Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты психолого-педагогической готовности ребенка к обучению в школе
1.1. Основы психолого-педагогической готовности ребенка к обучению в школе
Глава 2 . Особенности формирования психолого-педагогической готовности детей к обучению в школе
2.2. Изучение психолого-педагогической формирования готовности ребенка к обучению школе
Преобладание выраженности данных особенностей отражают сформированность психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Таким образом, с помощью интерпретации данных, было установлено, что низкая психологическая готовность к обучению в школе доминирует у Даши У. и Димы И. Наблюдения за ними так же показало, что у них явно повышенный уровень тревожности, они замкнуты, не уверены в себе.
На основе полученных результатов необходимо использовать психокоррекционную программу, которая помогла бы не только этим детям улучшить свои показатели, но и остальным детям повысить свой уровень психологической готовности к обучению в школе.
Исследуя педагогическое воздействие образовательного процесса дошкольной образовательной организации на закладывание основы готовности к обучению в школе, формирование обобщенных, систематизированных знаний об окружающей действительности можно отметить, что оно наиболее эффективно осуществляется в детском коллективе, в совместной деятельности детей.
Поэтому психокоррекционная программа рассчитанная для Даши У. и Димы И. будет осуществляться в совместной деятельности.
Таким образом, для многих детей, которые по тем или иным причинам не получили полноценного развития, поступление в школу может оказаться сложным испытанием. Поэтому своевременная диагностика, коррекция и развивающая работа по подготовке к обучению в школе является актуальной и важной задачей, стоящей перед психологом муниципального автономного дошкольной образовательной организации «Детский сад № 35».
Результаты диагностики по уровневым показателям для разных методик у детей подготовительной группы муниципального автономного дошкольной образовательной организации «Детский сад № 35» представлена в таблице 7.
Таблица 7
Результаты диагностики по уровневым показателям для разных
методик у детей подготовительной группы МАДОУ «Детский сад № 35»
Имя, фамилия ребенка |
Методики исследования |
Результаты |
|||||
С.А. Банкова |
«Домик» |
«Да и нет» |
«Сапож ки» |
«Последователь ность событий » |
«Звуко вые прятки» |
||
1. Алина П. |
В |
В |
В |
С |
С |
Н |
В-3, С-2, Н- 1 |
2. Аня И. |
С |
С |
С |
Н |
С |
С |
С-5, Н-1 |
3. Аня Ш. |
Н |
Н |
Н |
В |
С |
Н |
в-1, С- 1, Н-4 |
4. Артем П. |
В |
Н |
Н |
С |
С |
Н |
В-1,С-2, Н- 3 |
5. Даша У. |
С |
С |
С |
В |
С |
С |
С-5, В-1 |
6. Дима И. |
Н |
В |
В |
Н |
С |
В |
В-3, С- 1, Н-2 |
7. Маша С. |
С |
Н |
Н |
С |
Н |
В |
В-1, С-2, Н- 3 |
8. Миша А. |
В |
В |
В |
В |
С |
Н |
В-4, С-1, Н- 1 |
9. Никита Б. |
С |
С |
С |
В |
С |
С |
В-1, С-5 |
10. Полина К. |
Н |
Н |
Н |
С |
Н |
В |
В-1, С-1, Н- 4 |
Согласно результатам тестовой методики С.А. Банкова большинство детей (30%) имеют высокий уровень психосоциальной зрелости, то есть считаются готовыми к обучению в школе и (40%) имеют средний уровень психосоциальной зрелости, а 3 ребенка (30%) имеют низкий уровень психосоциальной зрелости.
Методика «Домик» выявила проблемы 40% детей в умении ориентироваться в своей работе на образец, в умении точно скопировать его, выявляет недостаточное развитие произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
По результатам методики «Да и нет» хорошо развитое внимание имеют 30% детей, слабо развитое внимание 30%, плохо развитое внимание - 40% воспитанников.
Как и в предыдущем исследовании произвольной сферы по методике «Да и нет» проблемы с плохим развитием внимания выявлены у Ани Ш., Артема П., Маши С. И Полины К.
Детям с проблемами внимания необходимы индивидуальные и фронтальные занятия на развитие этих психических процессов.
Анализируя результаты проведения методики исследования интеллектуальной и речевой сферы по методике «Сапожки» можно отметить, что полностью справились с задачей 40% детей, «удовлетворительно» - 40%, «неудовлетворительно» - 20% детей. Проблемы возникают при решении задач по правилам, с которым раньше никогда не встречались, большинство детей с трудом могли ими пользоваться, либо «отгадывали» с опорой на зрительный образец. В связи с этим необходима систематическая фронтальная работа педагогов по развитию интеллектуальной и речевой сферы в дошкольной образовательной организации.
Исследование интеллектуальной и речевой сферы по методике «Последовательность событий» выявило низкие речевые способности детей по следующим параметрам: связность речи (использование сложных предложений, правильные окончания слов, предлоги и т.д.), и средние способности по правильности (четкости) произношения.
В результате наблюдения дети с дефектами произношения не обнаружены. Однако связность речи у большинства детей (80%.) на среднем для данного возраста уровня.
Результаты диагностики свидетельствуют о необходимости систематической работы по развитию интеллектуальной и речевой сферы детей, особенно по развитию связности речи (использование сложных предложений, правильные окончания слов, предлоги и т.д.) и правильности (четкости) произношения.
Результаты методики «Звуковые прятки» у детей подготовительной группы дошкольной образовательной организации «Детский сад № 35». Хороший фонематический слух у 30% детей, удовлетворительный - у 30%, неудовлетворительный - у 40%.
Таким образом, способность слышать, понимать, различать звуки - т.е. «Фонематический слух» присутствует у 60%, поэтому его нужно целенаправленно и систематически развивать через систему упражнений для развития фонематического слуха. Высокий уровень преобладает у Алины П. и Миши А. Только у Ани Ш. преобладает низкий уровень, что требует проведения индивидуальной коррекционной работы.
По итогам диагностики составим таблицу процентных показателей (Таблица 8).
Таблица 8
Таблица процентных показателей по итогам диагностики детей подготовительной группы МАДОУ «Детский сад № 35»
Уровни |
|||||||
Методики |
В |
С |
Н |
||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Выводы |
|
детей |
детей |
детей |
|||||
С. А. Банков |
3 |
30 |
4 |
40 |
3 |
30 |
Требуются фронтальные занятия |
«Домик» |
3 |
30 |
3 |
30 |
4 |
40 |
Требуется индивидуальная работа |
«Да и нет» |
3 |
30 |
3 |
30 |
4 |
40 |
Требуется индивидуальная работа |
«Сапожки» |
4 |
40 |
4 |
40 |
2 |
20 |
Требуются фронтальные занятия |
«Последовате льность событий» |
8 |
80 |
2 |
20 Пр |
Требуются фронтальные занятия одолжение таблицы 8 |
||
«Звуковые прятки» |
3 |
30 |
3 |
30 |
4 |
40 |
Требуется индивидуальная работа |
В индивидуальной работе и фронтальным занятиям нуждаются дети по таким аспектам психической деятельности, как память, образно-логическое мышление, распределение внимания, его устойчивости и объема, развития произвольности. Также систематическая работа необходима по развитию интеллектуальной и речевой сферы деятельности детей, особенно по развитию связности речи (использование сложных предложений, правильные окончания слов, предлоги и т.д.) и правильности (четкости) произношения.
Таким образом, результаты диагностики позволяют сделать вывод, что дети к обучению в школе готовы, т. к. преобладает средний уровень. В связи с наличием по всем методикам низкого уровня (от 20% до 40%) необходимы как фронтальные занятия, так и индивидуальная работа.
Высокий уровень преобладает у Алины П. и Миши А. Средний уровень у большинства детей (у Ани И., Артема П., Даши У., Димы И., Маши С., Никиты Б., Полины К. ). Только у Ани Ш. преобладает низкий уровень, что требует проведения индивидуальной коррекционной работы.
На основе полученных результатов необходимо использовать психокоррекционную программу, которая помогла бы не только Ане Ш. улучшить свои показатели, но и остальным детям повысить свой уровень психолого-педагогической готовности к обучению в школе. Исследуя педагогическое воздействие в дошкольной образовательной организации, считаю, что задачей дошкольной образовательной организации выступает постепенное закладывание основы готовности к обучению в школе, формирование обобщенных, систематизированных знаний об окружающей действительности, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе изучения проблемы психолого-педагогической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе решены поставленные задачи.
- Проанализированы теоретические основы психолого- педагогической готовности ребенка к обучению в школе. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Обобщая точки зрения авторов, к числу компонентов психологической готовности к обучению в школе можно отнести: психомоторную (функциональную); интеллектуальную; эмоционально-волевую;
мотивационную; личностную; социально-психологическую готовность.
Не вызывает сомнения, что любой компонент структуры, как и вся структура в целом, важны как для того, чтобы деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношения. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи по вопросам подготовки детей к обучению в школе следует рассматривать как двусторонний процесс. «Дошкольная образовательная организация - семье» процесс, направленный на оптимизацию влияния семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказания ими помощи.
- Изучены основные направления взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей.
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как традиционные, так и новаторские, нетрадиционные. Используется: родительские собрания, беседы и консультации, наглядная пропаганда, посещение семей, конференции родителей, устные журналы, анкетирование, дни открытых дверей, круглые столы, организация клубов, организация деловых игр.
Все это будет способствовать углублению преемственных связей между семейным и общественным воспитанием, между дошкольной образовательной организацией и школой и повышению ответственности родителей за воспитание детей.
- Изучен опыт работы дошкольной образовательной организации по подготовке детей к обучению в школе.
В Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 35 комбинированного вида» города Алапаевска Свердловской области проводится систематическая работа по формированию психолого-педагогической готовности детей к обучению в школе, поскольку это одна из важнейших задач, от решения которой зависит успешное обучение ребенка в школе. В связи с этим в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 35» проводятся регулярные собеседования, консультации с родителями, выставляется информация в родительских уголках, родительские собрания, помогающие подготовке детей к обучению в школе.
Педагоги дошкольной образовательной организации умеют также организовывать все виды деятельности, необходимые для развития ребенка дошкольного возраста: предметную, познавательную, игровую.
- Изучен уровень психолого-педагогической готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.
В исследовании принимали участия 10 детей первой подготовительной группы дошкольного возраста 6 - 7 лет общеразвивающей направленности, из них 6 девочек и 4 мальчика, посещающих муниципальное автономное дошкольная образовательная организация «Детский сад № 35».
Диагностика психолого-педагогической готовности детей к обучению в школе проводилась по разным методикам и носила групповой и индивидуальный характер. Основой исследования послужила программа Н.И. Гуткиной.
Таким образом, результаты диагностики позволяют сделать вывод, что дети к обучению в школе в основном готовы, однако преобладает средний уровень готовности детей подготовительной группы к обучению в школе.
5. На основании результатов диагностического исследования были разработаны рекомендации для педагогов и родителей по работе со слабо подготовленными к обучению в школе детьми и рекомендован развивающий материал для занятий.
Главным условием осуществления программы психолого- педагогического сопровождения родителей детей старшего дошкольного возраста и ее высокой результативности является совместная работа педагогов, специалистов дошкольной образовательной организации и родителей, их активность и заинтересованность в готовности детей к обучению в школе.