Файл: Американ. стандарт 4-е издание.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 18365

Скачиваний: 63

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

104

©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание

Работе,  связанной  с  осуществлением  пяти  процессов  управления  содержанием  проекта,  предшествуют 

действия  команды  управления  проектом  по  планированию,  хотя  они  и  не  представлены  здесь  в  виде 

дискретного  процесса.  Работы  по  планированию  являются  частью  процесса  разработки  плана  управления 

проектом  (раздел  4.2),  в  результате  которого  создается  план  управления  содержанием,  предоставляющий 

указания  относительно  того,  как  содержание  проекта  будет  определяться,  документироваться,  подтверждаться, 

управляться  и  контролироваться.  План  управления  содержанием  может  быть  формальным  и  неформальным, 
детализированным, или задавать лишь общие рамки в зависимости от потребностей проекта.

.1 Входы 

.1  Устав проекта 

.2  Реестр заинтересованных

  сторон проекта

.2 Инструменты и методы 

.1  Интервью 

.2  Целевые группы 

.3  Семинары с участием координатора

.4  Групповые творческие методы 

.5  Методы группового принятия  

решения 

.6 Анкеты и опросы

.7 Наблюдения 

.8 Прототипы

 .3 Выходы 

.1  Документация по требованиям 

.2  План управления требованиями 

.3  Матрица отслеживания требований

.1 Входы 

.1  Устав проекта 

.2  Документация по требованиям 

.3  Активы процессов организации

  

.2  Инструменты и методы

.1 Экспертная оценка 

.2 Анализ продукта 

.3 Поиск альтернатив 

.4 Семинары с участием  

 

координатора

 .3 Выходы 

.1  Описание содержания проекта 

.2  Обновления документов проекта

.1 Входы 

.1  Описание содержания проекта

.2  Документация по требованиям

.3  Активы процессов организации

.2  Инструменты и методы

.1  Декомпозиция

.3 Выходы 

.1  ИСР 

.2  Словарь ИСР 

.3  Базовый план по содержанию 

.4  Обновления документов проекта

.1 Входы 

.1  План управления проектом 

.2  Документация по требованиям

.3  Матрица отслеживания    

  требований 

.4  Подтвержденные результаты

.2  Инструменты и методы

.1  Инспекция

.3 Выходы 

.1  Принятые результаты 

.2  Запросы на изменение 

.3  Обновления документов проекта

.1 Входы 

.1  План управления проектом 

.2  Информация об исполнении работ

.3  Документация по требованиям 

.4  Матрица отслеживания    

  требований 

.5  Активы процессов организации

.2  Инструменты и методы

.1  Анализ отклонений

.3 Выходы 

.1  Результаты измерения

исполнения работ 

.2 Обновления активов процессов  

организации 

.3 Запросы на изменение 

.4 Обновления плана управления  

проектом 

.5 Обновления документов проекта

Управление содержанием

проекта

5.2 Определение

содержания

5.1 Сбор требований

5.3 Создание ИСР

5.4 Подтверждение

содержания

5.5 Управление

содержанием

Рис. 5-1. управление содержанием проекта: входы, инструменты и методы, выходы

Глава  5  −  упРавление  содеРжанием  пРоекта

5

5


background image

105

©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание

Выполнение  содержания  проекта  измеряется  относительно  плана  управления  проектом  (раздел  4.2.3.1). 

Выполнение  содержания  продукта  сравнивается  с  требованиями  к  продукту  (раздел  5.1).  Процессы  управления 

содержанием  проекта  должны  быть  хорошо  интегрированы  с  процессами  других  областей  знаний,  чтобы  работы 
проекта привели к созданию заданного содержания проекта.

5.1  сбор требований

Сбор  требований  –  процесс  определения  и  документирования  потребностей  заинтересованных  сторон 

проекта  для  достижения  целей  проекта.  На  успех  проекта  напрямую  влияет  тщательность  сбора  и 

управления  требованиями  к  проекту  и  продукту.  Требования  включают  в  себя  количественно  определенные 

и  задокументированные  потребности  и  ожидания  спонсора,  заказчика  и  прочих  заинтересованных  сторон 

проекта.  Данные  требования  должны  быть  выявлены,  проанализированы  и  зарегистрированы  с  достаточной 

степенью  детализации  так,  чтобы  их  можно  было  измерить  после  начала  исполнения  проекта.  Сбор  требований 

представляет  собой  определение  ожиданий  заказчика  и  управление  ими.  Требования  становятся  базой  для  ИСР. 

Планирование  стоимости,  расписания  и  качества  строится  на  основе  этих  требований.  Разработка  требований 

начинается  с  анализа  информации,  содержащейся  в  Уставе  проекта  (раздел  4.1.3.1)  и  в  Реестре  заинтересованных 

сторон проекта (раздел 10.1.3.1).

Многие  организации  разделяют  требования  на  категории  «требования  к  проекту»  и  «требования  к  продукту». 

Требования  к  проекту  могут  включать  в  себя  бизнес-требования,  требования  к  управлению  проектом,  требования 

к  доставке  и  т.  д.  Требования  к  продукту  могут  содержать  информацию  о  технических  требованиях,  требованиях  к 

безопасности, производительности и т. д.

На  рис.  5-2  показаны  входы,  инструменты  и  методы  и  выходы  процесса  сбора  требований,  а  на  рис.  5-3 

представлена общая схема основных связей и взаимодействий в рамках данного процесса.

Входы

Инструменты и методы

Выходы

.1 Устав проекта 

.2 Реестр заинтересованных

сторон проекта

.1 Интервью 

.2 Целевые группы 

.3 Семинары с участием  

координатора 

.4 Групповые творческие  

методы 

.5 Методы группового принятия  

решений 

.6 Анкеты и опросы

.7 Наблюдения 

.8 Прототипы

.1 Документация по    

требованиям 

.2 План управления    

требованиями 

.3 Матрица отслеживания  

требований

Рис. 5-2. сбор требований: входы, инструменты и методы, выходы

Глава  5  −  упРавление  содеРжанием  пРоекта

5

5


background image

106

©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание

Управление содержанием проекта

• 

Реестр

     заинтересованных

     сторон проекта

• 

Документация по

      требованиям 

•  

План управления

      требованиями

•  

Документация по

      требованиям

•  

Документация по

      требованиям

• 

Матрица

     отслеживания

     требований

• 

Устав проекта

5.1 

Сбор

требований

5.2

Определение

содержания

5.4

Подтверждение

содержания

5.3

Создание ИСР

5.5

Управление

содержанием

4.1 

Разработка

Устава проекта

4.2

Разработка плана

управления

проектом

12.1

Планирование

закупок

10.1

Определение

заинтересованных

сторон проекта

Рис. 5-3. блок-схема данных при сборе требований

5.1.1  сбор требований: входы

.1   устав проекта

Устав  проекта  используется  для  предоставления  требований  к  проекту  высокого  уровня  и  описания 

продукта  высокого  уровня,  позволяющих  разработать  подробные  требования  к  продукту.  Устав  проекта 
описан в разделе 4.1.

.2   Реестр заинтересованных сторон проекта

Реестр  заинтересованных  сторон  проекта  используется  для  определения  заинтересованных  сторон 

проекта,  которые  могут  предоставить  подробную  информацию  о  требованиях  к  проекту  и  продукту. 

Реестр заинтересованных сторон проекта описан в разделе 10.1.

Глава  5  −  упРавление  содеРжанием  пРоекта

5

5


background image

107

©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание

5.1.2   сбор требований: инструменты и методы

.1   интервью

Интервью  представляют  собой  формальный  или  неформальный  способ  получения  информации  от 

заинтересованных  сторон  проекта  путем  непосредственного  общения  с  ними.  Обычно  в  ходе  интервью 

задают  подготовленные  и  неподготовленные  вопросы  и  записывают  ответы.  Интервью  часто  проводятся 

«один  на  один»,  но  иногда  в  них  могут  участвовать  несколько  интервьюеров  и/или  интервьюируемых. 

Проведение  интервью  с  опытными  участниками  проекта,  заинтересованными  сторонами  проекта  или 

экспертами  по  отдельным  вопросам  может  помочь  в  выявлении  и  определении  характеристик  и  функций 

желаемых результатов проекта.

.2   Фокус-группы

Фокус-группы  позволяют  собрать  вместе  заранее  выбранные  заинтересованные  стороны  проекта  и 

экспертов  по  отдельным  вопросам,  чтобы  они  изложили  свои  ожидания  и  отношения  к  предложенному 

продукту,  услуге  или  результату.  Подготовленный  ведущий  управляет  группой  во  время  многостороннего 

обсуждения, которое является более свободным по форме, чем интервью «один на один».

.3   семинары с участием модератора

Семинары  для  определения  требований  представляют  собой  собрания  по  конкретным  вопросам,  в 

которых  участвуют  заинтересованные  стороны  проекта  разного  профиля  для  определения  требований 

к  продукту.  Семинары  используются  в  качестве  основного  метода,  позволяющего  быстро  определить 

требования  различного  профиля  и  урегулировать  различия  между  требованиями  заинтересованных  сторон 

проекта.  В  силу  особенностей  формата  групповой  работы,  хорошо  проведенные  собрания  с  участием 

модератора  помогают  развить  доверие,  выстроить  отношения  и  наладить  общение  между  участниками, 

что  может  привести  к  повышению  уровня  согласия  между  заинтересованными  сторонами  проекта.  Другое 

преимущество  данного  метода  состоит  в  том,  что  проблемы  могут  быть  обнаружены  и  разрешены  гораздо 

быстрее, чем при встречах один на один.

Например,  в  области  разработки  программного  обеспечения  используются  семинары  с  участием 

модератора  под  названием  «Совместная  разработка  (или  проектирование)  приложений»  (Joint  Application 

Development  (or  Design),  JAD).  Такие  собрания  с  участием  модератора  направлены  на  предоставление 

пользователям  возможности  встретиться  с  командой  разработчиков  для  улучшения  процесса  разработки 

программного  продукта.  В  производственных  отраслях  существует  «Развертывание  функции  качества» 

(Quality  Function  Deployment,  QFD)  –  это  еще  один  пример  семинара  с  участием  модератора,  который 

помогает  определить  критически  важные  характеристики  для  продвижения  нового  продукта.  QFD 

начинается  со  сбора  потребностей  заказчика,  что  также  называется  «мнением  заказчика»  (Voice  of  the 

Customer, VOC). Затем эти потребности объективно сортируются, и между ними расставляются приоритеты, а 

также устанавливаются цели для их достижения.

Глава  5  −  упРавление  содеРжанием  пРоекта

5

5


background image

108

©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание

.4  Групповые творческие методы

Для  выявления  требований  к  проекту  и  продукту  могут  организовываться  различные  групповые 

мероприятия. Ниже представлено несколько групповых творческих методов:

мозговой  штурм.

 

Метод,  применяемый  для  генерации  и  сбора  разнообразных  идей,  связанных 

с требованиями к проекту и продукту.

метод  номинальных  групп

В  данном  методе  к  мозговому  штурму  добавляется  процесс 

голосования,  используемый  для  ранжирования  наиболее  полезных  идей  для  будущего  мозгового 
штурма или расстановки приоритетов.

метод  дельфи.

 

Выбранная  группа  экспертов  отвечает  на  вопросы  анкет,  а  также  высказывает 

мнение  относительно  ответов,  полученных  в  течение  каждого  раунда  сбора  требований.  Для 
обеспечения анонимности доступ к ответам имеет только координатор.

составление  интеллект-карт.

 

Идеи,  возникшие  во  время  отдельных  сессий  мозгового  штурма, 

объединяются  в  единой  интеллект-карте  с  целью  отражения  сходства  и  различия  в  понимании  и 
формирования новых идей.

диаграмма сходства.

 

Данный метод позволяет рассортировать по группам большое количество 

идей для их обзора и анализа.

.5   методы группового принятия решения

Групповое  принятие  решений  –  это  процесс  оценки  различных  альтернатив  с  ожидаемыми 

результатами  в  форме  разрешения  будущих  действий.  Данные  методы  могут  быть  использованы  для 
создания, классификации требований к продукту и расстановки приоритетов между ними.

Существует множество методов принятия группового решения, например:

единогласие.

 

Все соглашаются с определенным направлением действий.

большинство голосов.

 

Поддержка со стороны более 50 % членов группы.

относительное большинство голосов.

 

Выбирается решение самого многочисленного блока в 

группе, даже если не достигнуто большинство голосов.

диктатура.

 

Один человек принимает решение за всю группу.

Практически  любой  из  описанных  выше  методов  принятия  решений  может  быть  применен  в 

групповых методах, используемых в процессе сбора требований.

Глава  5  −  упРавление  содеРжанием  пРоекта

5

5