ВУЗ: Алтайский Государственный Университет
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Управление проектами
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 18336
Скачиваний: 63
434
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
особая причина (Special Cause) Причина отклонений, которая не является присущей системе, непредсказуема
и временна. Ее можно приписать дефекту в системе. На контрольной карте ее изображают точки за границами
контроля или неслучайные распределения в пределах контрольных границ. Другое название – «неслучайная
причина». Ср. общая причина.
остаточный риск (Residual Risk) Риск, оставшийся после реагирования на риски.
осуществление закупок (Conduct Procurements) [Процесс]. Процесс получения ответов от продавцов, выбора
продавца и заключения контракта.
контроль качества (Perform Quality Control) [Процесс]. Процесс мониторингаи документирования результатов
действий, направленных на обеспечение качества, для оценки исполнения и создания рекомендаций относительно
необходимых изменений.
обеспечение качества (Perform Quality Assurance) [Процесс]. Процесс проверки соблюдения требований
качества и результатов измерений в процессе контроля качества для обеспечения использования соответствующих
стандартов качества и операционных определений.
осуществление общего управления изменениями (Perform Integrated Change Control) [Процесс].
Процесс проверки всех запросов на изменение, их утверждения и управления изменениями результатов, активов
процессов организации, документов проекта и плана управления проектом.
отклонение (Variance) Измеримое отступление, или отклонение, от базового или ожидаемого значения.
отклонение по срокам (осР) (Schedule Variance, SV) Показатель исполнения расписания проекта. Разница
между освоенным объемом (ОО) и плановым объемом (ПО). ОСР = ОО минус ПО.
отклонение по стоимости (ост) (Cost Variance, CV) Показатель исполнения проекта по стоимости.
Это разница между освоенным объемом (ОО) и фактической стоимостью (ФС). ОСТ = ОО минус ФС.
отношение предшествования (Precedence Relationship) Термин, используемый в методе диаграмм
предшествования (метод составления диаграмм) для обозначения логических связей. Однако обычно термины
«отношение предшествования», «логическая связь» и «зависимость» используются как взаимозаменяемые
термины независимо от применяемого метода составления диаграмм. См. также логическая связь.
отчеты об исполнении (Performance Reports) [Выход/вход]. Документы и презентации, содержащие
упорядоченное и обобщенное представление информации о выполненных работах, расчеты и параметры
управления освоенным объемом и результаты анализа исполнения и состояния работ проекта.
офис управления проектами (Project Management Office, PMO) Подразделение или организация,
выполняющее определенные обязанности в отношении централизованного и скоординированного управления
проектами, которые входят в зону его ответственности. Сфера ответственности офиса управления проектами
может варьироваться от оказания поддержки в управлении проектами до прямого управления проектом.
ГлоссаРий
435
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
оценка «снизу вверх» (Bottom-up Estimating) [Метод]. Метод оценки элемента работ. Объем работ
разбивается на более мелкие работы. Подготавливается оценка того, что нужно для выполнения требований
каждой из частей объема работ, и эти оценки затем суммируются для данного элемента работ. Точность оценки
«снизу вверх» определяется размером и сложностью работ, выделенных на более низких уровнях.
оценка (Estimate) [Выход/вход]. Количественная оценка вероятного объема или результата. Обычно применяется
к затратам, ресурсам, трудоемкости и длительности проекта и имеет уточнение (т. е. предварительная,
концептуальная, выполнимости, порядка величины, окончательная). Всегда должна включать указание на точность
измерения (например, ± x процентов). См. также бюджет и стоимость.
оценка длительности операций (Estimate Activity Durations) [Процесс] Процесс приблизительного
определения количества рабочих периодов, требуемых для завершения отдельных операций при предполагаемых
ресурсах.
оценка по аналогам (Analogous Estimating) [Метод]. Метод оценки, использующий значения таких
параметров, как содержание, стоимость, бюджет, длительность, или измеряемые параметры (размер, вес
и сложность) предыдущих схожих операций в качестве основы для оценки таких же параметров или измеряемых
параметров для предстоящих операций.
оценка по трем точкам (Three-Point Estimate) [Метод]. Аналитический метод, использующий три оценки
стоимости или длительности, отражающие оптимистический, наиболее вероятный и пессимистический сценарии.
Этот метод применяется для повышения точности оценок стоимости или длительности, когда исходная операция
или элемент стоимости неточен.
оценка ресурсов операций (Estimate Activity Resources) [Процесс]. Процесс оценки типов и количества
материалов, человеческих ресурсов, оборудования или запасов, требуемых для выполнения каждой операции.
оценка стоимости (Estimate Costs) [Процесс]. Процесс приблизительного подсчета денежных ресурсов,
необходимых для выполнения операций проекта.
пакет работ (Work Package) Результат или элемент работ проекта, расположенный на самом низком уровне
каждого ответвления иерархической структуры работ. См. также контрольный счет.
параметрическая оценка (Parametric Estimating) [Метод]. Метод оценки, использующий статистические
отношения между историческими данными и другими переменными (например, площадь конструкций, строки
программного кода) для вычисления оценки параметров операции, таких как содержание, стоимость, бюджет
и длительность. Примером для параметра стоимости может быть умножение запланированного объема
выполняемых работ на стоимость единицы объема работы в прошлом для получения оценочной стоимости.
параметры операций (Activity Attributes) [Выход/Вход]. Разнообразные параметры, связанные с каждой
запланированной операцией, которая может быть внесена в список операций. Параметры операции включают
коды операции, предшествующую операцию, последующую операцию, логические связи, опережения и задержки,
потребности в ресурсах, установленные даты, ограничения и допущения.
передача риска (Risk Transference) [Метод]. Метод планирования реагирования на риски, который
перекладывает последствия наступления угрозы вместе с ответственностью за реагирование на третью сторону.
ГлоссаРий
436
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
план обеспечения проекта персоналом (Staffing Management Plan) [Процесс]. Документ, описывающий
способ выполнения требований к ресурсам. Этот план содержится в плане управления человеческими ресурсами
или является вспомогательным планом.
план счетов (Code of Accounts) [Инструмент]. Любая числовая система кодирования, используемая для
идентификации элементов иерархической структуры работ.
план управления закупками (Procurement Management Plan) [Выход/вход]. Документ, описывающий
порядок управления процессами закупок, начиная от разработки закупочной документации и заканчивая
закрытием контрактов.
план управления качеством (Quality Management Plan) [Выход/вход]. План управления качеством
описывает, каким образом команда управления проектом будет претворять в жизнь политику исполняющей
организации в области качества. План управления качеством является частью или вспомогательным планом
плана управления проектом.
план управления коммуникациями (Communication Management Plan) [Выход/вход]. Документ,
описывающий: требования и ожидания от коммуникаций для проекта; как и в каком виде будет происходить
обмен информацией; когда и где будут иметь место коммуникации; а также кто несет ответственность за
обеспечение каждого типа коммуникаций. План управления коммуникациями содержится в плане управления
проектом или является его вспомогательным планом.
план управления проектом (Project Management Plan) [Выход/вход]. Утвержденный формальный документ,
в котором указано, как проект будет исполняться, как будет происходить его мониторинг и управление им. План
может быть обобщенным или подробным, а также может включать один или несколько вспомогательных планов
управления и другие документы по планированию.
план управления расписанием (Schedule Management Plan) [Выход/вход]. Документ, устанавливающий
критерии и действия по разработке и управлению расписанием проекта. Этот план содержится в плане
управления проектом или является его вспомогательным планом.
план управления рисками (Risk Management Plan) [Выход/вход]. Документ, описывающий, как будет
организовано управление рисками проекта, и как оно будет выполняться в рамках проекта. Этот план содержится
в плане управления проектом или является его вспомогательным планом. Информация, содержащаяся в плане
управления рисками, различается в зависимости от прикладной области и размера проекта. План управления
рисками отличается от реестра рисков, который содержит список рисков проекта, результаты анализа рисков
и реагирование на риск.
план управления содержанием (Scope Management Plan) [Вход/выход]. Документ, описывающий,
каким образом будет определено, разработано и проверено содержание проекта, а также как будет создана
и определена иерархическая структура работ, и устанавливающий, как командой проекта будет осуществляться
контроль и управление содержанием. Содержится в плане управления проектом или является вспомогательным
планом к нему.
план управления стоимостью (Cost Management Plan) [Выход/вход]. Документ, задающий формат
и определяющий действия и критерии для планирования, структурирования и управления стоимостью проекта.
План управления стоимостью содержится в плане управления проектом или является его вспомогательным планом.
ГлоссаРий
437
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
план управления человеческими ресурсами (Human Resource Plan) Документ, описывающий, как будут
определены и структурированы для проекта роли, ответственности, отношения подотчетности и управление
обеспечением проекта персоналом. План управления человеческими ресурсами содержится в плане проекта или
является его вспомогательным планом.
планирование закупок (Plan Procurements) [Процесс]. Процесс документирования решений проекта
в отношении закупок, установления подхода и определения потенциальных продавцов.
планирование качества (Plan Quality) [Процесс]. Процесс определения требований и/или стандартов качества
для проекта и продукта, а также документирования того, каким образом проект будет демонстрировать
соответствие требованиям и/или стандартам качества.
планирование коммуникаций (Plan Communications) Процесс выявления потребностей заинтересованных
сторон проекта в информации и определения подхода к коммуникациям.
планирование методом набегающей волны (Rolling Wave Planning) [Метод]. Вид планирования
последовательной разработки, при котором работа, которую надо будет выполнить в ближайшей перспективе,
подробно планируется с глубоким раскрытием иерархической структуры работ, в то время как далеко отстоящая
работа планируется с относительно неглубоким раскрытием иерархической структуры работ, но по мере
выполнения работ текущего периода производится подробное планирование работ, которые надо будет выполнить
в следующем временном периоде.
планирование реагирования на риски (Plan Risk Responses) [Процесс]. Процесс разработки вариантов
и действий для расширения возможностей и сокращения угроз целям проекта.
планирование управления рисками (Plan Risk Management) [Процесс]. Процесс определения того, каким
образом осуществлять управление рисками проекта.
планируемый пакет работ (Planning Package) Элемент иерархической структуры работ, отнесенный
к контрольному счету, с известным содержанием работ, но без подробного расписания запланированных
операций. См. также контрольный счет.
плановая стоимость выполненных работ (псвР)
(Budgeted Cost of Work Performed, BCWP)
См. освоенный объем (ОО).
плановая стоимость запланированных работ (псзР)
(Budgeted Cost of Work Scheduled, BCWS)
См. плановый объем (ПО).
плановый объем (по)
(Planned Value, PV)
Утвержденный бюджет, выделенный на плановые работы,
выполняемые в рамках запланированной операции или элемента иерархической структуры работ. Другое
название – «плановая стоимость запланированных работ» (ПСЗР).
подготовка отчетов об исполнении (Report Performance) [Процесс]. Процесс сбора и распространения
информации об исполнении, включая отчеты о статусе, результаты измерения исполнения и прогнозы.
подпроект
(Subproject)
Небольшая часть всего проекта, выделяемая, когда проект разбивается на более
управляемые элементы или части.
ГлоссаРий
438
©2008 Project Management Institute, Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Четвертое издание
подсеть (Subnetwork) Секция (фрагмент) сетевой диаграммы проекта, обычно отображающая подпроект или
пакет работ. Часто используется для иллюстрации или изучения потенциальных или предлагаемых состояний
расписания, например изменений в предпочитаемой логике сети или содержании проекта.
подтверждение (Validation) [Метод]. Проверка того, что продукт, услуга или система соответствует потребностям
клиента или прочих установленных заинтересованных сторон. Часто связано с приемкой и годностью для внешних
заказчиков. Ср. проверка.
поздний старт (Late Start Date, LS) В методе критического пути самый поздний момент времени, когда может
быть начата запланированная операция, определяемый на основании логики сети, даты завершения проекта
и любых ограничений в отношении запланированных операций без нарушения временных ограничений или
отсрочки даты завершения проекта. Поздний старт определяется с помощью прохода назад в сети проекта.
поздний финиш (Late Finish Date, LF) В методе критического пути самый поздний момент времени, когда
может быть завершена запланированная операция, определяемый на основании логики сети, даты завершения
проекта и любых ограничений в отношении запланированных операций без нарушения временных ограничений
или отсрочки даты завершения проекта. Поздний финиш определяется с помощью прохода назад в сети проекта.
покупатель (Buyer) Приобретатель продуктов, услуг или результатов от имени организации.
полномочия (Authority) Право использовать ресурсы проекта, расходовать средства, принимать решения или
давать одобрение.
порог (Threshold) Значение стоимости, времени, качества, ресурсов или техническое значение, используемое
в качестве параметра, которое также может включаться в спецификацию продукта. Преодоление порогового
значения может вызывать некоторое действие, например составление отчета об отклонениях.
портфель (Portfolio) Набор проектов или программ и других работ, объединенных вместе с целью эффективного
управления данными работами для достижения стратегических целей. Проекты и программы портфеля
не обязательно являются взаимозависимыми или напрямую связанными.
последовательная разработка (Progressive Elaboration) [Метод]. Непрерывное улучшение и детализация
плана по мере получения более подробной информации и более точных оценок в процессе исполнения проекта
и, благодаря этому, разработка более точных и более полных планов, являющихся результатом многократного
повторения процесса планирования.
практика (Practice) Особый тип профессиональной или управленческой деятельности, которая вносит свой
вклад в выполнение процесса и может использовать один или несколько методов и инструментов.
предупреждающее действие (Preventive Action) Документированное указание выполнить действие, которое
может снизить вероятность отрицательных последствий, связанных с рисками проекта.
предшествующая операция (Predecessor Activity) Запланированная операция, определяющая, когда может
начаться или завершиться последующая операция.
ГлоссаРий