Файл: regeda_v_v_regeda_o_n_osnovy_programmirovaniya_na_vba.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2019
Просмотров: 3176
Скачиваний: 1
Основными
элементами
языка
TB
являются
символы
,
с
помощью
ко
-
торых
записываются
константы
,
переменные
,
массивы
,
выражения
,
встро
-
енные
функции
и
операторы
.
При
написании
программы
можно
использовать
символы
из
опреде
-
ленного
набора
,
называемого
алфавитом
языка
.
Он
включает
в
себя
буквы
от
A
до
Z
и
от
a
до
z
,
цифры
от
0
до
9
,
пробел
,
а
также
специальные
сим
-
волы
: = (
знак
равенства
), + (
плюс
), – (
минус
), * (
звездочка
,
знак
умноже
-
ния
), / (
слэш
,
знак
деления
), \ (
знак
целочисленного
деления
), ^ (
крышка
,
знак
возведения
в
степень
), % (
знак
процента
), & (
амперсенд
), ! (
восклица
-
тельный
знак
), # (
знак
номера
), $ (
знак
доллара
),
( )
(
круглые
скобки
),
[ ]
(
квадратные
скобки
),
,
(
запятая
),
.
(
точка
), ‘ (
апостроф
), ; (
точка
с
запятой
),
: (
двоеточие
), ? (
восклицательный
знак
), < (
знак
больше
), > (
знак
меньше
),
“ (
кавычки
), _ (
подчеркивание
).
Кроме
того
,
в
комментариях
и
символьных
константах
могут
использоваться
заглавные
и
строчные
буквы
кириллицы
(
русские
буквы
).
Определенное
множество
слов
в
TB
зарезервировано
,
т
.
е
.
не
может
использоваться
в
программах
в
качестве
имен
переменных
.
TB
поддерживает
несколько
типов
числовых
и
символьных
данных
.
К
числовым
данным
относятся
следующие
типы
:
целое
(
число
без
десятич
-
ной
точки
в
диапазоне
от
- 32768
до
32767);
длинное
целое
(
в
диапазоне
от
-2147483648
до
2147483647);
вещественное
(
число
с
десятичной
точкой
в
диапазоне
от
10-
38
до
10
38
,
однако
точность
представления
его
ограничива
-
ется
6
значащими
цифрами
);
вещественное
двойной
точности
(
число
с
де
-
сятичной
точкой
в
диапазоне
от
10
-
308
до
10
308
и
может
иметь
до
16
зна
-
чащих
цифр
).
Константы
−
это
элементы
языка
,
значения
которых
определены
и
неизменны
.
Они
бывают
числовыми
и
символьными
.
Числовые
константы
,
в
свою
очередь
,
могут
быть
целыми
и
вещест
-
венными
.
Они
используют
цифры
,
знак
минус
и
необязательный
знак
плюс
.
Целые
числа
,
например
число
257,
допускается
записывать
и
в
дво
-
ичном
(&B100000001),
восьмеричном
(&401)
и
в
шестнадцатеричном
(&H101)
представлении
.
Вещественные
константы
можно
задавать
как
в
десятичном
(0.000235988),
так
и
в
экспоненциальном
(235.988E-6)
пред
-
ставлении
.
Символьные
константы
представляют
собой
набор
символов
алфави
-
та
языка
,
заключенных
в
кавычки
(“
Среднее
значение
”, “263”).
Переменные
−
это
элементы
языка
,
значения
которых
заранее
не
оп
-
ределены
и
могут
меняться
в
процессе
выполнения
программы
.
Иденти
-
фицируются
переменные
именами
.
В
процессе
выполнения
программы
пе
-
ременным
можно
присваивать
значения
констант
,
либо
других
перемен
-
ных
,
либо
выражений
.
Переменные
разделяются
на
числовые
и
символь
-
ные
(
строковые
).
Числовой
переменной
можно
присвоить
значение
любого
числа
,
а
символьной
−
значение
строки
символов
.
Имя
переменной
должно
начинаться
с
буквы
,
хотя
и
может
содер
-
жать
цифры
.
Заглавные
и
строчные
буквы
не
различаются
.
Зарезервиро
-
ванные
слова
не
могут
применяться
в
качестве
имен
переменных
.
Кроме
того
,
имя
переменной
не
может
начинаться
с
букв
FN
(
это
начало
имени
пользовательской
функции
).
Как
и
константы
,
переменные
могут
принадлежать
к
одному
из
пяти
типов
:
целому
,
длинному
целому
,
вещественному
,
вещественному
двойной
точности
,
символьному
.
Имя
переменной
определяет
ее
тип
.
Имя
символьной
переменной
должно
заканчиваться
знаком
$
,
на
-
пример
F$,
МАХ
$.
В
конце
имени
целой
переменной
должен
стоять
знак
%
(
A
%
=
15
).
В
длинной
целой
используется
амперсенд
& (a&=7600&
)
.
Вещественная
переменная
может
заканчиваться
знаком
!
(
a!
=
15.1
).
Вещественная
переменная
двойной
точности
должна
заканчиваться
знаком
#
(
a#=15.14578943
).
Если
в
имени
переменной
не
используется
никакой
из
приведенных
здесь
знаков
,
то
переменная
имеет
вещественный
тип
(
x=1.7, y=1.0
).
Массив
−
это
последовательность
данных
одинакового
типа
,
имею
-
щих
общее
имя
.
Элемент
массива
является
отдельной
переменной
.
Он
идентифицируется
путем
указания
в
скобках
после
имени
массива
номера
(
индекса
)
элемента
.
Выражения
в
TB
состоят
из
элементов
и
операций
,
связывающих
их
.
Выражение
может
иметь
целый
и
символьный
тип
.
Элементами
выраже
-
ний
могут
быть
константы
,
переменные
и
функции
.
Функции
в
TB
реали
-
зуют
стандартные
математические
функции
и
иные
стандартные
процеду
-
ры
.
В
TB
используются
встроенные
функции
и
операторы
.
Элементы
числовых
выражений
могут
связываться
между
собой
с
помощью
арифметических
и
логических
операций
,
приведенных
в
табли
-
це
2.1
в
порядке
убывания
их
приоритета
(
устанавливающего
порядок
вы
-
полнения
операций
в
выражении
).
Таблица
2.1
Обозначение
операции
Наименование
операции
^
Возведение
в
степень
-
Унитарная
операция
минус
(
для
обозначения
отрицательных
чисел
или
изменения
знака
)
* , /
Умножение
,
деление
\
Деление
нацело
MOD
Вычисление
остатка
от
деления
(
взятие
по
мо
-
дулю
)
+ , -
Сложение
,
вычитание
<, <=,
=, >=, >, <>
Операции
сравнения
NOT
Логическое
НЕ
AND
Логическое
И
OR , XOR
Логическое
ИЛИ
,
исключающее
ИЛИ
EQV
Логическая
эквивалентность
IMP
Логическая
импликация
Операции
с
одинаковым
приоритетом
выполняются
в
порядке
про
-
смотра
выражения
слева
направо
.
Для
изменения
порядка
выполнения
операций
в
выражении
можно
использовать
скобки
.
Все
арифметические
операции
имеют
традиционную
форму
записи
для
математики
,
а
операция
31 MOD 4
обозначает
остаток
от
целочислен
-
ного
деления
31
на
4
и
дает
в
результате
число
3.
Результатом
операции
сравнения
является
логическая
истина
,
пред
-
ставляемая
числом
-1
,
или
логическая
ложь
,
представляемая
0
.
2.2.
Среда
программирования
TURBO BASIC
Запуск
среды
TB
осуществляется
путем
запуска
файла
tb.exe
.
При
этом
на
экране
монитора
появляется
диалоговая
многооконная
среда
(
рис
. 2.1).
Конфигурация
окон
может
отличаться
от
показанной
на
рисунке
,
но
максимальное
число
окон
,
видимых
в
главном
меню
,
может
быть
четыре
:
окно
редактирования
(
Edit
),
окно
трассировки
(
Trace
),
окно
выполнения
(
Run
),
окно
сообщений
(
Massage
).
Кроме
того
,
внизу
экрана
имеется
строка
функциональных
клавиш
,
а
в
верхней
части
экрана
–
строка
глав
-
ного
меню
.
Рис
. 2.1
Окно
редактирования
позволяет
создавать
и
редактировать
любые
программы
.
Окно
трассировки
обеспечивает
последовательное
выполне
-
ние
каждой
программной
строки
,
метки
,
имени
процедуры
и
функции
по
мере
прогона
программы
.
В
окне
сообщений
отображается
статистика
компилирования
и
другие
сообщения
,
в
том
числе
и
сообщения
об
ошиб
-
ках
.
В
окне
прогона
отображаются
результаты
работы
программы
.
Разме
-
ры
и
конфигурация
окон
могут
быть
изменены
.
Нажатие
на
клавишу
Esc
переводит
курсор
из
окон
редактирования
и
выполнения
в
главное
меню
.
Выбор
команд
(
переключение
режимов
)
в
главном
меню
осуществляется
или
нажатием
клавиши
,
соответствующей
первой
букве
команд
в
главном
меню
,
или
подводом
с
помощью
клавиш
управления
курсором
светящегося
окна
(
курсора
)
к
соответствующему
элементу
меню
и
нажатием
клавиши
Enter.
В
нижней
строке
экрана
находится
подсказка
о
назначении
некото
-
рых
клавиш
в
TB.
Результатом
выбора
разделов
меню
Edit, Run
и
Compile
является
появление
соответствующего
окна
,
а
для
всех
остальных
разделов
в
глав
-
ном
меню
−
появление
соответствующего
ниспадающего
меню
.
На
рис
. 2.2
показаны
команды
,
содержащиеся
в
меню
File
.
Команды
в
ниспадающем
меню
выбираются
так
же
,
как
и
в
главном
.
Для
возвращения
в
главное
ме
-
ню
из
ниспадающего
меню
необходимо
нажать
клавишу
Esc
.
Опция
Load
меню
File
служит
для
выбора
файла
,
загружаемого
в
ТВ
.
При
выборе
этой
опции
появляется
новое
окно
,
в
котором
нужно
вве
-
сти
или
имя
файла
,
или
"
маску
".
По
умолчанию
в
окне
задана
маска
*.bas
,
которая
означает
все
файлы
с
расширением
.bas.
После
ввода
мас
-
ки
и
нажатия
на
клавишу
Enter
появляется
очередное
всплывающее
окно
,
на
котором
указаны
все
файлы
текущего
каталога
,
соответствующие
маске
.
Выбор
файлов
осуществляется
с
помощью
клавиш
управления
курсором
и
клавиш
Home, End, PgUp, PgDn
,
а
для
завершения
команды
необходимо
нажать
на
клавишу
Enter
.
В
результате
происходит
переход
в
режим
ре
-
дактирования
выбранного
файла
.
Рис
.2.2
Опция
Change dir
меню
File
используется
для
смены
текущего
ката
-
лога
.
Для
сохранения
текущей
программы
,
находящейся
в
окне
редакти
-
рования
,
в
виде
текстового
файла
с
новым
именем
необходимо
выбрать
опцию
File
→
Write to
и
нажать
на
клавишу
Enter
.
В
появившемся
окне
ввести
с
клавиатуры
новое
имя
файла
и
нажать
на
клавишу
Enter
.
Для
сохранения
последней
версии
поименованной
программы
можно
воспользоваться
опцией
File
→
Save
,
которая
сохраняет
текущий
файл
в
текущем
каталоге
с
именем
по
умолчанию
,
при
этом
предыдущая
версия
этого
файла
получает
расширение
.
bak
и
также
сохраняется
в
этом
катало
-
ге
.
Опция
File
→
Quit
осуществляет
выход
из
TB
(
такой
же
результат
по
-
лучается
при
одновременном
нажатии
клавиш
Alt
и
X)
.
Опция
File
→
New
инициализирует
режим
редактирования
нового
файла
,
имеющего
по
умолчанию
имя
noname.bas
,
с
удалением
преды
-
дущего
содержимого
окна
редактирования
и
из
оперативной
памяти
.
Команда
Edit
главного
меню
осуществляется
вход
во
встроенный
ре
-
дактор
,
предназначенный
для
создания
и
редактирования
исходных
тек
-
стов
программ
(
листингов
).
В
окне
редактирования
верхней
является
стро
-
ка
состояния
,
в
ней
указано
имя
редактируемого
файла
,
номер
строки
(
Line
)
и
позиция
(
Col
)
экрана
,
в
которой
расположен
курсор
.
При
вклю
-