Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты психолого-педагогической готовности ребенка к обучению в школе
1.1. Основы психолого-педагогической готовности ребенка к обучению в школе
Глава 2 . Особенности формирования психолого-педагогической готовности детей к обучению в школе
2.2. Изучение психолого-педагогической формирования готовности ребенка к обучению школе
Такие показатели свидетельствуют о значительном повышении активности детей дошкольного возраста в презентации своих возможностей и способностей в социуме. С целью приобретения социальной и личностной успешности детей педагоги дошкольной образовательной организации «Детский сад № 35» стремятся расширять их возможности участия в мероприятиях разного уровня. Хорошим подспорьем служит программа групповых занятий с дошкольниками 5-6 лет
В.В. Солдатова, цель которой через сказки развивать воображение и мышление, помогать детям оценивать свои поступки, осознавать причины своих волнений. Дети знакомятся со школьными атрибутами, правилами, что позволяет снизить школьную тревогу [29, С. 19]. Ошибочно мнение родителей, что их задача - подготовить ребенка к чему-то предстоящему, поскольку дети живут уже сейчас, имеют собственные потребности, чувства, желания и тревоги. Каждый педагог знает, что взрослому лишь необходимо правильно организовать игру, потому что этот вид деятельности является основным видом деятельности у детей дошкольного возраста.
Если готовность к обучению в школе представить в виде цветка, то для того чтобы он распустился, ему необходимы крепкие корни, таковыми являются развитие памяти, внимания, воображения, наглядно-образного и логического мышления, волевые качества. А почвой для этих корней является та среда, в которой ребенок развивается. Если эти процессы развиты достаточно хорошо, то и цветок расцветает. В подготовительных группах дошкольной образовательной организации создана предметно- пространственная развивающая среда, способствующая подготовке ребенка к обучению в школе: уголки школьника, магнитные доски с наборами букв и цифр, тематические книжные выставки, центры экспериментирования и исследования, дидактический и демонстрационный материал.
Также заслуживает особого внимания еще один важный момент: у большинства детей зрительное восприятие доминирует над слуховым, потому что современные дети воспринимают информацию в основном с помощью телекоммуникаций, а система школьного обучения в основном ориентирована, на умение воспринимать информацию на слух. В связи с этим при подготовке детей к обучению в школе в дошкольной образовательной организации «Детский сад № 35» особое внимание уделяется развитию слухового восприятия (прослушивание сказок и рассказов, музыки и песен с последующим обсуждением).
Тонкое звено в этой цепи психологических процессов - развитие речи. Дети еще слабо владеют речью, им легче заучить все, чем воспроизводить текст своими словами. Они еще не владеют навыками смыслового
запоминания:
- не могут разбивать материал на смысловые группы;
- выделять опорные пункты для запоминания;
- составлять логический план текста.
Именно поэтому воспитатели и специалисты дошкольной образовательной организации непосредственно в образовательной деятельности формируют способность к запоминанию и воспроизведению существа материала.
В связи с дефицитом непосредственного общения со взрослыми в дошкольной образовательной организации регулярно проводятся совместные тематические мероприятия детей с родителями (тематические родительские собрания: «Ребенок на пороге школы», «Родной край люби и знай»).
Поскольку успешность ребенка в школе зависит от условий, соответствующих особенностям его развития, муниципального автономного дошкольной образовательной организации «Детский сад 35» плотно взаимодействует с муниципальным автономным образовательным учреждением средней общеобразовательной школой № 2 города Алапаевска. На родительских собраниях учителя начальных классов знакомят родителей будущих первоклассников с условиями обучения и требованиями в школе. Педагоги подготовительных групп проводят экскурсии по школе, посещают с детьми праздники первого и последнего звонка, библиотеки знакомят дошкольников подготовительных и старших групп с новыми социальными условиями. Кроме того, до поступления в школу с родителями выпускников проводятся индивидуальные беседы-рекомендации о результатах психолого- педагогической готовности ребенка к обучению в школе. Каждый родитель получает памятки «Что такое школьная зрелость?», «Готовы ли к школе родители?».
В Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 35» педагоги работают над формированием готовности ребенка к обучению в школе в рамках двух моделей.
Модель 1 . «Сформированность интегративных личностных характеристик»
Физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками. Любознательный, активный, эмоционально- отзывчивый, овладевший необходимыми умениями и навыками, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
Имеющий первичные представления о себе, обществе, государстве, мире, природе.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий общепринятые нормы и правила поведения.
Модель 2. «Сформированность у выпускников дошкольной образовательной организации начальных ключевых компетенций»
Особое внимание уделяется формированию у ребенка волевых качеств личности, ответственности, самостоятельности необходимых ему для успешного обучения в школе. Большое внимание уделяется духовно- нравственному воспитанию детей.
Педагоги дошкольной образовательной организации формируют у детей устойчивый интерес к школе, учебе, делают для них поступление в школу радостным и памятным событием. Коллектив дошкольной образовательной организации старается создать такие условия воспитания и обучения, при которых привычки, приобретенные ребенком в детском саду, становились бы нормой.
Таким образом, в течение пребывания детей в дошкольной образовательной организации педагоги участвуют в физическом, творческом и личностном развитии каждого ребенка дошкольного возраста.
Согласно требованиям профессионального стандарта педагога дошкольного образования (2017 года) педагоги дошкольной образовательной организации принимают участие в создании комфортной эмоциональной среды внутри группы обучающихся, обеспечении каждому ребенку состояния эмоционального спокойствия и благополучия.
Педагоги дошкольной образовательной организации «Детский сад № 35» умеют также организовать все виды деятельности, необходимые для развития ребенка дошкольного возраста: предметную, познавательную, игровую. Для этого воспитатели не только организовывают детей, но и обустраивают пространство детского сада и выделяют время для самостоятельных свободных игр.
Педагоги обладают также как навыками планирования образовательного процесса, так и применения на практике образовательной программы для детей дошкольного возраста, умеют реализовывать в процессе взаимодействия с ребенком рекомендации узких профессионалов - психолога, логопеда и т.п., умеют выработать у ребенка дошкольного возраста психологическую готовность к восприятию школьного обучения, знают общие закономерности физического и психического развития ребенка в дошкольном возрасте.
В дошкольной образовательной организации планируется согласно Профессиональному стандарту педагога дошкольного образования переход педагогов дошкольной образовательной организации на новые нормативы, - это максимально эффективное вовлечение самих детей в воспитательный процесс. Педагогам предлагается применять непосредственно в процессе обучения новые инструментарии, которые позволят всесторонне развиваться ребенку вне зависимости от его индивидуальных особенностей - умственных возможностей, характера, происхождения из той или иной социальной или этнокультурной среды.
2.2. Изучение психолого-педагогической формирования готовности ребенка к обучению школе
Процедура изучения психолого-педагогической готовности к обучению в школе проходила в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 35 комбинированного вида» города Алапаевска Свердловской области. Ребенок находился в привычной для него обстановке, а сама процедура исследования проходила на традиционных для дошкольной образовательной организации занятиях, а само обследование было похоже на индивидуальное занятие. Таким образом, сводилось до минимума стрессовое влияние так называемого «экзамена» при поступлении в школу.
В исследовании принимали участия 10 детей первой подготовительной группы дошкольного возраста 6 - 7 лет общеразвивающей направленности, из них 6 девочек и 4 мальчика, посещающих «Детский сад № 35».
Задания воспринимались детьми с интересом, т.к. проходили в форме игры. Невербальной агрессии и негатива со стороны детей не наблюдалось.
1. Наблюдение.
В ходе исследования методом наблюдения прослеживались основные показатели, которые отражают готовность ребенка к началу регулярного обучения в школе. В первую очередь, отмечалось, как дети работали в соответствии с фронтальной инструкцией, то есть прослеживалось произвольное удержание внимания, его алгоритма как последовательности определенных действий.
Дети самостоятельно действовали по образцу, вовремя останавливались в выполнении того или иного задания, и переключались на выполнение другого. Во время прохождения исследования дети выполняли задания, сохранялся интерес (как один из аспектов учебной мотивации), а также сохранялся необходимый и достаточно стабильный уровень работоспособности.
Основой исследования послужила «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению» Н.И. Гуткиной.
Перед обследованием на доске объявлений в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 35» был вывешен листок с информацией о том, какие типы заданий будут предъявляться ребенку дошкольного возраста на собеседовании у психолога.
Эти задания были сформулированы следующим образом.
Ребенок должен уметь:
- воспроизводить образец;
- работать по правилу;
- выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ;
- различать отдельные звуки в словах.
Диагностика проводилась в соответствии с аспектами школьной зрелости: интеллектуальной, эмоциональной и социальной.
Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающие фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образцы, а также развитие сенсорной координации.
Эмоциональная зрелость - это уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять различные задания.
В основе этих параметров создаются тесты для определения школьной зрелости детей дошкольного возраста. Диагностика готовности - это поиск ответа на вопрос, будет ли ребенок успешно усваивать школьную программу, справляться с учебной деятельностью, социальной, эмоциональной и психофизической нагрузкой.
Целью исследования было изучить сформированность психологической готовности ребенка к обучению в школе. Для этого были использованы следующие методики.
Методика 1. Степень психосоциальной зрелости ребенка дошкольного возраста (тестовая беседа, предложенная С.А. Банковым.).
Данная методика предполагает изучение психосоциальной зрелости ребенка дошкольного возраста.
24-29 баллов - высокий уровень психосоциальной зрелости ребенка, 20-23 балла - средний уровень психосоциальной зрелости ребенка, 15-19 баллов- низкий уровень психосоциальной зрелости ребенка. Полученные результаты исследования психосоциальной зрелости ребенка дошкольного возраста по методике С.А. Банкова у детей подготовительной группы дошкольной образовательной организации отражена в таблице 1 .
Таблица 1
Результаты исследования психосоциальной зрелости детей подготовительной группы МАДОУ «Детский сад № 35»
(методика С.А. Банкова)
Имя, фамилия ребенка |
Высокий уровень психосоциальной зрелости ребенка |
Средний уровень психосоциальной зрелости ребенка |
Низкий уровень психосоциальной зрелости ребенка |
Уровни |
1. Алина П. |
26 |
- |
- |
В |
2. Аня И. |
- |
21 |
- |
С |
3. Аня Ш. |
- |
- |
15 |
Н |
4. Артем П. |
29 |
- |
- |
В |
5. Даша У. |
- |
22 |
- |
С |
6. Дима И. |
- |
- |
17 |
Н |
7. Маша С. |
- |
20 |
- |
С |
8. Миша А. |
25 |
- |
- |
В |
9. Никита Б. |
- |
23 |
- |
С |
10. Полина К. |
— |
- |
19 |
Н |