ВУЗ: Алтайский Государственный Университет
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Управление проектами
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 18332
Скачиваний: 63
444
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
уменьшение длительности запланированных операций и увеличение ресурсов, назначаемых для выполнения
запланированных операций. См. также сжатие расписания.
сжатие расписания (Schedule Compression) [Метод]. Сжатие длительности расписания проекта без изменения
его содержания. См. также сжатие и быстрый проход.
система санкционирования выполнения работ (Work Authorization System) [Инструмент]. Подсистема
общей системы управления проектами. Ряд формальных процедур, в которых описывается, как будут выдаваться
разрешения на выполнение работ проекта для обеспечения того, что работы будут выполнены указанной
организацией в нужное время в правильной последовательности. В эту систему входят шаги, документы, система
отслеживания и определенные уровни утверждения, необходимые для санкционирования работ.
система управления изменениями (Change Control System) [Инструмент]. Набор формальных процедур,
определяющих способы контроля, внесения изменений и одобрения результатов и документации проекта.
В большинстве прикладных областей система управления изменениями входит в систему управления
конфигурацией.
система управления конфигурацией (Configuration Management System) [Инструмент]. Подсистема
общей системы управления проектами. Набор формальных задокументированных процедур, используемый
для применения технического и административного управления и сопровождения с целью: идентифицировать
и документировать функциональные и физические характеристики продукта, результата, услуги или элемента;
управлять любыми изменениями таких характеристик; регистрировать и доводить до сведения заинтересованных
лиц каждое изменение и ход его проведения; выполнять аудит продуктов, результатов или элементов для
подтверждения их соответствия требованиям. Система управления конфигурацией включает в себя документацию,
системы отслеживания и определенные уровни, на которых происходит санкционирование и управление
изменениями.
система управления проектом (Project Management System) [Инструмент]. Совокупность процессов,
инструментов, методов, методологий, ресурсов и процедур для управления проектом.
слияние путей (Path Convergence) Объединение или схождение параллельных путей в сети в одном узле на
сетевой диаграмме проекта. Слияние путей характеризуется запланированной операцией, у которой несколько
предшествующих операций.
снижение рисков (Risk Mitigation) [Метод]. Связанный с угрозами метод планирования реагирования на риски,
который стремится понизить вероятность и/или воздействие риска до приемлемого уровня.
совет по управлению изменениями (Change Control Board, CCB) Формально созданная группа
заинтересованных сторон проекта, ответственная за изучение, оценку, одобрение, отсрочку или отклонение
внесения изменений в проект, причем все решения и рекомендации совета записываются.
совместное расположение (Co-location) [Метод]. Способ размещения, при котором члены команды
проекта находятся физически близко друг к другу в целях улучшения коммуникаций, рабочих отношений
и производительности.
содержание (Scope) Совокупность продуктов, услуг и результатов, являющихся предметом проекта. См. также
содержание проекта и содержание продукта.
ГлоссаРий
445
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
содержание продукта (Product Scope) Свойства и функции, которые характеризуют продукт, услугу или результат.
содержание проекта (Project Scope) Работы, которые необходимо выполнить, чтобы получить продукт, услугу
или результат с заданными характеристиками и функциями.
создание исР (иерархической структуры работ) (Create WBS, Work Breakdown Structure) [Процесс]. Процесс
разделения результатов проекта и работ по проекту на меньшие элементы, которыми легче управлять.
сорт (Grade) Категория или ранг, используемый для отличия продуктов, имеющих одинаковые функциональные
свойства (например, «молоток»), но отличающихся по своим требованиям к качеству (например, различные
молотки могут различаться по прочности).
спецификация (Specification) Документ, полностью и точно определяющий требования, устройство, поведение
или другие особенности системы, элемента, продукта, результата или услуги, а также, часто, процедуры,
способные определить, были ли выполнены эти условия. Примеры: спецификация требований, спецификация
структуры, спецификация продукта и спецификация испытаний.
список операций (Activity List) [Выход/вход]. Документированное табличное представление запланированных
операций, отображающее описание операции, идентификатор операции и достаточно подробное описание работ,
так чтобы члены команды проекта могли понять, какие работы должны быть выполнены.
спонсор (Sponsor) Лицо или группа лиц, предоставляющая финансовые ресурсы (в любом виде) под проект.
справочник команды проекта (Project Team Directory) Документированный список членов команды проекта,
их ролей в проекте и информации о том, как с ними связываться.
средства на возможные потери (Contingency Allowance) См. резерв.
стандарт (Standard) Документ, устанавливающий правила, руководства или характеристики действий или их
результатов для общего и постоянного использования с целью достижения оптимальной степени упорядочения
в определенной области.
старт-старт (Start-to-Start, SS) Логическая связь, при которой начало работ по последующей запланированной
операции зависит от начала работ по предшествующей запланированной операции. См. также логическая связь.
старт-финиш (Start-to-Finish, SF) Логическая связь, при которой завершение последующей запланированной
операции зависит от начала предшествующей запланированной операции. См. также логическая связь.
статусная дата (Data Date) Дата, по которую в системе отчетности проекта сформированы отчеты
о фактическом состоянии и исполнении. Другие названия – на дату и текущая дата.
стоимость качества (Cost of Quality, COQ) [Метод]. Метод определения затрат, связанных с обеспечением
качества. Затраты на профилактику и затраты на оценку (затраты на соответствие) включают стоимость
планирования качества, контроля качества и обеспечения качества для соответствия требованиям (т. е. обучение,
системы контроля качества и т. д.). Стоимость отказа (затраты при несоответствии) включают стоимость доработки
несоответствующих требованиям к качеству продуктов, элементов или процессов, стоимость гарантийных работ
и потерь, а также снижение репутации.
ГлоссаРий
446
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
суммарная операция (Summary Activity) Группа связанных запланированных операций, объединенная на
определенном уровне и отображаемая в виде одной операции на этом уровне. См. также подпроект и подсеть.
требование (Requirement) Определенные условия или характеристики, которым должны соответствовать
или которые должны иметь система, продукт, услуга, результат или элемент в соответствии с контрактом,
стандартами, характеристиками или другими формальными предписывающими документами. Требования
включают выраженные в количественной форме и документированные запросы, пожелания и ожидания спонсора,
заказчика и других заинтересованных сторон проекта.
триггеры (Triggers) Указания на то, что события риска произошли или вот-вот произойдут. Триггеры могут быть
обнаружены на этапе идентификации рисков и должны отслеживаться в ходе процесса мониторинга и управления
рисками. Другое название – «симптомы риска» или «признаки риска».
трудоемкость (Effort) Количество рабочих единиц, необходимое для выполнения запланированной операции
или элемента иерархической структуры работ. Обычно выражается в человеко-часах, человеко-днях или
человеко-неделях. Ср. длительность.
угроза (Threat) Условие или ситуация, неблагоприятные для проекта, неблагоприятное стечение обстоятельств,
негативный ход событий, риск, который будет оказывать негативное воздействие на цели проекта, или
возможность негативных изменений. Ср. благоприятная возможность.
узел (Node) Одна из определяющих точек сетевой диаграммы; точка, соединенная с несколькими или всеми
другими линиями зависимости.
уклонение от риска (Risk Avoidance) [Метод]. Метод планирования реагирования на риски, который вносит
изменения в план управления проектом, направленные либо на устранение риска, либо на защиту целей проекта
от его влияния.
укрупненное расписание (Master Schedule) [Инструмент]. Укрупненное расписание проекта, включающее лишь
основные результаты и элементы иерархической структуры работ и ключевые контрольные события расписания.
См. также расписание контрольных событий.
управление закупками проекта (Project Procurement Management) [Область знаний]. Управление закупками
проекта включает в себя процессы покупки или приобретения необходимых для осуществления проекта
продуктов, услуг или результатов вне команды проекта.
управление закупочной деятельностью (Administer Procurements) [Процесс]. Процесс управления отношениями
с поставщиками, контроля исполнения контрактов, и, при необходимости, внесения изменений и корректив.
управление изменениями (Change Control) Идентификация, документирование, одобрение или отклонение
и управление внесением изменений в базовые планы проекта.
управление интеграцией проекта (Project Integration Management) [Область знаний]. Управление
интеграцией проекта включает в себя процессы и действия, необходимые для определения, уточнения,
комбинирования, объединения и координации различных процессов и действий по управлению проектом
в рамках групп процессов управления проектом.
ГлоссаРий
447
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
управление качеством проекта (Project Quality Management) [Область знаний]. Управление качеством
проекта включает в себя процессы и действия исполняющей организации, которые определяют политики в области
качества, цели и ответственность таким образом, чтобы проект удовлетворял тем потребностям, ради которых он
был предпринят.
управление командой проекта (Manage Project Team) [Процесс]. Процесс отслеживания деятельности членов
команды, обеспечения обратной связи, решения проблем и управления изменениями с целью оптимизации
исполнения проекта.
управление коммуникациями проекта (Project Communications Management) [Область знаний].
Управление коммуникациями проекта включает в себя процессы, необходимые для обеспечения своевременного
формирования, сбора, распространения, хранения, нахождения и использования проектной информации.
управление ожиданиями заинтересованных сторон (Manage Stakeholder Expectations) [Процесс]. Процесс
общения и работы с заинтересованными сторонами для удовлетворения их потребностей и решения проблем по
мере их возникновения.
управление освоенным объемом (Earned Value Management, EVM) Методология управления для интеграции
содержания, сроков и ресурсов, а также объективного измерения исполнения проекта и достигнутой эффективности.
Эффективность исполнения проекта измеряется путем определения плановой стоимости выполненных
работ (т. е. освоенного объема) и ее последующего сравнения с фактической стоимостью выполненных работ
(т. e. фактической стоимостью).
управление портфелями (Portfolio Management) [Метод]. Централизованное управление одним или несколькими
портфелями, включая идентификацию, определение приоритетов, санкционирование и управление проектами,
программами и другими соответствующими работами для достижения определенных стратегических целей.
управление программой (Program Management) Централизованное координированное управление
программой, имеющее своей задачей достижение преимуществ и стратегических целей программы.
управление проектами (Project Management) Приложение знаний, навыков, инструментов и методов
к работам проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту.
управление расписанием (Control Schedule) [Процесс]. Процесс мониторинга статуса проекта для внесения
информации об исполнении и управления изменениями базового расписания.
управление рисками проекта (Project Risk Management) [Область знаний]. Управление рисками проекта
включает процессы, связанные с осуществлением планирования управления рисками, выявлением, анализом,
реагированием, а также мониторингом и контролем рисков в проекте.
управление содержанием [Процесс]. Процесс мониторинга статуса проекта и содержания продукта, а также
внесения изменений в базовый план по содержанию.
управление содержанием проекта (Project Scope Management) [Область знаний]. Управление содержанием
проекта включает в себя процессы, требуемые для обеспечения того, чтобы проект содержал все и только те
работы, которые требуются для успешного выполнения проекта.
ГлоссаРий
448
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
управление сроками проекта (Project Time Management) [Область знаний]. Управление сроками проекта
включает в себя процессы, необходимые для того, чтобы обеспечить своевременное выполнение проекта.
управление стоимостью (Control Costs) [Процесс]. Процесс мониторинга статуса проекта для корректировки
бюджета проекта и внесения изменений в базовый план по стоимости.
управление стоимостью проекта (Project Cost Management) [Область знаний]. Управление стоимостью
проекта включает в себя процессы, необходимые для оценки, разработки бюджета и контроля расходов,
обеспечивающие исполнение проекта в рамках утвержденного бюджета.
управление человеческими ресурсами проекта (Project Human Resource Management) [Область знаний].
Управление человеческими ресурсами включает в себя процессы организации и управления командой проекта.
устав (Charter) См. Устав проекта.
устав проекта (Project Charter) [Выход/вход]. Документ, выпущенный инициатором или спонсором проекта,
который формально узаконивает существование проекта и предоставляет менеджеру проекта полномочия
использовать ресурсы организации в операциях проекта.
установленная дата (Imposed Date) Указанная фиксированная дата для запланированной операции
или контрольного события расписания, обычно представленная в виде «начать не ранее, чем» и «закончить не
позже, чем».
Фаза (Phase) См. фаза проекта.
Фаза проекта (Project Phase) Ряд логически связанных операций проекта, обычно завершающихся
достижением одного из основных результатов. Фазы проекта обычно выполняются последовательно, но
в определенных ситуациях могут перекрываться. Фаза проекта является элементом жизненного цикла проекта.
Фаза проекта не является группой процессов управления проектами.
Фактическая длительность (Actual Duration) Период времени в календарных единицах между фактическим
стартом запланированной операции и либо статусной датой расписания исполнения проекта, если
запланированная операция находится в стадии выполнения, либо фактическим финишем, если запланированная
операция завершена.
Фактическая стоимость (Фс) (Actual Cost, AC) Фактические понесенные и задокументированные затраты
на выполнение работ за определенный период времени в рамках запланированной операции или элемента
иерархической структуры работ. Фактическая стоимость иногда может включать только непосредственно
отработанные часы, только прямые затраты или все затраты, включая непрямые. Другое название – фактическая
стоимость выполненных работ (ФСВР). См. также управление освоенным объемом и метод освоенного объема.
Фактическая стоимость выполненных работ (ФсвР) (Actual Cost of Work Performed, ACWP)
См. фактическая стоимость (ФС).
Факторы среды предприятия (Enterprise Environmental Factors) [Выход/вход]. Некоторые или все факторы
внешней среды и внутренние организационные факторы, влияющие на успех проекта. Эти факторы формируются
каждым из предприятий, участвующих в проекте, и включают корпоративную культуру и структуру организации,
ГлоссаРий