Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты психолого-педагогической готовности ребенка к обучению в школе
1.1. Основы психолого-педагогической готовности ребенка к обучению в школе
Глава 2 . Особенности формирования психолого-педагогической готовности детей к обучению в школе
2.2. Изучение психолого-педагогической формирования готовности ребенка к обучению школе
1.2. Современные подходы и направления взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей в период подготовки детей к обучению в школе
Взаимодействие педагога с родителями в период подготовки детей к обучению в школе - сложный процесс, который требует специальной подготовки педагогов.
В организации союза «родители-педагоги» важнейшая роль принадлежит педагогам. Однако не все родители откликаются на стремление дошкольной образовательной организации к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по подготовке детей к обучению в школе. Поэтому педагогам необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы [32, с. 51].
Организация общения педагога с родителями детей в период подготовки к обучению в школе остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольной образовательной организации.
Современные родители образованы, обладают широким доступом к научно- методической литературе из области педагогики. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не является гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Родители испытывают затруднения в период подготовки ребенка к обучению в школе, в выборе оптимальных воспитательных методов и приемов. Отмечена сохраняющаяся у родителей потребность в получении конкретной адресной помощи по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе, как известно именно педагоги дошкольного учреждения способны прийти на помощь родителям.
Но, к сожалению, не все педагоги могут помочь. Причин здесь несколько. Во-первых, сказывается недооценка в обществе роли педагога дошкольной образовательной организации.
Конечно, сегодня многое делается для изменения социального статуса профессии «воспитатель». Но нужно еще время и усилия, чтобы родители и педагоги до конца осознали собственные позиции. Ведь, к сожалению, и со стороны педагогов сохранилась установка на «воспитание» родителей, на авторитарную модель общения. Современный родитель не желает быть поучаемым и воспитываемым. Понимание о партнерстве родителей и педагогов недостаточно прочно вошел в жизнь.
Во-вторых, существует и другая причина затруднений в общении. Сами педагоги признаются, что не всегда способны найти индивидуальный подход к каждому родителю. Гуманистическая психология говорит об уникальности и неповторимости каждого. Педагог один, а родителей много. Воспитатели отмечают, что есть родители воспитанников, с которыми контакт находится быстро и легко, другие же остаются недопонятыми или не понятыми вовсе. Педагогу дошкольной образовательной организации трудно видеть индивидуальные особенности каждого родителя. Из-за подобной неопределенности возникают разного рода опасения. Педагоги говорят: «Я боюсь быть не понятым родителями. Не знаю, чего можно ожидать, от того или иного родителя». При этом педагоги дошкольной образовательной организации вызывают желание научиться понимать родителей, наладить контакт с ними. Ведь, в целом, педагоги прекрасно понимают значение успешного взаимодействия с родителями для наилучшего развития детей.
Многолетний опыт показывает: повышение квалификации воспитателей через систему методической работы в дошкольной образовательной организации может существенно повысить качество взаимодействия с семьей.
В дошкольной образовательной организации такая работа проводится в несколько этапов:
- анализ исходных данных (диагностика);
- постановка задач;
- реализация намеченных планов.
На диагностическом этапе анализируются:
- уровень взаимодействия воспитателей и родителей;
- профессионально - личностные качества педагогов [42, с. 54].
Взаимодействие родителей с педагогами часто сводится к взаимно
вежливым, односторонне обучающим отношениям между семьей и дошкольной образовательной организацией.
Для проведения работы по подготовке детей к обучению в школе необходим тесный контакт специалистов: педагогов и психолога. Такой подход способствует более полному раскрытию стоящих перед коллективом задач в области взаимодействия с родителями.
Конечно, важно отметить и то, что успех занятий напрямую связан с активной позицией самого педагога, его желанием научиться, измениться. Верно говорит древняя мудрость: сложно изменить мир, но, если ты хочешь этого - начинай меняться сам.
Линии взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменными. Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию педагога на семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей, как надо воспитывать детей. Такую сферу деятельности педагога называли «работа с семьей». Для экономии сил и времени обучение ведется в коллективных формах (на собраниях, коллективных консультациях, в лекториях и т.д.). Сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи предполагает, что обе стороны имеют, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда - поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, и предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.).
Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированным подходом.
Есть еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. При этом обязательно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь [19, С. 67].
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через приобщение родителей к педагогическому процессу; расширение сферы участия родителей в организации жизни дошкольной образовательной организации; пребывание родителей на занятиях в удобное для них время; создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей; информационно- педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, с его воспитывающей и развивающей средой; разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей; объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка. Эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка; проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции; уважительные взаимоотношения семьи и дошкольной образовательной организации [4, с. 38].
Итак, взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи по вопросам подготовки детей к обучению в школе следует рассматривать как двусторонний процесс: «Дошкольная образовательная организация - семье» - процесс, направленный на оптимизацию влияния семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказания им помощи; «Семья - дошкольной образовательной организации» - процесс, характеризующийся включением родителей в воспитательно- образовательный процесс дошкольной образовательной организации.
Для эффективного взаимодействия педагога с семьей недостаточно диагностики и желания сотрудничества.
Необходимы современные знания о семье, причем этими знаниями должны владеть все сотрудники дошкольной образовательной организации, они должны стать основой для профессионального взаимодействия.
Систематическая работа педагогов подготовительной группы способствует повышению интереса родителей к воспитанию при подготовке ребенка к обучению в школе, их ответственности, росту педагогических знаний и умений, то есть повышению культуры. Очень важно, чтобы дошкольная образовательная организация способствовала формированию у родителей тех качеств, которые необходимы для представителей школьной родительской общественности.
Взаимодействие с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и педагогов, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи: ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье; определение уровня педагогической культуры родителей; выявление трудностей, испытываемых родителями; изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения; осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального подхода на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.
Решать эти задачи можно при помощи различных методов взаимодействия с родителями. Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, освещать все стороны развития и воспитания ребенка.
Одним из главных условий всестороннего формирования личности является обеспечение нормального физического развития. Родители должны знать, что нужно делать для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка, развить его силу и выносливость, физические способности, повысить сопротивляемость его организма болезням. Умственное развитие ребенка во многом зависит от того, какое влияние оказывают на детей взрослые члены семьи, поэтому в работе с родителями обязательно уделяется внимание вопросам умственного развития детей.
В связи с вышеизложенным взаимодействие с родителями строится по следующим направлениям: оказание помощи семье в воспитании; вовлечение семьи в образовательный процесс; культурно-просветительская работа; создание совместно с родителями условий для реализации личности ребенка; изучение запросов семьи и их удовлетворение через совершенствование образовательного процесса [44, с. 197].
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, и как уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Используется наглядная пропаганда, посещение семей, родительские собрания, беседы и консультации, конференции родителей, устные журналы, анкетирование, дни открытых дверей, круглые столы, организация клубов, организация деловых игр.
Глава 2 . Особенности формирования психолого-педагогической готовности детей к обучению в школе
2.1. Изучение опыта работы дошкольной образовательной организации по подготовке детей к обучению в школе
В Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 35 комбинированного вида» города Алапаевска Свердловской области проводится систематическая работа по формированию психолого-педагогической готовности детей к обучению в школе, поскольку это одна из важнейших задач, от решения которой зависит успешность ребенка в школе. В связи с этим в дошкольной образовательной организации «Детский сад № 35» проводятся регулярные собеседования, консультации с родителями, выставляется информация в родительских уголках, родительские собрания, помогающие подготовке детей к обучению в школе.
Основное направление работы дошкольной образовательной организации: совершенствование психолого-педагогических условий, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы дошкольного образования для групп общеразвивающей направленности и адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Муниципальная автономная дошкольная образовательная организация «Детский сад № 35» ставит в связи с этим направлением следующие задачи:
- обеспечить курсовое повышение квалификации педагогов в области инклюзивного образования;
- оптимизировать процесс интеграции информационно- коммуникативных технологий в различные виды деятельности;
- обновить содержание образования по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, отобрать наиболее интересный и
доступный материал с опорой на опыт и чувства детей.
С целью развития коммуникативной готовности к обучению в школе и осознания специфики позиции школьника в старших и подготовительных группах дошкольной образовательной организации «Детский сад № 35» проводятся психогимнастические занятия для детей старшего дошкольного возраста, которые формируют адекватное представление о школьной жизни и помогают выработке адекватных реакций на возможные затруднения. Проводятся тренировки переключения и устойчивости эмоционального состояния, а также осознание позитивного опыта. Игры-релаксации учат детей снимать мышечное напряжение, успокаивают и расслабляют. Позитивные показатели в личностном развитии детей дошкольной образовательной организации, их успешность зависит и от уровня сформированности у них социально-коммуникативной, информационной, технологической компетентности. Ежегодно дети дошкольной образовательной организации принимают участие в образовательных событиях разного уровня - всероссийских, краевых, городских конкурсах. Так, доля обучающихся, принявших участие во всероссийских, краевых, городских конкурсах в 2017-2018 годах повысилась по сравнению с прошлым учебным годом с 45% до 62%.