Файл: Инновационный менеджмент В.И. Аверченков, Е.Е. Вайнмайер.pdf
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 4559
Скачиваний: 117
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
31
4.1. Понятие инновационного процесса
Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в иннова-
цию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых
инновация проходит путь от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и рас-
пространяется при практическом использовании.
Инновационный процесс, как отмечалось ранее, начинается с появления идеи и закан-
чивается ее коммерческой реализацией. Он объединяет науку, технику, экономику, предпри-
нимательство и управление, охватывая таким образом весь комплекс отношений производ-
ства, обмена, потребления [1].
В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается внедрением, т.е. пер-
вым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности
новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распро-
странения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приоб-
ретает ранее неизвестные потребительские свойства. Этот процесс направлен на создание
требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве
со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в
которой он функционирует и развивается.
Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой тех-
ники и технологий.
Техника – совокупность вещественных факторов производства (средств и предметов
труда), в которых материализованы новые знания и умения человека.
Технология – совокупность приемов и способов изготовления и применения техники
и преобразования природных веществ в продукты промышленного и бытового применения.
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
32
4.2. Фазы инновационного процесса
Части, из которых складывается инновационный процесс, обычно называют фазами
инновационного процесса.
Как правило, выделяется пять фаз: наука – исследование – разработка – производство
– потребление. Для конкретных ситуаций необходимо уточнять, что понимается под отдель-
ными фазами, т.е. какие отдельные виды деятельности каждая фаза включает. В различных
областях и типах производства это разделение фаз инновационного процесса по содержа-
нию может быть неодинаковым. Так, в машиностроении содержание отдельных фаз обычно
следующее [3].
1. Научные разработки:
– фундаментальные исследования;
– разработка теоретического подхода к решению данной проблемы.
2. Исследование:
– прикладное теоретическое исследование;
– экспериментальное исследование и проверки;
– экспериментальные модели.
3. Разработка:
– определение технических характеристик изделий (образца);
– проектирование изделия;
– конструкционное и технологическое обеспечение изделия;
– изготовление, испытание и доводка изделия;
– проверка в производстве.
4. Производство:
– подготовка производства (конструирование, проектирование технологии, мате-
риально-техническое снабжение, создание вспомогательных материалов, специальных
инструментов и оборудования);
– запуск производства;
– управление освоенным производством;
– поставка продукции, возможно, ее монтаж и ввод в эксплуатацию у потребителя.
5. Потребление:
– использование потребителем;
– предоставление услуг и обеспечение безаварийной и экономичной работы.
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
33
4.3. Структура инновационного процесса
Инновационный процесс, по мнению большинства авторов [1, 4, 12], включает семь
элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру
инновационного процесса (рис. 4.1.).
К этим элементам относятся:
– инициация;
– маркетинг инновации;
– выпуск (производство) инновации;
– реализация инновации;
– продвижение инновации;
– оценка экономической эффективности инновации;
– диффузия инновации.
Рассмотрим последовательно названные элементы.
> Началом инновационного процесса является инициация. Инициация – это деятель-
ность, состоящая в выборе цели инновации, формулировке задачи, выполняемой иннова-
цией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации
идеи.
Материализация идеи означает превращение идеи в вещи (товар), то есть в имущество,
новый продукт, в документ имущественного права (лицензию на право использования «ноу-
хау», технологии) или в документ по технологической операции. Инициация не только явля-
ется отправной точкой инновационного процесса, но и основой для дальнейшего нормаль-
ного хода протекания самого инновационного процесса.
Рис. 4.1. Схема инновационного процесса [1]
Началом инициации является определение цели инновации и задач, которые она
должна решить. Затем следует поиск основной идеи инновации. Поиск идеи – весьма тру-
доемкий процесс, требующий творческого подхода. Поиск идеи есть процесс творческий и
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
34
производится с помощью специально разработанных методик, некоторые из которых будут
рассмотрены ниже.
После того как идея найдена, необходимо ее обосновать. Технико-экономическое обос-
нование идеи – это подтверждение экономической целесообразности, необходимости и тех-
нической возможности материализации найденной инновационной идеи в форму вещи, то
есть в новый продукт.
Технико-экономическое обоснование идеи включает [1]:
– обоснование выбранной идеи из всех имеющихся идей по определенному критерию
или по системе критериев;
– обоснование необходимости разработки данного инновационного проекта для круп-
ных технологий;
– определение возможности превращения идеи в материальную форму (новый про-
дукт), пригодную для продажи на рынке;
– изучение и выбор рынка с точки зрения выхода инновации на него;
– обоснование времени выхода инновации на рынок;
– расчет затрат на производство и реализацию инновации;
– расчет эффективности производства и реализации инновации.
Результатом технико-экономического обоснования выбранной идеи является ее
оформление в виде рыночного товара, что означает материализацию идеи в новый продукт
или операцию в виде товара, готового к продаже.
> После обоснования нового продукта (операции) проводятся маркетинговые иссле-
дования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос на новый продукт или
операцию, определяется количество или объем выпуска продукта (если они лимитируются),
определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует при-
дать инновации как товару, выходящему на рынок.
> Важным элементом рассматриваемого процесса является выпуск инновации, где
обеспечиваются ожидаемые качественные и количественные показатели.
> Затем производится продажа инноваций, включающая ее появление на рынке в виде
небольшой партии, ее продвижение и предварительную оценку эффективности.
> Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реа-
лизацию инноваций (передача информации, реклама, организация процесса полномасштаб-
ного производства и поставки продукции на рынок).
> Результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение подвергаются ста-
тистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффек-
тивность инновации.
> Диффузия (лат.diffusio – распространение, растекание) инновации представляет
собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках
и в новой финансово-экономической ситуации.
Важным в понимании главных особенностей инновационного процесса, направлен-
ных на создание и использование нововведений, является представление его модели в виде
фрагмента жизненного цикла нового продукта, показывающего общий механизм зарожде-
ния новшества (рис. 4.2). При этом особое внимание на представленном рисунке уделено
взаимосвязи этапов разработки наукоемких инноваций, требующих фундаментальных науч-
ных и прикладных исследований и экспериментальных разработок.
Е. Е. Ваинмаер, В. И. Аверченков. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
35
Рис. 4.2. Механизм зарождения нововведения
Фундаментальные научные исследования – это теоретическая или эксперимен-
тальная деятельность, направленная на получение новых знаний об основных законо-
мерностях и свойствах социальных и природных явлений, о причинно-следственных свя-
зяхотносительно их конкретного применения. Различают теоретические и поисковые
фундаментальные исследования. К теоретическим относятся исследования, задачей кото-
рых являются новые открытия, создание новых теорий и обоснование новых понятий и
представлений. К поисковым относятся фундаментальные исследования, задачей которых
является открытие новых принципов создания изделий и технологий, новых, неизвестных
ранее, свойств материалов и их соединений, методов анализа и синтеза. В поисковых иссле-
дованиях обычно известна цель намеченной работы, более или менее ясны теоретические
основы, но не конкретизированы направления. В ходе таких исследований находят подтвер-
ждение, отвергаются или пересматриваются теоретические предложения и идеи. Положи-
тельный выход фундаментальных исследований в мировой науке составляет 5%.
Прикладные исследования направлены, прежде всего, на достижение конкретной цели
или задачи, на выявление путей практического применения открытых ранее явлений и
процессов; научно-исследовательская работа прикладного характера ставит своей целью
решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение
конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в эксперимен-
тальных разработках.
Экспериментальные разработки включают определение технических параметров,
проектирование изделий, изготовление, испытание и их доводку.
Завершающий этап научных исследований – разработка продукта, характеризующа-
яся переходом от лабораторных условий и экспериментального производства к промышлен-
ному производству, включающая его подготовку и управление. Цель разработки продукта –
создание/модернизация образцов новой техники, которые могут быть переданы после соот-
ветствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю. На
этом этапе производится окончательная проверка результатов теоретических исследований,
разрабатывается соответствующая техническая документация, изготовляется и испытыва-
ется технический прототип или опытный технологический процесс. Технический прототип
– это реально действующий образец продукта, системы или процесса, демонстрирующий