комментарий

 

может

 

быть

 

как

 

первым

так

 

и

 

не

 

пер

-

вым

 

в

 

строке

Метка

 

должна

 

быть

 

в

 

строке

 

без

 

операторов

  (

хотя

 

комментарий

 

в

 

этой

 

строке

 

может

 

быть

). 

Она

 

служит

 

для

 

идентификации

 

оператора

сле

-

дующего

 

непосредственно

 

за

 

ней

Метка

 

должна

 

начинаться

 

с

 

буквы

 

и

 

мо

-

жет

 

содержать

 

произвольное

 

число

 

букв

 

и

 

цифр

Заглавные

 

и

 

строчные

 

бу

-

квы

 

в

 

метке

 

не

 

различаются

За

 

меткой

 

должно

 

следовать

 

двоеточие