Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 15794
Скачиваний: 13
Тема Концепция инновационного менеджмента
Профессиональное образование в Японии регулируется такими нор-
мативными актами, как Закон о профессиональном образовании (1969),
поправка к Закону
«Нормативы образования Министерства тру-
да». В качестве объектов стандартизации профессионального образова-
ния выступают:
1) требования приема;
2) содержание учебного плана;
3) продолжительность обучения;
4) общий объем учебного времени;
5) пособия и обучающие средства.
Особенностями национальных стандартов профессионального об-
разования Японии являются:
• унификация учебных программ вне зависимости от ведомствен-
ной подчиненности учебного заведения;
• расширение профиля подготовки;
• соответствие профессионального образования установленным
нормам;
• введение минимальных типовых требований и типовых про-
грамм;
• проведение квалификационных экзаменов специальными ассо-
циациями;
• курирование в пределах своих компетенций профессионального
образования со стороны Министерства образования и Мини-
стерства труда; программы Министерства образования с боль-
шой общеобразовательной направленностью.
Правительство Японии приняло стратегию повышения качества
подготовки кадров на всех уровнях управления за счет обеспечения ее
системности и ухода от упрощенчества.
Китай
Китай за последние 10 лет удвоил свой ВВП. Поэтому для нас пред-
ставляет интерес китайский опыт реформирования образования, кото-
рый изучал на месте министр образования России Владимир Филип-
пов.* Приведем главные, на наш взгляд, моменты из его интервью.
Китай представляет собой большой образовательный рынок, где мы
конкурируем с другими странами. Именно поэтому мы организовали
Филиппов В. Рецепты восточной
газета. № 28-29.
2001. 17 июля.
32 Р. А.
Инновационный менеджмент
выезд и представление десятков российских вузов, способных пред-
ложить китайцам на платной основе качественные образовательные
услуги.
Мы можем примерно в 10 раз увеличить объемы нашего сотрудни-
чества в этом плане. В Китае многие хотят получить высшее образова-
ние, но не имеют такой возможности. Из 20 млн выпускников, оканчи-
вающих школу каждый год, только 2 млн поступают в вузы. Конкурс в
среднем — 10 человек на место, а в престижные вузы доходит и до 30.
Некоторые молодые китайцы уезжают поступать в западные страны, а
хотелось бы, чтобы российские университеты были для них более при-
влекательными. Для интеграции подписан план по созданию центров
русского языка в Китае и центров китайского языка в России.
Сохраняя социалистическую направленность в идеологии и руко-
водящую роль компартии, централизованную экономику, Китай дав-
но опередил Россию в рыночных реформах и в образовании. Оказа-
лось, что высшее образование в Китае на 100% платное. Каждый
студент должен заплатить в год не менее $500. Это нижняя цена, выс-
шая планка доходит до
Можно получить кредит государ-
ства, но более 90% должны его впоследствии вернуть. Только 5-7% не
возвращают, если за них платят местные власти или предприятия.
Очень ограниченному кругу способных, но бедных студентов помога-
ют из фондов университетов.
— неподъемная плата и для крестьянина, и для сельской учи-
тельницы, которая получает $30-50 в месяц. Но для единственного
ребенка (а в Китае это государственная политика) семья собирает
деньги всем миром, чтобы обеспечить ему будущее.
Плата за образование не покрывает его себестоимости — две трети
все-таки вносит государство; за счет дополнительных денег финансо-
вое положение вузов хорошее так, зарплата доцента, профессора там
до $1000 в месяц.
В Китае давно
школа. Обучение с 6 лет, окончание в 18.
На начальную школу отведено 6 лет учебы, затем первая ступень стар-
шей школы — три года и вторая — тоже три года. Начальная школа и
первая ступень старшей — обязательные и бесплатные для всех, а вот
вторая ступень — платная, причем за достаточно большие деньги.
В Китае огромное население, развивающаяся экономика, но бес-
платное образование ему не по карману. Там решили так: надо под-
нять уровень высшего образования, создать свою элиту кадров, спо-
собных вытянуть страну, поднять промышленность, материальную
базу.
Тема 1. Концепция инновационного менеджмента 33
Китайцы применяют стратегию сосредоточения на первоочередном
решении приоритетных проблем. Они считают, что выгоднее сделать
что-то на узком фронте, чем распылять средства. Подъем, т. е. строи-
тельство, развитие промышленности и т. д., осуществляют в регионах
точечно: сначала на северо-западе, сейчас на юге, затем перейдут в дру-
гие места.
Это касается и вузов. На государственном бюджете осталось только
70, остальные 930 отданы в провинции, которые и финансируют их.
При этом в 70 ведущих вузов государство вкладывает огромные
средства. Например, на один Пекинский университет Всемирным бан-
ком выделяется на 3 года $1800 млн (этот вуз в два раза меньше, чем
МГУ им. М. В. Ломоносова).
В Китае произошла децентрализация управления образованием, но
это не привело к разрушению вертикали власти. Скажем, заключать
договор о сотрудничестве с российским университетом китайский вуз
без разрешения Министерства образования не имеет права, хотя фор-
мально он автономен и подчиняется провинции. У нас можно что
угодно сделать, при том что управление формально централизовано.
Значит, все зависит не только от схем, но и от их реализации.
Министерство образования Китая отошло от выполнения текущих
функций и занято в основном контролем качества образования. Отдав
на местный уровень вопрос даже назначения ректоров вузов, ведом-
ство оставило за собой организующую роль через государственные
образовательные стандарты, формирование общей политики. Систе-
ма финансирования многоканальная. Часть средств поступает от на-
логов на образование, которые введены почти повсеместно, даже для
крестьян. За счет налоговых поступлений ремонтируются школы. Ки-
тайцы заставили все образовательные учреждения также зарабаты-
вать деньги. Все школы Китая являются юридическими лицами со
своими расчетными счетами.
В Китае более 20 лет действует система единого экзамена, и ректо-
ры вузов
мыслят, как может быть иначе. Причем наряду с единым
экзаменом сохранен и выпускной. Сделано это из-за того, что высшее
образование малодоступно. В городах 90% выпускников сдают еди-
ный экзамен, в деревнях — 50-60%.
Мы идем с Китаем по пути рыночных преобразований, но Россия
уже отстает. С помощью опыта нашего восточного соседа можно по-
другому взглянуть на наши реформы, но нельзя однозначно приме-
нять готовые рецепты «китайской кухни».
2-3541
34 Р. А.
Инновационный менеджмент
Российское высшее образование
За истекшие 10 лет численность учащихся в учреждениях начального
профессионального образования упала на 20%, в то время как числен-
ность учащихся средних специальных учебных заведений в 1999 г. оста-
валась на уровне 1992 г. главным образом за счет негосударственных уч-
реждений (с 4,5% от общего числа) и коммерческого приема.
За годы реформ число студентов вузов возросло почти в 1,5 раза,
что связано как с ростом численности молодежи студенческого возра-
ста, так и с увеличением на 75% числа вузов. Эти показатели были до-
стигнуты главным образом за счет бурного развития негосударствен-
ных вузов и расширения приема студентов в государственные вузы на
условиях полного возмещения затрат на обучение, который в 1999/
2000 учебном году составил 40% от общего приема. В отличие от об-
щеобразовательных школ в вузах наблюдается увеличение показате-
ля «число студентов на одного преподавателя». В 1992 г. он составлял
11,6, в 1996 г. — 12,2 и в 1999 г. — 16 студентов на одного преподавате-
ля. Связано это в первую очередь с тем, что с 1992 г. в связи с отсут-
ствием у вузов средств штатный персонал государственных вузов
уменьшался, а общая численность студентов за этот период, наоборот,
выросла в 1,5 раза.
Новые принципы организационно-экономического функциони-
рования средней и высшей школы, сформулированные в 1992 г. в за-
коне «Об образовании», на практике не были полностью реализованы.
В наибольшей степени их удалось реализовать в системе высшего об-
разования, опираясь на потенциал влияния и традиции академиче-
ской независимости вузов, что нашло отражение в законе «О высшем
и послевузовском образовании» 1995 г. В это же время в системе об-
щего образования возобладали консервативные тенденции. Ответ-
ственность и полномочия во все большей мере перекладывались на
органы государственного управления образованием, академическая и
экономическая автономия образовательных учреждений ограничива-
лась или не реализовывалась. Соответственно особенности организа-
ционно-экономических механизмов, отраженных в законе «Об обра-
зовании», не нашли места в Гражданском, Налоговом, Бюджетном
кодексах.
В целом, несмотря на активные процессы адаптации, происходящие
в сфере образования, процесс перестройки системы образования далек
от завершения, состояние системы образования остается кризисным.
Причины кризиса системы образования состоят в следующем:
Тема Концепция инновационного менеджмента 35
• сохранение глубоких структурных диспропорций между предло-
жением образовательных услуг и потребностями, формирующи-
мися гражданским обществом и развивающимся рынком труда;
• отсутствие эффективных институтов, связывающих образование
с потребностями общества, что влечет значительные потери ре-
сурсов как на пути к системе образования, так и внутри ее;
• хроническое недофинансирование образования из всех источни-
ков, включая государственные и частные, которое влечет замет-
ное ухудшение качества образования;
• ригидность образовательной системы, обусловленная преоблада-
нием трансляции знаний над воспитанием навыков и ценностей,
устарелостью стандартов и содержания образования.
Особенно снизилось качество подготовки экономических и управ-
ленческих кадров из-за американизации образования, изучения эко-
номики, менеджмента и маркетинга по переводной учебной литерату-
ре, совершенно не адаптированной к российской действительности.
Реформирование общества предполагает переход от индустриаль-
ного общества к обществу информационному, в котором процессы
порождения и распространения знания становятся ключевыми. Этот
в сильной степени опирается на развитие образовательной
системы.
Реформирование общества предполагает также становление новой
культуры, в которой ценностями являются самостоятельные действия
и предприимчивость (в рамках, конечно, закона), соединенные с цен-
ностью солидарной ответственности за общественное благосостояние
и устойчивое взаимодействие общества и природы. Образование мо-
жет играть важнейшую роль в этом процессе.
Неотъемлемое условие реформирования общества — освоение людь-
ми новых социальных навыков и ролей, развитие культуры социального
поведения граждан с учетом открытости общества, его быстрой инфор-
матизации, роста динамики изменений. Задачей государственной поли-
тики здесь является создание условий для реализации гражданами сво-
их прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее
потребностям развития экономики и гражданского общества.
Конкретно приоритетами
для реформирования обще-
ства должны быть:
• облегчение социализации в рыночной среде через формирование
такой ценности, как обеспечение ответственности за собственное
благосостояние и за состояние общества через освоение молоды-