Файл: Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности.pdf
Добавлен: 14.05.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности
1.1 Понятие и сущность коммерческой деятельности
1.2 Организация коммерческой деятельности розничного торгового предприятия
Глава 2 Анализ коммерческой деятельности АО «Перекресток»
2.1 Анализ организационной структуры АО «Перекресток»
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности АО ТД «Перекресток»
2.3 Анализ эффективности коммерческой деятельности торговой розничной сети АО ТД «Перекресток»
3.1 Концептуальные основы совершенствования коммерческой деятельности АО ТД "Перекресток"
3.2. Мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности АО ТД «Перекресток»
Для того чтобы определить какие товарные группы приносят предприятию АО ТД "Перекресток" наибольший объем продаж, воспользуемся методом АВС анализа.
АВС анализ представляет собой способ формирования и контроля товарных запасов, который состоит из разделения номенклатуры товаров на три неравновесные группы А, В и С. Цель АВС анализа заключается в том, чтобы выявить наиболее значимые группы товаров из всего представленного набора ассортимента .Представим данный анализ в виде таблицы.
Таблица 6
АВС-анализ АО ТД «Перекресток»
Товаро |
Доля |
Доля |
АВС- |
|
Товарная |
оборот, |
товаро- |
ТО в |
груп- |
группа |
тыс.руб. |
боро- |
нак.эф |
пы |
ота,в % |
фекте |
|||
1Бакалейные изделия |
63258,0 |
16,45 |
16,45 |
А |
2.Винно-водочные изделия |
56360,0 |
14,70 |
31,09 |
А |
З.Безалкогольные напитки |
37800,0 |
9,80 |
40,91 |
А |
4.Кондитерские изделия |
35640,0 |
9,30 |
50,2 |
А |
12Непродовольственные товары |
35742,6 |
9,30 |
59,47 |
А |
5Гастрономия |
28373,0 |
7,40 |
66,84 |
А |
11Хлебо-булочные изделия |
27290,0 |
7,10 |
73,93 |
А |
7.Мясо |
27100,0 |
7,00 |
81,0 |
В |
6.Молоко и молочные продукты |
25150,0 |
6,55 |
87,57 |
В |
10 Рыба |
19980,0 |
5,20 |
92,71 |
В |
9Фрукты |
15000,0 |
3,90 |
96,61 |
С |
8.Овощи |
12650,0 |
3,30 |
100,0 |
С |
Проведенный анализ показал, что наибольший процент прибыли приносят товарные группы 1,2,3,4,12,5,11.,они являются лидерами продаж. В группу В попали товарные группы под номерами 7,6,10, они являются среднепреоритетными. Товары под номерами 9 и 8 попали в группу. С, они приносят предприятию АО ТД "Перекресток" наименьший доход
2.3 Анализ эффективности коммерческой деятельности торговой розничной сети АО ТД «Перекресток»
Прибыль является самым важным показателем эффективности любой коммерческой деятельности. Можно сказать, что любая предпринимательская деятельность создается с целью получения прибыли, а если нет, то говорить о положительных результатах нет необходимости. На торговых предприятиях уровень прибыль характеризует показатель рентабельности. Рентабельность представляет собой показатель работы предприятия за какой-то временной период, когда оценивается эффективность использования ресурсов предприятия с целью получения дохода.
Рассмотрим такой показатель как издержки обращения. Издержки обращения представляют собой выраженные в денежной форме затраты живого или овеществленного труда, необходимые для доведения товаров от поставщика к потребителю. Проведем анализ издержек обращения АО ТД «Перекресток»
Таблица 7
Анализ издержек обращения АО ТД «Перекресток»
Наименование показателя |
Прошлый год |
Отчетный год |
Отклонение (+/-) |
Отч.в % к прошлому |
Товарооборот., тыс. руб |
354120,0 |
384743,6 |
+30623,6 |
108,65 |
Сумма ИО,тыс.руб. |
31516,68 |
35011,67 |
+3495,0 |
111,09 |
Уровень ИО,в % к ТО |
8,9 |
9,1 |
+0,2 |
102,25 |
Данные, полученные в ходе анализа показали, что в отчетном году сумма издержек обращения составила 35011,67 тыс. руб, а удельный вес составит 9,1% к общей величине товарооборота. По сравнению с прошлым годом сумма издержек обращения возросла на 30623,6 тыс.руб. или на 8,65%,а уровень увеличился на 0,2%.
Исходя из данных таблицы сопоставим фактические данные отчетного года с данными прошлого года.
Сумма абсолютного увеличения издержек обращения в 2018 году
Рсн(пов) = 9-10% - 8,90% = 0,2% Размер повышения уровня издержек обращения в отчетном году по сравнению с прошлым годом составил 0,2%.
Сумма относительного увеличения издержек обращения в 2018 году по сравнению с 2017 годом составила 769,49 тыс. руб.
Из произведенных расчетов следует, что в отчетном году показатель объема товарооборота, приходящегося на 1 рубль издержек обращения, составил 10,98 рубля, что на 0,26 рублей ниже, чем в предшествующем году, эффективность использования вложенных средств снизилась в 2018 году .
Произведем анализ конкурентоспособность АО ТД «Перекресток» для определения необходимой конкурентной стратегии организации. PEST анализ представляет собой инструмент маркетинга, предназначенный для определения политических, экономических, технологических и социальных факторов внешней среды, которые влияют на бизнес компании
Таблица 8
PEST-анализ торговой розничной сети АО ТД «Перекресток»
Факторы |
Экспертная оценка |
Средняя оценка |
Весовой коэффициент |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Политические |
||||||
- правительственная стабильность |
4 |
4 |
5 |
3 |
4 |
0,076 |
- налоговая политика |
4 |
3 |
4 |
5 |
4 |
0,076 |
- Санкции |
4 |
4 |
3 |
5 |
4 |
0,076 |
-Изменение трудового законодательства |
4 |
3 |
4 |
4 |
3,75 |
0,056 |
Итого по разделу: |
15,75 |
0,304 |
||||
Экономические |
||||||
-курс национальной валюты; |
5 |
5 |
4 |
5 |
4,75 |
0,078 |
-уровень инфляции; |
4 |
5 |
5 |
4 |
4,25 |
0,06 |
Платежеспособность населения |
5 |
5 |
5 |
4 |
4,75 |
0,078 |
-уровень безработицы; |
3 |
4 |
3 |
4 |
3,5 |
0,048 |
Итого по разделу: |
17 |
0,264 |
||||
Социальные |
||||||
-СМИ |
4 |
5 |
5 |
5 |
4,75 |
0,078 |
-активность потребителей |
4 |
4 |
5 |
5 |
4,5 |
0,06 |
- Рост уровня доходов населения |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
0,076 |
Итого по разделу: |
14 |
0,214 |
||||
Технологические |
||||||
-государственная политика в области НТП; |
5 |
5 |
5 |
4 |
4,75 |
0,078 |
-новые продукты (скорость обновления, источники идей) |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
0,08 |
-автоматизация бизнес процессов |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
0,08 |
Итого по разделу: |
14,75 |
0,238 |
||||
Итого: |
61 |
1.00 |
Произведенный анализ показал, что наибольшее влияние на деятельность АО ТД «Перекресток» оказывают технологические и экономические факторы. Небольшое воздействие оказывают изменение трудового законодательства, уровень безработицы. Самое сильное воздействие оказывают такие факторы как, новые продукты и автоматизация бизнес-процессов.
Проанализируем конкурентов розничной торговой сети АО ТД «Перекресток».
1."Окей"- крупная российская розничная сеть, специализирующаяся на пищевых продуктах. В 2002 году компания открыла свой первый гипермаркет в Санкт-Петербурге. Сегодня у нас более 100 магазинов в крупнейших городах России - в Северо-Западном, Южном, Центральном, Уральском и Сибирском регионах. Бренд «O'KEY» признан одним из самых сильных брендов в Санкт-Петербурге и намерен занять ту же позицию в других регионах России .
2. «Лента» - крупная торговая сеть. Создание компании: первый магазин Лента был открыт 25 октября 1993 года. Магазин-склад для оптовых покупателей быстро стал популярен среди целевой аудитории. Через 4 года в Санкт-Петербурге открываются еще два магазина, которые уже намного ближе к центру и к его клиентам. Спустя еще 2 года магазины закрыты, а торговый центр Лента открывает свои двери для покупателей, площадь которых составляет 2700 квадратных метров.
Проведем сравнение супермаркета Перекресток с такими конкурентами как "Лента" и "Окей"
Таблица 9
Конкурентный анализ ЗА ТД "Перекресток"
Критерии |
«Окей» |
«Лента» |
«Перекресток» |
Привлекательный уровень цен |
4 |
4 |
4 |
Широта ассортимента |
4 |
4 |
4 |
Программа лояльности |
4 |
3 |
5 |
Наличие скидочных купонов |
5 |
3 |
5 |
Уровень качества обслуживания |
4,5 |
4 |
5 |
Удобство расположения магазинов |
4,5 |
4 |
4,5 |
Квалификация персонала |
4 |
4 |
4,5 |
Реклама |
4 |
4 |
4 |
Итого: |
34 |
30 |
36 |
По данным таблицы составим многоугольник конкурентоспособности.
Многоугольник конкурентноспособности
Рисунок 5. Многоугольник конкурентоспособности
Из приведенной таблицы и диаграммы можно сделать вывод о том, что самым серьезным конкурентом для АО ТД «Перекресток» является гипермаркет "Окей". Гипермаркет "Лента" обладает более низким уровнем обслуживания, чем «Перекресток». Так же гипермар- кет "Лента" не имеет скидочных купонов, имеет не самое удачное расположение (в основном гипермаркеты ''Лента'' удобны для посетителей, имеющих автотранспортные средства). В целом можно отметить, что уровень конкуренции в месте расположения АО ТД "Перекресток" по адресу Проспект Культуры дом 1 является низким, что способствует эффективности коммерческой деятельности данного супермаркета. Конкуренты АО ТД "Перекресток" достаточно сильны и предприятию необходимо учитывать все изменения, которые предпринимают соперники на розничном рынке.
SWOT анализ представляет собой метод стратегического планирования, заключающий в выявлении внутренней и внешней среды, состоящий из сильных, слабых сторон, возможностей и угроз. Сильные и слабые стороны являются факторами внутренней среды, а возможности и угрозы относятся к внешней среде.
Таблица 10
SWOT анализ АО ТД "Перекресток"
Сильные стороны |
Слабые стороны |
-Широкий ассортимент |
-Риски, связанные с поиском точек для открытия магазинов |
-Финансовая устойчивость предприятия |
-Риски, связанные с безопасностью продукции |
-Высокое качество товаров |
-Нехватка квалифицированного персонала |
-Привлекательные цены |
-высокий процент брака |
-Положительный имидж компании |
|
Возможности |
Угрозы |
-Растущий рынок ритейлеров |
-Повышение цен на ресурсы |
-Увеличение числа высококвалифицированного персонала |
-Конкуренция |
-Благоприятные рыночные условия. |
-Финансовые риски |
-Ассортимент продукции выше, чем у конкурентов |
-изменение торговой политики конкурентов |
Анализируя данные таблицы можно отметить, что:
-сильными сторонами деятельности АО ТД «Перекресток» являются широкий ассортимент, финансовая устойчивость предприятия, высокое качество товаров и привлекательнее цены., положительный имидж компании.
-возможностями внешней среды является: растущий рынок ритейлеров, увеличение числа квалифицированного персонала, появление новых поставщиков, вследствие благоприятных рыночных условий. Возможность привлечения новых иностранных поставщиков приведет к снижению зависимости продаж от основных поставщиков. Ассортимент продукции выше, чем у конкурентов. Расширение деятельности позволит увеличить объем продаж, однако необходимо будет проводить маркетинговые исследования