Файл: Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности.pdf
Добавлен: 14.05.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности
1.1 Понятие и сущность коммерческой деятельности
1.2 Организация коммерческой деятельности розничного торгового предприятия
Глава 2 Анализ коммерческой деятельности АО «Перекресток»
2.1 Анализ организационной структуры АО «Перекресток»
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности АО ТД «Перекресток»
2.3 Анализ эффективности коммерческой деятельности торговой розничной сети АО ТД «Перекресток»
3.1 Концептуальные основы совершенствования коммерческой деятельности АО ТД "Перекресток"
3.2. Мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности АО ТД «Перекресток»
1.2 Организация коммерческой деятельности розничного торгового предприятия
Розничная торговля представляет собой совокупность видов предпринимательской деятельности, которая связана с продажей товаров за наличный или безналичный расчет конечным потребителям для личного использования. Деятельность розничного торгового предприятия связана с продажей продукции конечному пользователю, что является заключительной стадией ее продвижения из сферы производства.
Розничная торговля в форме торговой сети является важнейшим компонентом материально-технической базы торговли. На ее долю приходится более 70% стоимости всех основных фондов отрасли.
Обеспечение высокого уровня организации сети розничной торговли является важным условием роста экономической эффективности торговли.
Предметом розничной торговли выступает не только продажа товаров, но и продажа услуг клиентам. Для клиентов торговые услуги определяются статусом предприятия, удобством и минимальным затраченным временем на покупку. Предоставляемые услуги сопровождаются покупкой товаров и, кроме того, обслуживанием проданных товаров. Следовательно, процесс розничной продажи состоит из целенаправленной продажи товаров, обслуживания клиентов, торговых и послепродажных услуг[9, с. 118].
Одной из важных задач коммерческой деятельности предприятий розничной торговли является обеспечение конкурентоспособности. Для достижения этой цели предприятия розничной торговли должны предлагать покупателям товары и услуги необходимого качества в нужном количестве, точно в срок время и на более выгодных условиях, чем конкуренты [10,с.38]. Оценивая их конкурентоспособность и конкурентные позиции на розничном рынке, торговое предприятие должно определить количество реальных и потенциальных конкурентов, информацию о них, их позиции на рынке. Коммерческая деятельность в розничной торговле имеет ряд следующих функций:
- удовлетворение потребностей населения в товарах;
- доведение товаров до покупателя с помощью организации их перемещения в пространстве и подачи в пункты продажи;
- поддержание баланса спроса и предложения;
- Влияние на производство с целью расширения ассортимента и увеличения объема продаж;
- совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания клиентов.
В зависимости от предназначения продукции существуют следующие виды ее реализации:
интенсивная - используется при продаже товаров повседневного спроса;
единая - используется при продаже товаров для всех покупателей, характеризующийся широким влиянием рекламы;
целевая- применяется при продаже товаров определенной группе покупателей;
прямая - продажа средств производства и сырья;
селективная - продажа престижных товаров, требующих специального обслуживания;
Розничная торговля имеет свою торговую сеть, структуру магазинов, особенности ведения коммерческой работы.
По особенностям планировочного решения и типам здания розничные торговые предприятия классифицируются на: -одноэтажные; -с подвальным помещением; -многоэтажные. -без подвального помещения.
По расположению розничные торговые предприятия подразделяются:
-выполненные в виде отдельно стоящих зданий; -встроенные в здания; -пристроенные; -торговые комплексы. По функциональным особенностям предприятия они бывают в виде: -стационарных объектов; -передвижных объектов; -сезонных торговых объектов; -посылочных торговых объектов; -комплексных торговых объектов.
Коммерческая деятельность на предприятиях розничной торговли состоит из следующих этапов:
-изучение и прогнозирование потребительского спроса; Спрос представляет собой форму рыночной проявления потребности. Анализ и прогнозирование покупательского спроса позволяет обеспечить правильное соотношение между объемом производства и потребления. Дает возможность активно действовать на промышленность в целях расширения и обновления ассортимента.
-формирование оптимального ассортимента товаров; Установление оптимального ассортимента зависит от типа и специализации магазина. Этот этап состоит из АВС анализа ассортимента.
-рекламная деятельность; Реклама необходима для реализации различных задач предприятия ,в том числе и для увеличения прибыли.
-выбор наиболее рентабельных методов продажи товаров; Это важнейший этап коммерческой работы розничных торговых предприятий. Эффективно организованная продажа товаров способствует росту товарооборота магазина, лучшему удовлетворению спроса населения и обеспечивает рентабельную работу магазина
-организация оказания товарных услуг покупателям; Организация оказания товарных услуг связанна с оказанием помощи покупателям при использовании товаров, связанных с созданием благоприятной обстановки для посещения магазина. Первая группа услуг включает в себя прием предварительных заказов на временно отсутствующие в продаже товары. Вторая группа услуг включает в себя доставку крупногабаритных товаров на дом, упаковку товаров.
Заключающим этапом коммерческой работы на предприятиях розничной торговли является организация розничных продаж товаров в самом магазине.
Эффективно организованная продажа товаров в магазине позволяет увеличить товарооборот магазина, улучшает спрос населения и обеспечивает прибыльную работу всего предприятия.
Процедура по обслуживанию клиентов состоит из следующих этапов:
-
- Приветствие. Установление контакта с потребителем.
- Уточнение потребностей потребителя.
- Презентация. На этом этапе продавец должен продемонстрировать все преимущества ,которые получит покупатель после приобретения товара.
- Завершение сделки (продажа товара)
Чтобы эффективно учитывать и прогнозировать спрос, необходимо организовать учет товарных запасов на складе, а также зарегистрировать продукты с неудовлетворительным спросом и требованиями клиентов к определенным видам товаров.
В зависимости от области и ассортимента предприятия розничной торговли подразделяются на следующие форматы: -универсальный магазин (супермаркет) -гипермаркет -магазин-склад -магазин возле дома
Универсальный магазин - это розничное предприятие, которое продает широкий ассортимент продуктов питания и (или) непродовольственных товаров. Торговая площадь такого предприятия составляет от 400 кв. Ассортимент товаров насчитывает более 2000 наименований. На непродовольственные товары приходится 30% от общего ассортимента.
Гипермаркет - это магазин, размер которого превышает размер супермаркета. Его площадь составляет не менее 10 тысяч квадратных метров. Он также отличается от супермаркета расширенным ассортиментом товаров, который колеблется от 40 до 150 тысяч предметов. Для клиентов организованы парковочные места большой площади. Это связано с тем, что в гипермаркетах покупатели обычно приезжают на машине. В этих магазинах, в отличие от других форматов, необходимо уделять очень большое внимание удобству пребывания посетителей в них в течение длительного времени. Необходимо наличие туалетных комнат, пунктов общественного питания, детских площадок, площадок для пищевой упаковки, зон отдыха и т. д.
Магазин-склад представляет собой розничное предприятие, которое продает продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента в форме самообслуживания населению, а также предприятиям (индивидуальным предпринимателям) для перепродажи, использования в мелком производстве или оказания услуг. Площадь магазина-склада составляет от 650 кв.м., продажа организована в основном из транспортных контейнеров (ящиков, контейнеров и т. д.).
Магазин возле дома - розничное предприятие, которое продает продовольственные и непродовольственные товары с повседневным спросом, организованное в первую очередь в форме самообслуживания. Торговая площадь 100 кв.м. и более.
Выбор эффективных методов розничной продажи товаров является важным этапом в организации коммерческой деятельности предприятий розничной торговли. Эффективно организованная продажа товаров способствует росту оборота магазина, лучшему удовлетворению спроса населения и обеспечивает рентабельную работу предприятия.
В розничной торговле существуют следующие методы продажи товаров:
1 Самообслуживание. Продажа товаров на основе самообслуживания - один из самых удобных способов для потребителей продавать товары. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, увеличить объем продаж товаров. Этот метод обеспечивает свободный доступ клиентов к товарам, размещенным в торговом зале, дает возможность самостоятельно осматривать и выбирать их без помощи продавца. Выбранные товары оплачиваются в узлах расчета, обслуживаемых кассирами.
2. Через прилавок. Продажа товаров через прилавок включает в себя следующие операции: предложение и показ товаров; помощь в выборе товаров и рекомендаций; предложение о сопутствующих и новых товаров; проведение операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, измерением; проведение расчетных операций; упаковка и доставка покупок.
3 Продажа товаров по образцам. Продажа товаров по образцам предусматривает выкладку образцов на торговой площади и независимое (или с помощью продавца) ознакомление с ними покупателей. Выбрав товар и оплатив покупку, продавец передает товар покупателю, соответствующий образцам. Этот метод удобен тем, что на относительно небольшой торговой площади вы можете разместить образцы довольно широкого спектра товаров. Этот метод используется при продаже технически сложных и громоздких товаров, а также тех продуктов, которые требуют, чтобы они оставили клиенту измерение и нарезку.
4. С открытой выкладкой и свободным доступом клиентов к товарам; по предварительному заказу. При продаже товаров с открытой выкладкой и свободным доступом покупатели имеют возможность самостоятельно изучать и выбирать товары, размещенные на рабочем месте продавца. Они распространяют их на прилавках, стендах, в слайдах, вывешивают на вешалках и т. Д. Функции продавца в этом методе сводятся к консультированию клиентов, помогают в выборе товаров, взвешивании, упаковке и выдачи выбранных ими товаров. Расчетные операции могут осуществляться в кассах, установленных в торговом зале или на рабочем месте продавца
Наряду с торговым процессом, технологический является неотъемлемой составляющей в деятельности торгового предприятия. Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков c этапа поступления товаров в магазин и заканчивая их полной подготовкой к продаже. Данный процесс состоит из следующих операций: приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых залах магазинов и др.
Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже ,административно-бытовые помещения расположены на неторговой площади розничного предприятия
Организация технологического процесса в магазине зависит от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы товародвижения, применяемых форм продажи. Стоит отметить, что технологический процесс осуществляется без участия покупателей.
Рассмотрим следующие схемы выкладки товаров на розничных торговых предприятиях:
Рисунок 1. Схема технологического процесса № 1
Эта схема содержит разгрузку товаров с автомобильного транспорта, приемку по количеству и качеству и перемещение в торговый зал. При данной схеме основными функциональными помещениями магазина являются помещения для приемки. Она является наиболее простой и наиболее прогрессивной. Она возможна при доставке товаров, полностью подготовленных к продаже, в таре-оборудовании. Используется для скоропортящихся продуктов, то есть таких товарных групп, как:
- скоропортящиеся гастрономические товары;
- кондитерские изделия;
- молоко и молочные продукты;
- овощи, которые не могут долго храниться;
- фрукты;
- хлеб и хлебобулочные изделия
Рисунок 2. Схема технологического процесса № 2
Вторая схема состоит из операций разгрузки товаров с автотранспорта, приемки их по количеству и качеству, хранения и поступления в торговый зал. В данном случае возникает необходимость в дополнительных помещениях для хранения.
Данная схема технологического процесса подходит следующим товарным группам:
- непродовольственные товары частого спроса;
- нескоропортящиеся гастрономические товары;
- бакалейные изделия;
- винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки;
- нескоропортящиеся овощи;