Файл: ПАЛЕЙ Т.Ф._Инновационный Менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 9650

Скачиваний: 57

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

31 

 

Профессиональные 

 

Самодеятельные 

В рамках основной специальности вне служебных обязанностей 

Вне основной специальности 

По предмету инновационной деятельности: 

 

Материальные средства 

 

Социальные отношения и структуры 

 

Методы деятельности 

 

Правовые нормы 

По типу инновационной деятельности: 

 

Создатели 

 

Реализаторы 

По моменту внедрения 

 

новаторы 

 

ранние реципиенты 

 

раннее большинство 

 

отстающие 

Инновационные способности могут реализовываться как в виде теоре-

тических разработок и схем, так и в виде рационализации и усовершенство-
вания  уже  имеющихся  разработок  и  конструкций.  Эти  два  вида  новшеств 
требуют различных интеллектуальных умений. Для того чтобы создать нечто 
новое  и  неординарное  (например,  теорию  относительности),  необходимо 
уметь видеть скрытые возможности объектов, уметь учитывать и анализиро-
вать множество обстоятельств, на первый взгляд ничем не связанных, уметь 
прогнозировать  развитие  ситуации  и  даже  уметь,  вопреки  общественному 
мнению, заниматься тем, во что никто не верит.  Наряду с этим существуют 
открытия, которые по сути своей являются либо продолжением и развитием 
уже  имеющихся  новшеств,  либо  обобщением  накопленного  практического 
материала  (основоположник  генетики  Г.  Мендель  открыл  свои  знаменитые 
законы, экспериментируя с семенами и математически обрабатывая данные). 

Такие  открытия  тоже  требуют  от  своих  создателей  определенных  ка-

честв - практичности и деловитости, умения изменять качества окружающего 
пространства, умения видеть и понимать назревшие реальные проблемы. 

23

.  

 

Вопросы для самостоятельного изучения 
1.  Может ли идея быть инновацией? А новшеством? 
2.  Чем отличается новинка от новшества? 
3.  По каким признакам можно классифицировать нововведения? 
4.  Приведите примеры нововведений по классификации Ф.Валенты. 

                                                 

23

 

Дружинин Е., Библиотека Деловой Литературы 

 


background image

 

32 

5.  Возьмите  в качестве  примера  какую-либо инновацию и  классифицируйте 

ее по различным признакам. 

6.  Что такое инновационный лаг? 
7.  Когда наступает момент возврата инвестиций в инновацию? 
8.  Почему  в  начале  инновационного  процесса  обычно  используются  бюд-

жетные инвестиции? 

9.  На какой стадии жизненного цикла инновации становится максимальным 

объем продаж? 

10. Охарактеризуйте  инноватора,  в  каких  сферах  деятельности  они  встреча-

ются? 

11. Изучите историю некоторых изобретений, какой Вам представляется роль 

инноватора во внедрении идей? 

 
Практическое задание 

Проанализируйте  ниже  предложенные  определения  категории  «иннова-
ция», и в результате их сравнения, смоделируйте собственное или выбере-
те наилучшее с Вашей точки зрения. 

 

Термин инновация понимается как процесс превращения  потенциальных 

результатов  научно-технического прогресса  в реальные,  воплощенные  в  но-
вых продуктах и технологиях. 

 

Инновацию  определяют  как    процесс,  в  котором  изобретение  или  идея 

приобретает экономическое содержание. 

 

Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, произ-

водственных,    коммерческих  мероприятий,  приводящих,  к    появлению  на 
рынке новых и улучшенных  промышленных процессов и оборудования. 

 

По  Б.  Санто  инновация  это  общественный  технико-экономический  про-

цесс, который через практическое использование идеи и изобретений приво-
дит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, 
если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль ее появ-
ление на рынке приносит добавочный доход. 

 

Существует  и  следующее  определение:  «Инновация  -  это  коммерческое 

использование    результатов  творческой  деятельности,  нацеленной  на  разра-
ботку;  создание  и  распространение  новых  конкурентных  видов  продукции, 
технологии, форм и методов управления, основу которых составляют объек-
ты интеллектуальной собственности". 

 

«Инновация  (нововведение)  -  конечный  результат  инновационной  дея-

тельности,  получивший  реализацию  в  виде  нового  или  усовершенствован-
ного  продукта,  реализуемого  на  рынке,  нового  или  усовершенствованного 
технологического процесса, используемого в практической деятельности». 

 

Инновация  представляет  собой  материализованный  результат,  получен-

ный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые фор-
мы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п.  


background image

 

33 

 

Инновация (англ. innovation) - новшество в производственной и непроиз-

водственной  сферах,  в  области  экономических,  социальных,  правовых  от-
ношений, науки, культуры, образования, здравоохранения, в сфере государ-
ственных финансов, в финансах бизнеса, в бюджетном процессе, в банков-
ском 
деле, на финансовом рынке, в страховании и т.д. 

 

К  инновациям  относятся  все  изменения  (новшества),  которые  впервые 

нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономиче-
скую и/или социальную пользу. 
 
Контрольный тест 
1. Какой этап инновационного процесса характеризуют следующие результа-
ты:  «Определение  количественных  характеристик  новых  методов  посред-
ством разработки ТЗ и ТП на ОКР, технических инноваций»?: 

 

этап 1 (поисковые НИР); 

 

этап 2 (прикладные НИР); 

 

этап 3 (ОКР); 

 

этап  4  (освоение  производства  новой  продукции  и  коммерциализация 
инновации). 

2. Под новшеством понимается: 

 

внедренный новый продукт или услугу, новый способ их производства, 
освоение нового рынка; 

 

изменение в организационной, коммерческой управленческой деятель-
ности; 

 

новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явле-
ние, то есть изменение в уровне познания; 

 

рационализаторское предложение. 

3. Методика сбора данных о технологических инновациях называется: 

 

руководство Фраскати; 

 

руководство Осло; 

 

Лондонское соглашение; 

 

Пражский договор. 

4.  Инноваторы,  изобретающие  в  рамках  основной  специальности,  но  вне 
служебных обязанностей являются: 

 

самодеятельными; 

 

профессиональными; 

 

лидерами; 

 

последователями. 

5. Отличаются принципиальной новизной: 

 

радикальные инновации; 

 

ординарные инновации; 

 

комбинаторные инновации; 

 

модифицирующие инновации. 


background image

 

34 

4. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, 
СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ 

 

Современная концепция инновационного менеджмента 

Инновационный менеджмент - это система принципов, методов и форм 

управления  инновационными  процессами,  инновационной  деятельностью, 
занятыми  этой  деятельностью  организационными  формами  и  индивидуума-
ми.       Инновационный менеджмент охватывает все стратегические и опера-
тивные  задачи  управления,  планирования,  организации  и  контроля  иннова-
ционных  процессов  на  предприятии.  В  широком  смысле  он  должен  пони-
маться как менеджмент, ориентированный на изменения. Такой менеджмент 
отличается  по  своей  сути  от  процессов  принятия  решений  в  других  произ-
водственных  областях,  поскольку  инновационные  решения  не  являются  ру-
тинными, а предполагают наличие широкого понимания проблем предприя-
тия и творческих способностей работников.  

Для  инновационного  менеджмента  характерны  четыре    стадии  цикла, 

на каждом из которых решаются определенные задачи: 
Планирование - составление плана реализации стратегии. 
Определение условий и организация - определение потребности в ресур-
сах, организация работы. 
Исполнение - осуществление исследований и разработок, реализация плана.  
Контроль и анализ, корректировки действий, накопление опыта, оценка эф-
фективности инновационных проектов,  применения новшеств. 

В инновационном менеджменте меняется репрезентативность многих 

традиционных показателей. Акцент переносится с задачи максимального вы-
пуска массовой продукции и длительного функционирования на стабильном 
рынке на задачи новаторского доведения научной идеи до производства и 
коммерциализации разнообразных конкурентоспособных процессов, товаров 
и услуг высокой новизны. 

 Свыше  25%  руководителей  предприятий,  согласно  проводимым  еже-

месячным  опросам,  видят  ведущее  направление  развития  в  выпуске  новых 
видов продукции, в поиске новых рынков сбыта, в расширении спектра дея-
тельности  предприятий.  Особенно  важен  тот  факт,  что  они  отождествляют 
финансовый  успех  и  процветание  своей  организации  с  инновационной 
направленностью производственной деятельности. 

Инновационное развитие вносит свои особенности в установлении це-

лей и стратегическое видение направления развития компании, модифициру-
ет задачи, стоящие перед управленческим аппаратом. Высокий риск иннова-
ционного  предпринимательства,  сокращение  жизненных  циклов  продукции, 
отказ  от  крупносерийного  производства  накладывают  особые  обязательства 
на  инновационного  менеджера.  В  условиях  инновационной  деятельности 
резко возрастает роль менеджера, а его личность, способности, квалификация 
и профессиональные умения фактически определяют судьбу компании. 

Эволюция  развития  подходов  к  управлению  инновациями  прошла  4 

этапа: 


background image

 

35 

1 этап (1900-1950) - руководство НИР осуществляли сами ученые; 
2 этап (1950-1970) - руководство НИР осуществляют корпоративные мене-
джеры; 
3 этап (1970-1990) - формирование сбалансированного бизнес-портфеля; 
4 этап (1990-…) - ориентация инновационного менеджмента на будущих по-
требителей, стратегическое партнерство.

24

 

 

Перечень процессов, реализуемых в рамках инновационного менедж-

мента в организации 

- Маркетинговые исследования. Выбор целевых сегментов рынка для нового 
продукта и его модификаций, а также стратегии продвижения продукта к по-
требителям.  
- Прогнозирование жизненного цикла нового продукта.  
- Определение способов продажи нового продукта.  
- Исследование конъюнктуры рынков ресурсов, необходимых для производ-
ства и продажи нового товара или услуги, прогнозирование уровня стабиль-
ности выявленной конъюнктуры.  
- Нахождение субподрядчиков (субконтракторов) на освоение и поставку 
требующихся для нового товара (услуги) оборудования, программных про-
дуктов. 
- Изучение возможных вариантов стратегического партнерства по поводу 
разработки и освоения технически сложного и рискового продукта.  
- Осуществление комплексного анализа затрат, цены, объемов производства 
и продаж нового продукта (услуги) с целью планирования оптимальных объ-
емов выпуска, продажных цен и уровня операционных расходов.  
- Оценка эффективности инновационного проекта.  
- Анализ рисков, определение методов их минимизации и страхования.  
- Выбор организационной формы создания, освоения и размещения на рынке 
нового продукта (услуги).  
- Исследование целесообразности и планирование наиболее адекватных форм 
передачи технологий. 
 

Методы инновационного менеджмента 

Сущность  инновационного  менеджмента,  результат  управленческого  про-

цесса  выражаются  чаще  всего  в  конкретных  управленческих  решениях, 
направленных на формирование благоприятного инновационного климата на 
ИП или реализацию конкретных инновационных проектов.  
Управленческие решения в инновациях могут приниматься или интуитивно, 
или на основе научного подхода. Интуитивный способ основывается на эмо-
циональном восприятии и оценке ситуации и предполагает наличие у мене-
джера  профессиональных  знаний  и  значительного  практического  опыта. 
Именно  эти  факторы  обеспечивают  взвешенность  и  рациональность  прини-
маемых  решений.  Научный  подход,  являющийся  фундаментальной  основой 

                                                 

24

 Составлено по 

William L. Miller, Langdon Morris 4th Generation R & D. Managing Knowledge, Technology and Innovation. 

John Wiley & Sons, Inc., 1999.