Файл: Формирование готовности детей̆ к школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такие показатели свидетельствуют о значительном повышении активности детей дошкольного возраста в презентации своих возможностей и способностей в социуме. С целью приобретения социальной и личностной успешности детей педагоги дошкольной образовательной организации «Детский сад № 35» стремятся расширять их возможности участия в мероприятиях разного уровня. Хорошим подспорьем служит программа групповых занятий с дошкольниками 5-6 лет

В.В. Солдатова, цель которой через сказки развивать воображение и мышление, помогать детям оценивать свои поступки, осознавать причины своих волнений. Дети знакомятся со школьными атрибутами, правилами, что позволяет снизить школьную тревогу [29, С. 19]. Ошибочно мнение родителей, что их задача - подготовить ребенка к чему-то предстоящему, поскольку дети живут уже сейчас, имеют собственные потребности, чувства, желания и тревоги. Каждый педагог знает, что взрослому лишь необходимо правильно организовать игру, потому что этот вид деятельности является основным видом деятельности у детей дошкольного возраста.

Если готовность к обучению в школе представить в виде цветка, то для того чтобы он распустился, ему необходимы крепкие корни, таковыми являются развитие памяти, внимания, воображения, наглядно-образного и логического мышления, волевые качества. А почвой для этих корней является та среда, в которой ребенок развивается. Если эти процессы развиты достаточно хорошо, то и цветок расцветает. В подготовительных группах дошкольной образовательной организации создана предметно- пространственная развивающая среда, способствующая подготовке ребенка к обучению в школе: уголки школьника, магнитные доски с наборами букв и цифр, тематические книжные выставки, центры экспериментирования и исследования, дидактический и демонстрационный материал.

Также заслуживает особого внимания еще один важный момент: у большинства детей зрительное восприятие доминирует над слуховым, потому что современные дети воспринимают информацию в основном с помощью телекоммуникаций, а система школьного обучения в основном ориентирована, на умение воспринимать информацию на слух. В связи с этим при подготовке детей к обучению в школе в дошкольной образовательной организации «Детский сад № 35» особое внимание уделяется развитию слухового восприятия (прослушивание сказок и рассказов, музыки и песен с последующим обсуждением).

Тонкое звено в этой цепи психологических процессов - развитие речи. Дети еще слабо владеют речью, им легче заучить все, чем воспроизводить текст своими словами. Они еще не владеют навыками смыслового


запоминания:

  • не могут разбивать материал на смысловые группы;
  • выделять опорные пункты для запоминания;
  • составлять логический план текста.

Именно поэтому воспитатели и специалисты дошкольной образовательной организации непосредственно в образовательной деятельности формируют способность к запоминанию и воспроизведению существа материала.

В связи с дефицитом непосредственного общения со взрослыми в дошкольной образовательной организации регулярно проводятся совместные тематические мероприятия детей с родителями (тематические родительские собрания: «Ребенок на пороге школы», «Родной край люби и знай»).

Поскольку успешность ребенка в школе зависит от условий, соответствующих особенностям его развития, муниципального автономного дошкольной образовательной организации «Детский сад 35» плотно взаимодействует с муниципальным автономным образовательным учреждением средней общеобразовательной школой № 2 города Алапаевска. На родительских собраниях учителя начальных классов знакомят родителей будущих первоклассников с условиями обучения и требованиями в школе. Педагоги подготовительных групп проводят экскурсии по школе, посещают с детьми праздники первого и последнего звонка, библиотеки знакомят дошкольников подготовительных и старших групп с новыми социальными условиями. Кроме того, до поступления в школу с родителями выпускников проводятся индивидуальные беседы-рекомендации о результатах психолого- педагогической готовности ребенка к обучению в школе. Каждый родитель получает памятки «Что такое школьная зрелость?», «Готовы ли к школе родители?».

В Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 35» педагоги работают над формированием готовности ребенка к обучению в школе в рамках двух моделей.

Модель 1 . «Сформированность интегративных личностных характеристик»

Физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками. Любознательный, активный, эмоционально- отзывчивый, овладевший необходимыми умениями и навыками, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Имеющий первичные представления о себе, обществе, государстве, мире, природе.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий общепринятые нормы и правила поведения.


Модель 2. «Сформированность у выпускников дошкольной образовательной организации начальных ключевых компетенций»

Особое внимание уделяется формированию у ребенка волевых качеств личности, ответственности, самостоятельности необходимых ему для успешного обучения в школе. Большое внимание уделяется духовно- нравственному воспитанию детей.

Педагоги дошкольной образовательной организации формируют у детей устойчивый интерес к школе, учебе, делают для них поступление в школу радостным и памятным событием. Коллектив дошкольной образовательной организации старается создать такие условия воспитания и обучения, при которых привычки, приобретенные ребенком в детском саду, становились бы нормой.

Таким образом, в течение пребывания детей в дошкольной образовательной организации педагоги участвуют в физическом, творческом и личностном развитии каждого ребенка дошкольного возраста.

Согласно требованиям профессионального стандарта педагога дошкольного образования (2017 года) педагоги дошкольной образовательной организации принимают участие в создании комфортной эмоциональной среды внутри группы обучающихся, обеспечении каждому ребенку состояния эмоционального спокойствия и благополучия.

Педагоги дошкольной образовательной организации «Детский сад № 35» умеют также организовать все виды деятельности, необходимые для развития ребенка дошкольного возраста: предметную, познавательную, игровую. Для этого воспитатели не только организовывают детей, но и обустраивают пространство детского сада и выделяют время для самостоятельных свободных игр.

Педагоги обладают также как навыками планирования образовательного процесса, так и применения на практике образовательной программы для детей дошкольного возраста, умеют реализовывать в процессе взаимодействия с ребенком рекомендации узких профессионалов - психолога, логопеда и т.п., умеют выработать у ребенка дошкольного возраста психологическую готовность к восприятию школьного обучения, знают общие закономерности физического и психического развития ребенка в дошкольном возрасте.

В дошкольной образовательной организации планируется согласно Профессиональному стандарту педагога дошкольного образования переход педагогов дошкольной образовательной организации на новые нормативы, - это максимально эффективное вовлечение самих детей в воспитательный процесс. Педагогам предлагается применять непосредственно в процессе обучения новые инструментарии, которые позволят всесторонне развиваться ребенку вне зависимости от его индивидуальных особенностей - умственных возможностей, характера, происхождения из той или иной социальной или этнокультурной среды.


2.2. Изучение психолого-педагогической формирования готовности ребенка к обучению школе

Процедура изучения психолого-педагогической готовности к обучению в школе проходила в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 35 комбинированного вида» города Алапаевска Свердловской области. Ребенок находился в привычной для него обстановке, а сама процедура исследования проходила на традиционных для дошкольной образовательной организации занятиях, а само обследование было похоже на индивидуальное занятие. Таким образом, сводилось до минимума стрессовое влияние так называемого «экзамена» при поступлении в школу.

В исследовании принимали участия 10 детей первой подготовительной группы дошкольного возраста 6 - 7 лет общеразвивающей направленности, из них 6 девочек и 4 мальчика, посещающих «Детский сад № 35».

Задания воспринимались детьми с интересом, т.к. проходили в форме игры. Невербальной агрессии и негатива со стороны детей не наблюдалось.

1. Наблюдение.

В ходе исследования методом наблюдения прослеживались основные показатели, которые отражают готовность ребенка к началу регулярного обучения в школе. В первую очередь, отмечалось, как дети работали в соответствии с фронтальной инструкцией, то есть прослеживалось произвольное удержание внимания, его алгоритма как последовательности определенных действий.

Дети самостоятельно действовали по образцу, вовремя останавливались в выполнении того или иного задания, и переключались на выполнение другого. Во время прохождения исследования дети выполняли задания, сохранялся интерес (как один из аспектов учебной мотивации), а также сохранялся необходимый и достаточно стабильный уровень работоспособности.

Основой исследования послужила «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению» Н.И. Гуткиной.

Перед обследованием на доске объявлений в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 35» был вывешен листок с информацией о том, какие типы заданий будут предъявляться ребенку дошкольного возраста на собеседовании у психолога.


Эти задания были сформулированы следующим образом.

Ребенок должен уметь:

  • воспроизводить образец;
  • работать по правилу;
  • выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ;
  • различать отдельные звуки в словах.

Диагностика проводилась в соответствии с аспектами школьной зрелости: интеллектуальной, эмоциональной и социальной.

Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающие фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образцы, а также развитие сенсорной координации.

Эмоциональная зрелость - это уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять различные задания.

В основе этих параметров создаются тесты для определения школьной зрелости детей дошкольного возраста. Диагностика готовности - это поиск ответа на вопрос, будет ли ребенок успешно усваивать школьную программу, справляться с учебной деятельностью, социальной, эмоциональной и психофизической нагрузкой.

Целью исследования было изучить сформированность психологической готовности ребенка к обучению в школе. Для этого были использованы следующие методики.

Методика 1. Степень психосоциальной зрелости ребенка дошкольного возраста (тестовая беседа, предложенная С.А. Банковым.).

Данная методика предполагает изучение психосоциальной зрелости ребенка дошкольного возраста.

24-29 баллов - высокий уровень психосоциальной зрелости ребенка, 20-23 балла - средний уровень психосоциальной зрелости ребенка, 15-19 баллов- низкий уровень психосоциальной зрелости ребенка. Полученные результаты исследования психосоциальной зрелости ребенка дошкольного возраста по методике С.А. Банкова у детей подготовительной группы дошкольной образовательной организации отражена в таблице 1 .

Таблица 1

Результаты исследования психосоциальной зрелости детей подготовительной группы МАДОУ «Детский сад № 35»

(методика С.А. Банкова)

Имя, фамилия ребенка

Высокий уровень психосоциальной зрелости ребенка

Средний уровень психосоциальной зрелости ребенка

Низкий уровень психосоциальной зрелости ребенка

Уровни

1. Алина П.

26

-

-

В

2. Аня И.

-

21

-

С

3. Аня Ш.

-

-

15

Н

4. Артем П.

29

-

-

В

5. Даша У.

-

22

-

С

6. Дима И.

-

-

17

Н

7. Маша С.

-

20

-

С

8. Миша А.

25

-

-

В

9. Никита Б.

-

23

-

С

10. Полина К.

-

19

Н