Файл: Инновационный менеджмент В.И. Аверченков, Е.Е. Вайнмайер.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 4559

Скачиваний: 117

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

31

 

4.1. Понятие инновационного процесса

 

Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в иннова-

цию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых

инновация проходит путь от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и рас-

пространяется при практическом использовании.

Инновационный процесс, как отмечалось ранее, начинается с появления идеи и закан-

чивается ее коммерческой реализацией. Он объединяет науку, технику, экономику, предпри-

нимательство и управление, охватывая таким образом весь комплекс отношений производ-

ства, обмена, потребления [1].

В  отличие  от  НТП  инновационный  процесс  не  заканчивается  внедрением,  т.е.  пер-

вым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности

новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распро-

странения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приоб-

ретает ранее неизвестные потребительские свойства. Этот процесс направлен на создание

требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве

со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в

которой он функционирует и развивается.

Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой тех-

ники и технологий.

Техника – совокупность вещественных факторов производства (средств и предметов

труда), в которых материализованы новые знания и умения человека.

Технология – совокупность приемов и способов изготовления и применения техники

и преобразования природных веществ в продукты промышленного и бытового применения.


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

32

 

4.2. Фазы инновационного процесса

 

Части, из которых складывается инновационный процесс, обычно называют фазами

инновационного процесса.

Как правило, выделяется пять фаз: наука – исследование – разработка – производство

– потребление. Для конкретных ситуаций необходимо уточнять, что понимается под отдель-

ными фазами, т.е. какие отдельные виды деятельности каждая фаза включает. В различных

областях и типах производства это разделение фаз инновационного процесса по содержа-

нию может быть неодинаковым. Так, в машиностроении содержание отдельных фаз обычно

следующее [3].

1. Научные разработки:

– фундаментальные исследования;

– разработка теоретического подхода к решению данной проблемы.

2. Исследование:

– прикладное теоретическое исследование;

– экспериментальное исследование и проверки;

– экспериментальные модели.

3. Разработка:

– определение технических характеристик изделий (образца);

– проектирование изделия;

– конструкционное и технологическое обеспечение изделия;

– изготовление, испытание и доводка изделия;

– проверка в производстве.

4. Производство:

–  подготовка  производства  (конструирование,  проектирование  технологии,  мате-

риально-техническое  снабжение,  создание  вспомогательных  материалов,  специальных

инструментов и оборудования);

– запуск производства;

– управление освоенным производством;

– поставка продукции, возможно, ее монтаж и ввод в эксплуатацию у потребителя.

5. Потребление:

– использование потребителем;

– предоставление услуг и обеспечение безаварийной и экономичной работы.


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

33

 

4.3. Структура инновационного процесса

 

Инновационный процесс, по мнению большинства авторов [1, 4, 12], включает семь

элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру

инновационного процесса (рис. 4.1.).

К этим элементам относятся:

– инициация;

– маркетинг инновации;

– выпуск (производство) инновации;

– реализация инновации;

– продвижение инновации;

– оценка экономической эффективности инновации;

– диффузия инновации.

Рассмотрим последовательно названные элементы.

Началом инновационного процесса является инициация. Инициация – это деятель-

ность, состоящая в выборе цели инновации, формулировке задачи, выполняемой иннова-

цией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации

идеи.

Материализация идеи означает превращение идеи в вещи (товар), то есть в имущество,

новый продукт, в документ имущественного права (лицензию на право использования «ноу-

хау», технологии) или в документ по технологической операции. Инициация не только явля-

ется отправной точкой инновационного процесса, но и основой для дальнейшего нормаль-

ного хода протекания самого инновационного процесса.

Рис. 4.1. Схема инновационного процесса [1]

Началом  инициации  является  определение  цели  инновации  и  задач,  которые  она

должна решить. Затем следует поиск основной идеи инновации. Поиск идеи – весьма тру-

доемкий процесс, требующий творческого подхода. Поиск идеи есть процесс творческий и


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

34

производится с помощью специально разработанных методик, некоторые из которых будут

рассмотрены ниже.

После того как идея найдена, необходимо ее обосновать. Технико-экономическое обос-

нование идеи – это подтверждение экономической целесообразности, необходимости и тех-

нической возможности материализации найденной инновационной идеи в форму вещи, то

есть в новый продукт.

Технико-экономическое обоснование идеи включает [1]:

– обоснование выбранной идеи из всех имеющихся идей по определенному критерию

или по системе критериев;

– обоснование необходимости разработки данного инновационного проекта для круп-

ных технологий;

– определение возможности превращения идеи в материальную форму (новый про-

дукт), пригодную для продажи на рынке;

– изучение и выбор рынка с точки зрения выхода инновации на него;

– обоснование времени выхода инновации на рынок;

– расчет затрат на производство и реализацию инновации;

– расчет эффективности производства и реализации инновации.

Результатом  технико-экономического  обоснования  выбранной  идеи  является  ее

оформление в виде рыночного товара, что означает материализацию идеи в новый продукт

или операцию в виде товара, готового к продаже.

После обоснования нового продукта (операции) проводятся маркетинговые иссле-

дования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос на новый продукт или

операцию, определяется количество или объем выпуска продукта (если они лимитируются),

определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует при-

дать инновации как товару, выходящему на рынок.

>  Важным  элементом  рассматриваемого  процесса  является  выпуск  инновации,  где

обеспечиваются ожидаемые качественные и количественные показатели.

Затем производится продажа инноваций, включающая ее появление на рынке в виде

небольшой партии, ее продвижение и предварительную оценку эффективности.

Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реа-

лизацию инноваций (передача информации, реклама, организация процесса полномасштаб-

ного производства и поставки продукции на рынок).

Результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение подвергаются ста-

тистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффек-

тивность инновации.

>  Диффузия  (лат.diffusio  –  распространение,  растекание)  инновации  представляет

собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках

и в новой финансово-экономической ситуации.

Важным в понимании главных особенностей инновационного процесса, направлен-

ных на создание и использование нововведений, является представление его модели в виде

фрагмента жизненного цикла нового продукта, показывающего общий механизм зарожде-

ния новшества (рис. 4.2). При этом особое внимание на представленном рисунке уделено

взаимосвязи этапов разработки наукоемких инноваций, требующих фундаментальных науч-

ных и прикладных исследований и экспериментальных разработок.


background image

Е.  Е.  Ваинмаер, В.  И.  Аверченков.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

35

Рис. 4.2. Механизм зарождения нововведения

Фундаментальные  научные  исследования  –  это  теоретическая  или  эксперимен-

тальная  деятельность,  направленная  на  получение  новых  знаний  об  основных  законо-

мерностях и свойствах социальных и природных явлений, о причинно-следственных свя-

зяхотносительно  их  конкретного  применения.  Различают  теоретические  и  поисковые

фундаментальные исследования. К теоретическим относятся исследования, задачей кото-

рых  являются  новые  открытия,  создание  новых  теорий  и  обоснование  новых  понятий  и

представлений. К поисковым относятся фундаментальные исследования, задачей которых

является открытие новых принципов создания изделий и технологий, новых, неизвестных

ранее, свойств материалов и их соединений, методов анализа и синтеза. В поисковых иссле-

дованиях обычно известна цель намеченной работы, более или менее ясны теоретические

основы, но не конкретизированы направления. В ходе таких исследований находят подтвер-

ждение, отвергаются или пересматриваются теоретические предложения и идеи. Положи-

тельный выход фундаментальных исследований в мировой науке составляет 5%.

Прикладные исследования направлены, прежде всего, на достижение конкретной цели

или  задачи,  на  выявление  путей  практического  применения  открытых  ранее  явлений  и

процессов;  научно-исследовательская  работа  прикладного  характера  ставит  своей  целью

решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение

конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в эксперимен-

тальных разработках.

Экспериментальные  разработки  включают  определение  технических  параметров,

проектирование изделий, изготовление, испытание и их доводку.

Завершающий этап научных исследований – разработка продукта, характеризующа-

яся переходом от лабораторных условий и экспериментального производства к промышлен-

ному производству, включающая его подготовку и управление. Цель разработки продукта –

создание/модернизация образцов новой техники, которые могут быть переданы после соот-

ветствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю. На

этом этапе производится окончательная проверка результатов теоретических исследований,

разрабатывается соответствующая техническая документация, изготовляется и испытыва-

ется технический прототип или опытный технологический процесс. Технический прототип

– это реально действующий образец продукта, системы или процесса, демонстрирующий