Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 9650
Скачиваний: 57
31
Профессиональные
Самодеятельные
-
В рамках основной специальности вне служебных обязанностей
-
Вне основной специальности
По предмету инновационной деятельности:
Материальные средства
Социальные отношения и структуры
Методы деятельности
Правовые нормы
По типу инновационной деятельности:
Создатели
Реализаторы
По моменту внедрения
новаторы
ранние реципиенты
раннее большинство
отстающие
Инновационные способности могут реализовываться как в виде теоре-
тических разработок и схем, так и в виде рационализации и усовершенство-
вания уже имеющихся разработок и конструкций. Эти два вида новшеств
требуют различных интеллектуальных умений. Для того чтобы создать нечто
новое и неординарное (например, теорию относительности), необходимо
уметь видеть скрытые возможности объектов, уметь учитывать и анализиро-
вать множество обстоятельств, на первый взгляд ничем не связанных, уметь
прогнозировать развитие ситуации и даже уметь, вопреки общественному
мнению, заниматься тем, во что никто не верит. Наряду с этим существуют
открытия, которые по сути своей являются либо продолжением и развитием
уже имеющихся новшеств, либо обобщением накопленного практического
материала (основоположник генетики Г. Мендель открыл свои знаменитые
законы, экспериментируя с семенами и математически обрабатывая данные).
Такие открытия тоже требуют от своих создателей определенных ка-
честв - практичности и деловитости, умения изменять качества окружающего
пространства, умения видеть и понимать назревшие реальные проблемы.
23
.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Может ли идея быть инновацией? А новшеством?
2. Чем отличается новинка от новшества?
3. По каким признакам можно классифицировать нововведения?
4. Приведите примеры нововведений по классификации Ф.Валенты.
23
Дружинин Е., Библиотека Деловой Литературы
32
5. Возьмите в качестве примера какую-либо инновацию и классифицируйте
ее по различным признакам.
6. Что такое инновационный лаг?
7. Когда наступает момент возврата инвестиций в инновацию?
8. Почему в начале инновационного процесса обычно используются бюд-
жетные инвестиции?
9. На какой стадии жизненного цикла инновации становится максимальным
объем продаж?
10. Охарактеризуйте инноватора, в каких сферах деятельности они встреча-
ются?
11. Изучите историю некоторых изобретений, какой Вам представляется роль
инноватора во внедрении идей?
Практическое задание
Проанализируйте ниже предложенные определения категории «иннова-
ция», и в результате их сравнения, смоделируйте собственное или выбере-
те наилучшее с Вашей точки зрения.
Термин инновация понимается как процесс превращения потенциальных
результатов научно-технического прогресса в реальные, воплощенные в но-
вых продуктах и технологиях.
Инновацию определяют как процесс, в котором изобретение или идея
приобретает экономическое содержание.
Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, произ-
водственных, коммерческих мероприятий, приводящих, к появлению на
рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования.
По Б. Санто инновация это общественный технико-экономический про-
цесс, который через практическое использование идеи и изобретений приво-
дит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае,
если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль ее появ-
ление на рынке приносит добавочный доход.
Существует и следующее определение: «Инновация - это коммерческое
использование результатов творческой деятельности, нацеленной на разра-
ботку; создание и распространение новых конкурентных видов продукции,
технологии, форм и методов управления, основу которых составляют объек-
ты интеллектуальной собственности".
«Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной дея-
тельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствован-
ного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного
технологического процесса, используемого в практической деятельности».
Инновация представляет собой материализованный результат, получен-
ный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые фор-
мы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п.
33
Инновация (англ. innovation) - новшество в производственной и непроиз-
водственной сферах, в области экономических, социальных, правовых от-
ношений, науки, культуры, образования, здравоохранения, в сфере государ-
ственных финансов, в финансах бизнеса, в бюджетном процессе, в банков-
ском деле, на финансовом рынке, в страховании и т.д.
К инновациям относятся все изменения (новшества), которые впервые
нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономиче-
скую и/или социальную пользу.
Контрольный тест
1. Какой этап инновационного процесса характеризуют следующие результа-
ты: «Определение количественных характеристик новых методов посред-
ством разработки ТЗ и ТП на ОКР, технических инноваций»?:
этап 1 (поисковые НИР);
этап 2 (прикладные НИР);
этап 3 (ОКР);
этап 4 (освоение производства новой продукции и коммерциализация
инновации).
2. Под новшеством понимается:
внедренный новый продукт или услугу, новый способ их производства,
освоение нового рынка;
изменение в организационной, коммерческой управленческой деятель-
ности;
новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явле-
ние, то есть изменение в уровне познания;
рационализаторское предложение.
3. Методика сбора данных о технологических инновациях называется:
руководство Фраскати;
руководство Осло;
Лондонское соглашение;
Пражский договор.
4. Инноваторы, изобретающие в рамках основной специальности, но вне
служебных обязанностей являются:
самодеятельными;
профессиональными;
лидерами;
последователями.
5. Отличаются принципиальной новизной:
радикальные инновации;
ординарные инновации;
комбинаторные инновации;
модифицирующие инновации.
34
4. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ,
СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
Современная концепция инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент - это система принципов, методов и форм
управления инновационными процессами, инновационной деятельностью,
занятыми этой деятельностью организационными формами и индивидуума-
ми. Инновационный менеджмент охватывает все стратегические и опера-
тивные задачи управления, планирования, организации и контроля иннова-
ционных процессов на предприятии. В широком смысле он должен пони-
маться как менеджмент, ориентированный на изменения. Такой менеджмент
отличается по своей сути от процессов принятия решений в других произ-
водственных областях, поскольку инновационные решения не являются ру-
тинными, а предполагают наличие широкого понимания проблем предприя-
тия и творческих способностей работников.
Для инновационного менеджмента характерны четыре стадии цикла,
на каждом из которых решаются определенные задачи:
Планирование - составление плана реализации стратегии.
Определение условий и организация - определение потребности в ресур-
сах, организация работы.
Исполнение - осуществление исследований и разработок, реализация плана.
Контроль и анализ, корректировки действий, накопление опыта, оценка эф-
фективности инновационных проектов, применения новшеств.
В инновационном менеджменте меняется репрезентативность многих
традиционных показателей. Акцент переносится с задачи максимального вы-
пуска массовой продукции и длительного функционирования на стабильном
рынке на задачи новаторского доведения научной идеи до производства и
коммерциализации разнообразных конкурентоспособных процессов, товаров
и услуг высокой новизны.
Свыше 25% руководителей предприятий, согласно проводимым еже-
месячным опросам, видят ведущее направление развития в выпуске новых
видов продукции, в поиске новых рынков сбыта, в расширении спектра дея-
тельности предприятий. Особенно важен тот факт, что они отождествляют
финансовый успех и процветание своей организации с инновационной
направленностью производственной деятельности.
Инновационное развитие вносит свои особенности в установлении це-
лей и стратегическое видение направления развития компании, модифициру-
ет задачи, стоящие перед управленческим аппаратом. Высокий риск иннова-
ционного предпринимательства, сокращение жизненных циклов продукции,
отказ от крупносерийного производства накладывают особые обязательства
на инновационного менеджера. В условиях инновационной деятельности
резко возрастает роль менеджера, а его личность, способности, квалификация
и профессиональные умения фактически определяют судьбу компании.
Эволюция развития подходов к управлению инновациями прошла 4
этапа:
35
1 этап (1900-1950) - руководство НИР осуществляли сами ученые;
2 этап (1950-1970) - руководство НИР осуществляют корпоративные мене-
джеры;
3 этап (1970-1990) - формирование сбалансированного бизнес-портфеля;
4 этап (1990-…) - ориентация инновационного менеджмента на будущих по-
требителей, стратегическое партнерство.
24
Перечень процессов, реализуемых в рамках инновационного менедж-
мента в организации
- Маркетинговые исследования. Выбор целевых сегментов рынка для нового
продукта и его модификаций, а также стратегии продвижения продукта к по-
требителям.
- Прогнозирование жизненного цикла нового продукта.
- Определение способов продажи нового продукта.
- Исследование конъюнктуры рынков ресурсов, необходимых для производ-
ства и продажи нового товара или услуги, прогнозирование уровня стабиль-
ности выявленной конъюнктуры.
- Нахождение субподрядчиков (субконтракторов) на освоение и поставку
требующихся для нового товара (услуги) оборудования, программных про-
дуктов.
- Изучение возможных вариантов стратегического партнерства по поводу
разработки и освоения технически сложного и рискового продукта.
- Осуществление комплексного анализа затрат, цены, объемов производства
и продаж нового продукта (услуги) с целью планирования оптимальных объ-
емов выпуска, продажных цен и уровня операционных расходов.
- Оценка эффективности инновационного проекта.
- Анализ рисков, определение методов их минимизации и страхования.
- Выбор организационной формы создания, освоения и размещения на рынке
нового продукта (услуги).
- Исследование целесообразности и планирование наиболее адекватных форм
передачи технологий.
Методы инновационного менеджмента
Сущность инновационного менеджмента, результат управленческого про-
цесса выражаются чаще всего в конкретных управленческих решениях,
направленных на формирование благоприятного инновационного климата на
ИП или реализацию конкретных инновационных проектов.
Управленческие решения в инновациях могут приниматься или интуитивно,
или на основе научного подхода. Интуитивный способ основывается на эмо-
циональном восприятии и оценке ситуации и предполагает наличие у мене-
джера профессиональных знаний и значительного практического опыта.
Именно эти факторы обеспечивают взвешенность и рациональность прини-
маемых решений. Научный подход, являющийся фундаментальной основой
24
Составлено по
William L. Miller, Langdon Morris 4th Generation R & D. Managing Knowledge, Technology and Innovation.
John Wiley & Sons, Inc., 1999.