Файл: Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.05.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности

1.1 Понятие и сущность коммерческой деятельности

1.2 Организация коммерческой деятельности розничного торгового предприятия

Глава 2 Анализ коммерческой деятельности АО «Перекресток»

2.1 Анализ организационной структуры АО «Перекресток»

2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности АО ТД «Перекресток»

2.3 Анализ эффективности коммерческой деятельности торговой розничной сети АО ТД «Перекресток»

Глава 3. Совершенствование коммерческой деятельности на предприятии розничной торговли АО ТД "Перекресток"

3.1 Концептуальные основы совершенствования коммерческой деятельности АО ТД "Перекресток"

3.2. Мероприятия по совершенствованию коммерческой деятель­ности АО ТД «Перекресток»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.2 Организация коммерческой деятельности розничного торгового предприятия

Розничная торговля представляет собой совокупность видов предпринимательской деятельности, которая связана с продажей това­ров за наличный или безналичный расчет конечным потребителям для личного использования. Деятельность розничного торгового предпри­ятия связана с продажей продукции конечному пользователю, что яв­ляется заключительной стадией ее продвижения из сферы производст­ва.

Розничная торговля в форме торговой сети является важней­шим компонентом материально-технической базы торговли. На ее до­лю приходится более 70% стоимости всех основных фондов отрасли.

Обеспечение высокого уровня организации сети розничной торговли является важным условием роста экономической эффективности тор­говли.

Предметом розничной торговли выступает не только продажа товаров, но и продажа услуг клиентам. Для клиентов торговые услуги определяются статусом предприятия, удобством и минимальным за­траченным временем на покупку. Предоставляемые услуги сопровож­даются покупкой товаров и, кроме того, обслуживанием проданных товаров. Следовательно, процесс розничной продажи состоит из целе­направленной продажи товаров, обслуживания клиентов, торговых и послепродажных услуг[9, с. 118].

Одной из важных задач коммерческой деятельности предпри­ятий розничной торговли является обеспечение конкурентоспособно­сти. Для достижения этой цели предприятия розничной торговли должны предлагать покупателям товары и услуги необходимого каче­ства в нужном количестве, точно в срок время и на более выгодных условиях, чем конкуренты [10,с.38]. Оценивая их конкурентоспособ­ность и конкурентные позиции на розничном рынке, торговое пред­приятие должно определить количество реальных и потенциальных конкурентов, информацию о них, их позиции на рынке. Коммерческая деятельность в розничной торговле имеет ряд следующих функций:

  • удовлетворение потребностей населения в товарах;
  • доведение товаров до покупателя с помощью организации их перемещения в пространстве и подачи в пункты продажи;
  • поддержание баланса спроса и предложения;
  • Влияние на производство с целью расширения ассортимента и увеличения объема продаж;
  • совершенствование технологии торговли и улучшение об­служивания клиентов.

В зависимости от предназначения продукции существуют сле­дующие виды ее реализации:

интенсивная - используется при продаже товаров повседнев­ного спроса;

единая - используется при продаже товаров для всех покупа­телей, характеризующийся широким влиянием рекламы;

целевая- применяется при продаже товаров определенной группе покупателей;

прямая - продажа средств производства и сырья;

селективная - продажа престижных товаров, требующих спе­циального обслуживания;

Розничная торговля имеет свою торговую сеть, структуру ма­газинов, особенности ведения коммерческой работы.

По особенностям планировочного решения и типам здания розничные торговые предприятия классифицируются на: -одноэтажные; -с подвальным помещением; -многоэтажные. -без подвального помещения.

По расположению розничные торговые предприятия подраз­деляются:

-выполненные в виде отдельно стоящих зданий; -встроенные в здания; -пристроенные; -торговые комплексы. По функциональным особенностям предприятия они бывают в виде: -стационарных объектов; -передвижных объектов; -сезонных торговых объектов; -посылочных торговых объектов; -комплексных торговых объектов.

Коммерческая деятельность на предприятиях розничной тор­говли состоит из следующих этапов:

-изучение и прогнозирование потребительского спроса; Спрос представляет собой форму рыночной проявления по­требности. Анализ и прогнозирование покупательского спроса позво­ляет обеспечить правильное соотношение между объемом производст­ва и потребления. Дает возможность активно действовать на промыш­ленность в целях расширения и обновления ассортимента.

-формирование оптимального ассортимента товаров; Установление оптимального ассортимента зависит от типа и специализации магазина. Этот этап состоит из АВС анализа ассорти­мента.

-рекламная деятельность; Реклама необходима для реализации различных задач пред­приятия ,в том числе и для увеличения прибыли.

-выбор наиболее рентабельных методов продажи товаров; Это важнейший этап коммерческой работы розничных торго­вых предприятий. Эффективно организованная продажа товаров спо­собствует росту товарооборота магазина, лучшему удовлетворению спроса населения и обеспечивает рентабельную работу магазина

-организация оказания товарных услуг покупателям; Организация оказания товарных услуг связанна с оказанием помощи покупателям при использовании товаров, связанных с созда­нием благоприятной обстановки для посещения магазина. Первая группа услуг включает в себя прием предварительных заказов на вре­менно отсутствующие в продаже товары. Вторая группа услуг включа­ет в себя доставку крупногабаритных товаров на дом, упаковку това­ров.


Заключающим этапом коммерческой работы на предприятиях розничной торговли является организация розничных продаж товаров в самом магазине.

Эффективно организованная продажа товаров в магазине позволяет увеличить товарооборот магазина, улучшает спрос населения и обес­печивает прибыльную работу всего предприятия.

Процедура по обслуживанию клиентов состоит из следующих этапов:

    1. Приветствие. Установление контакта с потребителем.
    2. Уточнение потребностей потребителя.
    3. Презентация. На этом этапе продавец должен продемонстрировать все преимущества ,которые получит покупатель после приобретения товара.
    4. Завершение сделки (продажа товара)

Чтобы эффективно учитывать и прогнозировать спрос, необходимо организовать учет товарных запасов на складе, а также зарегистриро­вать продукты с неудовлетворительным спросом и требованиями кли­ентов к определенным видам товаров.

В зависимости от области и ассортимента предприятия розничной тор­говли подразделяются на следующие форматы: -универсальный магазин (супермаркет) -гипермаркет -магазин-склад -магазин возле дома

Универсальный магазин - это розничное предприятие, которое продает широкий ассортимент продуктов питания и (или) непродо­вольственных товаров. Торговая площадь такого предприятия состав­ляет от 400 кв. Ассортимент товаров насчитывает более 2000 наимено­ваний. На непродовольственные товары приходится 30% от общего ассортимента.

Гипермаркет - это магазин, размер которого превышает размер супермаркета. Его площадь составляет не менее 10 тысяч квадратных метров. Он также отличается от супермаркета расширенным ассорти­ментом товаров, который колеблется от 40 до 150 тысяч предметов. Для клиентов организованы парковочные места большой площади. Это связано с тем, что в гипермаркетах покупатели обычно приезжают на машине. В этих магазинах, в отличие от других форматов, необхо­димо уделять очень большое внимание удобству пребывания посети­телей в них в течение длительного времени. Необходимо наличие туалетных комнат, пунктов общественного питания, детских площа­док, площадок для пищевой упаковки, зон отдыха и т. д.

Магазин-склад представляет собой розничное предприятие, которое продает продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента в форме самообслуживания населению, а также предприятиям (индивидуальным предпринимателям) для пе­репродажи, использования в мелком производстве или оказания услуг. Площадь магазина-склада составляет от 650 кв.м., продажа организо­вана в основном из транспортных контейнеров (ящиков, контейнеров и т. д.).


Магазин возле дома - розничное предприятие, которое продает продовольственные и непродовольственные товары с повседневным спросом, организованное в первую очередь в форме самообслужива­ния. Торговая площадь 100 кв.м. и более.

Выбор эффективных методов розничной продажи товаров яв­ляется важным этапом в организации коммерческой деятельности предприятий розничной торговли. Эффективно организованная про­дажа товаров способствует росту оборота магазина, лучшему удовле­творению спроса населения и обеспечивает рентабельную работу предприятия.

В розничной торговле существуют следующие методы про­дажи товаров:

1 Самообслуживание. Продажа товаров на основе самообслу­живания - один из самых удобных способов для потребителей прода­вать товары. Самообслуживание позволяет ускорить операции по про­даже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, увели­чить объем продаж товаров. Этот метод обеспечивает свободный дос­туп клиентов к товарам, размещенным в торговом зале, дает возмож­ность самостоятельно осматривать и выбирать их без помощи продав­ца. Выбранные товары оплачиваются в узлах расчета, обслуживаемых кассирами.

2. Через прилавок. Продажа товаров через прилавок включает в себя следующие операции: предложение и показ товаров; помощь в выборе товаров и рекомендаций; предложение о сопутствующих и новых товаров; проведение операций, связанных с нарезкой, взвеши­ванием, измерением; проведение расчетных операций; упаковка и доставка покупок.

3 Продажа товаров по образцам. Продажа товаров по образцам предусматривает выкладку образцов на торговой площади и независи­мое (или с помощью продавца) ознакомление с ними покупателей. Выбрав товар и оплатив покупку, продавец передает товар покупате­лю, соответствующий образцам. Этот метод удобен тем, что на отно­сительно небольшой торговой площади вы можете разместить образцы довольно широкого спектра товаров. Этот метод используется при продаже технически сложных и громоздких товаров, а также тех про­дуктов, которые требуют, чтобы они оставили клиенту измерение и нарезку.

4. С открытой выкладкой и свободным доступом клиентов к товарам; по предварительному заказу. При продаже товаров с откры­той выкладкой и свободным доступом покупатели имеют возможность самостоятельно изучать и выбирать товары, размещенные на рабочем месте продавца. Они распространяют их на прилавках, стендах, в слайдах, вывешивают на вешалках и т. Д. Функции продавца в этом методе сводятся к консультированию клиентов, помогают в выборе товаров, взвешивании, упаковке и выдачи выбранных ими товаров. Расчетные операции могут осуществляться в кассах, установленных в торговом зале или на рабочем месте продавца


Наряду с торговым процессом, технологический является не­отъемлемой составляющей в деятельности торгового предприятия. Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков c этапа поступления товаров в магазин и заканчивая их полной подго­товкой к продаже. Данный процесс состоит из следующих операций: приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упа­ковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых залах магази­нов и др.

Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже ,административно-бытовые помещения расположены на не­торговой площади розничного предприятия

Организация технологического процесса в магазине зависит от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы товародвижения, применяемых форм продажи. Стоит отметить, что технологический процесс осуществляется без уча­стия покупателей.

Рассмотрим следующие схемы выкладки товаров на розничных торго­вых предприятиях:

Рисунок 1. Схема технологического процесса № 1

Эта схема содержит разгрузку товаров с автомобильного транспорта, приемку по количеству и качеству и перемещение в торго­вый зал. При данной схеме основными функциональными помеще­ниями магазина являются помещения для приемки. Она является наи­более простой и наиболее прогрессивной. Она возможна при доставке товаров, полностью подготовленных к продаже, в таре-оборудовании. Используется для скоропортящихся продуктов, то есть таких товарных групп, как:

  • скоропортящиеся гастрономические товары;
  • кондитерские изделия;
  • молоко и молочные продукты;
  • овощи, которые не могут долго храниться;
  • фрукты;
  • хлеб и хлебобулочные изделия

Рисунок 2. Схема технологического процесса № 2

Вторая схема состоит из операций разгрузки товаров с автотранс­порта, приемки их по количеству и качеству, хранения и поступления в торговый зал. В данном случае возникает необходимость в допол­нительных помещениях для хранения.

Данная схема технологического процесса подходит следую­щим товарным группам:

  • непродовольственные товары частого спроса;
  • нескоропортящиеся гастрономические товары;
  • бакалейные изделия;
  • винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки;
  • нескоропортящиеся овощи;