Файл: Фатхутдинов Р.А._Инновационный менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 14440

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Тема  Концепция инновационного менеджмента

Профессиональное образование в Японии регулируется такими нор-

мативными актами, как Закон о профессиональном образовании (1969),
поправка к Закону

 «Нормативы образования Министерства тру-

да». В качестве объектов стандартизации профессионального образова-

ния выступают:

1) требования приема;

2) содержание учебного плана;
3) продолжительность обучения;
4) общий объем учебного времени;
5) пособия и обучающие средства.

Особенностями национальных стандартов профессионального об-

разования Японии являются:

• унификация учебных программ вне зависимости от ведомствен-

ной подчиненности учебного заведения;

• расширение профиля подготовки;
• соответствие профессионального образования установленным

нормам;

• введение минимальных типовых требований и типовых про-

грамм;

• проведение квалификационных экзаменов специальными ассо-

циациями;

• курирование в пределах своих компетенций профессионального

образования со стороны Министерства образования и Мини-
стерства труда; программы Министерства образования с боль-
шой общеобразовательной направленностью.

Правительство Японии приняло стратегию повышения качества

подготовки кадров на всех уровнях управления за счет обеспечения ее
системности и ухода от упрощенчества.

Китай

Китай за последние 10 лет удвоил свой ВВП. Поэтому для нас пред-

ставляет интерес китайский опыт реформирования образования, кото-
рый изучал на месте министр образования России Владимир Филип-
пов.* Приведем главные, на наш взгляд, моменты из его интервью.

Китай представляет собой большой образовательный рынок, где мы

конкурируем с другими странами. Именно поэтому мы организовали

 Филиппов В. Рецепты восточной

 газета. № 28-29.

2001. 17 июля.


background image

32 Р. А.

 Инновационный менеджмент

выезд и представление десятков российских вузов, способных пред-

ложить китайцам на платной основе качественные образовательные

услуги.

Мы можем примерно в 10 раз увеличить объемы нашего сотрудни-

чества в этом плане. В Китае многие хотят получить высшее образова-
ние, но не имеют такой возможности. Из 20 млн выпускников, оканчи-
вающих школу каждый год, только 2 млн поступают в вузы. Конкурс в
среднем — 10 человек на место, а в престижные вузы доходит и до 30.

Некоторые молодые китайцы уезжают поступать в западные страны, а

хотелось бы, чтобы российские университеты были для них более при-
влекательными. Для интеграции подписан план по созданию центров
русского языка в Китае и центров китайского языка в России.

Сохраняя социалистическую направленность в идеологии и руко-

водящую роль компартии, централизованную экономику, Китай дав-
но опередил Россию в рыночных реформах и в образовании. Оказа-

лось, что высшее образование в Китае на 100% платное. Каждый
студент должен заплатить в год не менее $500. Это нижняя цена, выс-

шая планка доходит до

 Можно получить кредит государ-

ства, но более 90% должны его впоследствии вернуть. Только 5-7% не
возвращают, если за них платят местные власти или предприятия.

Очень ограниченному кругу способных, но бедных студентов помога-

ют из фондов университетов.

 — неподъемная плата и для крестьянина, и для сельской учи-

тельницы, которая получает $30-50 в месяц. Но для единственного
ребенка (а в Китае это государственная политика) семья собирает
деньги всем миром, чтобы обеспечить ему будущее.

Плата за образование не покрывает его себестоимости — две трети

все-таки вносит государство; за счет дополнительных денег финансо-
вое положение вузов хорошее так, зарплата доцента, профессора там

 до $1000 в месяц.

В Китае давно

 школа. Обучение с 6 лет, окончание в 18.

На начальную школу отведено 6 лет учебы, затем первая ступень стар-

шей школы — три года и вторая — тоже три года. Начальная школа и
первая ступень старшей — обязательные и бесплатные для всех, а вот
вторая ступень — платная, причем за достаточно большие деньги.

В Китае огромное население, развивающаяся экономика, но бес-

платное образование ему не по карману. Там решили так: надо под-
нять уровень высшего образования, создать свою элиту кадров, спо-

собных вытянуть страну, поднять промышленность, материальную
базу.


background image

Тема 1. Концепция инновационного менеджмента 33

Китайцы применяют стратегию сосредоточения на первоочередном

решении приоритетных проблем. Они считают, что выгоднее сделать
что-то на узком фронте, чем распылять средства. Подъем, т. е. строи-
тельство, развитие промышленности и т. д., осуществляют в регионах
точечно: сначала на северо-западе, сейчас на юге, затем перейдут в дру-
гие места.

Это касается и вузов. На государственном бюджете осталось только

70, остальные 930 отданы в провинции, которые и финансируют их.

При этом в 70 ведущих вузов государство вкладывает огромные

средства. Например, на один Пекинский университет Всемирным бан-

ком выделяется на 3 года $1800 млн (этот вуз в два раза меньше, чем
МГУ им. М. В. Ломоносова).

В Китае произошла децентрализация управления образованием, но

это не привело к разрушению вертикали власти. Скажем, заключать
договор о сотрудничестве с российским университетом китайский вуз
без разрешения Министерства образования не имеет права, хотя фор-
мально он автономен и подчиняется провинции. У нас можно что
угодно сделать, при том что управление формально централизовано.

Значит, все зависит не только от схем, но и от их реализации.

Министерство образования Китая отошло от выполнения текущих

функций и занято в основном контролем качества образования. Отдав
на местный уровень вопрос даже назначения ректоров вузов, ведом-
ство оставило за собой организующую роль через государственные
образовательные стандарты, формирование общей политики. Систе-
ма финансирования многоканальная. Часть средств поступает от на-

логов на образование, которые введены почти повсеместно, даже для

крестьян. За счет налоговых поступлений ремонтируются школы. Ки-
тайцы заставили все образовательные учреждения также зарабаты-
вать деньги. Все школы Китая являются юридическими лицами со
своими расчетными счетами.

В Китае более 20 лет действует система единого экзамена, и ректо-

ры вузов

 мыслят, как может быть иначе. Причем наряду с единым

экзаменом сохранен и выпускной. Сделано это из-за того, что высшее
образование малодоступно. В городах 90% выпускников сдают еди-
ный экзамен, в деревнях — 50-60%.

Мы идем с Китаем по пути рыночных преобразований, но Россия

уже отстает. С помощью опыта нашего восточного соседа можно по-
другому взглянуть на наши реформы, но нельзя однозначно приме-
нять готовые рецепты «китайской кухни».

2-3541


background image

34 Р. А.

 Инновационный менеджмент

Российское высшее образование

За истекшие 10 лет численность учащихся в учреждениях начального

профессионального образования упала на 20%, в то время как числен-

ность учащихся средних специальных учебных заведений в 1999 г. оста-
валась на уровне 1992 г. главным образом за счет негосударственных уч-
реждений (с 4,5% от общего числа) и коммерческого приема.

За годы реформ число студентов вузов возросло почти в 1,5 раза,

что связано как с ростом численности молодежи студенческого возра-
ста, так и с увеличением на 75% числа вузов. Эти показатели были до-
стигнуты главным образом за счет бурного развития негосударствен-

ных вузов и расширения приема студентов в государственные вузы на

условиях полного возмещения затрат на обучение, который в 1999/

2000 учебном году составил 40% от общего приема. В отличие от об-
щеобразовательных школ в вузах наблюдается увеличение показате-

ля «число студентов на одного преподавателя». В 1992 г. он составлял

11,6, в 1996 г. — 12,2 и в 1999 г. — 16 студентов на одного преподавате-

ля. Связано это в первую очередь с тем, что с 1992 г. в связи с отсут-
ствием у вузов средств штатный персонал государственных вузов
уменьшался, а общая численность студентов за этот период, наоборот,
выросла в 1,5 раза.

Новые принципы организационно-экономического функциони-

рования средней и высшей школы, сформулированные в 1992 г. в за-
коне «Об образовании», на практике не были полностью реализованы.

В наибольшей степени их удалось реализовать в системе высшего об-

разования, опираясь на потенциал влияния и традиции академиче-
ской независимости вузов, что нашло отражение в законе «О высшем
и послевузовском образовании» 1995 г. В это же время в системе об-
щего образования возобладали консервативные тенденции. Ответ-
ственность и полномочия во все большей мере перекладывались на
органы государственного управления образованием, академическая и
экономическая автономия образовательных учреждений ограничива-
лась или не реализовывалась. Соответственно особенности организа-
ционно-экономических механизмов, отраженных в законе «Об обра-
зовании», не нашли места в Гражданском, Налоговом, Бюджетном

кодексах.

В целом, несмотря на активные процессы адаптации, происходящие

в сфере образования, процесс перестройки системы образования далек
от завершения, состояние системы образования остается кризисным.

Причины кризиса системы образования состоят в следующем:


background image

Тема  Концепция инновационного менеджмента 35

• сохранение глубоких структурных диспропорций между предло-

жением образовательных услуг и потребностями, формирующи-
мися гражданским обществом и развивающимся рынком труда;

• отсутствие эффективных институтов, связывающих образование

с потребностями общества, что влечет значительные потери ре-
сурсов как на пути к системе образования, так и внутри ее;

• хроническое недофинансирование образования из всех источни-

ков, включая государственные и частные, которое влечет замет-
ное ухудшение качества образования;

• ригидность образовательной системы, обусловленная преоблада-

нием трансляции знаний над воспитанием навыков и ценностей,
устарелостью стандартов и содержания образования.

Особенно снизилось качество подготовки экономических и управ-

ленческих кадров из-за американизации образования, изучения эко-
номики, менеджмента и маркетинга по переводной учебной литерату-
ре, совершенно не адаптированной к российской действительности.

Реформирование общества предполагает переход от индустриаль-

ного общества к обществу информационному, в котором процессы
порождения и распространения знания становятся ключевыми. Этот

 в сильной степени опирается на развитие образовательной

системы.

Реформирование общества предполагает также становление новой

культуры, в которой ценностями являются самостоятельные действия
и предприимчивость (в рамках, конечно, закона), соединенные с цен-
ностью солидарной ответственности за общественное благосостояние
и устойчивое взаимодействие общества и природы. Образование мо-

жет играть важнейшую роль в этом процессе.

Неотъемлемое условие реформирования общества — освоение людь-

ми новых социальных навыков и ролей, развитие культуры социального
поведения граждан с учетом открытости общества, его быстрой инфор-
матизации, роста динамики изменений. Задачей государственной поли-
тики здесь является создание условий для реализации гражданами сво-
их прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее
потребностям развития экономики и гражданского общества.

Конкретно приоритетами

 для реформирования обще-

ства должны быть:

• облегчение социализации в рыночной среде через формирование

такой ценности, как обеспечение ответственности за собственное
благосостояние и за состояние общества через освоение молоды-