Файл: regeda_v_v_regeda_o_n_osnovy_programmirovaniya_na_vba.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2019

Просмотров: 3106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Основными

 

элементами

 

языка

 TB 

являются

 

символы

с

 

помощью

 

ко

-

торых

 

записываются

 

константы

переменные

массивы

выражения

встро

-

енные

 

функции

 

и

 

операторы

При

 

написании

 

программы

 

можно

 

использовать

 

символы

 

из

 

опреде

-

ленного

 

набора

называемого

 

алфавитом

 

языка

Он

 

включает

 

в

 

себя

 

буквы

  

от

 

A

 

до

 

Z

 

и

 

от

 

a

 

до

 

z

цифры

 

от

 

0

 

до

 

9

пробел

а

 

также

 

специальные

 

сим

-

волы

: = (

знак

 

равенства

), + (

плюс

), – (

минус

), * (

звездочка

знак

 

умноже

-

ния

), / (

слэш

знак

 

деления

), \ (

знак

 

целочисленного

 

деления

), ^ (

крышка

знак

 

возведения

 

в

 

степень

), % (

знак

 

процента

), & (

амперсенд

), ! (

восклица

-

тельный

 

знак

), # (

знак

 

номера

), $ (

знак

 

доллара

), 

(  )

  (

круглые

 

скобки

), 

[  ]

 

(

квадратные

 

скобки

), 

,

 (

запятая

), 

.

 (

точка

), ‘ (

апостроф

), ; (

точка

 

с

 

запятой

), 

: (

двоеточие

), ?  (

восклицательный

 

знак

), < (

знак

 

больше

), > (

знак

 

меньше

), 

“ (

кавычки

), _ (

подчеркивание

). 

Кроме

 

того

в

 

комментариях

 

и

 

символьных

 

константах

 

могут

 

использоваться

 

заглавные

 

и

 

строчные

 

буквы

 

кириллицы

 

(

русские

 

буквы

).  

Определенное

 

множество

 

слов

 

в

 TB 

зарезервировано

т

.

е

не

 

может

 

использоваться

 

в

 

программах

 

в

 

качестве

 

имен

 

переменных

.  

TB 

поддерживает

 

несколько

 

типов

 

числовых

 

и

 

символьных

 

данных

К

 

числовым

 

данным

 

относятся

 

следующие

 

типы

целое

 

(

число

 

без

 

десятич

-

ной

 

точки

 

в

 

диапазоне

 

от

 - 32768 

до

 32767); 

длинное

  

целое

 (

в

 

диапазоне

 

от

 

-2147483648 

до

 2147483647); 

вещественное

 (

число

 

с

 

десятичной

 

точкой

 

в

 

диапазоне

 

от

 10-

38

 

до

 10

38

однако

 

точность

 

представления

 

его

 

ограничива

-

ется

 6 

значащими

 

цифрами

); 

вещественное

 

двойной

 

точности

 (

число

 

с

 

де

-

сятичной

 

точкой

 

в

 

диапазоне

 

от

 10

-

308 

до

 10

308

 

и

 

может

 

иметь

 

до

 16 

зна

-

чащих

 

цифр

).   

Константы

 

 

это

 

элементы

 

языка

значения

 

которых

 

определены

 

и

 

неизменны

Они

 

бывают

 

числовыми

 

и

 

символьными

.  

Числовые

 

константы

в

 

свою

 

очередь

могут

 

быть

 

целыми

 

и

 

вещест

-

венными

Они

 

используют

 

цифры

знак

 

минус

 

и

 

необязательный

 

знак

 

плюс

Целые

 

числа

например

 

число

 257, 

допускается

 

записывать

 

и

 

в

 

дво

-

ичном

 (&B100000001), 

восьмеричном

 (&401) 

и

 

в

 

шестнадцатеричном

 

(&H101) 

представлении

Вещественные

 

константы

 

можно

 

задавать

 

как

 

в

 

десятичном

 (0.000235988), 

так

 

и

 

в

 

экспоненциальном

 (235.988E-6) 

пред

-

ставлении

Символьные

 

константы

 

представляют

 

собой

 

набор

 

символов

 

алфави

-

та

 

языка

заключенных

 

в

 

кавычки

 (“

Среднее

 

значение

”, “263”). 

Переменные

 

 

это

 

элементы

 

языка

значения

 

которых

 

заранее

 

не

 

оп

-

ределены

 

и

 

могут

 

меняться

 

в

 

процессе

 

выполнения

 

программы

Иденти

-

фицируются

 

переменные

 

именами

В

 

процессе

 

выполнения

 

программы

 

пе

-


background image

ременным

 

можно

 

присваивать

 

значения

 

констант

либо

 

других

 

перемен

-

ных

либо

 

выражений

Переменные

 

разделяются

 

на

 

числовые

 

и

 

символь

-

ные

 (

строковые

). 

Числовой

 

переменной

 

можно

 

присвоить

 

значение

 

любого

 

числа

а

 

символьной

 

 

значение

 

строки

 

символов

Имя

 

переменной

 

должно

 

начинаться

 

с

 

буквы

хотя

 

и

 

может

 

содер

-

жать

 

цифры

Заглавные

 

и

 

строчные

 

буквы

 

не

 

различаются

Зарезервиро

-

ванные

 

слова

 

не

 

могут

 

применяться

 

в

 

качестве

 

имен

 

переменных

Кроме

 

того

имя

 

переменной

 

не

 

может

 

начинаться

 

с

 

букв

 

FN

  (

это

 

начало

 

имени

 

пользовательской

 

функции

). 

Как

 

и

 

константы

переменные

 

могут

 

принадлежать

 

к

 

одному

 

из

 

пяти

 

типов

целому

длинному

 

целому

вещественному

вещественному

 

двойной

 

точности

символьному

Имя

 

переменной

 

определяет

 

ее

 

тип

Имя

 

символьной

 

переменной

 

должно

 

заканчиваться

 

знаком

 

$

на

-

пример

 

F$, 

МАХ

$.

 

В

 

конце

 

имени

 

целой

 

переменной

 

должен

 

стоять

 

знак

 

%

 (

A

%

=

15

). 

В

 

длинной

 

целой

 

используется

 

амперсенд

 

& (a&=7600&

)

.

 

Вещественная

 

переменная

 

может

 

заканчиваться

 

знаком

 

!

 

(

a!

=

15.1

). 

Вещественная

 

переменная

 

двойной

 

точности

 

должна

 

заканчиваться

 

знаком

 

(

a#=15.14578943

). 

Если

 

в

 

имени

 

переменной

 

не

 

используется

 

никакой

 

из

 

приведенных

 

здесь

 

знаков

то

 

переменная

 

имеет

 

вещественный

 

тип

 (

x=1.7, y=1.0

). 

Массив

 

 

это

 

последовательность

 

данных

 

одинакового

 

типа

имею

-

щих

 

общее

 

имя

Элемент

 

массива

 

является

 

отдельной

 

переменной

Он

 

идентифицируется

 

путем

 

указания

 

в

 

скобках

 

после

 

имени

 

массива

 

номера

 

(

индекса

элемента

Выражения

 

в

 TB 

состоят

 

из

 

элементов

 

и

 

операций

связывающих

 

их

Выражение

 

может

 

иметь

 

целый

 

и

 

символьный

 

тип

Элементами

 

выраже

-

ний

 

могут

 

быть

 

константы

переменные

 

и

 

функции

Функции

 

в

 TB 

реали

-

зуют

 

стандартные

 

математические

 

функции

 

и

 

иные

 

стандартные

 

процеду

-

ры

.  

В

 TB 

используются

 

встроенные

 

функции

 

и

 

операторы

Элементы

 

числовых

 

выражений

 

могут

 

связываться

 

между

 

собой

 

с

 

помощью

 

арифметических

 

и

 

логических

 

операций

приведенных

 

в

 

табли

-

це

 2.1 

в

 

порядке

 

убывания

 

их

 

приоритета

 (

устанавливающего

 

порядок

 

вы

-

полнения

 

операций

 

в

 

выражении

). 


background image

Таблица

 2.1 

Обозначение

 

операции

 

Наименование

 

операции

 

Возведение

 

в

 

степень

 

Унитарная

 

операция

 

минус

  (

для

 

обозначения

 

отрицательных

 

чисел

 

или

 

изменения

 

знака

*  ,  / 

Умножение

деление

 

Деление

 

нацело

 

MOD 

Вычисление

 

остатка

 

от

 

деления

  (

взятие

 

по

 

мо

-

дулю

+  ,  - 

Сложение

вычитание

 

<, <=, 

=, >=, >, <> 

Операции

 

сравнения

 

NOT 

Логическое

 

НЕ

 

AND 

Логическое

 

И

 

OR , XOR 

Логическое

 

ИЛИ

  , 

исключающее

 

ИЛИ

 

EQV 

Логическая

 

эквивалентность

 

IMP 

Логическая

 

импликация

 

Операции

 

с

 

одинаковым

 

приоритетом

 

выполняются

 

в

 

порядке

 

про

-

смотра

 

выражения

 

слева

 

направо

Для

 

изменения

 

порядка

 

выполнения

 

операций

  

в

 

выражении

 

можно

 

использовать

 

скобки

Все

 

арифметические

 

операции

 

имеют

 

традиционную

 

форму

 

записи

 

для

 

математики

а

 

операция

 

31 MOD 4

 

обозначает

 

остаток

 

от

 

целочислен

-

ного

 

деления

 31 

на

 4 

и

 

дает

 

в

 

результате

 

число

 3. 

Результатом

 

операции

 

сравнения

 

является

 

логическая

 

истина

пред

-

ставляемая

 

числом

 

-1

или

 

логическая

 

ложь

представляемая

 

0

2.2.

 

Среда

 

программирования

 TURBO BASIC 

Запуск

 

среды

 TB 

осуществляется

 

путем

 

запуска

 

файла

 

tb.exe

При

 

этом

 

на

 

экране

 

монитора

 

появляется

 

диалоговая

 

многооконная

 

среда

 

(

рис

. 2.1). 

Конфигурация

 

окон

 

может

 

отличаться

 

от

 

показанной

 

на

 

рисунке

но

 

максимальное

 

число

 

окон

видимых

 

в

 

главном

 

меню

может

 

быть

 

четыре

окно

 

редактирования

  (

Edit

), 

окно

 

трассировки

 

(

Trace

), 

окно

 

выполнения

 

(

Run

), 

окно

 

сообщений

  (

Massage

). 

Кроме

 

того

внизу

 

экрана

 

имеется

 

строка

 

функциональных

 

клавиш

а

 

в

 

верхней

 

части

 

экрана

 –

 

строка

 

глав

-

ного

 

меню


background image

 

Рис

. 2.1 

Окно

 

редактирования

 

позволяет

 

создавать

 

и

 

редактировать

 

любые

 

программы

Окно

 

трассировки

 

обеспечивает

 

последовательное

 

выполне

-

ние

 

каждой

 

программной

 

строки

метки

имени

 

процедуры

 

и

 

функции

 

по

 

мере

 

прогона

 

программы

В

 

окне

 

сообщений

 

отображается

 

статистика

 

компилирования

 

и

 

другие

 

сообщения

в

 

том

 

числе

 

и

 

сообщения

 

об

 

ошиб

-

ках

В

 

окне

 

прогона

 

отображаются

 

результаты

 

работы

 

программы

Разме

-

ры

 

и

 

конфигурация

 

окон

 

могут

 

быть

 

изменены

.  

Нажатие

 

на

 

клавишу

 

Esc

 

переводит

 

курсор

 

из

 

окон

 

редактирования

 

и

 

выполнения

 

в

 

главное

 

меню

Выбор

 

команд

  (

переключение

 

режимов

в

 

главном

 

меню

 

осуществляется

 

или

 

нажатием

 

клавиши

соответствующей

 

первой

 

букве

 

команд

 

в

 

главном

 

меню

или

 

подводом

 

с

 

помощью

 

клавиш

 

управления

 

курсором

 

светящегося

 

окна

  (

курсора

к

 

соответствующему

 

элементу

 

меню

 

и

 

нажатием

 

клавиши

 

Enter. 

 

В

 

нижней

 

строке

 

экрана

 

находится

 

подсказка

 

о

 

назначении

 

некото

-

рых

 

клавиш

 

в

 TB. 

Результатом

 

выбора

 

разделов

 

меню

 

Edit, Run 

и

 Compile

 

является

 

появление

 

соответствующего

 

окна

а

 

для

 

всех

 

остальных

 

разделов

 

в

 

глав

-

ном

 

меню

 

 

появление

 

соответствующего

 

ниспадающего

 

меню

На

 

рис

. 2.2 

показаны

 

команды

содержащиеся

 

в

 

меню

 

File

Команды

 

в

 

ниспадающем

 

меню

 

выбираются

 

так

 

же

как

 

и

 

в

 

главном

Для

 

возвращения

 

в

 

главное

 

ме

-

ню

 

из

 

ниспадающего

 

меню

 

необходимо

 

нажать

 

клавишу

 

Esc

Опция

 

Load

 

меню

 

File

 

служит

 

для

 

выбора

 

файла

загружаемого

 

в

 

ТВ

При

 

выборе

 

этой

 

опции

 

появляется

 

новое

 

окно

в

 

котором

  

нужно

 

вве

-

сти

 

или

 

имя

 

файла

или

  "

маску

". 

По

 

умолчанию

 

в

 

окне

 

задана

 

маска

 

*.bas

которая

 

означает

 

все

 

файлы

 

с

 

расширением

 .bas. 

После

 

ввода

 

мас

-

ки

 

и

 

нажатия

 

на

 

клавишу

 

Enter 

появляется

 

очередное

 

всплывающее

 

окно


background image

на

 

котором

 

указаны

 

все

 

файлы

 

текущего

 

каталога

соответствующие

 

маске

Выбор

 

файлов

 

осуществляется

 

с

 

помощью

 

клавиш

 

управления

 

курсором

 

и

 

клавиш

 

Home, End, PgUp, PgDn 

а

 

для

 

завершения

 

команды

 

необходимо

 

нажать

 

на

 

клавишу

 

Enter

.

 

В

 

результате

 

происходит

 

переход

 

в

 

режим

 

ре

-

дактирования

 

выбранного

 

файла

 

Рис

.2.2 

Опция

 

Change dir

 

меню

 

File

 

используется

 

для

 

смены

 

текущего

 

ката

-

лога

Для

 

сохранения

 

текущей

 

программы

находящейся

 

в

 

окне

 

редакти

-

рования

в

 

виде

 

текстового

 

файла

 

с

 

новым

 

именем

 

необходимо

 

выбрать

 

опцию

 

File

Write to

 

и

 

нажать

 

на

 

клавишу

 

Enter

В

 

появившемся

 

окне

 

ввести

 

с

 

клавиатуры

 

новое

 

имя

 

файла

 

и

 

нажать

 

на

 

клавишу

 

Enter

Для

 

сохранения

 

последней

 

версии

 

поименованной

 

программы

 

можно

 

воспользоваться

 

опцией

 

File

Save

которая

 

сохраняет

 

текущий

 

файл

 

в

 

текущем

 

каталоге

 

с

 

именем

 

по

 

умолчанию

при

 

этом

 

предыдущая

 

версия

 

этого

 

файла

 

получает

 

расширение

 

.

bak

 

и

 

также

 

сохраняется

 

в

 

этом

 

катало

-

ге

Опция

 

File

Quit

 

осуществляет

 

выход

 

из

 

TB 

(

такой

 

же

 

результат

 

по

-

лучается

 

при

 

одновременном

 

нажатии

 

клавиш

 

Alt

 

и

 X)

Опция

 

File

New

 

инициализирует

 

режим

 

редактирования

 

нового

 

файла

имеющего

 

по

 

умолчанию

 

имя

 

noname.bas

,

 

с

 

удалением

 

преды

-

дущего

 

содержимого

 

окна

 

редактирования

 

и

 

из

 

оперативной

 

памяти

Команда

 

Edit

 

главного

 

меню

 

осуществляется

 

вход

 

во

 

встроенный

 

ре

-

дактор

предназначенный

 

для

 

создания

 

и

 

редактирования

 

исходных

 

тек

-

стов

 

программ

 (

листингов

). 

В

 

окне

 

редактирования

 

верхней

 

является

 

стро

-

ка

 

состояния

в

 

ней

 

указано

 

имя

 

редактируемого

 

файла

номер

 

строки

 

(

Line

и

 

позиция

  (

Col

экрана

в

 

которой

 

расположен

 

курсор

При

 

вклю

-